По выявлению и представлению сведений о сделках (операциях) с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Комитета Ассоциации российских банков по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

По выявлению и представлению сведений о сделках (операциях) с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю

(группа кодов 50).

Настоящие рекомендации разработаны Комитетом Ассоциации российских банков по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с целью разъяснения требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к осуществлению внутреннего контроля при выявлении и представлении сведений в отношении операций (сделок) с движимым имуществом (группа кодов 50).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ обязательному контролю подлежат следующие виды операций (сделок) с движимым имуществом[1], если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее:

код 5001 - помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард; код 5002 - выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; код 5003 - получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); код 5004 - переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента; код 5005 - скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; код 5006 - получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх; код 5007 - предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Выявлению подлежат операции (сделки), совершаемые как клиентами Банка, так и самим Банком.

Выявление операций, подлежащих обязательному контролю, осуществляется путем изучения сведений, содержащихся в платежных инструкциях клиентов, а также документах, являющихся основанием для совершения расчетных операций, которыми Банк располагает в случаях, предусмотренных порядками совершения банковских операций определенных действующим законодательством и нормативными документами Банка России (например, в рамках валютного контроля, кредитных сделок и т.д.). В остальных случаях, Банк обладает правом, а не обязанностью запрашивать у клиентов дополнительные документы, обосновывающие проведение расчетных операций, в случаях, когда у сотрудника Банка, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

На представленных клиентами документах рекомендуется делать отметку о дате и времени их представления в кредитную организацию. Указанные документы хранятся не менее 5 лет с момента прекращения отношений с клиентом.

Если Банк не располагает документами, на основании которых можно сделать вывод, что клиент совершает операцию, подлежащую обязательному контролю, то основания для направления соответствующего ОЭС в Росфинмониторинг отсутствуют.

ПОЛУЧЕНИЕ ИЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ПО ДОГОВОРУ ФИНАНСОВОЙ АРЕНДЫ (ЛИЗИНГА)

(Код вида операции 5003)

3.1. Согласно статьи 665 ГК РФ по договору финансовой аренды (лизинга) движимого имущества арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца[3] и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.

3.2. Выявлению и направлению в Росфинмониторинг подлежат сделки по предоставлению/получению движимого имущества по договору финансовой аренды (лизинга), подтвержденные соответствующими актами приема-передачи, сумма передаваемого имущества в которых равна или превышает 600000 рублей (либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей или превышает ее) в случае если Банк:

- выступает в качестве лизингодателя или лизингополучателя;

- располагает документами, свидетельствующими об осуществлении клиентом операции, связанной с получением или предоставлением имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

3.3. Если в отношении расчетной операции, проводимой клиентом на основании договора лизинга у сотрудника Банка возникают обоснованные подозрения, что она проводится в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем или финансирования терроризма, то следует обратиться к клиенту с просьбой предоставить копию соответствующего договора, акта приема-передачи или выписки из них. Банк имеет право направить сведения о такой операции в Росфинмониторинг с кодом 6001.

3.4. При наличии в Банке указанных документов, свидетельствующих о получении или предоставлении имущества по договору финансовой аренды (лизинга), в которых содержится вся необходимая информация – дата передачи имущества в лизинг, стоимость предмета лизинга, данные о лизингодателе и лизингополучателе - необходимо направить в Росфинмониторинг сведения об операции с кодом 5003. При этом:

- в поле «Сумма операции» необходимо указать стоимость предмета лизинга;

- в поле «Дата операции» - дата подписания акта приема/передачи;

- в поле «Дата выявления операции» - дату подписания акта приема/передачи (по собственным сделкам Банка), либо дату предоставления клиентом документов в Банк (по сделкам клиентов);

- в поле «Назначение платежа» - реквизиты договора (при его наличии) и акта приема/передачи движимого имущества в лизинг.

- в разделе “Сведения о лице, совершающем операцию с денежными средствами или иным имуществом” указываются сведения о лице, которое передает имущество в рамках договора финансовой аренды (лизинга), в разделе “Сведения о получателе по операции с денежными средствами или иным имуществом” указываются сведения о лице, которое получает имущество в рамках договора финансовой аренды (лизинга).

3.5. Если предмет лизинга, предусмотренный договором, предоставляется (получается) партиями (по частям) и каждая поставка оформляется отдельным актом приема-передачи, датой совершения операции следует считать дату подписания первого акта приема-передачи, а суммой сделки сумму, указанную в договоре лизинга за все предоставляемое или получаемое в лизинг имущество. Стоимость отдельной поставки части имущества, оформленной первым актом приема-передачи, во внимание не принимается.

3.6. В случае проведения расчетной операции клиента на основании платежного поручения, Банк не обязан запрашивать у клиента копии договора и акта приема-передачи имущества в лизинг[4]. При этом, если Банк не располагает информацией, достаточной для формирования соответствующего ОЭС, то основания для направления ОЭС в Росфинмониторинг отсутствуют.

ПОЛУЧЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ВИДЕ ПЛАТЫ ЗА УЧАСТИЕ В ЛОТЕРЕЕ, ТОТАЛИЗАТОРЕ (ВЗАИМНОМ ПАРИ) И ИНЫХ ОСНОВАННЫХ НА РИСКЕ ИГРАХ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ, И ВЫПЛАТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ВИДЕ ВЫИГРЫША, ПОЛУЧЕННОГО ОТ УЧАСТИЯ В УКАЗАННЫХ ИГРАХ

(Код вида операции 5006)

6.1. Под основанной на риске игрой понимается игра в тотализатор, участие в лотерее, игра в казино (рулетка, карточные игры, кости) и иные игры, в том числе в электронной форме, с выплатой денежного выигрыша, полученного от участия в данных играх. При этом организатором игр может выступать юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, а участниками игр могут быть физические или юридические лица, которые выступают в роли игроков.

6.2. Выявлению подлежат операции по получению организатором игр на свой счет в Банке денежных средств в виде платы за участие в основанных на риске играх и операции по выплате денежных средств в виде выигрыша участнику указанных игр, если сумма операции равна или превышает 600 000 рублей (либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее). К таким операциям, в частности, относятся:

¨ поступление на счет юридического или физического лица – клиента Банка денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх; ¨ поступление на счет организатора игр – клиента Банка денежных средств, полученных в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх; ¨ перечисление денежных средств организатором игр – клиентом Банка в виде выигрыша, полученного от участия в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх участнику игры; ¨ перечисление денежных средств юридическим или физическим лицом – клиентом Банка в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх организатору игр; ¨ взнос наличных денежных средств организатором игр – клиентом Банка в виде выручки, полученной от проведения лотереи, тотализатора (взаимного пари) и иных основанных на риске игр.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Комитета Ассоциации российских банков по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

По выявлению и представлению сведений о сделках (операциях) с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю

(группа кодов 50).

Настоящие рекомендации разработаны Комитетом Ассоциации российских банков по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с целью разъяснения требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к осуществлению внутреннего контроля при выявлении и представлении сведений в отношении операций (сделок) с движимым имуществом (группа кодов 50).

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ обязательному контролю подлежат следующие виды операций (сделок) с движимым имуществом[1], если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее:

код 5001 - помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард; код 5002 - выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни и иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; код 5003 - получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); код 5004 - переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента; код 5005 - скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; код 5006 - получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх; код 5007 - предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

Выявлению подлежат операции (сделки), совершаемые как клиентами Банка, так и самим Банком.

Выявление операций, подлежащих обязательному контролю, осуществляется путем изучения сведений, содержащихся в платежных инструкциях клиентов, а также документах, являющихся основанием для совершения расчетных операций, которыми Банк располагает в случаях, предусмотренных порядками совершения банковских операций определенных действующим законодательством и нормативными документами Банка России (например, в рамках валютного контроля, кредитных сделок и т.д.). В остальных случаях, Банк обладает правом, а не обязанностью запрашивать у клиентов дополнительные документы, обосновывающие проведение расчетных операций, в случаях, когда у сотрудника Банка, возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

На представленных клиентами документах рекомендуется делать отметку о дате и времени их представления в кредитную организацию. Указанные документы хранятся не менее 5 лет с момента прекращения отношений с клиентом.

Если Банк не располагает документами, на основании которых можно сделать вывод, что клиент совершает операцию, подлежащую обязательному контролю, то основания для направления соответствующего ОЭС в Росфинмониторинг отсутствуют.

Наши рекомендации