Понятие, особенности и классификация финансово-правовых норм и финансовых правоотношений.
Финансово-правовые нормы – это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Финансово-правовой норме свойственны общие черты правовой нормы и присущи особенности, характерные для финансового права.
Специфические признаки финансово-правовой нормы:
– регулируют отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц;
– носят, как правило, императивный (повелительный) характер, то есть выражены в категорической форме, не допускающей изменения условий, порядка их действия, прав и обязанностей сторон, санкций;
– значительная часть финансово-правовых норм устанавливает компетенцию (права и обязанности) государственных органов – участников финансовых отношений;
– являются нестабильными, так как отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности Республики Беларусь и административно-территориальных единиц, подвержены различным экономическим колебаниям. Это приводит к отмене одних норм прав и появлению новых финансово-правовых норм.
Таким образом, финансово-правовая норма– это установленное государством и выраженное в нормативном правовом акте правило поведения участников финансовых отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием республиканских и местных фондов денежных средств, которое содержит юридические права и юридические обязанности.
Финансово-правовые нормы могут быть классифицированы по самым разным основаниям.
В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений нормы финансового права подразделяются на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие.
Обязывающие содержат предписания к участникам финансовых правоотношений совершить определенные положительные действия, предусмотренные финансовым законодательством. Основная масса финансово-правовых норм являются обязывающими, которые довольно часто формируются в актах финансового законодательства либо в виде прямых обязательных предписаний.
Уполномочивающие предоставляют участникам финансовых правоотношений субъективное право действовать в рамках требований данной нормы по своему усмотрению. Эти нормы, строго закрепляя права участников финансовых правоотношений, позволяют им проявлять определенную самостоятельность в установленных законодательством рамках. В уполномочивающих финансово-правовых нормах категорический характер предписания государства сочетается с определенными полномочиями участников финансовых отношений, т.е. в них содержаться дозволения распоряжаться субъективными правами в пределах нормы.
Запрещающие содержат запрет на совершение определенных действий или регулируют пассивное поведение субъектов финансовых отношений.
В зависимости от порядка реализации прав и обязанностей участников финансовых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные нормы финансового права определяют материальное содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений в области финансовой деятельности государства.
Процессуальные нормы финансового права по своему назначению регламентируют процедуру или порядок реализации прав и обязанностей, устанавливаемых материальными нормами финансового права.
Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов..
Специфические признаки финансового правоотношения:
– финансовые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе финансовой деятельности государства и административно-территориальных единиц;
– финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, так возникают по поводу денежных средств, точнее – финансовых ресурсов государства, административно-территориальных единиц;
– одной из сторон финансового правоотношения всегда выступает государство в лице соответствующих органов или органы местного самоуправления;
– содержание финансовых правоотношений (права и обязанности сторон) определяется не договором или иной формой соглашения сторон, а нормативным правовым актом.
Для финансового правоотношения должны быть налицо все предусмотренные специфические черты в комплексе, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения.
Как и финансово-правовые нормы финансовые правоотношения весьма многообразны, что предопределяет их обширную классификацию.
В зависимости от характера финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние подразделяются на материальные и процессуальные.
К материальным относятся правоотношения, возникающие на основе материальных финансово-правовых норм, и определяющие объективную связь между субъектами, участвующими в финансовой деятельности государства посредством закрепления соответствующих прав и обязанностей (например, обязанности плательщика уплачивать налог и права налогового органа требовать его уплаты).
Процессуальные финансовые правоотношения, являясь вторичными по отношению к материальным, служат гарантией реализации последних и отражают юридически-процессуальную форму финансовой деятельности государства, которая преломляется в соответствующие направления в виде, например, бюджетного процесса.
По своему характеру финансовые правоотношения классифицируются на абсолютные и относительные.
Абсолютными правоотношениями являются те, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный или относительно определенный круг лиц (например, отношения между государством и налогоплательщиками, в которых государственные органы вправе требовать уплаты налоговых платежей от неограниченного круга плательщиков).
Относительными являются те финансовые правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит определенный носитель финансовой обязанности (например, при осуществлении финансового контроля складываются отношения между специально уполномоченным государственным органом и проверяемым субъектом).
В зависимости от сфер финансовой деятельности государства финансовые правоотношения могут быть классифицированы на
· бюджетные,
· налоговые,
· в области государственного страхования,
· государственного кредита,
· финансовые правоотношения по поводу государственных расходов,
· регулирования денежного обращении,
· расчетов,
· в сфере валютного регулирования