Глава 1. Теоретические основы развития филиальной сети коммерческого банка
Введение
Одной из современных тенденций развития банковского дела в мировой практике является территориальное развитие крупного банковского бизнеса. Развитие сети внешних банковских подразделений и дочерних банков продиктовано стремлением к диверсификации деятельности, расширению клиентской базы и сбытовых возможностей, преодолению межбанковской конкуренции на сложившихся рынках. В России существует еще ряд объективных причин, вынуждающих банки идти по пути филиального развития.
Во-первых, одним из наиболее привлекательных с позиций рентабельности и перспектив роста является розничный банковский бизнес. Как известно, безусловным лидером в сфере банковского обслуживания физических лиц является Сбербанк России, во многом благодаря самой развитой филиальной сети. Именно значительное количество точек продаж (у банка их свыше 20 000) позволяет банку быть максимально близким к потребителю и удерживать лидирующие позиции по объему потребительского кредитования и привлечению вкладов населения. Территориальная близость играет ключевую роль и при выборе банка для обслуживания предприятиями малого и среднего бизнеса. Следовательно, развивать розничное направление без расширения сети сбыта невозможно, и российские банки стали в последние 4 года стремительно наращивать количество точек удаленного обслуживания.
Во-вторых, приход на российский рынок крупных зарубежных банков вынуждает отечественные банки искать новые рыночные ниши и постепенно уходить из сегмента обслуживания крупной корпоративной клиентуры, которая преимущественно обслуживается в иностранных банках, располагающих необходимыми финансовыми ресурсами. Одной из наиболее успешных стратегий выхода на новые рынки сбыта в мировой практике считается выход на низко конкурентные региональные рынки. В России практически все регионы, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, являются регионами, имеющими не значительно развитую банковскую систему.
В-третьих, отчетливые тенденции консолидации бизнеса и его стремления иметь юридическую регистрацию в Москве и развитую сеть производства или торговли по регионам России приводят к необходимости банковского обслуживания на периферии через "свои" банки, что позволяет пользоваться льготными тарифами и существенно сократить издержки на расчетно-кассовое и кредитное обслуживание всего холдинга.
В-четвертых, как отмечают "Стратегия развития банковского сектора России" и "Отчет о состоянии банковского сектора и банковского надзора", обеспеченность банковскими услугами в большинстве регионах России находится на очень низком уровне и требует кардинальных действий по изменению ситуации. По показателю числа банковских отделений на 100 тыс. жителей Россия сильно отстает от стран с развитой экономикой. Данный показатель в нашей стране находится на уровне 3 или 4 банковских отделений, в то время как в США он составляет 33 отделения, Германии - 58, в Европе - 46.
Отмеченные причины в совокупности с целями по максимальному расширению возможностей банковского сбыта и роста прибыли приводят к необходимости для большинства отечественных банков пристально рассмотреть варианты территориального развития. То, что отечественные банки идут по пути региональной экспансии, также подтверждается данными статистики, которые показывают: в некоторых регионах превышение числа филиалов столичных банков над сетью "местных" составило более 20%.
В то же время проблемы освоения новых рынков, улучшения конкурентной позиции, привлечения новых клиентов и совершенствования банковского обслуживания остаются малоизученными, большинство российских банков действуют на рынке, руководствуясь исключительно собственной интуицией.
Вопросы стратегического планирования и развития банковского бизнеса в настоящее время находят отражение в работах многих ученых и практических банковских работников. Среди них следует выделить исследования, проведенные В.В. Киселевым, Ю.И. Коробовым. Некоторые аспекты оценки деятельности филиалов банка нашли отражение в работах Л.Т. Гиляровской, З.А. Псеуш. Стратегическое поведение фирмы на рынке достаточно полно освещено в работах И. Ансоффа, Ф. Котлера, П. Смита и других ученых. Однако комплексное исследование, которое раскрывало бы содержание и специфику деятельности коммерческого банка по развитию филиальной сети, в настоящий момент отсутствует.
Актуальность проблем развития филиальной сети коммерческих банков в современных условиях роста российской экономики определили выбор темы, цель и задачи исследования.
Целью дипломной работы является исследование деятельности коммерческого банка по развитию филиальной сети.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1) определить сущность филиала и филиальной сети коммерческого банка, функциональные особенности и современное состояние развития филиальной сети коммерческих банков РФ;
2) охарактеризовать типологию стратегий развития филиальной сети банка и факторы, влияющие на выбор конкретного типа стратегии;
3) раскрыть содержание стратегии развития филиальной сети исследуемого коммерческого банка и процесс открытия филиала в г. Якутске;
4) определить пути повышения эффективности филиальной сети исследуемого коммерческого банка на примере филиала в г. Якутске.
Предметом исследования является процесс создания и функционирования территориально удаленного банковского подразделения (филиала).
Объектом исследования выступает АО "Россельхозбанк".
Теоретическую основу работы составили научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории банковского дела. Широко использовались федеральные законодательные акты, нормативный и инструктивный материал Банка России, иные документы, опубликованные в периодической и специальной литературе.
Методологическую основу составляют диалектический метод исследования теоретических аспектов темы, системный подход ко всем изучаемым процессам и явлениям, анкетирование и методы анализа данных.
Информационной базой исследования послужили статистические материалы Федеральной службы по статистике, данные Банка России, отчетность АО "Россельхозбанк" и его филиала в г. Якутске, информационные материалы научно-практических конференций и семинаров, материалы по проблематике исследования, опубликованные в периодической печати (журналах "Деньги и кредит", "Банковское обозрение", "Финансы и кредит"и др.), размещенные в сети Интернет, а также собственные расчеты автора.
Практическая значимость работы заключается в реальном исследовании потребностей населения Якутии в банковских услугах и продуктах.
Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы по теме исследования и приложений.
В первой главе исследования "Теоретические основы развития филиальной сети коммерческого банка" раскрываются правовые основы функционирования филиалов коммерческого банка, исследуются сущность филиальной сети банка и ее состав, а также выявляются функциональные особенности банковского филиала, и определяется место филиальной сети банка в системе банковского сбыта. Анализируется современное состояние филиальной сети банков по России, Дальневосточного федерального округа и Республики Саха (Якутия). Дается классификация возможных вариантов стратегии развития банковских филиалов, и определяются параметры их выбора.
Во второй главе работы "Практика разработки и реализации стратегии развития филиальной сети АО "Россельхозбанк" в г. Якутске" исследуется практика реализации стратегии филиальной сети банка.
Заключение
Таким образом, в процессе изучения тематики "Развитие банковской филиальной сети" я сделал следующие выводы:
1) Филиал коммерческого банка - это внешнее обособленное структурное подразделение. Как внешнее подразделение, он территориально удален от головного банка, имеет собственное имущество, собственный корреспондентский субсчет в РКЦ и баланс, самостоятельно платит налоги в местный бюджет, подведомствен тому территориальному учреждению Банка России, на территории которого располагается. Филиал имеет право на осуществление всех или части банковских операций, на которые получена лицензия головным банком, действует от имени головного банка, и мера его экономической свободы ограничена внутрибанковскими регламентами. Ответственность за деятельность филиала лежит на головной организации. Филиал банка не является юридическим лицом.
Основной задачей филиала коммерческого банка является обеспечение условий для получения банком дополнительной прибыли. При этом в отличие от других структурных подразделений именно филиал обладает максимальными функциональными возможностями для реализации банковских продуктов и услуг и представления интересов банка на удаленных территориях. Функции филиала банка определены поставленными перед ним задачами. Основной задачей филиальной сети банка является расширение возможностей банка по сбыту собственных продуктов и получению прибыли благодаря повышению доступности банковского обслуживания для клиентов.
Понятие филиальной сети имеет широкую и узкую трактовки. В узком смысле этого слова филиальная сеть банка - это совокупность филиалов банка как самостоятельных внешних подразделений, действующих в рамках гражданского и банковского права на основании соответствующих пунктов Устава банка и принятых положений о филиале, выполняющих свои функции в соответствии нормативными актами Банка России. В широком смысле - это совокупность внешних банковских подразделений, обособленных от головного подразделения банка, территориально от него удаленных, необходимых для расширения возможностей банка по реализации собственных продуктов и получению прибыли; ориентированных на максимальное удовлетворение потребностей банковских клиентов за счет роста их доступности.
В современных условиях, филиалы крупных банков практически формируют банковскую систему регионов России. В России последние годы банковская система развивалась в сторону расширения многофилиальной разветвленной структуры коммерческих банков, что обусловлено развитием финансово-кредитных отношений и экономическим ростом в стране, а также всеобщей глобализацией финансовой системы.
Количество действующих кредитных организаций в стране на начало текущего года составило 1108 единиц и 3470 филиалов, то есть - 1 филиал приходится на 41 тыс. человек населения РФ. Данные показатели различаются по регионам, так в Дальневосточном федеральном округе отмечается самая низкая концентрация филиальной сети коммерческих банков по России - 1 филиал на 33,4 тыс. человек населения региона. Концентрация филиальной сети коммерческих организаций увеличивается прямо пропорционально уровню развития промышленности и других отраслей экономики. Здесь большое значение имеет то обстоятельство, что среди регионов ДВФО РС (Я) является одной из наиболее развивающихся и сырьевых субъектов.
По динамике расширения филиальной сети лидером остаётся "Россельхозбанк", увеличив её на 552 новых подразделения, что почти два раза больше, чем в прошлом году. На втором месте "Сбербанк", количество подразделений которого увеличилось на 167. Третье место, с ростом на 114 подразделений, - за банком "Русский Стандарт".
2) Стратегия развития филиальной сети представляет собой план мероприятий по оптимизации размещения и деятельности филиальной сети банка в долгосрочной перспективе, ключевой целью которого является максимизация прибыли банка за счет роста объемов сбыта банковских продуктов и расширения клиентской базы банка.
3) Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк»* — один из крупнейших банков в России. Созданный в 2000 году в целях развития национальной кредитно-финансовой системы агропромышленного сектора и сельских территорий Российской Федерации, сегодня это универсальный коммерческий банк, предоставляющий все виды банковских услуг и занимающий лидирующие позиции в финансировании агропромышленного комплекса России. 100% голосующих акций Банка принадлежат Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Высшим органом управления АО «Россельхозбанк» является Общее собрание акционеров. Банк проводит ежегодно годовое Общее собрание акционеров. Годовое Общее собрание акционеров проводится не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года. Наблюдательный совет Банка, избираемый акционерами и им подотчетный, обеспечивает стратегическое управление и контроль над деятельностью исполнительных органов – Председателя Правления и Правления. Председатель Правления, члены Правления и заместители Председателя Правления осуществляют текущее руководство Банком и реализуют задачи, поставленные перед ними акционерами и Наблюдательным советом Банка.
АО «Россельхозбанк» является агентом Правительства Российской Федерации по выполнению федеральных целевых программ в аграрном комплексе. Банк располагает широкой и оптимально сформированной корреспондентской сетью, насчитывающей более 100 иностранных банков-партнеров и позволяющей обеспечивать полный спектр услуг клиентам по международным расчетам и связанному кредитованию и совершать прочие межбанковские операции.
АО «Россельхозбанк» - надежный работодатель, который заботится о развитии, мотивации и социальной защищенности персонала, поощряет стремление приобретать новые знания и навыки. Мы приглашаем энергичных, целеустремленных кандидатов, стремящихся к профессиональному развитию и успешной карьере, ориентированных в своей работе на достижение высоких результатов и командную работу. Работникам Банка предлагается конкурентоспособная заработная плата, обширная программа социальных преференций, а также интересная работа в сплоченной команде.
4) Проведенный в начале 2009 года опрос 200 респондентов выявил, насколько основные банковские услуги населению пользуются спросом, и какие из них будут востребованы в будущем. Очевидно перераспределение интересов потребителей банковских услуг в сторону кредитных услуг. Особенно желаемым для получения из предлагаемых кредитов оказался ипотечный кредит (53% респондентов), а основным критерием выбора кредитного продукта стали его цена (87%), длительность кредита (64%) и простота его оформления (45%). Таким образом, оказание кредитных услуг становится перспективной сферой деятельности банков особенно в РС (Я), где рынок освоен на низком уровне, а потенциал кредитоспособности населения растет. Розничные кредитные услуги - один из наиболее выгодных для банка видов кредитно-финансового бизнеса.
Оценивая реальное сберегательное поведение респондентов, необходимо отметить, прежде всего, его низкую активность. Это большой объём потенциальной клиентуры, большое резервное клиентское поле, которое пока не охвачено услугами банков. Вклады - основной рабочий ресурс любой кредитной организации, а якутские клиенты, как показало исследование, отличаются постоянством в отношении выбранных ими банков.
Группа банковских клиентов-пользователей пластиковых карт составляет 42% опрошенных. Подавляющее большинство из них (74%) начали использовать карты не в инициативном порядке, а по решению работодателя или вуза. Это свидетельствует о том, что банковский бизнес пластиковых карт растёт в российском обществе не на добровольной, а на принудительной основе, обусловленной переходом всё большего количества предприятий на зарплатные карточные схемы. Поэтому увеличение оборотов по отдельным пластиковым картам происходит за счёт отдельных клиентов, а не благодаря общему увеличению объёмов денежного обращения среди населения. В применении пластиковых карт клиентов в первую очередь интересует экономическая (материально-финансовая) сторона вопроса. Лишь незначительная часть пользователей считает пластиковые карты не средством расчётов и платежей, а средством повышения их социального статуса.
Инвестиционное поведение якутян пока не является распространённым на рынке финансовых услуг.
Таким образом, филиал АО "Россельхозбанк" может завоевать рынок банковских услуг и развить кредитование в РС (Я) с помощью современных технологий и инноваций в системе кредитования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-Фз. Часть первая. // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994г., №32, ст. 3301; с последующими изменениями и дополнениями.
3.Налоговый кодекс РФ. Часть 1 и 2 (с посл. изм. и доп.) // СПС Консультант-плюс.
4.Трудовой кодекс РФ (с посл. изм. и доп.) // СПС Консультант-плюс.
5.Федеральный закон "О центральном банке Российской Федерации (Банке России)" №86-ФЗ от 10.07.2002г. (с изменениями и дополнениями) // СПС Консультант-плюс.
6.Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" №17-ФЗ от 03.02.1996г. (с изменениями и дополнениями) // СПС Консультант-плюс.
.Положение "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" №54-П от 31.08.98г. // СПС Консультант-плюс.
.Инструкция ЦБ РФ от 01.10.97 №1 "О порядке регулирования деятельности банков" (с изм. и доп.) // СПС Консультант-плюс.
.Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 12.04.2000 №1042 "О мерах по укреплению банковской системы Республики Саха (Якутия)" // СПС Консультант-плюс.
10.Банковская система России. Настольная книга банкира. В 3-х томах. - М.: Дело, 2008. С.132.
11.Банковское дело / Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 592 с.
12.Банковское дело: Справочное пособие / Под ред. Ю. А. Бабичевой. - М: "Экономика",2008. - С. 144 - 146.
13.Бургомистренко А.А. Проблемы развития региональных банков / Банковская деятельность в России: Сборник научных трудов. - Саратов: СГСЭУ, 2004. С.87 - 92.
.Бургомистренко А.А. Развитие сбытовой сети коммерческого банка/ Банковский сектор экономики: современное состояние, перспективы развития: Сборник материалов международной научно-практической интернет-конференции (1 - 20 июня 2006 г.). - Саратов: СГСЭУ, 2006
.Бургомистренко А.А. Сбытовая политика филиала коммерческого банка/ Социально-экономическое развитие России в условиях современных трансформационных процессов: Сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции СГСЭУ. - Балаково: СГСЭУ, 2004. С.4 - 6.
.Бургомистренко А.А. Стратегии развития филиала коммерческого банка / Банковская система России: Проблемы и перспективы развития: Сборник научных трудов. - Саратов: СГСЭУ, 2007. С. 81 - 88.
.Бургомистренко А.А. Филиал или представительство: вопросы стратегической целесообразности // Финансы и кредит. - 2006. - №33(237)
.Деньги, кредит, банки / Под ред. О. И. Лаврушина - М.: Финансы и статистика, 2008. С.121.
.Долан Э. Дж., Кэмпбелл К. Д., Кэмпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. - М.: ЮНИТИ, 2007. С.96.
.Закиров Ш.З. Розничные услуги коммерческих банков [Текст] / Ш.З. Закиров // Экономические науки. - 2008. - № 2 (39). - С. 366-368.
.Мартынова Т.Н. На что нынче ловят в регионах?// Банковское обозрение. - 2006. - № 6. с.13.
.Минина Е.И.. О совершенствовании рынка посреднических услуг коммерческих банков (на примере Астраханской области) /Е.И. Минина, Р.А. Набиев // Деньги и кредит. - 2006. - №12. - c.16-18.
24.Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2006 году. - М.: ЦБ РФ, ОАО Полиграфбанкиздат, 2007. с.12.
25.Панова Г. С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С.83,
26.Сергеенкова А.А. Инструменты повышения конкурентоспособности Филиала коммерческого банка на локальном рынке услуг розничного кредитования // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета (ТРТУ). Вып. 1 - Таганрог: Изд-во ТРТУ
27.Сергеенкова А.А. Рынок банковских услуг в Российской Федерации: особенности становления, этапизация развития. / Экономические и институциональные исследования: альманах научных трудов. Выпуск 2(18) - Ростов-н/Д: Издательство Ростовского университета, 2006.- 1,08 п.л.
28.Статистические сборники Госкомстата РС (Якутия) по положению рынка банковских услуг в РС (Я) за 2004-2008гг.
29.Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации.
30.Финансово-кредитный словарь / Под ред. В. Ф. Гарбузова. В 2-х томах. - М.: Финансы и статистика, 2007.Т.1.С.234.
31.Официальный сайт ЦБ РФ // #"justify">Приложение 1
Алгоритм выбора и реализации стратегии развития филиалов банка
Введение
Одной из современных тенденций развития банковского дела в мировой практике является территориальное развитие крупного банковского бизнеса. Развитие сети внешних банковских подразделений и дочерних банков продиктовано стремлением к диверсификации деятельности, расширению клиентской базы и сбытовых возможностей, преодолению межбанковской конкуренции на сложившихся рынках. В России существует еще ряд объективных причин, вынуждающих банки идти по пути филиального развития.
Во-первых, одним из наиболее привлекательных с позиций рентабельности и перспектив роста является розничный банковский бизнес. Как известно, безусловным лидером в сфере банковского обслуживания физических лиц является Сбербанк России, во многом благодаря самой развитой филиальной сети. Именно значительное количество точек продаж (у банка их свыше 20 000) позволяет банку быть максимально близким к потребителю и удерживать лидирующие позиции по объему потребительского кредитования и привлечению вкладов населения. Территориальная близость играет ключевую роль и при выборе банка для обслуживания предприятиями малого и среднего бизнеса. Следовательно, развивать розничное направление без расширения сети сбыта невозможно, и российские банки стали в последние 4 года стремительно наращивать количество точек удаленного обслуживания.
Во-вторых, приход на российский рынок крупных зарубежных банков вынуждает отечественные банки искать новые рыночные ниши и постепенно уходить из сегмента обслуживания крупной корпоративной клиентуры, которая преимущественно обслуживается в иностранных банках, располагающих необходимыми финансовыми ресурсами. Одной из наиболее успешных стратегий выхода на новые рынки сбыта в мировой практике считается выход на низко конкурентные региональные рынки. В России практически все регионы, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, являются регионами, имеющими не значительно развитую банковскую систему.
В-третьих, отчетливые тенденции консолидации бизнеса и его стремления иметь юридическую регистрацию в Москве и развитую сеть производства или торговли по регионам России приводят к необходимости банковского обслуживания на периферии через "свои" банки, что позволяет пользоваться льготными тарифами и существенно сократить издержки на расчетно-кассовое и кредитное обслуживание всего холдинга.
В-четвертых, как отмечают "Стратегия развития банковского сектора России" и "Отчет о состоянии банковского сектора и банковского надзора", обеспеченность банковскими услугами в большинстве регионах России находится на очень низком уровне и требует кардинальных действий по изменению ситуации. По показателю числа банковских отделений на 100 тыс. жителей Россия сильно отстает от стран с развитой экономикой. Данный показатель в нашей стране находится на уровне 3 или 4 банковских отделений, в то время как в США он составляет 33 отделения, Германии - 58, в Европе - 46.
Отмеченные причины в совокупности с целями по максимальному расширению возможностей банковского сбыта и роста прибыли приводят к необходимости для большинства отечественных банков пристально рассмотреть варианты территориального развития. То, что отечественные банки идут по пути региональной экспансии, также подтверждается данными статистики, которые показывают: в некоторых регионах превышение числа филиалов столичных банков над сетью "местных" составило более 20%.
В то же время проблемы освоения новых рынков, улучшения конкурентной позиции, привлечения новых клиентов и совершенствования банковского обслуживания остаются малоизученными, большинство российских банков действуют на рынке, руководствуясь исключительно собственной интуицией.
Вопросы стратегического планирования и развития банковского бизнеса в настоящее время находят отражение в работах многих ученых и практических банковских работников. Среди них следует выделить исследования, проведенные В.В. Киселевым, Ю.И. Коробовым. Некоторые аспекты оценки деятельности филиалов банка нашли отражение в работах Л.Т. Гиляровской, З.А. Псеуш. Стратегическое поведение фирмы на рынке достаточно полно освещено в работах И. Ансоффа, Ф. Котлера, П. Смита и других ученых. Однако комплексное исследование, которое раскрывало бы содержание и специфику деятельности коммерческого банка по развитию филиальной сети, в настоящий момент отсутствует.
Актуальность проблем развития филиальной сети коммерческих банков в современных условиях роста российской экономики определили выбор темы, цель и задачи исследования.
Целью дипломной работы является исследование деятельности коммерческого банка по развитию филиальной сети.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
1) определить сущность филиала и филиальной сети коммерческого банка, функциональные особенности и современное состояние развития филиальной сети коммерческих банков РФ;
2) охарактеризовать типологию стратегий развития филиальной сети банка и факторы, влияющие на выбор конкретного типа стратегии;
3) раскрыть содержание стратегии развития филиальной сети исследуемого коммерческого банка и процесс открытия филиала в г. Якутске;
4) определить пути повышения эффективности филиальной сети исследуемого коммерческого банка на примере филиала в г. Якутске.
Предметом исследования является процесс создания и функционирования территориально удаленного банковского подразделения (филиала).
Объектом исследования выступает АО "Россельхозбанк".
Теоретическую основу работы составили научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории банковского дела. Широко использовались федеральные законодательные акты, нормативный и инструктивный материал Банка России, иные документы, опубликованные в периодической и специальной литературе.
Методологическую основу составляют диалектический метод исследования теоретических аспектов темы, системный подход ко всем изучаемым процессам и явлениям, анкетирование и методы анализа данных.
Информационной базой исследования послужили статистические материалы Федеральной службы по статистике, данные Банка России, отчетность АО "Россельхозбанк" и его филиала в г. Якутске, информационные материалы научно-практических конференций и семинаров, материалы по проблематике исследования, опубликованные в периодической печати (журналах "Деньги и кредит", "Банковское обозрение", "Финансы и кредит"и др.), размещенные в сети Интернет, а также собственные расчеты автора.
Практическая значимость работы заключается в реальном исследовании потребностей населения Якутии в банковских услугах и продуктах.
Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы по теме исследования и приложений.
В первой главе исследования "Теоретические основы развития филиальной сети коммерческого банка" раскрываются правовые основы функционирования филиалов коммерческого банка, исследуются сущность филиальной сети банка и ее состав, а также выявляются функциональные особенности банковского филиала, и определяется место филиальной сети банка в системе банковского сбыта. Анализируется современное состояние филиальной сети банков по России, Дальневосточного федерального округа и Республики Саха (Якутия). Дается классификация возможных вариантов стратегии развития банковских филиалов, и определяются параметры их выбора.
Во второй главе работы "Практика разработки и реализации стратегии развития филиальной сети АО "Россельхозбанк" в г. Якутске" исследуется практика реализации стратегии филиальной сети банка.
Глава 1. Теоретические основы развития филиальной сети коммерческого банка