Финансирование дефицита бюджета и его влияние на экономическое развитие

От способов финансирования бюджетного дефицита в существенной мере зависит кредитная политика банков, в частности, направление средств в государственные ценные бумаги или в производство, использование денежных средств на предприятиях. Поэтому операции финансирования дефицита должны быть согласованы с общей экономической и финансовой политикой государства в целях обеспечения условий для развития экономики. Внутреннее государственное заимствование по возможности не должно сокращать спроса на ресурсы со стороны других экономических единиц частного сектора. В рамках этой политики определяется, должно ли кредитование государственных органов Центральным банком или коммерческими банками приводить к сокращению кредитных ресурсов, предоставляемых ими хозяйствующим единицам других секторов экономики и, прежде всего, реальному производству. Важно также учитывать, что предпочтут субъекты хозяйствования нефинансового корпоративного сектора экономики – вложения в производство или в государственные облигации. В связи с изложенным, необходимо рассмотреть плюсы и минусы различных способов финансирования дефицита бюджета. [3]

Финансирование дефицита осуществляется двумя основными способами: за счет государственных займов и за счет эмиссии новых денег. Некоторые страны, к числу которых относится и Россия, располагают крупными резервными фондами на бюджетных счетах. Важно также разграничение внутренних и внешних источников финансирования. [1]

Изменение резервных фондов(остатков средств на счетах по учету средств бюджета). В Российских условиях решающую роль в покрытии дефицита бюджета играют средства резервных фондов. Использование

остатков ликвидных финансовых средств имеет ряд преимуществ посравнению с другими способами финансирования дефицита бюджета. Основное заключается в том, что при этом не сокращаютсявозможностидругих секторов для инвестирования. Их финансовые ресурсы не только не уменьшаются, но могут увеличиваться за счет государственного финансирования и кредитования. В то же время использование этих средств приводит к увеличению общего спроса в экономике, как и получение кредитов у Центрального банка или за рубежом. [5]

Существенным минусом расходования резервных фондов является сокращение золотовалютных запасов страны, составной частью которых они являются, снижение возможностей для поддержания валютного курса рубля и снижение суверенного рейтинга страны, ведущее к удорожанию внешних займов и ужесточению их условий.

Выпуск государственных ценных бумаг на внутреннем рынке.

Государственное заимствование на основе выпуска ценных бумаг является не эмиссионным способом покрытия дефицита бюджета. В этом его плюс. Вместе с тем, заимствование внутри страны означает лишь перераспределение имеющихся в стране ресурсов между секторами экономики, уменьшая инвестиционные ресурсы частного сектора. Займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг, увеличивая спрос на деньги, ведут также к росту процентных ставок.Учитывая, что инвестиционные расходы обратно пропорциональны процентным ставкам, государственное заимствование снижает уровень частных инвестиций и некоторых потребительских расходов, связанных с процентными платежами. В условиях, когда частный сектор сам нуждается в деньгах, когда низка насыщенность экономики деньгами и проводится рестриктивная денежная политика, государственные займы изымают деньги необходимые самому частному сектору и сужают возможности экономического развития. Такая ситуация имела место в России в 90-х годах вплоть до кризиса 1998 года.

В настоящее время ситуация с внутренними займами складывается следующим образом. Основными инвесторами в ценные бумаги государства могут выступать нефинансовые корпорации, банки и домашние хозяйства. [1]

8.1 Заимствование средств у сектора нефинансовых корпораций

Сектор нефинансовых корпораций существенными финансовыми резервами не располагает. В последние годы перед кризисом корпорациям не хватало собственного сбережения для инвестиций. Они прибегали к крупным займам и использовали капитальные трансферты.

Чтобы привлечь деньги государство будет вынуждено платить обусловленные уровнем инфляции довольно высокие проценты. Многие предприниматели предпочтут вложения в государственные облигации более рискованным и менее доходным вложениям в производство. В итоге, отвлекая средства предприятий, государство сокращает свободные денежные ресурсы, которые могут быть вовлечены в производство. [2]

Заимствование у банков

Вероятность сокращения расходов частного сектора в случае государственного заимствования у банков меньше, чем при заимствовании у предприятий и домашних хозяйств. В то же время российские банки в период кризиса получили значительную финансовую поддержку в виде размещения государственных средств и кредитов. Если эти средства, которые так и не дошли в предполагавшихся объемах до реального сектора экономики, будут направлены на приобретение государственных долговых обязательств, то банки вторично получат крупный подарок. Для них размещение денег в государственные ценные бумаги более надежное и выгодное дело, чем кредитование предприятий. [2]

Процентные ставки (interest rate) межбанковского заимствования во многих странах являются основным инструментом политики центральных банков. Они носят разные названия, но общий смысл их заключается в том,

что под такие процентные ставки коммерческие банки занимают друг у друга средства на короткое время для регулирования своих балансов. Отличие процентной ставки от дисконтной заключается в способе начисления сумм: если банк заимствовал у другого банка сумму S под г процентов, то он вернет сумму (1 + r/100 )*S; при задании г в виде процентов годовых и заимствовании на срок Т дней, сумма к возврату определяется формулой :

(1 + r Т / 100 *360 ) S.

Официально регулируемые ставки межбанковского заимствования являются определяющими для всех прочих ставок денежного рынка; от них зависят ставки по государственным долговым ценным бумагам, уровни доходности по всем прочим финансовым инструментам, проценты по кредитам клиентам банков.

Привлечение средств населения уменьшает его платежеспособный спрос. Нужно также учитывать, что денежные накопления населения, которые могут быть использованы на приобретение государственных облигаций, не так уж велики. К тому же наличные деньги в значительной мере сконцентрированы у той части населения, которая не склонна доверять свои сбережения ни банкам, ни государству. Это ослабит инвестирование в производство. [5]

Изложенное выше не означает, что не нужно увеличивать выпуск государственных ценных бумаг. Этот рынок нужно развивать. Он не только обеспечивает приток средств в бюджет, но и должен быть серьезным инструментом регулирования экономики. Чтобы банки инвестировали в производство, они должны иметь представление о средне- и долгосрочных параметрах процентных ставок. Такие ориентиры могут сформироваться в результате выпуска государством облигаций со сроками обращения 5-30 лет при доходности на низком уровне. Уровень доходности таких ценных бумаг обозначит порог, превышение которого будет ориентировать на кредитование реального производства. Другими сторонами этого процесса являются готовность экономики брать и погашать займы, и приемлемый уровень рисков.


Наши рекомендации