Глава 1. Привычки полезные и вредные.

Где взять первые и куда девать вторые...

Вредные привычки.........................................

Страхуйтесь от сюрпризов заранее...............

Это должно стать вашей привычкой.............

Фискальный режим.........................................

Практикум. Где пролезет чёрный кот.........

Пять способов избавиться от вредных привычек ..

Что делать, если семья вас не поддерживает

Зоркий взгляд...................................................

Глава 2. Бегунок- ползунок. Как создать пространство

безопасности для ползунка- бегунка...........

Как это сделать? Посмотрите на дом глазами

своего карапуза................................................

Запишите и поиграйте....................................

На что обратить особое внимание.................

Зоны повышенной опасности........................

Спасайте что сможете!....................................

808! По дому ползёт пылесос.........................

Практикум. «Солнышко» на дому ...............

Красивые и коварные........................... ;........

Маленькая неприятность -

прививка от большой беды.............................

Практикум. Два способа расширить

жизненный опыт ребёнка..............................

Важно! Стопроцентный запрет ....................

Знать меру.........................................................

Глава 3. Творческий уголок, или Островок безопасности

Островок безопасности...................................

Как создать.......................................................

Глава 4. Опека, контроль и безопасность.

Оком вы заботитесь? О себе?........................

Без тормозов?...................................................

Мини- тест. Нель- зя- я- я..............................

Что выросло - то выросло...............................

Главные правила уроков безопасности........

Тест. Проверьте себя.....................................

Практикум. В дороге или в очереди..............

Глава 5. Обучать, а не поучать...................

Причины непонимания..................................

Способы быть понятыми................................

«Детский язык», или Как говорить, чтобы ребенок вас понял

Тест по таблице.............................................

Почему это хорошо работает?........................

Глава 6. Сказочная безопасность.

Как обучать ребёнка правилам безопасности

по народным сказкам...................................

Инструкция для родителей............................

Мини- практикум. В какой сказке?...............

Не убегай за край!...........................................

Практикум. Чтоб от сказок польза была...

Тема с вариациями..........................................

Инструкция по спасению...............................

Практикум. Сказка- выручалка....................

Игра. Угадай- ка..............................................

Чтобы лучше запомнили ................................

Со сказкой можно поиграть...........................

Играть между делом........................................

Главный сказочный урок................................

Чему научит сказка..........................................

Глава 7. По дороге в детский сад. И не только

Вариант первый. Приключенческий............

Вариант второй. Ситуативный......................

Мини- тест на «потеряустойчивость».......

Глава 8. Чему научит снежная горка.........

Ребёнок знает, на что он способен.................

Чем полезна горка............................................

Социальные контакты.....................................

Не суетитесь.....................................................

Практикум. Природа и безопасность ребёнка .

Тест. Да или нет?............................................

Глава 9. Спастись от страхов......................

Детские страхи.................................................

Страх как хроническое явление.....................

Найти и обезвредить.......................................

Как приручить страх.......................................

Практикум. Несколько способов

справиться со страхом...................................

Алгоритм ваших действий.............................

Скорая помощь................................................

Тест. Детские страхи

Глава 10. Помочь обрести силу

Кто меня защитит?..........................................

Мини- практикум. Что делать, если ребёнка испугала какая- то новость

Ты сможешь, ты сильный...............................

Заключение.....................................................

ВСТУПЛЕНИЕ

Малыш присел у бордюра и долго и внимательно рассматривает что- то. Потом поднимает голову и кричит: «Мам, смотри- смотри, росток проклюнул землю!»

Интересно, он уже знает, кем скоро вырастет?»

О чём эта книга

Бывают люди, о которых говорят: словно в рубашке родился. Они идут по жизни легко и просто, а если с ними и случаются неприятности, то из них они выходят без особых потерь. Словно судьба когда- то отметила их особым знаком - и бережёт.

С детьми происходит то же самое. Мы изо всех сил стараемся уберечь их от опасности - а они вечно попадают во всяческие переделки. Но вот какая странность: одни отделываются мелкими ссадинами и синяками, с другими происходит и кое- что покруче, а третьим так не везёт, словно все «невезучести» сговорились валиться только на них.

Так что, и вправду надо человеку родиться под счастливой звездой, чтобы с ним было всё о'кей?

Счастливая звезда, конечно, никому бы не помешала. Но что касается детской безопасности, то львиная доля «везучести» и «невезучести» ребёнка зависит от нас, родителей, от пап и мам, от бабушек и дедушек, от того, как мы готовим своих «малышей» (от ползунков до подростков) ко встрече с большим миром. И тут уж, как ни крути, звёзды зажигаем мы сами...

Ну ладно, пусть не звёзды. Мы даём ФОНАРИК, который высвечивает колдобины на дороге. Мы даем точку отсчёта.

Систему координат. Назовите это как угодно, но факт остаётся фактом: «повезёт» или «не повезёт» юному созданию, правильно ли он будет поступать в сложной (или потенциально опасной) для него ситуации, во многом зависит от нас, родителей.

Представьте, что вы приехали погостить в маленький сельский домик, где две комнаты и кухня, и небольшие сени, и крылечко с навесом, и конёк на крыше. Тихо, мирно, уютно, всё так - и немного не так, не так, как в вашем родном, привычном доме.

Утром вы встали раньше всех и пошли умываться. Открываете кран - а воды в кране нет, вы смотрите направо, налево, и вдруг - видите, что совсем рядом, на лавке, стоит бутыль с водой. Прекрасно, теперь- то вы умоетесь, да и попьёте заодно. Берёте эту самую бутыль, ставите её поближе и поудобней, свинчиваете крышку, наклоняете и - подставляете ладошку. Сначала тоненькой струйкой, потом пошире вода льётся вам на ладонь... И тут страшная боль обжигает вам руку: в бутылке - соляная кислота. Бог мой, какое счастье, что вы в лицо себе не плеснули!

А потом, когда доктор, залечивая ваши ожоги, укоризненно качает головой: «Ну как вы могли так перепутать?» - твердите одно: «Я не знал/а, что это...», «Какой дурак налил и поставил...», «Я не виновата...»

В самом деле, виноваты не вы, а хозяин, который поставил, и не предупредил, и даже не удосужился прикрепить этикетку «опасно!».

Вот так и ребёнок. Травмы он получает, потому что «не знал», «не подумал», никто не предупредил его об опасности.

Или предупредил, но так невнятно (или на таком тарабарском языке), что ребёнок- то и не услышал, не понял, не придал значения, не рассчитал свои силы.

Что значит уберечь ребёнка от опасности? Это значит: предостеречь заранее, причём так, чтоб до него дошло, чтоб он насторожился. Чтоб в детской головке вовремя зажёгся красный сигнал: стоп, голубчик...

Оберегать своего ребёнка - это не бегать за ним, и не хватать в охапку перед каждой кочкой, и не перетаскивать через лужи и выравнивать ямки на пути.

Безопасность - это знания, умения, навыки.

Это привычка (условный рефлекс, если хотите), которую мы, родители, терпеливо и с любовью вырабатываем в ребёнке. Конечно, кое- что (и даже многое) он узнает и без нас. Через свой личный опыт. Пару раз растянешься на льду - запомнишь, что лёд скользкий и по ледяной дорожке ходить надо не так, как по снегу. Обожжёшь ладонь об утюг - узнаешь, что такое горячее. Зажмёшь пальцы в дверной щёлке - надолго усвоишь, почему руку туда совать не надо...

Но такой, болезненный опыт безопасности нам не нужен. Мы ведь не хотим, чтобы таким страдальчески- опытным путём учились наши дети.

Конечно, есть дети- тихони и есть такие, что ни секунды на месте не усидят. А если ребёнок ничего не боится (читай: без тормозов), то и приключения на собственную голову находит запросто. Ведь так? Нет, не так.

На самом деле любой «новенький» ребёнок - существо осмотрительное и даже осторожное.

И за просто так на рожон не полезет. Посмотрите (вспомните), как ваш малыш, ещё совсем младенец, ос- то- рож- но пробует новое блюдо, как приглядывается к незнакомым лицам и как, едва научившись ходить, передвигается по дому привычным, любимым маршрутом... Потребность в безопасности - базовая человеческая потребность. Если в глаз летит мошка - мы инстинктивно моргаем, если грозит опасность - убегаем или готовимся к обороне - спасаем себя. Так куда же деваются врождённые навыки?

Ребёнок увидел собаку и потянулся к ней.

— Нельзя, - говорит мама.

— Почему? - спрашивает малыш.

— Собачка укусит, - говорит мама.

— Почему?

— Потому что собаки кусаются, - говорит мама. И слышит опять:

— Почему?

Мама уже в замешательстве. А в самом деле: получается, что собака вроде бы как просто обязана укусить человека?!

- Почему? - так и хочется спросить эту маму.

Вместо того чтобы объяснить, как верно обходиться с незнакомыми собаками, мама учит ребёнка, как их бояться. А когда- нибудь он - без мамы, - столкнувшись с собакой, кинется наутёк. А у собаки - инстинкт: то, что убегает, надо догнать, надо схватить...

Вместо того чтобы предостеречь ребёнка, дать ему полезный урок, мама даёт юному наследнику урок прямо противоположный: как «благополучно влипнуть» в опасную ситуацию - в будущем.

Дети ещё не могут просчитывать последствия своих поступков (и проступков), им не хватает обыкновенного жизненного опыта - вот и попадают в переделки.

Группа ребятишек играет в мяч на песчаном плесе, носятся, бегают туда- сюда, восторги и взвизги. Вдруг один мальчишка оступается и - с головой уходит под воду, выныривает, таращит глаза, беспорядочно хлопает по воде руками... потом выползает на берег и... все катятся со смеху...

Дети часто не замечают потенциальной (или уже реальной) опасности места, и ситуация, которая становится почти трагичной, всё ещё может их забавлять. Не от равнодушия - чаще всего по неопытности ведут они себя так.

«Какая неопытность, о чём вы?! - скажет кто- то. - Я ему сто раз говорила, а он...»

Вот это и есть, на наш взгляд, основная причина, почему одним «везёт», а другим «не везёт».

Да, мы оберегаем своих детей, мы предупреждаем их, мы обучаем их «технике безопасности», но... Но дети нас слушают, да не слышат. Не все, конечно. Но большинство из разряда «невезучих» - как раз такие. Кто не усваивает наши уроки. Мы говорим, а слова наши со свистом пролетают мимо ушей.

Компания мальчишек лет 8- 9 сидит на лавочке и явно скучает. Во двор въезжает белая «Газель». Затормозила. Опустилось стекло, высунулся шофёр:

— Эй, ребята, здесь Гагарина, 25?

— Не- а, - ответили они вразнобой.

— А где? Опаздываю...

Мальчишки, споря и переругиваясь между собой, шумно объясняют. В конце концов шофёр трясёт головой и говорит:

- Запутали... - он распахивает дверцу. - Садись, что ль, дорогу покажете.

Мальчишки замялись... Шофёр помахал десяткой:

- Заработать хотите?

Мальчишки переглянулись... трое не двинулись с места, а четвёртый - приподнимается. Кажется, ему хочется прокатиться...

Интересное дело!

Правилам безопасности мы обучаем детей буквально с пелёнок. («Не трогай ножик, он острый, порежешься»; «Смотри, там яма, упадёшь!»; «Не разговаривай с чужим человеком...» и т. д., и т. п.) И уж 9- летний ребёнок, верно, не раз слышал, что садиться в незнакомую машину нельзя. Так куда эти знания (внушения) подевались?

И проблема тут, думается, не в ученике, а в учителе - родителе.

Дело в том, что ребёнок (по крайней мере, подросший ребёнок) знает теорию - что для него хорошо и что может быть плохо. Но с собой, с теми ситуациями, которые ему подворачиваются в жизни, соотносить не научился. По каким- то причинам теория так и осталась в теории, лежит себе мёртвым грузом. Поэтому почти вся эта

книга посвящена тому, как вырабатывать навыки

практической безопасности.

Тому, как перевести теорию в практику.

Оберегать, а не опекать

Мы оберегаем и защищаем своих детей и стремимся оградить от любой опасности. Это естественно, и это так понятно. Новорождённый ребёнок не может постоять за себя, он беспомощен и во всём зависит от близких, взрослых людей. Нормально, если молодая мама кидается на каждый его крик, утешит, успокоит. Младенец, о котором заботятся, чувствует, что мир надёжен и предсказуем и что его не надо бояться. В нём развивается такая важная черта, как доверие - вера в то, что мир не причинит ему зла, что всё в нём устроено правильно. Когда родители вовремя удовлетворяют его главные жизненные потребности, малыш получает запас прочности, своеобразный иммунитет против несчастий. (Напомним, главная его потребность - это потребность в безопасности.)

Но вот маленький человек подрастает. Вот он начинает смотреть на мир любопытным взглядом. И готов приступить к его исследованию. И вот тут- то родителям пора сделать шаг в сторону - предоставить малышу толику самостоятельности. Сначала - самому поворачиваться на животик, самому учиться сидеть, самому орудовать ложкой (пусть даже поначалу она попадает не в рот), самому ползать, подниматься на ножки и учиться ходить. Что проще - доверить это дело малышу (а самим помогать и поддерживать его в нужный момент) или, заботясь о детской безопасности, пригасить настырную инициативу и держать на поводке? Конечно, проще взять ситуацию полностью под контроль.

Труднее, куда труднее дать ребёнку свободу - чтобы ребёнок учился в этом пространстве жить, чтобы забота (а вернее, озабоченность безопасностью) не становилась тесной клеткой, отгораживающей юного человека от большого мира, чтобы наши родительские опасения и наш родительский опыт не мешали приобретать ему свой, собственный.

Поначалу и свобода- то - понятие чисто условное, она не такая и большая, так, от кроватки до манежа, от раскидывания безделушек до исследования приоткрытых шкафчиков. От... и до... А мы - поблизости, чтобы вовремя подхватить и оградить (если понадобится).

Ребёнок растёт. И с ним вместе увеличиваются и самостоятельно пройденные мили, самостоятельно освоенные навыки...

Мы не сможем всегда держаться поблизости, чтоб защитить и оградить своё беспокойное чудо. Да и не должны. Да и не получится, как бы ни старались. Лучше предостеречь, чем лечить и зализывать раны, ведь так? И дети это способны понять ничуть не хуже нас. Лучше - заранее. Понемногу, шаг за шагом помогать ребёнку без опаски (и без опасности) исследовать мир и набираться опыта.

Когда, чему и как обучать - вот о чём вы узнаете из этой книги.

И сможете всё делать вовремя - вовремя отпускать на свободу и вовремя контролировать. А значит, сбережёте массу нервов и сил и ребёнку, и себе. И тогда жить рядом, вместе с детьми станет спокойнее и радостнее - хотя бы потому, что вам не придётся кричать на каждом шагу «нельзя!» или в бессилии разводить руками: он не слушается, что делать?! И ребёнок поймёт, подрастая, поймёт: мир такой, какой есть, здесь всё продумано и существует нам на благо; надо только уметь правильно пользоваться своим умением. Правильно и вовремя воспользоваться тем, чему ты уже научился.

Не впадайте в крайности

Хотим сразу предупредить о нескольких типичных ошибках озабоченных родителей.

Во- первых, вам может показаться, что ваш (именно ваш) ребёнок «и так всё это знает» и если до сих пор всё было «нормалёк», то и обучать уже вроде бы ни к чему. Но, как известно, свято место пусто не бывает, и, если его не научите вы, научит (обучит) кто- то другой. Вы уверены, что это будет именно тот учитель?

Во- вторых, вам может показаться, что он/она не знает го, - и вы ринетесь навёрстывать и «проходить» всё разом (караул! упустил/а! проморгал/а! опоздал/а!). Это плохой способ. Ваше темпераментное обучение попросту запутает его или так надоест, что ребёнок «отключится» (у детей это получается виртуозно!) и ничего не усвоит.

Не гонитесь за всем сразу. Читая книгу и проводя параллели с тем, как это происходит у вас, что знает ребёнок, что нет, что закрепили, а что нет, вы непременно увидите, что что- то уже упустили.

Ничего страшного здесь нет. Не пытайтесь исправить всё сразу!

Выделите для себя 1- 2 пункта «уроков безопасности», то, что в данный момент наиболее важно. И начинайте с них.

Обучайте постепенно, поэтапно. Пользуясь любым подходящим поводом.

А вот как их, эти поводы, найти, мы тоже рассказываем в этой книге.

Безопасность души

Главное - создайте пространство безопасности в своей душе и в душе своего ребёнка. Это не менее, а может быть, и более важно, чем физически оберегать, закалять, тренировать тело и разум. Человек, который с юных лет знает, что родители всегда его поймут, поддержат, вступятся за него, растёт уже более защищенным, чем неуверенный в себе и в окружающих людях ребёнок. Мы будем много в этой книге говорить о безопасности души. Потому что безопасность - это в первую очередь умная голова и мудрая душа, такие, которые в трудную минуту работают как единое целое с телом. Голова даёт команды - а тело мгновенно на них реагирует. Откуда идут команды? Из самой глубины, из подсознания, из души. Там, в глубине души, - наша безопасность.

Впрочем, какие- то синяки и занозы, беды и травмы всё- таки будут. Но сильный человек сумеет занозы вытащить и залечить раны без тяжёлых последствий, а слабый будет страдать и стоять- озираться: ну кто же, когда же зелёнку мне принесёт?

Сильный выбирает и выбирается сам. И легко принимает помощь, когда без неё не обойтись. И умеет о ней попросить.

Слабый - всегда ждёт помощи от других. Даже когда времени уже нет и надо действовать самому. И сетует на других.

По сути, эта книга о том, как вырастить ребёнка сильным. И вырасти самому - как родителю, - учась и обучая своего юного человека.

Наши рекомендации