Глава 1. Верная (разумная) экономия
Содержание
Искусство делать деньги…………………………………………………………...….....2
Ошибочная экономия………………………………………………………………...…..3
Глава 1. Верная (разумная) экономия………………………………………...…….…...4
Глава 2. Здоровье.………………………………………………………………………...6
Глава 3. Истинное призвание.……………………………………………………....…...7
Глава 4. Заем денег……………………………………………………………...….…….8
Глава 5. Энергия, выдержка, прилежание……………………………….……..….……9
Глава 6. Хозяин в деле…………………………………………………………..………11
Глава 7. Чужие деньги…………………………………………………………………..12
Глава 8. Пpиятельские векселя…………………………………………………………13
Глава 9. Вред от разбрасывания своих сил на разные дела…………………………..14
Глава 10. Честность – лучшая гарантия ycпexa……………………………………….17
Добрые советы…………………………………………………………………………..18
Жизнь и Судьба великого импрессарио……………………………………………….19
Примечания……………………………………………………………………………...23
Финеас Тейлор Барнум
Искусство делать деньги или Золотые правила зарабатывания денег
Не пугайтесь, честный читатель… Эта книжечка не сделает вас фальшивомонетчиком! Цель книжки этой не подведет вас под ответственность за подделку государственных монет и кредитных билетов. Правда, она учит, как делать деньги, учить, как нажить таковые честным трудом, как сделаться богатым, даже… очень богатым!
Проходя недавно, (1887 год) мимо одного лондонского книжного магазина, говорит немецкий переводчик этой книжки, г. Катчер, мне бросилось в глаза большое объявление, вывешенное в окне, на котором крупными буквами, было изображено: "The Art of Money-getting, or, Hints and Helps to Make a Fortune". Цена – шесть пенсов. Кто отказался бы выучиться искусству сделаться богачом за шесть пенсов? Я купил, говорит он далее, эту книжку и был поражен, прочитав имя ее автора, это был Ф. Г. Барнум… Барнум, знаменитый Нью-Йоркский антрепренер и импрессарио, владелец всевозможнейших театров, зверинцев, музеев и всяких достопримечательностей! Тот самый Барнум, который пятнадцать лет тому назад обнародовал свою биографию, произведшую огромную сенсацию в читателях обоих полушаpий! Настоящая книга, как я узнал в магазине, расходилась в баснословном количестве экземпляров, и я с жадностью принялся за чтение. И надежды мои, мои ожидания меня не обманули. Произведение замечательного человека нашего времени, знаменитого Барнума оказалось произведением самого высокого интереса.
Барнум был некогда бедным мальчиком, а теперь, как оказывается из его духовного завещания, сделанного на всякий случай, он обладает состоянием в 15 000 000 долларов (30 миллионов рублей), нажитыми честным и упорным трудом. Барнум разрушил нашу поговорку и народное убеждение, будто "трудом праведным, не поживешь палат каменных"… Он доказал, что это вздор, что такой взгляд есть продукт распущенности и разнузданности современного нам общества. Как же он нажил эти деньги? На этот вопрос мы и получаем ответ, в целом ряде взглядов, опытов, мнений и советов, изложенных в этой книжке. Это не есть собрание каких-нибудь шарлатанских принципов, каких-нибудь недомолвок и шуток, туманностей… Нет, это ряд серьезных, практических мнений и взглядов опытного, делового человека, покоряющихся на честном отношении к делу и людям.
Эта книжка, заметил мне, один знаменитый янки, говорит г. Катчер, есть ценная вещь для людей, вступающих в самостоятельную жизнь (или дело). Она для него дороже ста долларов!
В настоящее время Барнуму 75 лет. Он провел бурную, необыкновенно подвижную и разнообразную, по положениям, жизнь. На поприще "зрелищ и увеселений" ему нет соперника в мире. Но независимо от этого, он – человек глубокого ума, замечательный оратор н чрезвычайно способный писатель. Он был долгое время старшиной, затем выборным членом законодательного собрания, издавал и редактировал газету, был директором банка, директором, колоссального в Америке, Бриджпортского водопровода, главным директором Бриджпортского госпиталя н т. д.
Искусство делать деньги
Ошибочная экономия
Искусство приобрести деньги далеко не так трудно и сложно, как сохранить, уберечь приобретенное. По теории Франклина путь к обогащению очень прост; "Расходуй меньше, чем зарабатываешь – и ты будешь иметь избыток!" Ч. Диккенс говорит: "Кто имеет доход в 20 фунтов, а расходует 20 фунтов и шесть пенсов (25 коп.) – тот несчастнейший человек в мире. Но кто зарабатывает 30 фунтов, а расходует 19 фунтов и шесть пенсов – счастливейщий из смертных".
Иной читатель скажет: "3наю я это; старая истоpия, экономия, бережливость… Я знаю, что путем сбережения можно придти к богатству. Я хорошо понимаю, что нельзя одновременно и откладывать и тратить одни и те же деньги". Совершенно верно. Но вопрос в том, как и где экономить. Можно привести не мало примеров, где неразумная экономия, ошибочная экономия была причиной гибели многих, многих людей. Другими словами: множество людей полагает, что они знают, что такое экономия, а между тем – они и понятия не имеют о правильной экономии. И отсутствие этого ясного понимания, наблюдается, к несчастью людей, слишком часто.
Я часто слышу жалобы: "Я получаю столько же, сколько мой знакомый А. Он каждый год откладывает что-нибудь про черный день, а у меня вечная недостача, вечный дефицит! Чем это объяснить? Ведь я же умею быть экономным". Он ошибается. Его экономия неверная, ошибочная. Очень может быть, что он прячет огарки, не сжигает лишней спички, торгуется с прачкой из-за одной копейки… Но всё это не то. Это скаредничество, а не бережливость, не экономия. Нельзя назвать бережливым и экономным и того, который покупает за бесценок дорогую вещь, ему, в сущности, совершенно ненужную. Нельзя назвать экономным и того, который экономит пять копеек там, где, переплатив их, он мог бы затем сберечь двадцать копеек. Принцип – экономить везде, есть принцип крайне односторонний и ошибочный. Такая экономия– заблуждение! Когда еще не был введен в употребление керосин, то можно было, например, получать превосходный ужин у американского фермера, но за то нельзя было иметь достаточно света, чтобы после ужина почитать книжку или газету. "У нас очень неудобно читать, – замечала в таких случаях хозяйка, – наши средства не позволяют жечь по две свечи одновременно. Мы только в редких, торжественных случаях зажигаем вторую свечу". (Т. е., замечает автор, раза два в год).
Таким образом хозяйка, правда, сберегала, в течение года, небольшую сумму, но забывала при этом, про пользу чтения, которое, несомненно дало бы и пищу уму и отдохновение, и свежесть, и бодрость всей семьи ее. А бодрый, свежий дух и своевременное развлечение работника, конечно, дороже сэкономленной свечи! Но можно же читать, кое-как, и при одной свечке? Да, но при этом испортишь глаза настолько, что сэкономленной свечки не хватит на уплату врачу и оптику за очки. Если припомнить при этом, что та же хозяйка тратит в тысячу раз больше на свои прихоти и наряды, то сбереженная свечка становится уже прямо смешной. К сожалению – такая ошибочная экономия наблюдается, нередко, в среде даже деловых людей, которые не могут равнодушно видеть, что клерк испортил лишний бланк или конверт. Такого рода дельцы, почитатели экономии, берегут каждый клочок бумаги и отрывают ненаписанную половину полученного письма. Конечно, при систематическом собирании и употреблении в дело этих клочков сберегается лишняя стопа бумаги, но при этом теряется гораздо больше времени. Впрочем – эти собиратели клочков не прочь в то же время проматывать крупные суммы на вечера, попойки, кутежи и рысаков. Англичане называют такую экономно "быть умным на фунт и глупым на пенни", в переводе на наш язык это значило бы: "рубли швырять – хранить копейки". Остроумнейший английский сатирический листок "Punch" так рисует людей этого пошиба: "Такой человек в состоянии купить селедку, необходимую для прокормления своей семьи и затем тут же нанять дорогую коляску, чтобы отвезти эту селедку домой".
Достоверно одно, что путем ошибочной экономии еще ни один Плюшкин еще не сделался богачом, капиталистом.
Глава 2. Здоровье
Основанием для успеха в жизни, как и в счастье жизни служит хорошее здоровье. Больной человек никогда не может разбогатеть собственными силами, никогда не может сделаться капиталистом, если он, конечно, не имел средств раньше.
Болезнь уничтожает честолюбие, парализует дух предприимчивости и силу воли. Многие люди не виноваты, конечно, в том, что они больны; но большинство должны пенять на самих себя. Возможно строгое исполнение законов гигиены принадлежит к главнейшим условиям успеха в деле зарабатывания и наживания капиталов. При этом нужно помнить, что чем строже мы исполняем требования самой природы, тем меньше мы ведаемся с разными болезнями. Это мы забываем, к сожалению, слишком часто, несмотря на то, что платимся за нарушение законов природы на каждом шагу.
В этом отношении можно указать на курение, как на одну из наиболее вредных привычек людей. Какие указания имеются в природе, из которых видно бы было, что животному необходим дым? Какое животное любит дым? Между тем люди курят, делают это почти потребностью, делаются рабами этой ужасной привычки, несмотря на то, что она обыкновенно, очень вредно отзывается на их здоровье. То же самое можно сказать и о пьянстве. Заботы о приобретении капитала требуют свежей, неотуманенной головы, которая бы никогда не забыла, что дважды-два четыре. При обсуждении планов и составлении деловых проектов нужна ясность и трезвость взгляда, нужно внимательное рассмотрение мелочей и деталей. А что может сделать в этом направлении голова, отуманенная спиртными напитками? Сколько погибло людей и дел, благодаря только тому, что предприятия и дела обсуждались легкомысленно, за стаканом вина, в трактире и ресторане! К сожалению, обычай вершить дела за вином господствует в Америке и в равной степени и в Англии. А благодаря этим пьяным разговорам сколько важных дел, сколько важных соображений и совместных oбcyждeний откладываются "на завтра" только потому, что сегодня голова уже устала, да и весело как-то сейчас… "Давай, выпьем, дело не убежит". А между тем – до завтра кое-что уже забыто, кое-что передумано и дело пострадало. Отчего? От кабака. Биржа, кабинет, правление и контора – вот места деловой деятельности… Кабак, гостиница, ресторан, трактир – места не для дела, места распущенности, разврата, opгий, места для людей с низкими инстинктами, с животными страстями.
Глава 3. Истинное призвание
Выборг профессии и занятия для начинающего самостоятельную жизнь человека – есть вещь величайшей важности, вещь – первенствующего значения. Часто отцы, родные и опекуны делают непростительную ошибку, склоняя юношу на ту или другую деятельность, к которой он не чувствует ни охоты, ни призвания. Даже больше, – некоторые родители прямо настаивают на той или другой профессии, несмотря на то, что сын их являет наклонности и способности к карьере совершенно противоположного характера. Часто профессии выбирают для ребенка в ту пору, когда он кроме претензии на полную соску с хорошим молоком, никаких желаний выражать не может. Еще чаще отец распредeляет профессии своих сыновей, совсем не соображаясь с их наклонностями… "Ты, Вася, будешь доктором, говорить он старшему; ты, Коля, – инженером, ты – адвокатом, ты – учителем" и т. д. Между тем, на деле выходит, что, напротив, Коля мог бы быть учителем, Вася – инженером и т. д. И что же выходит в конце концов от такого насильного навязывания профессии своим детям? Предположим, что Коля стал инженером, что его силком дотащили до этой ученой степени. Но она ему не нравится. Душа не лежит у него к этому делу и благодаря этому он навсегда останется плохим инженером и никогда не подымется выше средней посредственности. А между тем – воспитай в нем то, к чему у него было призвание, он, может быть, стал бы заметным работником в этой области и занял бы выдающееся место среди своих собратьев. И нередко случается, что доктор бросает медицинскую практику и делается учителем, инженер – артистом, учитель – чиновником, бухгалтер – литератором и т. д. Кто возместит такому человеку потерянное время, труд и энергию?
Вот почему особенно рекомендуется родителям внимательно присматриваться к наклонностям и симпатиям детей, следить за их играми в юности, чтобы подметить эти наклонности и симпатии.
Жизнь дает каждому человеку свою роль и обходить ее не следует. К счастью, большинство людей попадает, в конце концов, на свое призвание, но нередко мы встречаем и таких людей, которые тяготятся своим положением, но не могут уже, в силу вещей, вернуться с этого пути и взяться за свое, любимое и интересующее их дело.
Но раз человек нашел свое призвание – он должен твердо и неуклонно работать в этом направлении и отнюдь не уклоняться в сторону. Важную роль играет в этом размер, широта деятельности и место этой деятельности. Человек, имеющий, например, талант держать огромную, первоклассную гостиницу, в центре торгово-промышленной деятельности, при железных дорогах и морских гаванях – окажется совершенно неспособным хозяином маленького, захолустного, грошового постоялого двора.
Неразумно вообще начинать какое-нибудь дело там, где уже существует много подобных учреждений. Самое верное и лучшее выступать с делом новым, оригинальным, незнакомым еще в данной местности. Такое дело всегда даст большой заработок и сделает предпринимателя богатым человеком.
Глава 4. Заем денег
Ничто не должно быть так страшно солидному, деловому человеку, как заем денег. Долги уничтожают самоуважение и оскорбляют человека. Долги побеждают человека всецело, делают его своим рабом. Но увы! В наше время – даже мальчики, дети не отказываются делать долги. Встречаются два юноши:
– Смотри, говорит первый, какую я себе пару сшил! В долг, братец, в кредит.
И говорит он это, с таким торжествующим, радостным видом, как будто ему подарили этот костюм. (Впрочем, – часто такие вещи, за их неоплатою так и остаются подарком). Но приходит срок – юноша уплатил за пару. Портной доволен его аккуратностью и предлагает уже не одну, а две, три пары. Юноша берет платье… Но… не может уплатить за все и становится неисправным плательщиком. Платье, однако, изнашивается… К тому же портному нельзя обратиться, нужно искать нового. И вот таким путем юноша начинает привыкать к долгам, которые потом растут все больше и больше, с незаметной, но, в то же время, поражающей быстротой. К долгам привыкают быстро и смотрят потом на совершение займов, как на естественный порядок вещей. А раз человек пришел к этому убеждению – он никогда не будет богатым человеком. При постоянных займах человек постепенно теряет к ceбе уважение и вечно недоволен тем, что хлопочет о прошлом; т. е. на занятые деньги он, обыкновенно, имеет очень мало удовольствия и наслаждения – ибо они уходят или на уплату за вещи, ранее полученные, или на отдачу прежнего долга. Он отдает деньги – ничего не приобретая на них. Вот почему сознание этой бесплодности отдачи и удерживает многих от уплаты долгов. Зачем отдавать, думает такой человек – ведь я, все равно, ничего не получу за это. Эти соображения, конечно, не относятся к торговому кредиту. Там берется товар на срок и когда он продан, то, отдавая за него деньги, купец оставляет себе прибыль за труд и умение продать его. Старый квакер так говорил всегда своему сыну-землепашцу: "Карл, не бери ничего в долг; но если ты уж хочешь что-нибудь взятъ, так бери навоз (удобрение) – он тебе даст осенью возможность заплатить за себя". Знаменитый Нью-Йоркский проповедник, брат г-жи Бичер-Стоу, автора "Хижины дяди Тома", всегда советовал молодежи пользоваться только одним видом кредита, т. е. покупать с рассрочкой земельные участки. "Если молодой человек должает только за землю – то он непременно станет впоследствии, состоятельным фермером". Такого рода долги даже желательны, но кредитоваться для того, чтобы вкусно есть, хорошо одеваться и развлекаться– недостойно порядочного человека. Еще недостойнее закладывать что-нибудь для удовлетворения этих нужд.
Смешно говорить: "я имею кредит на два месяца, но если я и не уплачу в срок, то кредитору моему это безразлично". Кредиторы отличаются необыкновенной способностью помнить сроки платежей и попробуйте не заплатить кредитору в срок? Он сам придет к вам. Денег у вас нет, приходится унижаться, лгать, просить и умолять… Где-же тут уважениe к самому себе? Но он не соглашается ждать. Приходится искать новый заем. При этом стараются уже занять побольше, чтобы хватило на уплату первого долга, да и осталось бы что-нибудь и себе. Таким образом долг вырастает совершенно неожиданно. Не лучше, впрочем, кончается эта история и в том случае, когда кредитор и соглашается на отсрочку. Пишется новый документ; кредитор, видя ваше безвыходное положение, требует больший, против прежнего, процент и вы должны согласиться на это. После долгих толков вы кончаете дело и расходитесь. Но разница между вами огромная. Кредитор встанет завтра утром богаче, чем он был вчера, а вы встанете более бедным, чем были накануне.
"Деньги похожи на огонь. Oни отличные слуги, но суровые властители". Раз они забрали кого-нибудь в руки, в виде неоплатного долга или тяжелых процентов – они держат свою жертву крепко и давят немилосердно. Но кто заставляет деньги работать на себя – тому они служат хорошим, верным работником. Ни один работник в мире не отличается таким прилежанием и неустанностью, как работник-деньги. Они приносят пользу своему господину и днем и ночью, не зная ни отдыха, ни праздника, ни стужи и непогоды. Набожные граждане Коннектикута, отличавшиеся необыкновенно строгим исполнением религиозных законов своей церкви, не позволяли никому не только работать по праздникам, но даже преследовали мужа, осмелившегося публично поцеловать свою жену в воскресный день. Но тем не менее – их помощники, их работники – работали. Я говорю о деньгах. Сами они ходили в церковь, читали библии, а деньги, отданные в рост, несли в это время свои проценты. Один американский негоциант, Джон Рандольф, объявил открыто, что он нашел, наконец, "философский камень жизни". И когда его спросили в чем заключается его секрет – он ответил: "я плачу всегда наличными".
Глава 6. Хозяин в деле
Быть хозяином вовсе не так легко, как это кажется с первого взгляда. Глаз хозяина и его престиж дороже дюжины рук его служащих". Служащие, во всей своей массе часто упускают из виду то, чего хозяин дела никогда не упустит. Хозяин, сам плохо понимающей свое дело и рассчитывающий на своих служащих и помощников никогда не может довести дела до широких размеров и надежды его никогда не увенчаются успехом. Поэтому глубокое и всестороннее знание дела есть первое yсловиe, которому должно удовлетворять лицо, начинающее то или иное самостоятельное дело. И чем солиднее понимание дела – тем лучший результат даст оно. Но чтобы изучить дело– нужно время, внимание, интерес к делу, нужна энергия и любовь к нему. Нужно пройти длинную школу ошибок, потерь, убытков, чтобы выучиться делу. Опыт, в этом случае, лучший учитель. Один финансист потерял большой куш на биржевой операции. Он не досадовал… Отлично, говорил он… теперь я научен и не сделаю в будущем такой же ошибки".
Но хозяину нельзя делать всего одному. Дело требует исполнителей распоряжения хозяина и помощников. Дело должно иметь людей, работников. Но выбор их труден. Выбирать нужно с величайшей осмотрительностью, осторожностью и разбором. Даже самые лучшие служащее не могут быть достаточно хороши. И вот почему, раз вы попали на годного человека, старайтесь держаться его, дорожите им. Чем дольше у вас служит работник – тем лучше для вас. Он привыкает к делу день ото дня и становится поэтому опытнее и поэтому нужнее для вас. В этом году ваш служащий гораздо лучше в деле, чем он был в прошлом; в будущем году будет лучше, чем в нынешнем году. Но если служащий, вообразив, что без него вы не можете обойтись, начнет капризничать или требовать повышения жалованья за ту же самую работу, то немедленно увольняйте его. Во-первых, для того, чтобы доказать ему и его товарищам, что вы можете себе всегда найти других людей, а во-вторых, потому, что человек, который считает себя незаменимым, – не заслуживает доверия. Он не любить самого дела и не дорожит репутацией спокойного, хорошего работника, наоборот, если служащий хорош, старателен, трезв, интересуется и дорожит делом, необходимо поощрять его. Необходимо ему, от поры до времени, прибавлять жалованье, небольшими, сравнительно, суммами. Тогда он будет дорожить местом и хозяином и знает, что постепенно он дойдет до такого оклада, какого ему никогда не дадут с первого раза на новом месте. Такой способ поддерживать бодрость в служащих и охоту в работе – самый рациональный и выгодный, как для служащего, так и для хозяина. И во всяком случае– ежегодное повышение жалованья, хотя и небольшими суммами – умнее единовременной награды, практикуемой в большинстве случаев. Щедрое жалованье приносит хороший доход. Нужно обеспечить служащего настолько, чтобы у него не было своих личных, мелких забот. Голова должна у него быть свободна, дух бодр и энергия не должна расходоваться на другие личные дела. А это возможно только тогда, когда ваш приказчик сыт, одет, обут и весел. При таких условиях он отдает себя всего делу и хозяин от этого в большой прибыли. В особенности всё это важно для лиц, заменяющих самого хозяина. При всем том – нужно наблюдать, чтобы служащий был всегда образованнее и умнее, чем требует самое дело. Образованный, умный и развитой человек принесет много пользы хозяину и советом и собственной инициативой и находчивостью и распорядительностью. Он поймет хозяина с полуслова.
Глава 7. Чужие деньги
Есть масса людей, которые, едва посвятившись в дело, едва ознакомившись с ним, начинают мечтать о собственном деле, о собственном хозяйстве. "Довольно работать на людей, рассуждают они, теперь я дело знаю и начну хозяйствовать сам". Откуда же у вас деньги на собственное дело, спросите вы его. "Займу, на дело мне всякий даст, ответит он вам. Но он не знает еще, какое несчастье начинать дело на "чужие деньги"! Нужно их нажить самому, чтобы понимать их цену. И сколько вы не давайте такому "юноше" в дело" денег – кончится все-таки полным разорением его и гибелью предприятия. "Как получились – так и разлучились." Известный американский богач Астор уверяет, что первая нажитая им тысяча досталась ему горше, чем все последующие затем миллионы. Только трудом, упорным трудом, нажитые деньги ценятся нами дорого. И поэтому пусть только тот начинает свое хозяйство, который сумел скромной жизнью и экономией, нажить трудовые деньги. Такому человеку можно и помочь займом, если ему не хватает небольшой суммы для начала собственного дела. Такой человек вполне надежен. Он знает цену своим деньгам, знает, как дорого они ему достались и поэтому умеет уважать и чужие деньги, данные ему для развития его дела.
Девять десятых богачей Америки, прежних и нынешних, начали свою карьеру, будучи прежде бедными мальчуганами. Но у них была выдержка и энергия и все они шли потихоньку на пути обогащения и все они начинали дело с собственными, трудно-нажитыми грошами. Вот в чем и заключается секрет современных миллионеров. А. Т. Стюарт, прежде бедный мальчуган, обладает теперь капиталом в три миллиона рублей. И. И. Астор – был мальчиком-работником на ферме, а умер, недавно, оставив своим наследникам сорок миллионов рублей. Стеффи-Жирар был бедным юнгой на корабле и приобрел капитал в восемнадцать миллионов рублей. Корнелий Вандербильд, отец нынешнего американского железнодорожного короля, был перевозчиком на реке, а впоследствии он подарил правительству пароход, стоимостью в два миллиона рублей и умер, оставив наследникам сто восемьдесят миллионов (180 000 000) руб. серебром. Но поскольку бедняки богатеют, по стольку же и разоряются богачи. В особенности часто наблюдается разорение богатых наследников. Нужно умение и навык обращаться с большими деньгами. Кто не привык к богатству, того оно неминуемо губит. Мы часто наблюдаем постепенное обеднение старинных фамилий. "Дети, рожденные с золотой ложкой во рту" – плохо переносят изменения в условиях жизни и если не они, то их дети (внуки первых) становятся нищими. Факт этот наблюдается и в России, где некогда богатые фамилии терпят теперь нужду и разорены окончательно. Но в общем круговороте народной экономики явление это весьма отрадно. Люди эти, прежде тунеядствовавшие, берутся за работу и дают обществу лишнюю рабочую силу. Вот замечание одного ирландца: "Нужда породила изобретение; изобретение – удобства; удобства – удовольствия; удовольствие – роскошь; роскошь – распущенность и болезнь; распущенность и болезнь породили нужду; нужда – изобретение и т. д."
О порядке и системе
Чтобы не делать отдельной главы, уместно здесь же упомянуть и о порядке и систематичности в делах.
Все должно совершаться по заранее обдуманному плану и по строгой системе. На все должно быть определено время и последовательность. Порядок – душа всякого занятия, и чем больше наблюдается этот порядок, тем меньше тратится время на непроизводительную работу, на припоминания и розыски. У кого царит порядок в деле, тот всегда спокоен. У кого порядок в деле – тот пользуется большим досугом, чем человек беспорядочный. У кого порядок в деле, тот всегда может рассчитать свое время и заранее знает когда он кончит свою работу и знает что он затем будет делать. Наоборот – человек беспорядочный мечется из стороны в сторону, хватается одновременно за десять дел, но в конце концов у него ничего не выходит и все дела остаются сделанными наполовину. Такого сорта люди и в делах своих редко достигают чего-нибудь солидного.
Уважайте время других и берегите его, как свое собственное. Раз вы обещали что-нибудь в назначенный час или день, исполняйте, безусловно. Если же не можете – уведомьте заранее, откажитесь вовремя, но только не заставляйте человека ждать напрасно. Время– деньги н красть время значить красть деньги. "Не давши слова – крепись, давши – держись". В мелочах даже нужно быть аккуратным и излишняя аккуратность никогда не может быть смешною. Лучше приди раньше, чем позже.
Публикации и реклама.
Первое и самое необходимое ycловие, чтобы публикации (газетные объявления) и рекламы помогали делу, нужно чтобы они были правдивы и не лгали бы. Обманом вы ничего не добьетесь. Если вы хвалите в своей публикации ваш товар, то он действительно должен быть хорош и по той цене, какую вы объявляете. Mнoгиe стесняются публиковать и боятся объявлений. Это большое заблуждение и большое невежество. Вы имеете хорошую, свежую партию товара… Кто знает об этом? Публикуйте, публикуйте больше и публика придет к вам. И вот если она обманута, если ей предлагают дрянь, – реклама не поможет – товар сядет. Если же товар хорош – то можете потом и слабее рекламировать его, а торговля все-таки будет идти; но первым шагом во всяком деле есть все-таки газетная публикация. Объявляйте, публикуйте, рекламируйте! – Всегда, безостановочно, щедро! Кто сеет, тот и жнёт! Кто публикует, тот приобретает покупателей, клиентов, а они дадут барыш. Публика любить купить хорошо и дешево, поэтому если у вас явилась возможность предложить нечто порядочное за выгодную цену, то объявляйте об этом, кричите, чтобы все слышали. Печатайте публикации, прилагайте к газетам отдельные приложения, выпускайте брошюры, прейскуранты и проч., но при этом никогда не ограничивайтесь только своим городом. Обращайтесь к "большой публике", к провинции, ко всей стране. Хорошо и дешево купить любят везде, на всем земном шаре. Публикации нельзя делать наполовину, т. е. начать их и бросить. Публиковать нужно всегда, безостановочно, ибо каждая публикация приносит новых клиентов. Наконец публикация, хотя бы и коротенькая, напоминает публике о фирме. Иногда раздаются такие жалобы: "Пробовал я публиковать – ничего не вышло. А товар у меня превосходный и дешевый.
– А как вы публиковали?
– Да как, раза три вышло в одном еженедельном журнале… ничего, нет толку.
– Гмъ! Зря деньги потратили.
Публикации похожи на образование. Немножко образования – хуже, чем никакого. Вот как рассуждает деловой американец. "Первую вашу публикаций читатель не замечает вовсе; вторую он видит, но не читает; третью – прочтет; при четвертой он взглянет на цену; при пятой он обратит внимание своей жены на товар и цену; при шестой – он решается попробовать и при седьмой только входит к вам в магазин и покупает". Поэтому – публиковать мало – значить бросать деньги на ветер. Нужно так и товар расценивать, чтобы каждая партия выдерживала известный процент, отчисляемый на публикацию о ней.
Удается иногда составить такую публикацию, которая сразу останавливает на себе внимание читателя. Такие объявления встречаются, однако, редко и принадлежать людям с особенным для этого талантом. И такой талант надо ценить очень, очень высоко в торговом и ином деловом мире. Новизна и оригинальность в рекламе всегда дают хороший результат. Один американский торговец повесил над своим магазином вывеску (ребром) и написал на одной стороне ее рекламу о товаре, а на другой – крупными буквами: "Просят обратную сторону этой вывески не читать". Понятная вещь, что всякий проходящий непременно прочитывал обратную сторону и таким образом реклама купца удалась как нельзя лучше.
Но какой вид рекламы лучший, какой вид её даёт наибольший результат? На это ответить почти невозможно. Газетные публикации, во всяком случае, наиболее надежный способ, но нельзя пренебрегать и объявлениями на столбах, в вагонах конно-железной дороги, в коридорах гостиниц, при путеводителях, при книгах, расходящихся в большом количестве экземплярах, на театральных занавесах и т. д. Хороши рекламы, вставленные в повесть или роман, а еще лучше– вставленные в театральные комедии, оперетки и т. п.
Добрые советы
Никогда не болтайте лишнего. Вы можете увлечься и разоблачить свои торговые, деловые тайны. Это прямо невыгодно. Будьте осторожны с письмами. Мефистофель говорить: "Не пишите писем и никогда не уничтожайте полученных". Но Мефистофель был совсем не деловой человек. Деловые письма пишите непременно; отвечайте, по возможности, тотчас же и отсылайте немедленно. В выражениях будьте осторожны и осмотрительны. Раньше времени, пока нет существеннейшей необходимости, не рассказывайте никогда о своих убытках или потерях. Такие сообщения подрывают веру в ваши силы и ослабляют репутацию дельца. Как бы вы ни были богаты, пусть у вас будут миллионы – вы обязательно должны дать вашим сыновьям хорошее и непременно специальное образование. Случая в жизни нельзя предвидеть. Вы можете обеднеть и горе тогда вашим детям, если они не к чему не приготовлены. Пусть хоть изучат какую-нибудь специальность, тогда они не пропадут и будут в состоянии прокормить себя.
Читайте газеты и, по возможности, хорошие газеты. Всякому деловому человеку нужно быть в курсе миpoвых и отечественных событий. Газеты часто наводят на полезные мысли, на планы и проекты, осуществление которых может принести большую пользу. Изобретения и нововведения помогают всякому делу. Политические и политико-экономические отделы газет дают часто указания, полезные развитому деловому человеку. Уважайте прессу; она лучший ваш помощник, руководитель и наставник.
Будьте изысканно вежливы и предупредительны с вашими клиентами. Ни изящество магазина, ни роскошные зеркальные стекла, ни роскошные вывески, ни, наконец, доброкачественность вашего товара не выручат вас, если вы сами и ваши приказчики не будут вежливы и деликатны. Чем вы любезнее– тем вы приятнее вашему клиенту или покупателю, тем охотнее он идет к вам. Надо помнить, что вы для публики, а не публика для вас. Грубостью вы разгоните всех клиентов. Не трудно, путем публикации и рекламы привлечь клиентов, но нужно уметь и удержать их. А это достигается только уменьем обращаться с публикой. Берите лучше меньший барыш, но продавайте больше, тогда дело ваше будет процветать и вы будете наживать деньги!
Нянечка Вашингтона
В 1835 году он начал свою карьеру шоумена с покупки и демонстрации слепой и почти полностью парализованной рабыни-негритянки Джойс Хет (Joice Heth), за которую он заплатил 1000 долларов, что было солидной ценой даже за здорового раба. При показах Барнум утверждал, что женщине более 160 лет и она была няней самого Джорджа Вашингтона. С этой женщиной и небольшой компанией он совершал широко разрекламированные успешные турне по Америке вплоть до 1839 года, не смотря на то, что Джойс Хет умерла в 1836.
Барнум умело манипулировал вниманием публики. После того, как народ засомневался в достоверности утверждений Барнума, появились слухи, будто бы это не живая женщина, а искусно изготовленный робот-кукла. Публика вновь раскупала билеты на представления Барнума. Когда женщина умерла, Барнум устроил из вскрытия зрелище, куда пригласил профессоров и студентов-медиков, чтобы доказать всем, что Джойс не была роботом. В процессе вскрытия выяснилось, что ей было не более 80 лет, но тогда же поползли слухи о том, что Барнум ловко подменил куклу-робота на человеческое тело, чтобы не раскрывать пожелавшего анонимности изобретателя куклы.
Американский музей
После периода неудач он в 1841 приобретает Американский музей Скуддера, расположенный в Нью-Йорке на пересечении Бродвея и Энн-стрит. После значительного расширения экспозиций, переименованное в Американский музей Барнума, это место становится одним из наиболее популярных выставочных комплексов в Соединённых Штатах. Особого успеха Барнум добивается в 1842 году с показом знаменитого лилипута Чарльза Страттона (Charles Stratton), выступавшем под сценическим псевдонимом Генерал Том Там (General Tom Thumb), а также "русалки с островов Фиджи", которую он демонстрировал в сотрудничестве со своим бостонским коллегой Мозесом Кимболлем (Moses Kimball). В коллекцию также входили уникальные сиамские близнецы Чанг и Энг Банкеры. В 1843 году Барнум нанял танцовщицу Ду-Хам-Ми (Do-Hum-Me), индейскую девушку, дочь вождя племени саков.
На протяжении 1844–1845 Барнум гастролировал с выступлениями Страттона по Европе. При посещении Англии он удостоился приглашения к королеве Виктории.
Выдающимся примером его предприимчивости стало приглашение шведской певицы Джени Линд (Jenny Lind) в Америку со 150-ю концертами по 1000 долларов за каждый, с оплатой всех расходов антрепренером. Турне началось в 1850 г. и имело великолепный успех как для Линд, так и для Барнума.
Цирк Барнума и Бейли
Барнум вышел из эстрадного бизнеса в 1855 году, но, будучи вынужденным расплачиваться со своими кредиторами в 1857, вернулся к своему прежнему занятию. В 1862 он начал показывать великаншу Анну Свен (Anna Swan). 13 июля 1865 года случился пожар, спаливший Американский музей Барнума дотла. Барнум быстро восстановил музей в другом месте Нью-Йорка, но и тот сгорел в марте 1868 года. Наконец в 1871 в Бруклине (современный район в Нью-Йорке) вместе с У. К. Коупом (William Cameron Coup) он основал "P. T. Barnum’s Grand Traveling Museum, Menagerie, Caravan & Hippodrome[1]" – объединение цирка, зверинца и шоу уродцев, в 1872 году провозгласившее себя "Величайшим шоу на Земле" ("The Greatest Show on Earth"). Шоу имело несколько вариаций названия: "Передвижная всемирная ярмарка Ф. Т. Барнума, великий римский ипподром и величайшее шоу на Земле", а после объединения в 1881 году с Джеймсом Бейли (James Anthony Bailey) и Джеймсом Л. Хатчинсоном (James L. Hutchinson) – "P.T. Barnum’s Greatest Show On Earth, And The Great London Circus, Sanger’s Royal British Menagerie and The Grand International Allied Shows United", вскоре сократившееся до "Barnum & London Circus" (Цирк Барнума и