Оценочные средства для промежуточной аттестации.
Вопросы к зачету и экзамену
1. Федеральный закон «О введении в действие части Второй Гражданского кодекса Российской Федерации». Система и классификация договорных обязательств.
2. Договор купли-продажи.
3. Дать соотношение перечисленных понятий: «момент исполнения продавцом обязанности по передаче товара покупателю», «момент перехода к покупателю права собственности на товар», «момент перехода к покупателю риска случайной гибели или случайного повреждения товара».
4. Раскрыть применительно к купле-продаже товара содержание понятий «гарантийный срок», «срок службы» и «срок годности», «договорная гарантия качества товара» и «законная гарантия качества товара». Указать, какие последствия для сторон договора купли-продажи влечет предоставление договорной гарантии на товар.
5. Последствия нарушения обязанностей продавца по договору купли-продажи.
6. Договор розничной купли-продажи. Договоры розничной купли-продажи с отдельными нетипичными условиями.
7. Дать соотношения понятиям «покупатель по договору розничной купли-продажи» и «потребитель». Как изменялось содержание понятия «потребитель» в гражданском законодательстве РФ?
8. Способы защиты нарушенного права покупателя по договору розничной купли-продажи. Рассказать, какие дополнительные (по сравнению с § 2 гл.30 ГК РФ) нормы, направленные на защиту нарушенного права покупателя-потребителя, установлены Законом РФ «О защите прав потребителей».
9. Договор поставки.
10. Последствия нарушения обязанностей поставщика по договору поставки.
11. Поставка товаров для государственных нужд и подрядные работы для государственных нужд.
12. Договор контрактации.
13. Договор энергоснабжения.
14. Договор продажи недвижимости.
15. Договор продажи предприятия. Перевод долга в составе продаваемого предприятия и общие положения о переводе долга: дать сравнение.
16. Договор мены.
17. Договор дарения.
18. Дать сравнение договора купли-продажи, договора дарения и договора ренты.
19. Рента и пожизненное содержание с иждивением.
20. Дать сравнение постоянной ренты, пожизненной ренты и пожизненного содержания с иждивением.
21. Договор аренды.
22. Договор проката.
23. Договоры аренды транспортного средства (с экипажем и без экипажа).
24. Дать сравнение договора аренды транспортного средства с экипажем и договора аренды транспортного средства без экипажа.
25. Аренда недвижимости. Отметить особенности правового регулирования аренды предприятия (по сравнению с общими положениями об аренде).
26. Виды договоров аренды: сравнительный анализ.
27. Нарушения обязанностей со стороны арендатора и способы защиты арендодателя.
28. Договор ссуды.
29. Дать сравнение договора аренды и договора ссуды (общее и отличия).
30. Наем жилого помещения
31. Дать сравнение договора аренды и договора коммерческого найма жилого помещения (общее и отличия).
32. Дать сравнение договора коммерческого найма жилого помещений и договора социального найма жилого помещения (общее и отличия).
33. Финансовая аренда (лизинг).
34. Договор подряда.
35. Дать сравнение договора купли-продажи и договора подряда.
36. Дать определение понятию «гарантийный срок» применительно к подряду. Указать, какие последствия для сторон договора подряда влечет установление гарантийного срока.
37. Последствия нарушения подрядчиком обязанностей по договору подряда.
38. Рассказать о сроках, в которые покупатель по договору купли-продажи и заказчик по договору подряда должны обнаружить ненадлежащее качество товара (работ) для предъявления требований, связанных с ненадлежащим качеством, к продавцу (подрядчику).
39. Договор бытового подряда.
40. Договор строительного подряда.
41. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.
42. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
43. Дать сравнение договора подряда и договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
44. Дать сравнение договора на выполнение научно-исследовательских и договора на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ.
45. Возмездное оказание услуг.
46. Дать сравнение обязательств по оказанию услуг и обязательств по выполнению работ.
47. Риск случайного недостижения результата (положительного эффекта) и риск случайного неисполнения применительно к договору подряда и договору возмездного оказания услуг.
48. Договор перевозки грузов.
49. Ответственность перевозчика за несохранность груза.
50. Порядок предъявления к перевозчику претензий и исков.
51. Договор перевозки пассажиров.
52. Договор транспортной экспедиции.
53. Договор займа.
54. Проценты по договору займа и проценты, подлежащие уплате
за просрочку возврата заемных средств: сравнить.
55. Кредит: кредитный договор; товарный кредит; коммерческий кредит.
56. Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинга). Отметить отличия в правовом регулировании уступки денежного требования фактору от положений гл.24 ГК РФ.
57. Договор банковского вклада.
58. Договор банковского счета.
59. Сравнить обязанность банка исполнить платежное поручение и обязанность банка осуществлять операции по счету.
60. Расчеты: порядок; формы безналичных расчетов.
61. Банковский перевод.
62. Расчеты по аккредитиву.
63. Расчеты по инкассо и расчеты чеками.
64. Договор хранения.
65. Договор складского хранения.
66. Специальные виды хранения.
67. Ответственность хранителя за несохранность переданной на хранение вещи.
68. Страхование: основные страховые термины; виды страхования.
69. Договор имущественного страхования.
70. Договор личного страхования.
71. Основания, по которым страховщик вправе отказать в выплате.
72. Сравнение страхования имущества, страхования ответственности и страхования предпринимательского риска.
73. Договор поручения. Действия в чужом интересе без поручения.
74. Договор комиссии.
75. Агентский договор.
76. Договор доверительного управления имуществом.
77. Договоры, оформляющие действия в чужом интересе: сравнение.
78. Договор коммерческой концессии.
79. Сравнить договор коммерческой концессии с договором аренды.
80. Договор простого товарищества.
81. Обязательства из односторонних сделок.
82. Обязательства из причинения вреда.
83. Ответственность за вред, причиненный актами власти.
84. Ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними и недееспособными лицами.
85. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих.
86. Ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью гражданина.
87. Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товаров, работ или услуг.
88. Компенсация морального вреда.
89. Обязательства вследствие неосновательного обогащения.
90. Регистрация договора и регистрация перехода вещного права: дать соотношение. Какие из изученных Вами договоров подлежат государственной регистрации?
91. Безвозмездные договоры в Части второй ГК РФ.
92. Распределение между сторонами риска случайной гибели вещи (результата): анализ законодательных решений в Части второй ГК РФ.
93. Отступления от общих положений о договорной ответственности в Части второй ГК РФ.
94. Приемы юридической техники, направленные на защиту заведомо более слабой стороны в договорных моделях Части второй ГК РФ.
95. Перемена лиц на основании закона в договорных обязательствах Части второй ГК РФ.
96. Присуждение к исполнению обязанности в натуре в договорных обязательствах.
97. Регресс и суброгация: сравнительный анализ.
98. Реальные договоры в Части второй ГК РФ: сравнительный анализ.
Примечание: на зачет выносятся вопросы 1-45.
Шкала оценивания.
Итоговая сумма баллов | Оценка по 4-бальной шкале | Отметка о зачете | Оценка ECTS | Градация |
90-100 | отлично | зачтено | A | отлично |
85-89 | хорошо | B | очень хорошо | |
75-84 | C | хорошо | ||
70-74 | D | удовлетворительно | ||
65-69 | удовлетворительно | |||
60-64 | E | посредственно | ||
ниже 60 | неудовлетворительно | не зачтено | F | неудовлетворительно |
Критерии оценки знаний по дисциплине:
«зачтено» - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
«Не зачтено» - теоретическое содержание курса освоено частично, необходимые практические навыки работы не сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий не выполнено, либо качество их выполнения оценено числом баллов, близким к минимальному; при дополнительной самостоятельной работе над материалом курса возможно повышение качества выполнения учебных заданий.
Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины должны устанавливать диапазоны баллов рейтинга и требования к знаниям, умениям и навыкам для достижения следующих уровней:
- пороговый - 60% - 74%;
- стандартный - 75% - 89%;
- эталонный - 90% -100%.
Критерии оценки качества освоения студентами дисциплины
Критерий | В рамках формируемых компетенций студент демонстрирует |
пороговый | знание и понимание теоретического содержания курса с незначительными пробелами; несформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, низкое качество выполнения учебных заданий (не выполнены, либо оценены числом баллов, близким к минимальному); низкий уровень мотивации учения. |
стандартный | полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; недостаточную сформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях; достаточное качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий (ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками); средний уровень мотивации учения. |
эталонный | полное знание и понимание теоретического содержания курса, без пробелов; сформированность необходимых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях, высокое качество выполнения всех предусмотренных программой обучения учебных заданий (оценены числом баллов, близким к максимальному); высокий уровень мотивации учения. |
Методические материалы
Основной формой проверки знаний студентов по дисциплине «Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в Российской Федерации» является зачет.
Определение уровня знаний на зачете осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа уровня знаний студентов и предполагает соблюдение ряда условий, обеспечивающих эффективность оценочной процедуры, среди которых можно выделить:
- знание фактического учебно-программного материала по дисциплине, в том числе знание (освоение) нормативной и рекомендованной обязательной литературы по программе курса;
- наличие логики в структуре ответа студента, готовность к дискуссии и аргументации своего ответа; уровень самостоятельного мышления студента с элементами творческого подхода к изложению материала;
- степень активности студента на практических занятиях;
- наличие пропусков лекционных и практических занятий по неуважительным причинам.
5. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
В рамках освоения дисциплины предусмотрены следующие формы работы бакалавра: посещение лекций, семинарских занятий, написание рефератов, подготовка докладов, выполнение домашних заданий, контрольных работ.
Дисциплина разбита на темы, которые представляют собой логически завершенные блоки и являются комплексом знаний, умений и навыков, которые подлежат контролю.
Контроль освоения тем включает в себя прохождение тестирования, выполнение письменных контрольных работ, проведение опроса предусмотренных рабочей программой дисциплины.
В курсе используются классические аудиторные методы проведения занятий. Освоение темы на лекции, при выполнении внеаудиторной (самостоятельной) работы завершается на семинарском занятии.
Проведение занятий в форме лекций имеет своей целью обеспечение студентов теоретическими знаниями, развитие интереса к учебной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформирование ориентиров для самостоятельной работы над курсом. В ходе обучения применяются лекции следующих типов: вводная, информационная и обзорная, проблемная, визуализация, с заранее запланированными ошибками.
На семинарских занятиях предполагается рассмотреть наиболее важные, существенные, сложные вопросы, которые наиболее трудно усваиваются при самостоятельном изучении дисциплины.
Семинарские занятия включают в себя специально подготовленные доклады, выступления по одной из актуальных проблем согласно темам, включенным в круг вопросов для изучения дисциплины. Тема для такого выступления выбирается магистром из предложенного перечня тем. На семинаре магистр проявляет свое знание предмета, корректирует информацию, полученную в процессе лекционных и внеаудиторных занятий, формирует определенный имидж в глазах преподавателя, получает навыки устного выступления и культуры дискуссии.
Практические занятия направлены на то, чтобы с помощью преподавателя студенты закрепили лекционный материал и получили практический навык решения учебных ситуаций и задач.
Для успешного овладения приемами решения конкретных задач предлагаются следующие этапы:
1) предварительное ознакомление с методикой решения задач. На этом этапе студенту предлагаются типовые задачи, решение которых позволяет отработать приемы, использующиеся при их решении, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены;
2) рассматриваются задачи и ситуации, приближенные к практике функционирования инвестиций;
3) выполнение контрольной работы, позволяющей проверить навыки решения конкретных задач.
После каждого контрольного задания предусмотрено проведение консультаций по анализу наиболее типичных ошибок и выработке совместных рекомендаций по методике решения задач.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов над курсом организована в форме: домашней работы, логически продолжающей аудиторные занятия по заданию преподавателя с установленными сроками исполнения. Дидактические цели: закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний; формирование умений; самостоятельное овладение новым программным материалом; развитие самостоятельности мышления. Предусмотрены домашние работы текущего и опережающего характера; самоконтроль, работа с мультимедиа курсом.
Требования к выполнению самостоятельной работы.
1. Самостоятельная работа должна выполняться в соответствии заданием преподавателя.
2. Результаты самостоятельной работы должны, иметь научную или практическую значимость, демонстрировать компетентность автора в раскрываемых вопросах, проявлять умения использовать теоретические знания при выполнении практических задач.
3. Самостоятельная работа, выполненная в письменной форме, должна быть исполнена самостоятельно, оформлена в соответствии с требованиями и представлена для контроля преподавателю в установленные сроки.
Выполнение указанных требований учитывается при оценке самостоятельной работы обучающегося.
Виды самостоятельной работы: изучение лекционного материала, а также обязательной и дополнительной литературы, составление глоссария, подготовка к опросу, написание реферата, подготовка презентации по реферату, решение тестовых задач.
Этапы осуществления самостоятельной работы:
- определение целей самостоятельной работы;
- конкретизация поставленной задачи;
- самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи;
- выбор путей и средств для решения поставленной задачи;
- планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи;
- реализация программы выполнения самостоятельной работы;
- самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы, их корректировка
- определение причин и устранение выявленных ошибок.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)
6.1. Основная литература 1. Гражданское право: в 3 т. [Текст] : учеб. для вузов: Допущено Мин. обр. Т. 1 / под ред. Ю. К. Толстого. - 7-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2011. - 784 с. 2. Гражданское право: в 3 т. [Текст] : учебник. Т. 2 / отв. ред. В. П. Мозолин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2014. - 968 с. |
6.2. Дополнительная литература
- Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. – Изд. 2-е, испр. – М.: Статут, 2000. (и посл. издания).
- Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. – Изд. доп., испр. – М.: Статут, 2002. (и посл. издания).
- Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая; Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. – М.: Статут, 2003. (и посл. издания).
- Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга пятая в двух томах. М.: Статут, 2006. (и послд. Издание).
- Козлова Н.В., в.с.Ем Сборник задач по гражданскому праву. Учебно-методическое пособие. В 2-х т. М.:Статут -2014.
6. Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. 2: Обязательственное право / Отв. ред. Е.А. Суханов. – М.: Статут, 2014.
7. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (части второй) / Под ред. С.П.Гришаева, А.М.Эрделевского – М. 2006
8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть 2 (постатейный) / Под ред. А.П.Сергеева – М.: Проспект, 2011
6.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
1. Фонд материалов по деловым ситуациям, ролевым играм, спорным решениям судов по конкретным делам.
6.4. Нормативная литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ
2. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ
- Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ
- Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ
- Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
- Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 “О банках и банковской деятельности” (с изменениями и дополнениями)
7. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ
8. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ
9. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ
10. Закон РФ от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»
11. Федеральный закон от 30.11.1994 №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ»
12. Федеральный закон от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй ГК РФ»
13. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»
14. Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Примечание: полный перечень нормативных источников, основной и дополнительной литературы приведен в Учебно-методическом комплексе (электронный вариант)
Интернет-ресурсы
1. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы