Идти на вершину горы имеет смысл. Там нет жесткой конкуренции. Там выгоднее и интереснее.
Мыслите следующим образом: «Мне надо всего 10 000 часов, чтобы стать номером один!»
В моделировании успешных людей есть свои минусы. Например, вы начинаете неосознанно перенимать все личностные качества. Причем как хорошие, так и не очень.
Когда вы перенимаете поведенческие характеристики, ваша жизнь меняется. Одновременно вы перестаете понимать людей из другого слоя – это проблема личной эффективности. Чем лучше вы разбираетесь в чем-то одном, тем хуже будете ориентироваться в другом.
Не нужно строить иллюзий – что вы научитесь чему-то новому вдобавок к тому, что уже есть. Это будет не вдобавок, а вместо. Умение выкидывать ненужные знания из головы тоже важно: сбросили одно – есть куда приходить новому.
Самое плохое, что вы можете сделать, – найти человека, у которого все получается, и пытаться ему объяснить, почему у вас ничего не выходит. Как правило, это смешно. Нужно действовать так: «Я – ноль, ничего не знаю, но я готов учиться и делать все, что ты скажешь, – хоть воду носить, хоть шнурки завязывать».
Делать новое!
Вы должны постоянно узнавать что-то новое. Иначе легко потерять чутье и гибкость.
Как узнавать новое каждый день? Берете новую для себя тему и разбираетесь в ней: читаете книги и статьи, смотрите видео.
Запланируйте на месяц восемь новых тем. Это может быть что угодно – попробуйте разобраться в женской логике, живописи или узнайте, какие бывают сорта вин.
Очень плохо, когда вы ограничиваетесь профессиональной областью. Это снижает эффективность и радость жизни в целом.
Личная жизнь
Личные дела необходимо планировать, как и работу . Иначе будете постоянно забывать о себе и близких. В конце концов вы делаете бизнес не ради бизнеса.
Планируйте заранее поход в тренажерный зал, встречи с друзьями и отдых. Иначе на них не останется времени.
Unlearn
Наша мудрость – результат опыта, а он – «сын ошибок трудных», которые возникают из действий.
Поглощением большого количества знаний вы лишь отодвигаете дату их внедрения. Знания можно и нужно накапливать, но не более 20 % рабочего времени. Если тратите больше – плохо.
Есть понятие unlearn – разучиться. Иногда нужно чистить разум, забыть старое и дать возможность прийти новому.
Это полезно и в бизнесе, и в жизни.
Почему старики часто жалуются, что в молодости все было лучше, правильнее и продуманнее? Чаще всего это говорит о том, что люди на определенном этапе сформировали картину мира и перестали меняться.
Но в современном мире старые знания не работают. Все меняется: то, что вы знали вчера, сегодня уже неправда.
Часть 5. Управление проектами
Управление проектами – непопулярная тема, но нужная.
Что мы понимаем под словом «проект»? Если считать, что нам нужен некий результат к определенному сроку, то проект – это работа для достижения результата.
Поскольку каждый проект уникален, его сложно регламентировать. Мы рассмотрим простые методы управления проектами.
Жизненный цикл проекта
Начнем с цели проекта, оценки рисков и формирования команды. Главное – принять решение: стоит ли заниматься проектом.
Вряд ли вы хотите ввязаться в сомнительное дело, а потом мучиться вопросом: «Зачем?»
Итак, сначала необходимо расписать цель – какой результат вы хотите получить? Причем в цифрах. Слово «заработать» – абстрактная и плохая цель.
В проекте необходимо указать сроки начала и конца. Например, цель – вывести магазин на окупаемость за три месяца. И далее указать конкретную сумму.
Пропишите критерии успеха и неудач. Хорошо делать три варианта плана: нулевая точка безубыточности, план-минимум и желаемый.
Два подхода к целеполаганию
Есть два основных подхода к целеполаганию.
1. Смотрим на имеющиеся ресурсы и говорим, что хотим достичь с ними определенной цели. У нас есть $100 000 на стартап, и через три месяца нужно прийти к окупаемости.
2. Мы отталкиваемся от того, куда хотим прийти. Составляем план и уже под него ищем ресурсы.
Это принципиально разные подходы. Обычно все действуют исходя из первого, но большие деньги – во втором . Вы смотрите и говорите: «Хочу заработать миллион долларов за полгода! Что мне для этого сделать?» И прописываете цели.
Первый подход тоже хорош, но это линейный и пассивный способ. А если вы хотите сделать стратегический рывок, необходим второй метод.
Вы планируете из будущего в настоящее и смотрите, какие шаги следует предпринять. То есть мы идем от обратного.
Когда вы раскручиваете в своем сознании план действий от обратного, некоторые точки трудно обозначить. Вы чувствуете, что там нужен какой-то шаг, но какой именно – неясно.
Разработка проекта
Следующий шаг после обсуждения концепции – разработка.
Но прежде поговорим о рисках. Оцените, настолько вероятным вы считаете достижение цели? С какой долей вероятности вы получите идеальный, желаемый, минимально допустимый результат и тот, который вам не нравится?
Пока оцените субъективно, а затем мы сделаем это правильно.
Еще важно понять: если вы строите цели, но говорите сами себе: «Никогда этого не достигну» – зачем управление проектами? Вы занимаетесь самообманом.
Если делаете какие-то вещи, делайте их! Мы не пытаемся сделать проект, а делаем его .
Если делаете – не сомневайтесь. Если сомневаетесь – не делайте.
Еще необходимо определить участников проекта и ресурсы. Какие ресурсы бывают? Финансовые, интеллектуальные, материальные (оборудование, мебель).
Мы не смотрим на деньги в первый момент и не думаем, куда их деть. Двигаемся иначе – смотрим, какие люди и вещи понадобятся для реализации проекта, а затем считаем его итоговую стоимость.
После планирования мы занимаемся реализацией проекта. Затем завершаем его, начинаем вводить в постоянную эксплуатацию или продаем.
Обзор всех этапов
Цель проекта должна иметь критерии достижимости. Когда и какие результаты вы хотите получить?
Запишите цели всех участников проекта. Например, цель владельца – заработать как можно больше денег, цель инвестора – та же, а у отдельно взятого сотрудника может быть другой интерес. По крайней мере вы должны стараться, чтобы они работали не только ради денег.
Ваша цель – понять всех участников и их намерения, определить пространство, где все цели будут удовлетворены. Чтобы по итогам участия в проекте каждый добился своего.
Риск-менеджмент
Представим, что нам необходимо построить кинотеатр. Какие здесь риски?
Могут не дать разрешение, подрядчик сорвет сроки, произойдет форс-мажор, рядом построят другой кинотеатр, прораб заболеет, ключевой человек подведет, появятся претензии со стороны госорганов и т. д.
Когда вы управляете рисками, ваша задача – прописать самые вероятные.
Затем необходимо ввести три степени вероятности того или иного риска: низкая, средняя и высокая . Например, вероятность того, что не дадут разрешение, – низкая. То, что подрядчик сорвет сроки, – более вероятно. А не уложиться в бюджет – совсем похоже на правду.
Цунами в качестве форс-мажора маловероятно, особенно в Москве. То, что заболеет ключевое лицо, – высокая вероятность. Претензии госорганов – тоже. И так прописываем все риски.
Следующая графа – насколько опасен риск. И снова низкая, средняя и высокая степень опасности.
Теперь все это переводим в цифры. Например, низкая степень —1, средняя – 2, а высокая – 3.