Причины, по которым люди идут в коучинг

1. Результаты

Они хотят получить результаты, которые уже есть у других ваших клиентов или у вас самих.

2. Ценность того, что вы даете

Они ценят свое время, ценят ваше время, понимают, что, работая с вами, смогут сэкономить свое время и деньги.

3. Коллеги

Когда они видят, что их коллеги уже в коучинге, а они еще нет, – они чувствуют, что отстают. И тогда им тоже становится важно попасть на ваш коучинг.

4. Друзья

Их друзья у вас в коучинге, поэтому им кажется, что жизнь проходит мимо них. Тем более если друг «вдруг» начал получать заметно больше и уже умудрился купить новую машину или построить дом, о котором они еще только мечтают.

5. Поддержка со стороны коуча

Своих коучинговых клиентов мы сильно поднимаем: пиарим, помогаем развиться и продавать продукты (например, мы активно рекламируем семинары и тренинги своих клиентов по нашим собственным базам), даем им площадку, чтобы они вещали для других наших клиентов, и так далее.

В коучинге мы предоставляем клиентам доступ ко всем нашим ресурсам – прошедшим семинарам и тренингам. Даем возможность вместе написать книгу.

На самом деле вся информация клиенту не нужна. Но возможность доступа к ней важна, поэтому мы даем бонус: безлимитный доступ ко всем нашим инфопродуктам и тренингам. Без проблем. Без границ.

Также мы предоставляем своим клиентам площадку, где они могут выступить и стать звездой, где они прикасаются к нашему опыту и нашей известности и перетягивают на себя частичку этого опыта.

Например, каждый год в ноябре проходит инфоконференция, где нам постоянно задают один и тот же довольно смешной, но интересный вопрос: «Я хочу выступить у вас на конференции, что мне нужно для этого сделать?» Люди в принципе не понимают, что большинство выступающих были (или есть) у нас в коучинге.

При этом если человек был у нас в коучинге, а потом вывалился оттуда – мы его почему-то на эту конференцию не приглашаем. Мало того, что не пускаем на ней выступить, даже приглашение ему не даем. Ему приходится платить, как и всем остальным, на общих условиях.

В общем, люди не понимают, почему так несправедливо. Они не понимают главного: мы кормим корову, которая дает молоко. Если корова перестает давать молоко, мы ее кормить перестаем. И сразу же заменяем ее на другую.

Позиционирование

Абсолютно не важно, какой тренинг я (Андрей) веду – бизнес, личностный рост, даже творчество (был и такой), но когда я спрашиваю людей, зачем они пришли, минимум 25 % аудитории встает и говорит: «У меня инфобизнес, хочу узнать, как сделать в нем то-то и то-то».

Таким образом, через какое-то время благодаря этой обратной связи я понял, что тема инфобизнеса уже закрепилась за мной, люди меня с ней связывают и не стоит этому противиться.

Конечно, можно было бы пиарить еще какую-то тему – но как дополнение, а не вместо основной, – и мы продолжили двигать тему инфобизнеса как главную.

8. Демократияvs анархия

Следующее утверждение многим будет «против шерсти», особенно новичкам и женщинам. Мы понимаем, что для вас это сложно, но тем не менее запомните то, что мы сейчас скажем.

Вы это вспомните, когда у вас появятся проблемы с коучинговой группой, когда кто-то что-то не будет делать, группа расколется и часть ее пойдет дальше самостоятельно, ничего вам не заплатив.

Любую проблему в группе – без исключения, какой бы она ни была – можно всегда объяснить одной-единственной причиной…

В коучинге даже небольшая доза демократии неминуемо приводит к анархии.

Во Франции во времена монархии было хорошее правило: если король с кого-нибудь периодически не снимает головы, то голову снимают с короля. Запомните это. Демократия в коучинге не работает.

Допустим, вы говорите: человек сделал. У него при этом может быть другое мнение, с вашей точкой зрения он согласен не будет. Если бы он был согласен, то он уже делал бы так, как вы ему говорите, и у него уже были бы те результаты, к которым он так стремится.

Сам его приход в коучинг говорит о том, что он не согласен с вашим мнением. И вам его согласие не требуется. Вам необходимо, чтобы человек выполнял то, что вы ему говорите.

Основы коучинга

Минимальное время на сессию коучинга – тридцать минут, оптимальное – сорок пять-шестьдесят. Обычно коучинг происходит минимум раз в неделю. Если у вас уже огромное количество клиентов и вы уже физически не можете работать раз в неделю, то переходите на многоуровневый коучинг и открываете доступ к себе раз в месяц или даже реже.

Если вы общаетесь раз в два дня, то это нужно делать в группе. Потому что, если на каждого оставлять такое количество времени, подобный коучинг должен стоить очень больших денег.

Клиенту дается задание, он по нему отчитывается. Вы ему даете следующее, и он идет вперед.

Нет никаких ограничений – какие проблемы есть, с теми и работаем. Если у человека проблем не было – спрашиваем, а почему он думает, что у него нет проблем. И работаем с тем, что всплывет. Коучинг не терапия, но ее элементы все равно в нем присутствуют.

Если вы ничего в ситуации не понимаете, используйте правила психоаналитиков и психологов. Они спрашивают в таком случае: «Что ты думаешь об этом? Что чувствуешь?» От этого уже идет следующее: «Почему ты так думаешь, почему так чувствуешь, что собираешься с этим делать?» Не зная конкретной темы, этими вопросами все равно можно расшатать человека и куда-то его сдвинуть.

То, что происходит в коучинге, можно и нужно переупаковывать в инфопродукты, но из индивидуальной работы мы не советовали бы ничего использовать, потому что эти данные конфиденциальны.

Источник постоянного роста

В коучинге вы постоянно будете шлифовать свой уровень, подниматься вверх, потому что потолка здесь нет. Большинство гениальных идей и схем приходят в голову как раз на стыке разных областей.

Когда вы видите, что клиент что-то делает, вы понимаете, как это можно использовать для другого человека и что у другого можно использовать для третьего, – и так до бесконечности.

Учить или не учить?

Коучинг не обучение. Вы можете коучить даже по чужим материалам. Например, сказать так: «Вот задание до пятницы: прочитайте две главы в такой-то книге и сделайте в своем бизнесе вот это».

При этом активно обучающих материалов вы давать не будете. Если они у вас есть, вы их можете продать тем или иным образом – в зависимости от уровня клиента. Иногда имеет смысл дать больше, чем то, на что человек рассчитывает.

Если у вас групповой коучинг, то достаточно выдавать кусочки информации, чтобы поднять у людей эмоциональный уровень. Но для самостоятельного внедрения этого будет недостаточно. Участникам станет понятно, как и что делать, но при первой же проблеме они придут к вам обратно за помощью.

Можно давать свои инфопродукты – только не все, а выборочно: «Вот аудиозапись, послушайте с шестой по восемнадцатую минуту, и вот домашнее задание на неделю. Сделаете – приходите».

И вот ваш ученик спешно что-то готовит… Даже только из-за этого он будет идти вперед гораздо быстрее, чем если бы не делал ничего. Будут видны результаты, что нам и нужно.

Ваш коучинг должен быть частью ежедневной и еженедельной жизни клиентов. Это как в Нью-Йорке: у каждого менеджера всегда при себе есть номер телефона скорой помощи, няни, лечащего врача и психоаналитика. Ваша задача – стать «психоаналитиком», чтобы неделя с вас начиналась или вами заканчивалась. Нужно встроиться в постоянное расписание человека.

Как работать с клиентами

К коучингу готовиться практически не нужно. Если вы уже в теме – пиарьте то, что есть. Если вы сильно в теме – говорите об этом. Если вообще не в теме – это совершенно не важно. Суть в том, что готовиться к занятию долго не стоит. Нужны телефон или скайп – и больше ничего.

В коучинге основное правило звучит так:

Вам нужно говорить в два раза меньше, чем говорит ваш клиент.

Вы можете это замерять, отслеживать. На первых порах человек должен говорить больше, и это идет вразрез с основными правилами инфобизнеса.

Необходимо по чуть-чуть сдвигать человека не к выдаче информации, а к деланию. Из-за этого вы должны говорить гораздо меньше, чем клиент. В идеале все, что происходит в коучинге, должно исходить от него. А вы, когда человек сам к чему-то приходит, одобряете и говорите: «Именно так и делайте». Или: «Подумайте еще вот над этим».

Первые шаги

Если потенциальный клиент спрашивает, как вы будете с ним работать, по какой программе, отвечайте, что коучинг – дело сугубо индивидуальное. И для того, чтобы вы разработали программу, нужно вместе пройти по целям клиента и определить, чего он хочет, как, почему, зачем и с какой скоростью.

Узнайте сначала, в какой ситуации он находится. Потом расспросите поподробнее о его целях. И уже тогда можно будет строить какие-то планы по достижению конкретного результата.

Только делаете это не вы, а сам клиент. Вы его подводите к этому, задавая кучу вопросов, чтобы он строил планы, что он будет делать, и потом отчитывался, как он это будет делать. То есть в принципе клиент сам все делает, вы ему только задаете вопрос и требуете ответ. Вопрос – ответ, вопрос – ответ – и так далее.

Составьте список литературы как минимум из двадцати пунктов. Этот список вы будете давать всем своим клиентам в коучинге и консалтинге. Нужно это для того, чтобы человек прочитал рекомендованные книги и понял, что ему дешевле вам заплатить, сколько бы это ни стоило.

Если вы занимаетесь коучингом профессионально, следует дать переизбыток информации. Список должен быть озаглавлен не «рекомендуемая литература» а «обязательная к прочтению литература»!

Формат коучинга

Эти вещи нельзя пропускать, их необходимо знать, обговаривать с клиентом сразу и прописывать в документах.

Варианты формата

Есть два варианта: лицом к лицу и по телефону (скайпу). Кроме того, возможны занятия как в группах, так и один на один. В первом случае это будут занятия в командах: собираются небольшие группки по интересам (тот или иной бизнес) – и работают совместно.

То же самое и с коучингом по телефону: он возможен и в индивидуальной, и в групповой форме. Есть гибрид – и один на один, и в группе. То же можно делать и по скайпу, и путем проведения вебинаров, и любым другим коммуникативным способом.

Коучинг может проходить по определенной программе. Второй вариант – это если у человека есть проблемы, он о них заявляет, вы помогаете ему найти решения и следите за тем, чтобы он их выполнял. Так появляются темы для обсуждений и общих дискуссий. Плюс гибридная модель, в которой есть и дискуссии, и некая программа.

Формат программы коучинга

Она может быть двух видов. Первый вариант программы – turn (сплошной). Вы ведете человека от нуля до какого-то результата за три (шесть, двенадцать, восемнадцать) месяцев. Все это время вы работаете с человеком по конкретной программе, где нельзя перепрыгнуть через определенные модули или добавить новичков в середине. Это жесткий коучинг по определенной программе.

Второй вариант – drop-in (модульный). Те же самые двенадцать месяцев вы разбиваете на двенадцать модулей, и человек может начать с любого из них. Допустим, если мы берем коучинг по продажам, то вы один месяц работаете над входящим потоком, другой – над конверсией, третий – над сайтами, четвертый – с существующей базой данных, пятый – с распродажами и так далее.

И любой человек может в любой из этих двенадцати модулей прийти, а дальше продолжать работать вместе со всеми. Свои двенадцать модулей он может отработать в произвольной последовательности. Это, естественно, делает программу коучинга более гибкой. И продавать такой коучинг гораздо легче.

Как следить за работой клиентов? Можно делать это жестко и тех, кто не работает, «увольнять». Можно быть гибче: кто хочет – делает, кто не хочет – не делает. Или вообще не следить. Вы выдаете информацию, а что с ней делают клиенты – вам может быть совершенно все равно.

Живые встречи с клиентами

Теперь по поводу того, как происходит встреча лицом к лицу. Первый вариант: вы едете туда, где находятся клиенты. Если в основном они сосредоточены в Москве, вы едете в Москву.

Второй вариант: люди едут к вам. Если вы находитесь где-нибудь в Челябинске или Уфе, то те, кому очень нужен именно ваш коучинг, приезжают в ваш город.

Третий вариант – локальные группы. В городах собираются группы, работают вместе, а вы периодически к ним приезжаете.

Есть еще и выездные мероприятия, когда вы берете всех за шкирку и вместе едете куда-нибудь, чтобы посмотреть на конкретный бизнес. Например, в Диснейленд, Лас-Вегас, Таиланд или куда-то еще.

Ваши клиенты могут быть совершенно разными или сгруппированными по определенному признаку. Можно сказать: «Я коучу только владельцев компаний, продающих окна» (например, наш клиент Андрей Меркулов развивает такой очень узкий и очень успешный нишевый инфобизнес и коучинг – prodavecokon.ru).

Либо вы коучите по какому-то общему, не очень специфическому признаку. Например: «Я работаю только с владельцами малого бизнеса. С какими бизнесами – мне все равно, но я коуч именно такого плана».

Правильные вопросы

За что в коучинге платят деньги? За ваши вопросы. И не только по теме, но и за вопросы о тех вещах, которые вы не понимаете. Или делаете вид, что не понимаете, заставляя человека простым языком вам все объяснять.

Когда он делает это, слыша себя в первый раз в жизни, обращая внимание на несоответствия, – это именно то, за что платят деньги.

В чем отличие коучинга от консалтинга? В консалтинге вы информируете, а в коучинге спрашиваете. Вы человека ведете и при этом задаете вопросы. Он должен сам владеть информацией. Если ее нет, то ваш ответ не поможет. Ваша задача – как раз вытаскивать из клиента ответы на вопросы.

Наши рекомендации