Понятие, принципы, этапы и направления реформирования межбюджетных отношений
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:
- сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
- самостоятельность бюджетов всех уровней;- законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;
- объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;
- единство бюджетной системы;
- равенство всех бюджетов. [2]
Отличительной чертой в РФ является предоставления субъектам право самостоятельно формировать свои отношения с местными органами власти. Федеральные органы власти заинтересованы в том, чтобы общая стратегия развития бюджетной системы была поддержана субъектами.
Для каждого органа власти формирование и исполнение бюджета заключается в привлечении доходных источников. Соответственно отношения между ними направлены на установление разграничения расходных полномочий и доходных источников, а также необходимого объема межбюджетных финансовых потоков. Перечислим основные направлениями в реформировании межбюджетных отношений.
Разграничение расходных полномочий между региональными и местными уровнями власти регламентируются законодательством РФ: предметы ведения местного самоуправления перечислены в законе «Об общих принципах организации местного самоуправления»; список расходов, финансируемых из местных бюджетов приводиться в БК РФ. [1]
Однако эти законы не полностью разграничивают расходные полномочия и не всегда позволяют однозначно трактовать, какие расходы должны лечь на плечи региональных властей, а какие – стать ответственность местных. Другими словами, оба документа позволяют, скорее, разделить
собственность (социальную инфраструктуру), а не возложить ответственность за объем и качество. [1]Для того чтобы каждый уровень нес ответственность перед населением за качество и количество предоставляемых услуг, законодательство должно сформулировать:
- какие именно услуги будут предоставляться бюджетными учреждениями, а какие передаваться для исполнения в частный сектор;
- какие услуги и в каком объеме будут дотироваться из бюджета;
- какой уровень власти будет нести ответственность за нормативно – правовое регулирование и стандарты;
- какой уровень власти будет нести ответственность за организацию предоставления бюджетных услуг.
Решение по каждому пункту должно основываться на принципах экономической эффективности и социальной значимости бюджетных услуг каждого вида. [5]
Разграничение доходных источников – направление, которое основывается на закреплении доходных источников за уровнями бюджета, а также механизме. Это необходимо для того, чтобы обеспечить каждому уровню финансирование, адекватное его задачам. Следует также учитывать сбалансированность и минимизацию экономических потерь, придерживаясь принципов разграничения:
За местными бюджетами рекомендуется закреплять:
· налоги, являющиеся наиболее стабильными источниками доходов;
· налоги, база которых наиболее мобильна;
· налоги, связанные с уровнем благосостояния населения данной территории. [4]
За бюджетами субъектов Федерации рекомендуется закреплять:
· наименее стабильные налоги;
· налоги, база которых неравномерно распределена по территории региона;
· налоги, оплачиваемые населением других территорий;прогрессивная составляющая налогов;
· налоги, поступления от которых зависят от места регистрации налогоплательщика. [5]
Межбюджетные финансовые потоки – разграничение перечисленных выше принципов позволяет приблизиться к решению проблемы несбалансированности бюджетной системы в регионе и сократить масштабы необходимого межбюджетного регулирования. Перераспределение средств из регионального бюджета между местными направлено на преодоление отрицательных средств действующей системы:
- субъективизм (необъективный подход) в распределении финансовой помощи;
- унитарный (единый) подход к формированию бюджетов на региональном уровне;
- нежесткость бюджетных ограничений;
- отсутствие заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении доходов и рационализации расходов. [3]