Общественное производство и его структура.
Первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой и любовью, люди должны иметь минимум средств к жизни: крышу над головой, одежду, пищу. И поэтому, если мы хотим прикоснуться к сложному клубку общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы и определить направленность, тенденции в их движении, нам прежде всего необходимо рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия.
Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, чис-ленность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.
Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.
Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способности человека к труду. По мере развития производства, особенно в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому образованию, квалификации и другим качествам.
Рабочая сила выступает личным фактором производства, а человек - как ее носитель, трудящийся - как главная производительная сила.
Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.
Средства труда - это вещи или комплексы вещей, с помощью которых человек обрабатывает предметы труда, воздействует на них. К ним относятся разнообразные орудия труда, механизмы, средства связи, пути сообщения, земля и др. По мере развития производства средств труда развиваются, совершенствуются, усложняются.
Предметы труда и средства труда в совокупности выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.
Производство нельзя представлять как механическое соединение его элементов. Это сложная система взаимодействия рабочей силы со средствами производства, т.е. с его материальной основой. Способы соединения факторов производства определяют систему господствующих в обществе производственных отношений. Содержание производственных отношений определяется уровнем развития производительных сил, а характер их проявления - способом соединения работника со средствами производства, т.е. отношениями собственности на средства производства.
В обществе всегда господствуют определенные типы, виды собственности: частная, коллективная, мелкая трудовая, государственная, смешанная и т.д. При этом они изменяются, развиваются под воздействием изменений в материальных условиях производства и находятся в разных сочетаниях, в постоянных связях. Если отношения собственности перестают изменяться, то производительные силы сковываются в своем развитии, тормозится технический и социальный прогресс. Отношениями собственности определяется принадлежность произведенного продукта, форма его распределения, характер обмена и уровень потребления разных групп людей.
4.Спрос как экономическая категория.
Рынок — сфера купли-продажи, где господствуют две основные и противоположные характеристики — спрос и предложение.
Спрос — это экономическая категория товарного (рыночного) хозяйства, она отражает совокупную общественную потребность в различных товарах с учетом платежеспособности покупателей. Иными словами, это потребительский интерес покупателей к приобретению товара по установленной цене на рынке.
Величина, или цена, спроса оценивается количеством конкретной продукции, объем которой может быть приобретен покупателем по установленной или договорной цене, т.е. это стоимостная оценка спроса, или спрос, умноженный на цену.
Одним из свойств спроса является то, что он оказывает воздействие на цену, т.е. при определенных экономических ситуациях рост спроса может повлиять на снижение цены и, наоборот, сокращение спроса может привести к росту цен па рынке. Эта зависимость цены от спроса называется законом спроса.
Закон основывается на следующих положениях:
1. Удовлетворение спроса ограничено ценой. Высокая цена непосредственно влияет на снижение уровня удовлетворения покупателей (спроса) и способствует скоплению излишних товаров. Таким образом, в результате неудовлетворительной ценовой политики товаропроизводитель несет убытки, так как излишки товара должны быть реализованы по более низким ценам.
2. Согласно принципу убывающей потребности товары, па которые спрос повышен, могут быть приобретены только по высокой цене, но в ограниченном количестве. Затем спрос на эти товары со стороны покупателя резко падает, и они могут быть приобретены только по сниженным ценам.
3. Эффект дохода заключается в том, что при снижении цены на конкретную продукцию растет спрос. Таким образом, изменение цены обратно пропорционально изменению спроса. Однако эта зависимость не совпадает с изменением величины спроса, поскольку изменение спроса и изменение цены не всегда связаны строго обратно пропорциональной зависимостью, что подтверждается ценовой эластичностью.
Повышенный интерес со стороны покупателя, а следовательно, и рост цен могут быть следствием проявления привычек и вкусов, что способствует увеличению объема реализации новых и модных товаров. Так, повышенный интерес к здоровью способствует росту спроса на продукцию фармацевтической промышленности.
Спрос находится в прямой зависимости от числа покупателей. При их увеличении спрос растет, и наоборот, он падает, когда количество потребителей па рынке сокращается. Спрос изменяется также в зависимости от времени года. Зимой увеличивается объем реализации товаров, непосредственно относящихся к этому периоду года, а летом резко возрастает спрос на мороженое и прохладительные напитки. Демографическая ситуация влияет на спрос на товары для новорожденных. В результате роста денежных доходов покупателей повышается спрос на товары повышенного качества, которые постепенно вытесняют с рынка товары низкого качества. Спрос па основную продукцию может снизиться в связи с появлением на рынке товаров-аналогов по цене, более низкой по сравнению с ценой основной продукции.
5.Потребление и сбережения, факторы их определяющие.
то одно из ключевых экономических решений, принимаемых людьми. На уровне отдельного домашнего хозяйства это решение влияет на его благосостояние в будущем. Очевидно, что домашние хозяйства, предпочитающие больше потреблять сегодня (и поэтому сберегающие меньше), вынуждены потреблять меньше в будущем. На макроэкономическом уровне совокупный эффект решений домашних хозяйств относительно объема потребления и сбережений помогает определить темп роста экономики, сальдо торгового баланса, объем выпуска и уровень занятости.
Другое положение этой теории состоит в том, что домашние хозяйства принимают решения относительно потребления в настоящем, исходя из ожиданий будущих доходов, процентов, которые можно получить, делая сбережения, и процентов, выплачиваемых по долгам. Таким образом, принятие решений о размерах сбережений носит динамический характер, иными словами, мы предполагаем, что домашние хозяйства тщательно взвешивают влияние их сегодняшних решений на уровень потребления в будущем. Изучив эту теорию, мы перейдем к фактическим данным о решениях потребителей относительно соотношения между потреблением и накоплением и модифицируем основные теоретические положения так, чтобы на их основе объяснить все существенные характеристики поведения потребителей, которые до этого были опущены.
Особое значение фактора времени в этой теории контрастирует с ранней теорией потребления, впервые сформулированной Кейнсом и его последователями. Функция потребления в теории Кейнса была первой попыткой создания модели текущего потребления, связанного с доходом домашних хозяйств, и это обстоятельство делает его вклад выдающимся. Хотя впоследствии от модели Кейнса и отказались, кейнсианская функция потребления сыграла важную роль в развитии идей в этой области.
Подход Кейнса основывался на следующем утверждении:
"Основной психологический закон, в существовании которого мы можем быть вполне уверены, исходя не только из априорных соображений и знания человеческой природы, но также из детального изучения прошлого опыта, состоит в том, что люди, как правило, склонны в среднем увеличивать свое потребление с ростом доходов, но в меньшей степени, чем растут доходы".
Руководствуясь этим соображением, Кейнс создал простую модель потребления, связывающую текущий доход и текущее потребление:
С = а + cY,
где Y — текущий доход, коэффициенты а и с — константы, соответствующие психологическому закону Кейнса, который предполагал, что с < 1. Как мы увидим далее, недостаток этого уравнения состоит в том, что оно не учитывает влияние ставки процента и будущего дохода на решения о текущем потреблении.
Так как мы изучаем решения домашних хозяйств о размерах потребления и сбережений, дополним наш анализ решениями фирм о сбережениях. Сумма сбережений домашних хозяйств и фирм составляет частные сбережения в экономике. В государственном секторе также выделяются потребление и сбережения, а сумма частных и государственных сбережений равна национальным сбережениям. Таким образом, наш метод изучения совокупных сбережений в экономике состоит в том, чтобы начать с исследования поведения домашних хозяйств, затем перейти к поведению фирм и, наконец, завершить анализ изучением процесса формирования государственных сбережений.
6.Виды экономических систем и критерии их классификации.
Экономическая система (англ. Economic system) — совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:
социально-экономические отношения;
организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
хозяйственный механизм;
система стимулов и мотиваций участников;
экономические связи между предприятиями и организациями.
Современная рыночная экономическая система
Отличительные черты:
многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;
развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;
изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);
рост уровня образования (послешкольное);
новое отношение к труду (творческое);
повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);
гуманизация экономики («человеческий потенциал»);
информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);
ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);
глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).
Традиционная экономическая система
Отличительные черты:
крайне примитивные технологии;
преобладание ручного труда;
все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.
Административно-командная система (плановая)
Основные черты:
государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
сильная монополизация и бюрократизация экономики;
централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.
Основные черты хозяйственного механизма:
непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.
Этот тип экономической системы характерен для Кубы, Северной Кореи, Албании и др.
Смешанная система
Отличительные черты:
приоритетность рыночной организации экономики;
многосекторность экономики;
государственное предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
социальная защита населения.
Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, США и др.
7.Экономические циклы и их влияние на финансовую систему.
Экономические циклы — регулярные колебания уровня деловой активности от экономического бума до спада (экономической депрессии).
Виды экономических циклов
Обычно выделяют четыре основных вида экономических циклов:
краткосрочные циклы Китчина (характерный период — 3-4 года);
среднесрочные циклы Жюгляра (характерный период — 7-11 лет);
ритмы Кузнеца (характерный период — 15-20 лет);
длинные волны Кондратьева (характерный период — 45-60 лет).
Фазы
В циклах деловой активности выделяются четыре относительно чётко различимые фазы: пик, спад, дно (или «низшая точка») и подъём; но в наибольшей степени эти фазы характерны для циклов Жюгляра.
Бизнес-циклы в экономике
Подъём
Подъём наступает после достижения низшей точки цикла (дна). Характеризуется постепенным ростом занятости и производства. Многие экономисты полагают, что данной стадии присущи невысокие темпы инфляции. Происходит внедрение инноваций в экономике с коротким сроком окупаемости. Реализуется спрос, отложенный во время предыдущего спада.
Пик
Пик, или вершина цикла деловой активности, является «высшей точкой» экономического подъема. В этой фазе безработица обычно достигает самого низкого уровня либо исчезает совсем, производственные мощности работают с максимальной или близкой к ней нагрузкой, то есть в производстве задействуются практически все имеющиеся в стране материальные и трудовые ресурсы. Обычно, хотя и не всегда, во время пиков усиливается инфляция. Постепенное насыщение рынков усиливает конкуренцию, что снижает норму прибыли и увеличивает средний срок окупаемости. Возрастает потребность в долгосрочном кредитовании с постепенным снижением возможностей погашения кредитов.
Спад
Спад (рецессия) характеризуется сокращением объёмов производства и снижением деловой и инвестиционной активности. Вследствие падения конъюнктуры спад обычно сопровождается ростом безработицы и падением загрузки производственных мощностей. Официально фазой экономического спада, или рецессией, считают ситуацию падения деловой активности, которая продолжается свыше трёх месяцев подряд.
Дно
Дно (депрессия) экономического цикла — это «низшая точка» производства и занятости. Считается, что данная фаза цикла обычно не бывает продолжительной. Однако история знает и исключения из этого правила. Великая депрессия 1930-х годов, несмотря на периодические колебания деловой активности, длилась почти десять лет.
Теория реальных экономических циклов объясняет спады и подъемы воздействием реальных факторов. В индустриальных странах это может быть появление новых технологий, изменение цен на сырье. В аграрных странах - урожай или неурожай. Также толчком к переменам могут быть форс-мажорные ситуации (война, революция, стихийные бедствия). Предвидя изменение экономической обстановки в лучшую или худшую сторону, домохозяйства и фирмы массово начинают экономить или больше тратить. В результате сокращается или возрастает совокупный спрос, уменьшается или увеличивается оборот розничной торговли. Фирмы получают меньше или больше заказов на изготовление продукции, соответственно меняется объем производства, занятость. Меняется деловая активность: фирмы начинают сокращать ассортимент выпускаемой продукции или наоборот запускают новые проекты, берут кредиты на их осуществление. То есть вся экономика колеблется, стремясь прийти в равновесие.
Другая проблема концентрации капитала — изъятие денежной массы (денег) из сферы потребления и производства потребительских товаров (также и сферы производства средств производства этих товаров). Деньги, полученные в виде дивидендов (или прибыли), накапливаются на счетах инвесторов. Возникает нехватка денег для поддержания необходимого уровня производства, и как следствие снижение объёмов этого производства. Растет уровень безработицы, население экономит на потреблении, происходит падение спроса.
8.Предложение как экономическая категория.
Под предложением западные экономисты понимают чье-либо желание продать товар. Объем предложения при этом составляет то количество товара, которое продавцы готовы предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время.
Предложение— это товары, которые находятся на рынке или могут быть туда доставлены. Следует различать натурально-вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах, ценах сумму товаров) формы товарного предложения.
Объем и структура предложения характеризуют экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяются размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок, ибо часть производимой продукции потребляется в производстве.
К товарному предложению относятся все товары, находящиеся на рынке, включая товары в пути. Оно формируется за счет объема структуры товарной продукции производства, товарных запасов и импорта.На него оказывают влияние возмещение естественной убыли в торговле, расходы на уценку и снижение цен.
В каждый момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, не является одинаковым. Некоторые из них произвели и привезли на рынок много товара, другие — мало. Одни затратили на их производство меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом чем выше цена товара, тем активнее они будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличить предложение (при наличии конкурентов).
Объем предложения у каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены.Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержат часть его на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товара. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, то производители постараются увеличить предложение товара, попытаются сбыть даже бракованные изделия.
Предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства — производственных затрат, которые многие экономисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение.
Объясняется это следующим. Производитель, если на него не оказывается экономического давления, действует, соблюдая свои собственные интересы, т.е. стремится максимизировать получаемую им прибыль (разницу между выручкой от реализации и затратами на ее производство). Это означает, что, принимая решение об объеме производства для предложения на рынке, производитель всякий раз выбирает такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. На первый взгляд кажется, что уменьшение объема производства ведет к увеличению выручки (валового дохода). Но оказывается, что каждая фирма имеет пределы своего роста. Рост фирмы и, следовательно, предложения на рынке за этими пределами ведет к увеличению издержек производства, например, таких, как транспортные расходы, затраты на управление производством и реализация продукции из-за возросших трудностей и т.д.
На объем предложения, кроме самого товара, оказывают влияние и такие факторы, как цены взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров, уровень технологии, деятельность государства, налоги, перспективные ожидания, степень монополизации производства и рынка и т.д.
Цены ресурсов оказывают непосредственное влияние на издержки производства и через них на объем предложения. Но величина затрат на ресурсы в экономическом смысле не тождественна сумме денежных издержек производства. Ресурсы, как правило, имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономист стремится учесть все альтернативные способы применения ресурсов.
На микроуровне говорят об индивидуальном предложении (отдельных производителей на частном, отдельном рынке), на макроуровне — о совокупном предложении — реальном объеме национального производства, который может быть произведен всеми товаропроизводителями при различных уровнях цен.
9.Эластичность спроса и предложения, виды эластичности.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ — чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения при изменении (как правило, увеличении) цены на 1%.
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода:
краткосрочный,
среднесрочный,
долгосрочный.
Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.
Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.
Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего.
Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то имеем дело с абсолютно эластичным предложением.
Различают пять вариантов эластичности предложения (рис.3). Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предложения вертикальна. Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины Шишкина "Утро в лесу" является совершенно неэластичной, так как в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), которое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена. Эластичность предложения обычно бывает больше на протяжении длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано приспособлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значения эластичности предложения.
10.Рынок: понятие, функции, структура.
В экономической теории термин "рынок" имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок - механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ.
Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.
По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики).
Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок - тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок - то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.
Условия возникновения рынка: разделение труда, которое ведет к специализации и обмену; самостоятельность экономических агентов или обособленность хозяйственных субъектов; свобода предпринимательства.
Функции рынка:
Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.
В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.
Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.
Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.
Регулирующая функция. Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства; падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.
Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. ций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.
Санирующая функция. Рыночный механизм - достаточно жесткая, в известной мере система. Он постоянно проводит "естественный отбор" среди участников хозяйственной деятельности.
Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы "естественный отбор" прекратился.
11.Финансовый рынок: понятие, структура, участники.
Финансовый рынок (от лат. financia — наличность, доход) в экономической теории — система отношений, возникающая в процессе обмена экономических благ с использованием денег в качестве актива-посредника.
На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставление кредита, осуществление обменных денежных операций и размещение финансовых средств в производстве. А совокупность спроса и предложения на капитал кредиторов и заёмщиков разных стран образует мировой финансовый рынок.
Исторически сформировались две основные модели финансовых рынков: финансовая система, ориентированная на банковское финансирование (bank based financial system, так называемая континентальная модель), и финансовая система, ориентированная на рынок ценных бумаг и систему институциональных инвесторов (страховые компании, инвестиционные и пенсионные фонды) — так называемая market based financial system, или англо-американская модель. Для англо-американской модели характерна ориентация на публичное размещение ценных бумаг и высокий уровень развития вторичного рынка, который по объему значительно больше вторичного рынка стран континентальной Европы. Для континентальной модели характерен высокий уровень концентрации акционерных капиталов при небольшом количестве акционеров и непубличности размещения ценных бумаг, а вторичный рынок не так развит. В конце ХХ — в начале ХХІ веков во многих европейских странах финансовые рынки начали приобретать черты англо-американской модели, и происходит постепенное сближение, конвергенция континентальной и англо-американской моделей финансовых рынков.
Финансовый рынок подразделяется на:
-Рынок капиталов
-Рынок акционерного капитала (рынок акций)
-Рынок долгового капитала (рынок облигаций и векселей)
-Денежный рынок
-Рынок производных инструментов (деривативов)
-Валютный рынок (форекс)
12.Рынок капитала. Процент как цена капитала.
В хозяйстве существует еще один рынок, функционирование которого мы не рассматривали, - это рынок капитала, на котором даются и берутся напрокат деньги. Поскольку деньги берутся в долг в основном для приобретения капитальных благ, этот рынок и называют рынком капитала.
Отдача денег в долг называется предоставлением ссуды или кредита (от лат. creditum - "ссуда"). Соответственно, тех, кто дает деньги в долг, называют кредиторами, а тех, кто берет деньги в долг, называют заемщиками.
На рынке капитала существует цена, которая показывает, сколько нужно заплатить за прокат денег. Поскольку и цена, и количество на этом рынке измеряются в одних и тех же единицах - деньгах, для измерения цены используют относительные величины - проценты.
Ставкой процента называется цена, которую нужно уплатить за использование денег в течение некоторого промежутка времени, выраженная в процентах. Например, ставка 5% в год означает, что за использование 1000 рублей в течение года нужно заплатить 50 рублей.
На рынке капитала существуют спрос и предложение, которые определяют равновесную ставку процента (цену) и количество отданных напрокат денег.
Одной из главных особенностей рынка капитала является то, что любая фирма и любой потребитель может выступить на этом рынке как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Во-первых, все фирмы и потребители используют этот "ресурс" в своей деятельности (и поэтому могут нуждаться в нем). Во-вторых, этот "ресурс" не требует производства (поэтому любая фирма или потребитель может обладать деньгами независимо от рода своей деятельности).
13.Современные теории рынка: формирование, эволюция, и основные элементы.
А. Маршалл касается в какой-то мере традиционной для его времени полемики вокруг проблем стоимости, отдав при этом предпочтение такому варианту теории «факторов производства», как теория жертв этих факторов. Но одновременно он указал четкий выход из затянувшейся бесплодной дискуссии путем своеобразного компромисса между идеями различных теорий стоимости. Ключевая мысль А. Маршалла состояла в необходимости перенести центр тяжести в работах буржуазных экономистов с дискуссий по проблемам стоимости к изучению закономерностей складывания и взаимодействия спроса и предложения и на этой основе к формированию, параллельно с теорией стоимости, развернутой теории цены. В рамках разработки этой теории А. Маршалл предложил компромиссное объединение в единую систему важнейших понятий и категорий из различных буржуазных теорий стоимости. Так идеи из теории «факторов производства» были включены им в систему объяснений закономерностей формирования предложения товаров, идеи из теории предельной полезности и сама эта категория вошли в структуру объяснений закономерностей формирования потребительского спроса. Рассматривая закономерности складывания спроса, предложений, цены, Альфред Маршалл выдвинул ряд новых подходов, понятий и категорий, прочно вошедших в арсенал политэкономии.
Укажем важнейшие из них. Прежде всего, Альфред Маршалл подчеркнул необходимость включения фактора времени в анализ цены. Именно Альфред Маршалл первый отметил различную взаимосвязь между издержками производства и ценой в зависимости от того, какой подход краткосрочный или долгосрочный – кладется и основу анализа.
Так, в краткосрочном плане в случае значительного превышения спроса над предложением и невозможности удовлетворить указанное превышение с помощью имеющихся мощностей (новые же мощности для своего введения требуют значительного времени) начинает действовать, по Маршаллу, механизм так называемой квазиренты. Предприниматели, производящие дефицитную продукцию, имеют до введения в действие новых мощностей возможность для заметного повышения своих цен и получения на этой основе дополнительного так называемого квазирентного дохода. С помощью формирования этого дохода Альфред Маршалл дал описание реакции рыночных сил на кратковременные колебания спроса и предложения. Из других нововведений А. Маршалла, получивших широкое признание, распространение и дальнейшее развитие в буржуазной экономической науке, можно отметить идею об эластичности предложения и спроса по цене, идею о представительной фирме, создающей основу для анализа закономерностей предложения, и т.д.
14.Сбережения как фактор формирования инвестиц