Правовые основы контроля за использование внешнеторговых бартерных сделок.
Правовое регулирование:
1. 10 декабря 2003 N 173-ФЗ ФЗ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ
2. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 декабря 2010 г. N 364-П ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ БАНКА РОССИИ В ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ИМИ ФУНКЦИЙ АГЕНТОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ИНФОРМАЦИИ ПО ПАСПОРТАМ СДЕЛОК ПО ВНЕШНЕТОРГОВЫМ ДОГОВОРАМ (КОНТРАКТАМ) В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ
3. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА ПРИКАЗ от 20 июля 2012 г. N 1470 О НЕПРЕДСТАВЛЕНИИ ПАСПОРТА СДЕЛКИ ПРИ ТАМОЖЕННОМ ДЕКЛАРИРОВАНИИ ТОВАРОВ
4. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ ИНСТРУКЦИЯ от 4 июня 2012 г. N 138-И О ПОРЯДКЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ УПОЛНОМОЧЕННЫМ БАНКАМ ДОКУМЕНТОВ И ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ, ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПАСПОРТОВ СДЕЛОК, А ТАКЖЕ ПОРЯДКЕ УЧЕТА УПОЛНОМОЧЕННЫМИ БАНКАМИ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ИХ ПРОВЕДЕНИЕМ
5. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА ПРИКАЗ от 30 декабря 2010 г. N 2721 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА НАПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМ ОРГАНОМ В БАНКИ И ИНЫЕ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАПРОСА О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДОКУМЕНТОВ И СВЕДЕНИЙ
6. ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 23 декабря 2011 г. N 01-11/63536 ОБ УСИЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ НАПРАВЛЕНИИ ЗАПРОСОВ В КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛЯХ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
7. Приказ ФТС от 24.12.2012 № 2621 «Регламент ФТС по осуществлению контроля за валютными операциями.
Валютный контроль – это вид государственного контроля, осуществляемого уполномоченными государственными органами являющимися органами валютного контроля и агентами валютного контроля за:
1) соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрос и получение документов и информации, которая связана с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Таможенно-банковский валютный контроль -деятельность таможенных органов и банков по контролю за перемещением иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внутренних и внешних ценных бумаг через таможенную границу резидентами и нерезидентами.
Отсутствие таможенного оформления на территории ТС и последующая отмена таможенного контроля на границе трех государств ТС не освобождают участников ВЭД от соблюдения требований валютного законодательства РФ (п.5 ст.195 ФЗ О таможенной регулировании).
Основание: ст. 98 ТК ТС, ст. 167 ФЗ О таможенном регулировании и Положения Регламента о ФТС..
Субъектами валютного контроля являются :
Подконтрольные субъекты – резиденты и нерезиденты, перемещающие валютные ценности, внутренние ценные бумаги через границу ТС.
С другой стороны: 1. органы валютного контроля - Правительство РФ, ЦБ РФ, Федеральная служба бюджетно-финансового надзора, ФТС.
2. Агенты валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности «Внешэкономбанк», таможенные и налоговые органы.
Валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля.
Валюта Российской Федерации:
а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.
Иностранная валюта:
а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Резиденты:
а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года;
б) постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;
г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов, указанных в подпункте "в" настоящего пункта;
д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;
е) РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
Нерезиденты:
а) физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 6 настоящей части;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;
г) аккредитованные в РФ дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;
д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в РФ;
е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, указанных в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта.
Уполномоченные банки - кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка Российской Федерации осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.
Валютные операции:
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
д) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
е) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;
ж) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
з) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
и) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ.
При осуществлении валютных операций резиденты обязаны соблюдать основное требование, за не соблюдение которого может наступить административная или уголовная ответственность:
Требование о репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации, а именно:
1. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О валютном регулировании», обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
2) возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в РФ (неполученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
2. При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:
1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.
В целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля резиденты обязаны оформлять в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Базовым документом валютного контроля является паспорт сделки, оформляемый экспортером (импортером) в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям. Паспорт сделки содержит сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для контроля за движением валюты и или валютных ценностей, на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидента.
Оформляется в двух экземплярах. Один остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за экспортной\ импортной сделкой, другой возвращается экспортеру\ импортеру.
Паспорт сделки оформляется в случае, если общая сумма контракта превышает 50000 долларов США.
После подписания паспорта экспортной\импортной сделки для экспортера\импортера наступают определенные правовые последствия: экспортер\импортер принимает на себя ответственность за полное соответствие сведений, провиденных в паспорте, условиям контракта, экспорте обязан обеспечить зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по данному контракту на валютный счет экспортера в уполномоченном банке, а импортер – обеспечить поступление в РФ товаров в полном объеме и в сроки, установленные контрактом, а в случае невозможности поставки товаров – необходимость обеспечения возврата суммы авансового платежа.
Кроме этого экспортер\импортеры обязаны в течение 15 дней с даты проведения валютной операции предоставить в уполномоченный банк справку о валютной операции по установленной форме.
Номер паспорта сделки указывается в таможенной декларации.
Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.
При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:
1) номер и дата оформления паспорта сделки;
2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;
3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);
4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;
5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.
Паспорт сделки используется органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля.
В рамках проведения валютного контроля проводятся следующие мероприятия:
1. 1)проверка соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
2) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
3) запрос и получение документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов(паспорт сделки, регистрационные документы, таможенные декларации, документы, удостоверяющие право нерезидентов на осуществление валютных операция, открытие счетов, и т.д. Перечень представлен в п.4 ст. 28 ФЗ «О валютном регулировании». Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
2. Таможенные органы передают в электронном виде информацию о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Центральному банку РФ и уполномоченным банкам в порядке, установленном Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.
Таможенные органы передают в электронном виде информацию, уполномоченным банкам не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами РФ товаров.
3. ФТС, передает уполномоченным банкам и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" как агентам валютного контроля по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями информацию о соответствии (несоответствии) сведений в представленных резидентами в уполномоченный банк или государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" таможенных декларациях на товары, ввозимые в РФ и вывозимые из РФ, сведениям о совершении таможенных операций в отношении товаров, имеющимся в распоряжении таможенных органов. Срок исполнения запроса федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, не может составлять более 14 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса. Обмен информацией, предусмотренный настоящей частью, осуществляется в электронном виде в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
4. Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:
1) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
2) применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
За неисполнение требований валютного законодательства наступает административная и уголовная ответственность:
Административная: ст. 15.25 КоАП РФ
Уголовная: ст.193 УК РФ.
Внешнеторговые бартерные сделки.
Осуществление регулирование внешнеторговых бартерных сделок осуществляется:
1. Глава 10 ФЗ «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности»
2. Указ Президента от 18.08.1996 № 1209 2 «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»
- Постановление Правительства от 22.11.2012 № 1207 «Контроль за бартерными сделками»
- Распоряжение ФТС от 26.03.2013 № 92-р.
Под бартерной понимается сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и или иных платежных средств. Хотя валюта (валютные ценности) через границу не перемещаются, однако таможенными органами проверяются эквивалентность стоимости ввозимых товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности.. Такие сделки могут осуществляться только при условии равноценного обмена по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также при обязанности соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматриваются обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью. Особенностью бартерных операций является еще и то, что они могут предусматривать частичное использование денежных и иных платежных средств.
При осуществлении внешнеторговых бартерных операция резиденты обязаны также обеспечить обязательный ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, эквивалентных по стоимости экспортированным товарам, либо зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручи от экспорта товаров в установленном порядке.
Ответственность: административная ст.14.50 КоАП, уголовная ст. 193 УК РФ.
Создание Союза и формирование правовой базы ЕЭП на территории государств-членов предполагает последующее совершенствование союзного законодательства, установление единых принципов валютного регулирования и валютного контроля, гармонизацию национальных законодательств стран-участниц. Дальнейшие интеграционные процессы, закрепленные в Договоре о ЕАЭС должны способствовать созданию условий для выработки качественно новой системы валютной политики государств-членов Союза, обеспечивающей эффективный валютный и таможенный контроль.