Перспективы развития законодательства по порядку назначения страховых пенсий по достижению пенсионного возраста в Российской Федерации
В последнее время наиболее обсуждаемым вопросом стала проблема необходимости повышения пенсионного возраста для граждан России. Объективными причинами её возникновения являются старение населения и рост продолжительности жизни населения. Дискуссия возможного увеличения возраста выхода на пенсию становится более острой.
Пенсионный возраст - важнейший параметр пенсионной системы, показывающий, на каком году жизни пенсионер может воспользоваться социальными благами государства.
Ещё с конца 2015 года чиновники начали говорить о том, что пенсионный возраст в России будет повышен. Но премьер-министр страны Дмитрий Медведев на одном из февральских заседаний отметил, что в 2016 году власть попытается сделать все, чтобы сохранить стабильность экономического развития, в связи, с чем вопрос повышения планки пенсионного возраста рассматриваться не будет. Но тем, не меняя вопрос повышения пенсионного возраста среди ученых, чиновников и политиков страны обсуждается очень активно.
Большинство государственных деятелей полагают, что повышение пенсионного возраста позволит государству:
- сэкономить трудовые ресурсы;
- уменьшить расходы ПФР;
- сохранить объемы налоговых отчислений.
Главными сторонниками идеи повышения пенсионного возраста являются Министерство Финансов РФ и Министерство экономического развития РФ. Министр Финансов РФ Антон Силуанов считает, что повышение пенсионного возраста неизбежно, увеличивать его нужно в год по году до 65 лет для женщин и мужчин уже с 2018- 2019 годов.
Председатель совета Ассоциации НПФ и бывший замминистра экономического развития Сергей Беляков высказался за повышение пенсионного возраста, он считает, что такое решение неизбежно, хотя и «неприятно, особенно в условиях падения доходов».
В противовес ему Валентина Матвиенко выразила мнение, что повышение пенсионного возраста в РФ неизбежно, но это должно делаться плавно, поэтапно, в течение 10-20 лет, может быть, этапами. И это не должно затрагивать тех, кому скоро предстоит выходить на пенсию.
Повышение пенсионного возраста позволит сократить расходы федерального бюджета более чем на 30%, это сэкономит больше 1% ВВП страны, подсчитала старший научный сотрудник аналитического центра финансовых исследований НИФИ Татьяна Омельчук.
Многие аналитики видят в повышении пенсионного возраста единственный выход для российской экономики. Если ситуацию не изменить сейчас, она будет только усугубляться. «Если возраст не повысят, у нас будет всё больше транзакций из Федерального бюджета. В итоге правительству придётся либо увеличивать налоговую нагрузку, либо сокращать другие статьи. Это, конечно, не сразу скажется на экономике, но, когда проблема не решена, она дистимулирует инвестиции, поскольку инвесторы понимают, что рано или поздно налоги будут повышены и, соответственно, отбить инвестиции будет сложнее», — поясняет руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
Сторонники повышения пенсионного возраста в России аргументируют необходимость его безотлагательного введения тем, что в России установлен самый низкий возраст выхода на пенсию. В связи с увеличением численности пенсионеров и демографическими проблемами многие зарубежные страны уже пошли на такой шаг, повысили пенсионный возраст. Но при этом они забывают, что в России, по сравнению с зарубежными странами, продолжительность жизни низкая, особенно у мужчин.
Возраст выхода на пенсию в разных странах различный. Например, в Германии он составляет 65-67 лет, во Франции – 60, в Швеции – 61-67. Рекордсменами по долгожительству считаются японцы, с чем связан достаточно высокий возрастной порог, дающий право на получение пенсии – 65 лет. Причем не делается различий по половому признаку – и мужчины, и женщины уходят на пенсию в одном и том же возрасте. В Великобритании пенсия по старости устанавливается при достижении 65 и 60 лет соответственно для мужчины женщины.
Минтруда Максим Топилин считает, что от повышения пенсионного возраста, скорее всего, не будет экономии, а будет просто адаптация системы с тем, чтобы пенсии не упали, чтобы пенсии остались нормальными по мере увеличения продолжительности жизни.
В Германии еще в конце 2006 года была одобрена реформа, предусматривающая с 2012 до 2019 года постепенное увеличение пенсионного возраста с 65 до 67 лет. В Нидерландах планируют к 2025 году поднять пенсионную планку также на два года - до 65 лет.
Власти Австрии намерены к 2024-2033 годам увеличить пенсионный возраст для женщин, уравняв его с мужским сейчас в Австрии он составляет 60 лет для женщин, 65 - для мужчин.
Средняя продолжительность жизни в России в 2014 году составила 71 год, при этом женщины жили 76 лет, а мужчины — 65. Большинство экспертов солидарно во мнении, что первым делом надо поднять пенсионный возраст у женщин.
Разрыв в пенсионном возрасте между мужчинами и женщинами ведёт к тому, что женщины не успевают заработать себе на хорошую пенсию — у них накапливается меньше баллов. Многие мужчины на высокую пенсию зарабатывают, но на неё не живут, потому что умирают.
Профессор Академии труда и социальных отношений Андрей Гудков считает, что от повышения пенсионного возраста качество жизни россиян только пострадает, в итоге это приведёт к нарастанию левых настроений.
Говоря о повышении пенсионного возраста, стоит задуматься о качестве рабочей силы и о ее задержке на рынке труда.
По словам Алексея Кудрина, тем, кому сейчас 65 -70 лет, – им уже сложнее работать. А тем, кому 56 лет или 61 год – им физически легче. В этом смысле надо рациональнее распределить нагрузку. А поддержать сэкономленными средствами можно как раз индексацию пенсий.
Если говорить о повышении пенсионного возраста ни стоит и забывать о сокращении количества рабочих мест. Но Кудрин считает, что в силу демографических волн Россия переживает сейчас тяжелейший дефицит рабочей силы в силу того, что сокращается количество работоспособного населения. В том числе за счет перехода в пенсионный возраст.
С другой стороны Антон Силуанов предполагает, что повышение пенсионного возраста позволит профессионалам поработать дольше на производстве и обучить молодых специалистов.
Оксаны Синявская утверждает, что низкие границы пенсионного возраста оказывают негативное влияние на положение пожилых людей на рынке труда. Известно, что работодатели не любят нанимать пожилых сотрудников, ориентируясь на то, что им осталось два-три года до пенсии. Если возраст будет повышаться, интерес работодателя к людям от 50 лет станет выше.
По словам главы ведомства М. Топилина, в странах, где на пенсию выходят в 63—65 лет, продолжительность жизни превышает 80 лет. В России же этот показатель составляет 70—71 год. Высказал он опасения и по поводу того, что в случае увеличения пенсионного возраста на рынке труда вырастет конкуренция. А в стране растет безработица: человеку, уволенному или попавшему под сокращение в 60 лет, сложно будет найти работу. Он станет клиентом службы занятости или оформит инвалидность, а это дополнительные расходы бюджета.
Любопытное дополнение к необходимости повышения пенсионной черты сделал глава Пенсионного фонда РФ А. Дроздов. По его мнению, дело не только в экономии средств. Возраст выхода на пенсию — это вопрос справедливости распределения между поколениями страховых взносов, которые платятся в пенсионную систему.
Безусловно, решение о повышении планки пенсионного возраста поддерживают социальное и материальное положение пожилых граждан, но не компенсируют их социальное положение во время трудовой деятельности.
Анализ исследуемой литературы по данной проблеме позволяет говорить о том, что большинство позиций властных структур нацелены не на сохранения населения страны, а на экономию бюджетных средств. Необоснованное повышение возраста выхода на пенсию в России нецелесообразно, поскольку может привести к экономической нестабильности, к негативным последствиям и к сокращению продолжительности жизни в стране.
Не остается и в стороне вопрос о выплате страховой пенсии по старости работающим пенсионерам без учета плановых индексаций.
Важнейшими целями Стратегии пенсионной системы Российской Федерации является обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации, а в перспективе с учетом роста заработной платы и сохранения способности граждан у трудовой деятельности, создание механизма по осуществлению выплаты пенсии работающим пенсионерам в зависимости от размера получаемой ими заработной платы.
В рамках реализации указанной стратегии в марте 2015 г. Минтрудом России для внесения Правительства РФ в Государственную Думу подготовлен проект Федерального закона «Об особенностях выплаты пенсии работающим пенсионерам». Он предусматривает выплату страховой пенсии пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, лишь, если общая сумма выплат и иных предусмотренных законом вознаграждений не превышает одного миллиона рублей. По истечении десяти лет после возникновения права на указанную пенсию либо после отказа в течении десяти лет от получения установленной страховой пенсии, она назначается без предлагаемых норм.
В соответствии с изменениями в пенсионном законодательстве, с 2016 года работающие пенсионеры будут получать страховую пенсию и фиксированную выплату к ней без учета плановых индексаций.
Таким образом, предстоящая индексация страховых пенсий в феврале 2016 года будет распространяться только на пенсионеров, которые по состоянию на 30 сентября 2015 года не осуществляли трудовую деятельность.
Эта дата обусловлена тем, что факт осуществления работы устанавливается на основании сведений персонифицированного учета ПФР по состоянию на последний день последнего отчетного периода работодателей, которые имеются в распоряжении ПФР перед осуществлением индексации с 1 февраля 2016 года, - это 30 сентября 2015 года.
Если пенсионер прекратил трудовую деятельность после 30 сентября 2015 года, а именно в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, он может уведомить об этом Пенсионный фонд. Для этого пенсионер должен подать в ПФР заявление, предоставив подтверждающие документы о прекращении трудовой деятельности. После рассмотрения заявления пенсионеру со следующего месяца начнется выплата страховой пенсии с учетом индексации. То есть, если пенсионер прекратил работать уже после проведения индексации, то со следующего после рассмотрения его заявления месяца он будет получать уже увеличенный благодаря индексации размер страховой пенсии и фиксированный выплаты к ней.
Подтверждать прекращение трудовой деятельности в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года и подавать заявление с соответствующими документами в ПФР гражданин может по 31 мая 2016 года. После чего в этом не необходимости, поскольку Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 29.12.2015 №385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесение изменений в отдельные законодательный акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», который вводит для работодателей новую отчетность в Пенсионный фонд. Со II квартала 2016 года работодатели обязаны представлять ежемесячную упрощенную отчетность, и факт осуществления работы пенсионера будет определяться Пенсионным фондом автоматически.
Глава комитета по труду и социальной политике Ольга Баталина ещё 2015 году сообщила, что пенсии в 2016 году повысят 2 раза: в феврале и осенью. Цель двух индексаций - увеличить пенсии на величину инфляции за 2015 год. Первая прибавка будет составлять 4%, вторая – в зависимости от состояния экономики.
Правда, на работающих пенсионеров она не распространяется. По мнению Дмитрия Медведева, если человек работает, он вполне может удовлетворять дополнительные потребности за счет зарплаты, поэтому индексация в данном случае не является необходимостью.
В комитете Госдумы по вопросам труда также считают такое решение вполне справедливым. При этом отмечается, что даже если работающий пенсионер будет получать не проиндексированную пенсию, в случае, если он откажется от работы, его пенсия все-таки будет проиндексирована.
Таким образом можно сказать, что с 1 февраля 2016 года повышение не полностью отменили, а частично и отсрочили на срок трудовой деятельности.
Поскольку пенсионеры не хотят уходить со своих рабочих мест, это порождает безработицу, поскольку молодым специалистам не хватает тех самых рабочих мест. На сегодняшний день в Российской Федерации числится порядка четырнадцати миллионов работающих пенсионеров, что является просто огромным показателем. Если индексация для них будет отменена, государство сэкономит на этом порядка ста миллиардов рублей в год. Однако многие эксперты сходятся во мнении, что убытки от такого нововведения могут быть еще большими.
Премьер-министр Дмитрий Медведев пояснил, что индексация будет проводиться, скорее всего, в два этапа в зависимости от экономического положения дел в стране. Есть уже нормативная индексация 4% в апрели 2016 года всем пенсионерам, независимо от факта работы (и работающим, и неработающим), и возможная индексация по итогам работы за первый квартал 2016 года.
Депутат Госдумы от «Единой России» Борис Резник предлагает распространить индексацию на тех пенсионеров, выплаты которым не превышают двух прожиточных минимумов. Тем самым он объяснят, что лишение права на ежегодную индексацию пенсии существенно нарушает конституционные права пожилых людей. Он также отмечает, что во многих регионах сумма выплачиваемой пенсии в итоге даже не обеспечивает прожиточного минимума. В связи с этим видится справедливым и необходимым вернуть индексацию пенсии работающим пенсионерам.