Законодательная база ценных бумаг, полнота и отклонения от мировых обращающихся инструментов.

Основными законодательными актами, на основе которых осуществляется регулирование рынка ценных бумаг со стороны государства, являются следующие:

-Федеральный закон «Об акционерных обществах» (1995);

-Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (1996);

-Федеральный закон «О простом и переводном векселе» (1997);

-Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (1998);

-Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (1998);

-Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (1999);

-Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» (2001);

-Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах» (2003).

Кроме указанных законов, федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, ранее называвшемуся Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), функции которой в настоящее время возложены на Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), издано большое количество постановлений и стандартов, которые развивают положения указанных федеральных законов.

Закон определяет форму, содержание и доходность в соответствии с договоренностью. Закон определяет ценные бумаги регистрируемые эмиссией (акции и облигации) и нерегистрируемые. Закон предусматривает только лишь формы следующих ценных бумаг: акция, облигация, чек, вексель по ГК. Отдельными статьями закона определяется простое и двойное складское свидетельство, остальные ценные бумаги определяются специальными правилами финансовых институтов (фьючерс, опцион, своп, подписные права и ипотечные закладные). Облигации регистрируются Росфинмониторингом и Минфином. Акции – Росреестром.

В России современная модель регулирования рынка ценных бумаг воспринята из правовой системы США, несмотря на существенное различие в подходах к пониманию сущности и правового содержания ценной бумаги.

Основные полномочия по регулированию рынка ценных бумаг в обеих системах возложены на уполномоченные государственные органы. Однако американская Комиссия наделена более широкими полномочиями по принятию нормативных актов и обеспечению соответствия практики законодательству об американских ценных бумагах («securities») посредством административных и других мер. Суды в России, в отличие от правовой системы США, как известно не наделены нормотворческой функцией, следовательно, не участвуют напрямую в формировании правовой основы рынка ценных бумаг.

Цели регулирования рынков России и США также совпадают. Закон «О рынке ценных бумаг» направлен на защиту интересов инвесторов, где ключевую роль играет информационная открытость эмитентов бумаг и профессиональных участников на рынке ценных бумаг. В отличие от законодательства США Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» сам по себе не предусматривает специального регулирования допуска к фондовому рынку

44. Рыночные и не рыночные ценные бумаги (биржевой и вне биржевого рынка)

Рыночные ценные бумаги и нерыночные очень важны для рынка ценных бумаг, а также при изучении данного рынка, особенно, для инвесторов, так как классификация, которая более понятная и ясная для людей может предложить большее понимание рынка, а впоследствии и дохода.

Ценные бумаги (государственные), которые выпускаются правительством или местными органами власти с целью накопления денежных средств (ресурсов), можно подразделить на нерыночные ценные бумаги и рыночные ценные бумаги.

Рыночные ценные бумаги могут без проблем обращаться на рынке ценных бумаг и имеют возможность перепродажи другим после первичного размещения на фондовом рынке. Относятся: среднесрочные облигации, казначейские векселя, а также боны (долгосрочные государственные облигации).

Рыночные ценные бумаги – это наиболее ликвидные и надежные, а также они очень хорошо покупаются и продаются на обоих фондовых рынках.

Нерыночные государственные ценные бумаги – это бумаги (ценные), которые были приобретены один раз и, в отличии рыночных ценных бумаг, не могут быть проданы и куплены другими субъектами рынка ценных бумаг. К нерыночным ценным бумагам относятся ценные бумаги, приобретенные один раз и не могут переходить от одного субъекта к другому. К ним относятся процентные и дисконтные сертификаты, ноты казначейские, которые предназначены для инвесторов (обычно иностранных) и другие. Почти вся часть этих ценных бумаг находится у государства, т.е. в правительственных учреждениях, местных органов власти, частных лиц и правительств других стран.

Данные ценные бумаги (государственные) обеспечивают инвесторам: стабильность дохода, однако практика показывает, что доходность ниже, чем у корпоративных облигаций; наибольшую сохранность основного займа (суммы), так как гарантом является правительство, которое выступает от имени государства; очень хорошую обращаемость на рынке (вторичном), то есть ликвидность высока.

Ценные бумаги (облигации) выпускаются на человека, который предъявил данную бумагу, т.е. любой кто предъявит, даже не тот кто ее первый купил, может спокойно это сделать. Основными субъектами выпускающими данные ценные бумаги выступают власти городов и префектур. Муниципальные и правительственные облигации объединены в группу государственных ценных бумаг (облигаций). И, что самое интересное, доля облигаций (правительственных) в объеме облигационных займов составляет сорок семь процентов, а муниципальных – шесть процентов.


Наши рекомендации