Обеспечение безопасности на маршруте

Физическое состояние и уровень технической подготовки участников

К участникам путешествия предъявлялись повышенные требования, они отбирались из числа действующих спортсменов, постоянно тренирующихся в Лосево, а также занимающихся другими видами спорта. Упор в тренировках делался на длительную выносливость.

Костяк группы составили участники, постоянно совершающие совместные походы высшей категории сложности, как правило, с длинными волоками. Петербургская часть группы постоянно тренируется на Лосевском пороге, и участвует в соревнованиях по ТВТ. Часть группы принимала участие в соревнованиях на р.Белая в мае 1998г.

Снаряжение

Катамараны-двойки типа “TWIX” на сегодняшний день являются наилучшими катамаранами для сплава по мощным порогам в длительном автономном походе. В них удачно сочетаются спортивные качества(быстроходность, поворотливость) с хорошей обитаемостью, высокой живучестью в мощных валах, а также способностью нести значительный груз. Особенно следует отметить поразительную живучесть этих катамаранов под воздействием поперечных и продольных динамических нагрузок при мощных навалах на скалы, достигнутую за счет отказа от жесткого соединения продольного и поперечного набора и перехода на капроновые скрутки(вспомните “Кон-Тики” Хейердала). Рама перекашивается, но не ломается. Приведение ее в порядок занимает несколько минут.

Бубель, разработки новосибирских водников, создан для экстремального сплава по самым мощным порогам.

Каяк полиэтиленовый, доставлял трудности при заброске, но зато позволял каякеру безаварийно и красиво идти как мелководные шиверы, так и мощные сливы и бочки.

Ктамаран-четверка большого водоизмещения. Присутствие судов такого типа в группе, идущей сложный, автономный маршрут вполне оправдано и даже необходимо по причине безопасности. На них может быть передан груз из каяка для обеспечения его успешного прохождения, а также на них могут ехать пассажиры.

Остальное снаряжение обычное для водного похода. У каждого участника запасное весло. Обязательны полные гидрокостюмы. На всю группу 6 спасконцов и 2 основных веревки.

Тактика прохождения основных порогов и страховка

Все основные пороги просматриваются, просматриваются и шиверы перед сложными порогами на предмет возможности чалки. Если есть суда, которые не идут порог, то они обносятся и ставятся на нижнюю страховку. Если таковых нет, то для первого экипажа ставятся несколько человек со спасконцами, для остальных и с воды.

Сложные пороги первым шел бубель, затем катамараны, каяк последним. Многоступенчатые пороги преодолевались последовательно с переносом страховки на следующую ступень. Как правило, сложные пороги шли разгруженными.

На шиверах и порогах, не требующих просмотра, шли со взаимной страховкой, всегда в пределах видимости.

К началу...

Итоги путешествия. Выводы. Рекомендации

Итоги путешествия

Группа прошла заявленный маршрут в полном соответствии с графиком движения.

Сводная таблица прохождений основных порогов.

Неуказанные в таблице пороги были пройдены всеми судами.

Таким образом, группа обнесла лишь 1-ю ступень порога “Капкан”.

Выводы

1. Группа прошла один из самых сложных, комбинированных маршрутов в регионе Восточного Алтая, включающий взятие 2-х перевалов категории 1Б(“Орбита” и “Москвич”), траверс ледника Гляциологов, знакомство со знаменитыми Шавлинскими озерами, а также сплав по одной из самых сложных для прохождения рек России - Башкаусу. Участники побывали во всех природных зонах региона.

    1. Осуществлено наиболее полное и техничное на сегодня прохождение группой Нижнего Башкауса. У всех судов на маршруте было только два оверкиля: каякер аварийно вышел из каяка в пор. “Мельница” и катамаран-двойка кильнулся в пороге “Тесный”.
    2. Осуществлено наиболее полное прохождение Нижнего Башкауса одним судном - бубель обнес только первую ступень “Капкана”.
    3. Осуществлено первопрохождение порога “Селевой” бублем.
    4. Впервые в Санкт-Петербурге катамаран-двойка успешно прошел порог “Семейный”.
    5. Результаты прохождения маршрута еще раз подтвердили преимущество малых судов перед судами большого водоизмещения на сложных маршрутах. Особенно это относится к катамаранам-двойкам. Обладая высокой маневренностью и остойчивостью, К-2 позволил продемонстрировать экипажу свою высокую технику гребли и умение “читать” воду, а в конечном счете, получить максимум удовольствия от сплава. Катамараны-двойки типа “TWIX” еще раз подтвердили свои высокие сплавные качества, проверенные на Карагеме, Аргуте, Чулышмане и Таре(Киргизия).

Отдельно хочется сказать о бубле. Впервые петербуржцы не только видели его на маршруте, но и сплавлялись на нем. Прежде всего следует отметить неожиданно приличную маневренность этого судна. Используя свой коронный прием - “маятник”, бубель может совершать резкие развороты и заходы в суводи. Как правило, он чалился сам. О его живучести говорить не приходится(пор. “Селевой”), она выше, чем у любого другого судна, а оверкили невозможны в принципе. Судно для порогов, которые близко еще никто не видал и не описал, тонкости которых не известны. В общем, это судно для первопрохождений самых мощных порогов.

У полиэтиленовых каяков огромное походное будущее. Техника гребли каякера может совершенствоваться бесконечно (см. западные фильмы о водном родео), поэтому у наших каякеров огромное поле деятельности: по мере приближения уровня техники гребли к уровню западных мастеров все меньшее число порогов на маршруте будет ими обноситься. Прохождение сложного порога каяком обычно самое зрелищное из всех судов и самое эмоциональное. Но все это, конечно, если кто-то из товарищей везет его груз.

Представляется, что на мощной, малознакомой реке было бы интересно попробовать составить группу из бубля, нескольких катамаранов-двоек и каяка.

  1. Бокс для подводных видеосъемок новой конструкции, как и предыдущие модели, полностью подтвердил свою надежность и позволил снять редчайшие кадры, как с движущегося в пороге катамарана, так и под водой.
  2. Отснят обширный видеоматериал. Начато производство фильма о путешествии.

Рекомендации

1. Необходимо иметь горное снаряжение для наведения переправы в районе пор. “Камикадзе”: основная веревка ~ 50м, две веревки по 20м для привязки к крупным камням, 5 карабинов, один ролик и одну обвязку для переправы людей, а также 2 спасконца. Для переброски первой веревки используется спиннинг;

    1. Необходим большой лагерный тент;
    2. Двуручную пилу можно не брать, использовав лучковые пилы облегченного типа. Дров в изобилии на всем маршруте;
    3. На маршруте неплохая рыбалка, нужно иметь 2-3 спиннинга на группу;
    4. Необходимы гидрокостюмы, температура воды около 12-14ОС.
    5. Каждое судно должно иметь индивидуальный ремнабор для заклеивания и зашивания;
    6. Комплект лоции должен быть на каждом судне;
    7. На каждом судне должна быть минимальная аптечка. В основной аптеке должны быть средства, используемые при переломах, в том числе для обезболивающих инъекций;
    8. Горное снаряжение должно включать кошки и обвязки для каждого участника, основную веревку, карабины. На группу достаточно 1-2 ледоруба. Полезно взять газовую горелку с баллонами;
    9. Ввиду повышенного эмоционального напряжения на всем маршруте, вызванного постоянной скученностью участников, беспрерывным близким соседством с ревущей рекой даже на отдыхе и негативным воздействием на психику многочисленных мемориальных табличек и записей в дневнике(пор. “Камикадзе”) следует при подборе участников отдавать предпочтение психически устойчивым кандидатам, готовым сознательно создавать положительный психологический климат в группе. Главное - каждый должен стараться делать большую часть повседневной работы, чем другие, люди должны обладать чувством юмора. В свободное время очень полезны общие игры и соревнования;
    10. Для обеспечения надежной страховки и съемок в группе должно быть не менее 10 человек;
    11. Полезно иметь несколько портативных радиостанций, но остается открытым технический вопрос о дальности связи в глубоком каньоне.

К началу...

Список литературы

Большая Советская Энциклопедия, 1956г;

М.Маркин,М.Колчевников,В.Еременко “Туристские тропы Алтая”. Барнаул, Алт.кн.изд.,1984г.;

С.Тихомиров “Отчет о водном походе по Чулышману и Башкаусу”. 1987г., Библиотека С-Пб КТ № IX-364;

Русинов “Отчет о водном походе по Башкаусу”. 1984г,

Библиотека С-Пб КТ № IX-349;

Киселева “Отчет о лыжном походе по Алтаю”.

Библиотека С-Пб КТ № IX-348;

Смарышев “Отчет о лыжном походе по Алтаю”. 1986г.,

Библиотека С-Пб КТ № IX-341;

Карта Республики Алтай М1:200000, АО “AQUA”, 1992г.;

Карта Горно-Алтайской АО. М1:800000, Москва, 1988г.

Карта СССР . М1:500000 Изд. Ген.Штаба. Российская национальная библиотека.

Государственный водный кадастр: Основные гидрологические характеристики за 1971-1975г. и весь период наблюдений. Гос ком. СССР по гидрометеорологии и контролю природной Среды. Л., Гидрометеоиздат, 1979г., т.15.Алтай, Зап.Сибирь и Сев.Казахстан. Вып.1: Верхняя и Ср. Обь под ред. Е.П.Шурупа, 1979г.

Государственный водный кадастр: Разд.1: Поверхностные воды. Сер.2: Ежегодные данные о режиме и ресурсах поверхностных вод суши. 1993г. Росгидромет, Обнинск, Омск 1995г. Т.1: Рос.Фед. вып.10,11: Бассейны Оби, Надыма, Пура, Таза. ч.1: Реки и каналы, отв. Л.Ф.Баландина, Л.И.Левшунова. 1995г.

К началу...

Прохождение основных порогов Башкауса:

Название порога   Суда
бубель катамаран-четверка катамаран- двойка каяк
“Колючий” + + + +
“Безлюдный” + + + +
“Баррикадный” + + + +
“Крутой” + + + +
“Мельница” + + + +
“Пирамида” + + + +
“Ключевой”: Iступень IIступень + + ? + ? + ? +
“Капкан”: Iступень IIступень ? + ? + ? + ? +
“Мясорубка” + ? ? ?
“Каменный остров” + + + +
“Камикадзе” + + + +
“Стиральная доска” + + + +
“Троглодит” + + + +
“Свинья” + + + +
“Огозо” + + + +
“Семейный” + + + ?
“Упрямый” + + + ?
“Яйцо” + + + +
“Тесный” + ? + ?
“Калибр” + + + +
“Селевой” + ? ? ?

+судно прошло порог; ? обнос порога;

Неуказанные в таблице пороги были пройдены всеми судами.

Таким образом группа обнесла лишь 1-ю ступень порога “Капкан”

Наши рекомендации