Схема 11. р.Аргут от р.Шавла до устья и р.Катунь до п.Иня
Карта 17. Нижний участок Дикого Аргута. М 1 : 200 000
Карта 18. Быстрый Аргут. М 1 : 200 000
Фото 81. Пор."Раздельный". К4-2 пошёл по центру, пробил пульсар и попал в "бочку"
Фото 82. Пор."Раздельный". К4-1 прошёл справа, вплотную к скале
Фото 83. Пор."Ворота". Мы сделали ЭТО!!! (рр. Башкаус, Карагем и Аргут успешно пройдены)
Фото 84. Кафе "Аргут". Обед
Карта 19. Река Катунь ниже впадения Аргута. М 1 : 200 000
Карта 20. Катунь выше впадения р.Чуя и до п.Иня. М 1 : 200 000
Фото 85. р.Катунь. Горы справа перед устьем р.Чуя
24.08 За 35мин дошли до п.Иня. Вышли на остановку около 13.00. Оба автобуса уже ушли. К вечеру (около 17.00) переехали на асфальто-бетонный завод, расположенный за поселком на левом берегу Катуни. Попутных машин практически нет.
25.08 С утра начали дежурить, но машин очень мало. Около 12.00 выехали на трех легковушках, о которых договорились с вечера. Около 16.00 были в г.Горно-Алтайске. В 16.20 уехали на рейсовом автобусе в г.Барнаул, куда приехали в 22.30. Минут через 45 на микроавтобусе уехали в г.Новосибирск. В 3 часа ночи были в г.Новосибирске.
26.08 В 07.08 местного времени выехали из г.Новосибирска на поезде Новокузнецк – Кисловодск.
8. Определяющие препятствия рр.Башкаус, Карагем и Аргут
(Категория сложности - для того уровня воды, который был у нас)
№ | Название | К.сл | l | Уровень воды | Как пройдено |
р.Башкаус | |||||
п.136 “Баррикадный” | 6B | 300м | Средний | Все | |
п.142 "Мельница" | 6А | 200м | Средний | Все (2-ка оверкиль) | |
п.155 “Ключевой” 1-ая ступень 2-ая ступень | 6С 6B | 50м 200м | Высокий Высокий | К4-1, К4-2 К4-1, К4-2 | |
п.159 “Капкан" | 6С | 100м | Паводковый | Обнос | |
п.160 “Мясорубка" | 6С | 100м | Паводковый | Обнос | |
п.161 "Кам. остров" | 6B | 100м | Паводковый | Обнос | |
п.162 "Камикадзе" | 6B | 150м | Высокий | Все | |
п.168 “Троглодит” | 6B | 250м | Высокий | Все | |
п.169 "Свинья" | 6А | 100м | Высокий | Все | |
п.170 "Кызылтагский" | 6B | 800м | Высокий | Обнос вых. участка | |
п.176 “Семейный” | 6B | 100м | Высокий | Обнос | |
п.177 “Упрямый” | 6А | 200м | Высокий | Все | |
п.197 "Тесный" | 6B | 150м | Высокий | Все | |
п.200 "Селевой" | 6D | 400м | Высокий | Обнос | |
р.Карагем | |||||
п."Разбойники" | 6А | 400м | Выше среднего | Все | |
р.Аргут | |||||
п"Надолбы" | 6А | 800м | Высокий | Все | |
п."Труба Сапожникова | 6А | 1.5км | Высокий | Все | |
П.В "Сапожникова" | 6B | 400м | Высокий | Все | |
п."Белый" | 6А | 800м | Высокий | Все | |
п."Раздельный" | 6А | 60м | Высокий | Все |
Аварийные выходы с маршрута
Участок пути | Вариант выхода |
р.Иолдо - вход в Нижнее ущелье | с. Улаган |
Начало Нижнего ущелья - Конец Нижнего ущелья | Затруднительный выход наверх (обычно по осыпям правого берега) на п.Ко или п.Паспарту |
Конец Нижнего ущелья - р. Чулышман | п.Ко, п.Балыкча |
Пер.Карагем - 1 каньон Карагема | п.Бельтир |
2 каньон Карагема - р.Кулагаш | п.Джазатор |
р.Кулагаш - п.Иня | п.Иня |
Техническое обеспечение группы
Радиостанция “Motorola - GP - 300” Видеокамера “Sony CCD-TR820E ” Фотоаппарат "Зенит-12ХР" Фотоаппарат "Зенит-11" Комплект из 4-х объективов Фотоаппарат "Зоркий" Фотоаппарат "Olimpus-MU2" Фотоаппарат "Samsung" Комплект батареек для в/к (6 шт.) Комплект заряд. устройств для в/к Видеокассета Hi8 (60 min) Фотоплёнка (36 кадров) Компас | 3 шт. 1 шт. 1 шт. 1 шт. 1 комплект 1 шт. 1 шт. 1 шт. 4 шт. 1 шт. 5 шт., 20 шт., 3 шт. |
11. Весовые характеристики груза на 1-го участника
№Вес (в кг.) | |||
Общественное | 18.7 | ||
Продукты питания | 20.9 | ||
личное снаряжение | 14.0 | ||
Итого: | 53.6 | ||
12. Итоги, выводы и рекомендации
О планировании и графике движения
- Запланированный маршрут - "Башкаус - Мажойский каскад Чуи - Карагем - Аргут" и соответствующий ему график были вполне реальны для вышедшей в поход группы. До 01.08 мы шли в графике и не испытывали никаких проблем с его соблюдением. Затем, из-за паводкового уровня воды, тот участок, который мы планировали пройти за 5 дней, мы преодолели за 6-ть (шли по большой воде) + 3 дня (ждали спада паводкового уровня). На переезд к Карагемскому перевалу мы потратили 2.5 дня, вместо запланированного одного. На прохождение Карагема и Аргута мы планировали 6 дней, а реально прошли за 5, правда, не считая досадной, на ровном месте, аварии К4-1 на выходе из I-го ущелья Карагема. В результате мы, как и планировали, вернулись домой 27.08.
- Реальными считаем прохождение:
- Нижнего ущелья Башкауса - за 4-5 дней (можно и за три, но необходимо чтобы повезло с уровнем воды);
- Карагема - за 3-4 дня (при уровне воды в 1-ом ущельи выше среднего - можно и за 2);
- Аргута (от Карагема до Ини) - за 2-3 дня.
О погоде и уровне воды
- Хотя мы, начиная с 06.06.99 и до выезда на маршрут, ежедневно при помощи Internet-a и отслеживали: "Дневную температуру", "Ночную температуру", "Давление", "Скорость и направление ветра", "Облачность" и "Осадки" в населенных пунктах: Акташе, Кош-Агаче, Усть-Улагане и Чибите, а также следили за погодой уже на маршруте, но, тем не менее, произошедший 02.08 резкий подъем воды, был для нас неожиданным. А так как небольшой дождь был только ночью 01 и 02.08, то, следовательно, вероятнее всего, несколько дней шли сильные дожди в верховьях Башкауса, но отследить их и, самое главное, что-то изменить в связи с этим, мы были уже не в состоянии.
- Башкаус. Повторим банальную истину, которая и для нас не была секретом, но мы убедились в этом и самостоятельно - БАШКАУС оптимально проходить в СРЕДНЮЮ ВОДУ, но растет она очень быстро и, часто, НЕПРЕДСКАЗУЕМО.
- Карагем хорошо идти в воду чуть выше средней, можно среднюю и чуть ниже, но, как и 90% других категорированных рек, плохо в малую и большую. Судя по тех.описанию, взятому из отчета Тихомирова С.Г., и тому, что мы видели и реально проходили, а также в связи с характером питания Карагема, он относится к рекам с довольно быстро изменяющимися препятствиями. Его ущелья, естественно, остаются на месте, но характер препятствий, в них находящихся, претерпевает значительные изменения.
- Аргут (мы его шли в 97 году в среднюю воду), как ни странно, лучше идти в большую, можно в среднюю; наверное, можно и в малую, т.к. расхода воды, на этом участке, все равно будет достаточно.
О судах
- Рекомендуемое нами для 6-ок с таким расходом воды водоизмещение на одного гребца составляет от 750 до 1000 литров. Если будет меньше, то в воду выше средней есть реальный шанс "пройти" Башкаус или Аргут в режиме "подводной лодки", или просто уйти с маршрута. Если же будет больше, то это на любителя, т.к. ограниченная, в связи с соответствующим весом, маневренность отнюдь не увеличивает количество полученных, при прохождении многих порогов, положительных эмоций, а скорее наоборот.
- Очень неплохо показала себя наша "двойка". При прохождении "Троглодита", "Кызылтагского", выходного прижима "Семейного" она, за счет гораздо большей маневренности, смотрелась предпочтительнее, чем "четверки".
О возможных маршрутах
- Если рассматривать наиболее интересные варианты объединения нескольких 6-ок Алтая, то, если не использовать внутримаршрутные переезды, это могут быть следующие нитки маршрутов:
1. р.Чулышман (до Итыкайского каскада) - пеший переход к началу Нижнего ущелья Башкауса - р.Башкаус;
2. Мажойский каскад Чуи - пеший переход к началу Нижнего ущелья Башкауса - р.Башкаус;
3. Мажойский каскад Чуи - пеший переход через перевалы Орой и Абыл-Оюк с выходом на Карагемскую поляну - р.Карагем - р.Аргут;
4. р.Чуя (с Мажойским каскадом) - р.Катунь(до устья Кадрина) - пеший переход к началу Нижнего ущелья Башкауса - р.Башкаус;
5. р.Аргут (начиная с Карагема, Ак-Алахи или Кара-Алахи и до устья Шавлы) - переход к началу Мажойского каскада - р.Чуя (с Мажойским каскадом);
6. р.Аргут (начиная с Карагема, Ак-Алахи или Кара-Алахи) - р.Катунь (до устья Кадрина) - пеший переход к началу Нижнего ущелья Башкауса - р.Башкаус;
7. Объединение (5) и (2) вариантов.
- Если же использовать внутримаршрутные переезды, то здесь возможны почти любые варианты, например:
- р.Аргут (начиная с Карагема, Ак-Алахи или Кара-Алахи и до устья Чуи) - переезд к началу Мажойского каскада Чуи - Мажойский каскад Чуи - переезд к истокам Богояша - рр.Богояш, Чулышман - пеший переход к началу Нижнего ущелья Башкауса - р.Башкаус;
- предыдущий вариант, только сначала рр.Богояш, Чулышман, Башкаус, а затем рр.Чуя(Мажойский каскад), Аргут (начиная с Карагема или Ак-Алахи) (последние в последовательности, зависящей от уровня воды в этих реках).
- Если говорить о предпочтительном варианте захода на Аргут, то, по нашему мнению, сплав по Карагему значительно проигрывает сплаву по Ак-Алахе (Кара-Алахе), т.к., например, Кара-Алаха (III и IV ущелья) с Ак-Алахой (Нижнее ущелье) сложнее и красивее, чем ущелья Карагема. А, при большом желании, можно захватить и нижнюю часть Карагемского прорыва.
- Верхний и средний участки Башкауса не представляют особого интереса по двум причинам: значительная заселенность этого района (один райцентр Усть-Улаган чего стоит) и невысокая сложность препятствий - они "тянут" максимум (по нашему мнению) на 4-ую категорию сложности. По возможности лучше сразу выходить в район начала Нижнего ущелья (например, р.Тускуль или чуть выше, т.к. на этом участке уже непросто спуститься к воде).
О стоянках
- Перечислим штатные стоянки, находящиеся в Нижнем ущелье Башкауса:
- устье р.Тускуль;
- правый берег пор."Баррикадный";
- устье р.Оныш;
- левый берег ниже пор."Ключевой";
- правый берег над "Камикадзе";
- правый берег между "Троглодитом" и "Свиньей";
- правый берег ниже п.170 "Кызылтагский"(после выхода из теснины);
- правый берег в конце пор."Упрямым";
- левый берег пор."Калибр";
- устье р.Чебдар.
- На Карагеме и Аргуте больших проблем с выбором мест для стоянок обычно не возникает.