О водном туристском путешествии VI к.с. по Алтаю

Отчет

О водном туристском путешествии VI к.с. по Алтаю

(р.Башкаус - р.Карагем - р.Аргут – р.Катунь),

совершенном с 24 июля по 27 августа 1999 г.

Маршрутная книжка: №РВ-616

Руководитель группы: Верхотуров М.А.

Г.Уфа, Пр.Октября, д. 136/2, кв. 52,

e-mail: [email protected]

http://vmk.ugatu.ac.ru/tourism











Маршрутно - квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю

Маршрут имеет VI (шестую) категорию сложности

Отчет использовать в библиотеке ТСС России









Уфа 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Справочные сведения о путешествии*
2. О предыстории путешествия*
3. Сведения об участниках путешествия*
4. Средства сплава*
5. Подъезд, внутримаршрутные переезды и отъезд с маршрута*
6. График движения*
7. Техническое описание маршрута*

7.1. Река Башкаус*
7.2. Река Карагем*
7.3. Река Аргут*

8. Определяющие препятствия рр.Башкаус, Карагем и Аргут*

9. Аварийные выходы с маршрута*
10. Техническое обеспечение группы*
11. Весовые характеристики груза на 1-го участника*
12. Итоги, выводы и рекомендации*
13. Литература*
14. Приложения*

Приложение 1. Записи из тетради на пор."Ключевой" *
Приложение 2. I ст. пор."Ключевой" и ощущения, которые бывают после ее прохождения *
Приложение 3. Фото пор."Капкан" при малых уровнях воды *
Приложение 4. Записи из тетради на пор."Камикадзе" *

А) 1990 г. Группа из Свердловска, Нового Уренгоя *
Б) 13-14 июля 1998 г. Снова Сыровы *
В) 21 августа 1998 г. Сборная Латвии и Петербурга *
Г) 14 августа 1990 г. Запись участника группы, в которой произошло ЧП*

Справочные сведения о путешествии

Love is ...
...white-water rafting together.

(Любовь это ...
... вместе править веслами в бурлящей воде.)

Из вкладыша в "Love Is"

1. Основная нитка маршрута:

г. Уфа - г. Новосибирск - Чуйский тракт - с. Усть-Улаган - п.Саратан - мост через р.Башкаус ниже устья р.Иолдо - сплав по р.Башкаус - мост через р.Башкаус перед р. Чулышман - с. Усть-Улаган - с. Акташ - п.Кызыл-Маны - р.Джело - пер.Карагем - р.Иолдо-Айры - Карагемская поляна - радиальный выход на оз.Абыл-Оюк - сплав по р.Карагем до устья - сплав по р.Аргут - р.Катунь - п.Иня - Чуйский тракт - г. Новосибирск - г. Уфа.

2. Протяженность: общая - 322 км., из них:

Сплав - 312 км., из них

Р.Башкаус - 161 км.

Р.Карагем - 47 км.

Р.Аргут - 79 км.

Р.Катунь - 28 км.

пешком - 43 км., из них:

Обносы на р.Башкаус - 1.6 км.

Переход до Карагемской поляны - 12.6 км.

Радиал. выход на оз.Абыл-Оюк - 12.5 км.

обносы вещей на р.Карагем - 16.6 км.

3. Продолжительность: общая - 35 дней, активной части - 25 дней.

4. Тип судов: 4-х местный катамаран - 3т.,

4-х местный катамаран - 4т.,
2-х местный катамаран - 2т.(только на р.Башкаус)

5. Сроки проведения: 24 июля - 27 августа 1999 г.

6. Количество человек: 10 (на Башкаусе), 8 (на рр.Карагем-Аргут).

7. По заявочным материалам дано заключение маршрутно-квалификационной комиссии:

Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту.
Шифр:100-00-66665555.

О предыстории путешествия

Посвящается памяти нашего товарища - Валеры Долгова

Башкаус...

Для туриста-водника это слово - сначала что-то почти запредельное и далекое, потом Мечта, затем критерий того, что он прошел ту Ступень в своем развитии, которая является ГРАНЬЮ, отделяющей "опыт" от "Опыта".

У нашей группы "опыт" был:

рр.Курчум - Кальджир - 92 - Vк.сл.;

рр.Кок-Хем - Бий-Хем - Улуг-О - 93 - Vк.сл....

… рр.Китой - Онот - 96 - Vк.сл.;

рр.Кара-Алаха - Ак-Алаха - Аргут - 97 - VIк.сл.;

рр.Чулышман - 98 - VIк.сл....

Пришло время сходить на ту Реку, которая долгое время была Мечтой, и по поводу которой нам не раз приходилось говорить самим себе: "Мужики, всему свое время, а "сломаться" сдуру - много ума не надо. Да и потом можно долго от этого "облома" отходить (а можно и не отойти). А зачем...?!"

Походы 1997 и 1998 годов вплотную приблизили нас к этой ГРАНИ. Фактически после 1996 стало ясно, что, по мере усложнения, 6-ки Алтая (без Чуи, т.к. Мажой надо делать с чем-то в связке и отдельно нами серьезно не рассматривался) распределяются, по нашему мнению, так: Аргут, Чулышман, Башкаус. А так как было желание "разобраться" сначала с Алтаем (Средняя Азия стала экзотикой из-за милицейского беспредела и поборов, а у Саянских 6-ок тоже есть специфика, но несколько другого плана - уровень воды и своеобразность определяющих препятствий), то и получалось - Башкаус-99.

На Башкаусе наиболее сложным каскадом препятствий является, как известно, Нижний каньон, что определяется тремя факторами:



  • река течет в глубоком ущелье, из которого, в случае необходимости, просто так не выйдешь;
  • большая вода, впрочем, как и малая (средняя бывает не часто), влекут за собой большую вероятность ухода с маршрута;
  • от 10 до 12 “шестерочных” порогов (всего 82 препятствия, из них около 36 порогов IV-VI к.сл.) на 33 км.

Верхний же и средний участки Башкауса не представляют, по нашему мнению, того интереса, из-за которого бы следовало терять драгоценное время нахождения на Алтае. С другой стороны, перед Нижним ущельем необходимо обязательно "размяться", "скататься" - то, что у туристов-водников называется "почувствовать воду". Для этого максимально подходит Саратанский каньон, находящийся в среднем течении Башкауса. Все это (средний и нижний Башкаус) проходится дней за 10-ть. А что дальше? Куда девать остальное время и не ехать же с Урала на Алтай из-за этих 10-ти дней?! Поэтому мы решили объединить Башкаус с другими "шестерочными" реками Алтая. На Чулышмане мы были в прошлом году и совершили его полное прохождение. На Чуе половина из нас бывала, а другая половина - нет. На Кара-Алахе - Ак-Алахе - Аргуте мы тоже были. Не были на Карагеме, а если учесть, что он течет между Северо-Чуйским и Южно-Чуйским хребтами, то побывать на нем тоже не мешало бы.

В результате основным маршрутом, о выходе на который мы послали телеграмму, был следующий: р.Башкаус (с разминкой перед Нижним каньоном на Среднем Башкаусе) - р.Чуя (Мажой) - р.Карагем - р.Аргут.

Заявленные запасные маршруты:

1. р. Башкаус;

2. р. Башкаус - р.Чуя(с Мажойским каскадом) - р.Катунь;

3. р. Башкаус - р. Карагем - р.Аргут - р.Катунь;

4. р. Чуя (с Мажойским каскадом) - р.Катунь;

5. р. Карагем - р.Аргут - р.Башкаус;

6. р. Карагем - р.Аргут - р.Чуя(с Мажойским каскадом) - р.Катунь;

7. р. Чуя (Мажойский каскад) - р. Карагем - р.Аргут - р.Катунь;

8. р. Чуя (Мажойский каскад) - р. Башкаус;

9. р. Карагем - р.Аргут - р.Чуя (Мажойский каскад) - р.Башкаус;

10. р.Башкаус - переездна р.Шабага - пер.Абыл-Оюк - р.Карагем - р.Аргут - р.Чуя (Мажойский каскад).

Они были добавлены на случай, если на той из заявленных рек, которую нам надо в данный момент проходить, будет критический (большой или маленький) уровень воды или на какой-то из рек произойдет задержка.

Возможные варианты выхода на заявленные реки:

- в верховья р.Башкаус (р.Мал.Кокуря) из п.Кош-Агач;

- на р.Башкаус (п.Каракудюр) с р.Чуя(п.Чибит);

  • на р.Чуя (начало Мажойского каскада) с р.Аргут (устье р.Шавла);
  • на р.Карагем (Карагемская поляна) через перевалы Орой и Абыл-Оюк или через перевал Карагем с начала Мажойского каскада и с Чаган-Узуна соответственно.

Средства сплава

К4-1 "Мустанг": длина баллонов - 5,0 м, баллоны имеют форму типа "верблюд", носовой и кормовой наплывы составляют одно целое с основным баллоном (он имеет форму "банан"), центральный наплыв является съемным, объем одного баллона с центральным наплывом - около 1,5куб.м. Оболочка сделана из 5-ти-слойного материала (резина - капрон - клей - капрон - резина), дека из авизента, носовой и кормовой наплывы из 2-ух-слойного материала (резина - капрон), центральный наплыв - из авизента, наддувы (4шт. - основной и три в наплывах) - из двухстороннего прорезиненного капрона. Основной наддув разделен поперечной перегородкой. Наружные швы оболочки проклеены резиновыми лентами. Вес оболочек с наддувами - около 32 кг. Каркас из дюралевых Д16Т. труб диаметром 40 и 36мм и толщиной 2мм. Его длина - 3.5м. Ширина - 2.0м. Вес каркаса - около 20кг. Для того, чтобы очень быстро не погнуть и не сломать переднюю поперечину, спереди к ней мы привязываем более толстую деревянную, заготовленную по месту стапеля. Коленная посадка сборная, дюралевая, крепится к каркасу хомутами с резиновыми прокладками. Каркас вяжется резиновыми лентами, вырезанными из автомобильных камер. К баллонам каркас привязывается капроновыми лентами, пришитыми к оболочке. Для закрепления используются два полукольца. Для того, чтобы не проваливаться коленями в баллон и для более жесткой фиксации гребцов, используем брезентовые подколенники, привязываемые к продолинам каркаса и коленные ремни, изготовленные из капроновых пожарных шлангов. Каркас и коленную посадку мы берем всегда, вне зависимости от наличия или отсутствия пеших переходов. Катамаран используется нами 4 года, прошел рр.Китой - Онот, рр.Кара-Алаху - Ак-Алаху - Аргут, рр.Богояш - Чулышман и нигде ни разу не переворачивался.

К4-2 "Малыш": длина баллонов - 5,2 м, баллоны имеют форму типа "верблюд", носовой, центральный и кормовой наплывы составляют одно целое с основным баллоном (он имеет форму "сигара"), объем одного баллона с наплывами - около 2,0куб.м. Оболочка целиком сделана из тезы, наддувы (4шт. - основной и три в наплывах) - из БЦЦ. Вес оболочек с наддувами - около 60 кг. Коленная посадка надувная, пришита к деке, ее оболочка из тезы. Наддув из прорезиненного полукапрона. Каркас вяжется резиновыми лентами, вырезанными из автомобильных камер. К баллонам каркас привязывается веревками, продеваемыми через два параллельных ряда "ушей", идущих вдоль баллона. Для того, чтобы не проваливаться коленями в баллон и для более жесткой фиксации гребцов, используются подколенники, привязываемые к продолинам каркаса и коленные ремни, изготовленные из тезы с односторонней пропиткой. Катамаран был взят Валерой Долговым у своих друзей из г.Серпухов. Несколько раз, насколько нам известно, проходил Кавказскую Белую. Рама катамарана изготавливается на месте из дерева. На Башкаусе использовался каркас шириной 2.4м., а на Карагеме - Аргуте - 2.0м.

К2 "Дельфин": длина баллонов - 3,5м, баллоны имеют форму типа "верблюд", носовой и кормовой наплывы составляют одно целое с основным баллоном (он имеет форму "банан"), объем одного баллона с наплывами - около 0,9куб.м. Оболочка сделана из тезы и авизента, наддувы (3шт. - основной и два в наплывах) - из двухстороннего прорезиненного капрона. Вес оболочек с наддувами - около 20 кг. Коленная посадка надувная, пришита к деке, ее оболочка из тезы. Наддув из сырой резины. Каркас вяжется резиновыми лентами, вырезанными из автомобильных камер. К баллонам каркас привязывается веревками, продеваемыми через два параллельных ряда "ушей" (на каждую продолину), идущих вдоль баллонов. Для того, чтобы не проваливаться коленями в баллон и для более жесткой фиксации гребцов, используются подколенники, привязываемые к продолинам каркаса и коленные ремни, изготовленные из капроновых пожарных шлангов. Катамаран использовался впервые, хотя катамаран такой же конструкции были использован нами на рр.Кара-Алаха - Ак-Алаха - Аргут, рр.Богояш - Чулышман. Рама катамарана изготавливается на месте из дерева. Ее ширина 2м.

Карта 1. Обзорная карта района рр.Башкаус - Чуя(Мажойский каскад) - Карагем. М 1 : 1 000 000

График движения

1. Планируемый

Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения
24-27.07   г.Уфа - г. Новосибирск - р. Иолдо    
28.07 сборка судов - -
29.07 р.Иолдо - п. “Предбанный” сплав
30.07 п. “Предбанный” - р. Кара-Кудюр сплав
31.07 р. Кара-Кудюр - р.Тускуль сплав
01.08 р. Тускуль - р. Оныш сплав
02.08 дневка - -
03.08 р. Оныш - п. “Камикадзе” сплав
04.08 п. “Камикадзе” - п. “Упрямый” сплав
05.08 п. “Упрямый” - п. “Калибр” сплав
06.08 п. “Калибр” - п. “Селевой” сплав
07.08 п. “Селевой” - мост. ч/з р.Башкаус сплав
08.08 переезд к началу Мажойского каскад. - сборка судов - авто
09.08 нач. Мажоя - 2-ая кошара сплав
10.08 2-ая кошара - 3-я кошара 3.5 сплав
11.08 3-я кошара - п. “Малыш” 3.5 сплав
12.08 п. “Малыш” - конец Мажоя сплав
13.08 устье р. Орой - р.Шабага пешком
14.08 р.Шабага - оз.В.Шавлинское пешком
15.08 дневка - -
16.08 оз.В.Шавлинское - оз.Абыл-Оюк пешком
17.08 оз.Абыл-Оюк - Карагемская поляна - сборка судов пешком
18.08 Карагемская поляна - р.Камрю сплав
19.08 р.Камрю - р. Кара-айры сплав
20.08 р. Кара-айры - устье р. Карагем сплав
21.08 устье р. Карагем - п-в Сапожникова сплав
22.08 п-в Сапожникова - п.Раздельный сплав
23.08 п.Раздельный - п. Иня сплав
24-27.08   п. Иня - г. Новосибирск - - г.Уфа    

Итого: 333 км. сплав
54 км. пешком
Всего: 387 км.


2. Реальный

Дата День пути Участок маршрута Протяж. (км) Время движения (общее, без обеда) Характер пути
24.07- 27.07 - г. Уфа - г. Новосибирск - Чуйский тракт - п.Акташ-п.Саратан - мост ч/з Башкаус ниже р.Иолдо - - Поезд, машина
28.07 Стапель - - -
29.07 - п.Предбанный 4 ч 16 мин к-оны "Змейка", "Открытый"
30.07 - за п.Кара-Кудюр 6 ч 25 мин "Предбанный", Саратанский каньон
31.07 - р.Тускуль 3 ч 26 мин к-оны "Щель", "Глубокий"
01.08 - р.Оныш 7 ч 18мин "Безлюдный", "Баррикадный", "Крутой", "Мельница"
02.08 - за "Ключевым" 6 ч 40 мин "Ключевой"
03.08 - над "Камикадзе" 1 -сплав 0.8-пешка 10 мин 30 мин Пороги, обход бомов
04.08 Просмотр порогов и обсуждение ситуации в с связи с большой водой - - Просмотр "Капкана", "Мясорубки", "Каменного острова"
05.08 Обнос катамаранов, разведка выхода по осыпи между "Капканом" и "Мясорубкой" 1.6-пешка 2 ч Бомы, осыпь
06.08 - между "Троглодитом" и "Свиньей" 1.2 “Камикадзе", “Стиральная доска”, "Троглодит"
07.08 - середина п.171 (слева) 1.3 "Свинья", п.170
08.08 - над "Упрямым" 2.6 Обнос вых.п.170, прохождение “Огозо"
09.08 - слева от "Калибра" Обнос "Семейного", прохождение "Упрямого", "Томского", "Тесного"
10.08 - мост ч/з Башкаус 12 сплав 0.8 пешк. "Калибр", обнос "Селевого", пороги
11.08 Антистапель     Армагеддон
12.08 - Акташ - - Автомашина
13.08
  • под пер. Карагем
  • левый приток Иолдо-Айры
6.6 4 ч 30 мин Автомашина Пер.Карагем
14.08 - Карагемская поляна Тропа
15.08 Стапель - - -
16.08 Радиальный выход на озеро Абыл-Оюк 8 ч Тропа
17.08 - перед п.6 5.1 сплав 4.6 пешк. 3ч 23 мин 1ч 30 мин Разбои, 1-ый каньон
18.08 - 200м до конца 1-го каньона 5.5 сплав 5.5 пешк. 3 ч 15 мин 1 ч 45 мин 1-ый каньон
19.08 Обнос вещей 6.5 пешк. 2 ч 10 мин 1-ый каньон
20.08 Дневка - - Брусника
21.08 - устье р.Карагем 9 ч 2, 3 каньоны, Чибитские пороги
22.08
  • п/в Сапожникова
(с прохождением)
8 ч 15 мин "Надолбы", прорыв и п/в Сапожникова
23.08 - устье р.Аргут - р.Катунь -устье р.Чуя 8 ч "Белый", "Раздельный" и др. Пороги
24.08
  • п.Иня
Антистапель
35 мин Сплав
25.08   - Горно-Алтайск-Барнаул-Новосибирск     Автотранспорт
26.08-27.08   - Уфа     Поезд

Река Башкаус

Башкаус относится к числу наиболее сложных из пройденных туристами-водниками рек...

(Водные маршруты СССР. Азиатская часть)

Река Башкаус берет свои истоки с северных склонов юго-восточных отрогов Курайского хребта и течет на север-запад, севернее Курайского хребта. После впадения левого притока Джундука общее направление долины поворачивает на север, к Чулышману и Телецкому озеру, прорезая Улаганское плато. Протяженность Башкауса около 230 км. Башкаус принимает 107 больших и малых притоков в т. ч.55 левых и 52 правых. Наиболее значительные притоки Башкауса слева: Токпак, Мал. Кокоря, Бол. Салжек, Верх. и Нижн. Ильдугем, Рахомысты, Кёлескелу, Кубадру, Каракудюр, Аспаты, Джун-дук, Тускол, Чебдар; справа: Калбакая, Кумурлу, Мукур, Артлаш, Йолду, Каратёш,Саратан,Атиркол, Мал. и Бол. Улаган,Чибилю,Паспарта,Оныш,Конылтыт.Река Башкаус берет начало из слияния нескольких ручьев в заболоченных распадках на высоте около 2210м. Отметка реки в устье составляет 452м. Падение реки на всей длине составляет 1758м, а средний уклон 7,64 м/км. Средний уклон сплавного участка от устья реки М.Кокоря (отметка 1760м) составляет 6,78м/км.

Участок М.Кокоря - пор."Предбанный". Средний уклон (1760-1298):72км=6,42м/км. Средняя скорость течения - 1,5м/сек Ширина реки 30-40 метров. Средняя глубина русла 1 - 1,2 м Расход воды 55-60 куб.м/сек

Участок пор."Предбанный" - конец Саратанского каньона. Средний уклон (1298-1240):8км=7,25 м/км. Средняя скорость течения 2,2м/сек Ширина реки 10-15 метров Средняя глубина русла 3-4м Расход воды 55-60 куб.м/сек

Участок от конца Саратанского каньона до реки Чибилю. Средний уклон (1240-1145):29км=3,28м/км. Средняя скорость течения 1,2м/сек. Ширина реки 50-б0 метров. Средняя глубина русла 1,0м. Расход воды 65-70куб.м/сек

Участок р.Чибилю - р.Паспарта. Средний уклон (1145-1079):13км=5,08м/км. Средняя скорость течения 1,8 м/сек. Ширина реки 40 метров. Средняя глубина русла 1,0м. Расход воды 70-75 куб.м/сек.

Участок р.Паспарта - р.Джундук. Средний уклон (1079-1010):12км=5,75м/км. Средняя скорость течения 2.2 м/сек. Ширина реки 20-25 метров. Средняя глубина русла 2м. Расход воды 85-90 куб.м/сек.

Участок р.Джундук - р.Тускол. Средний уклон (1010-965):12км=3,75м/км. Средняя скорость течения 1,8 м/сек. Ширина реки 25-30 метров. Средняя глубина русла 2,5 м. Расход воды 95-100 куб.м/сек.

Участок р.Тускол - р.Оныш. Средний уклон (965-867):8км=12,3м/км. Средняя скорость течения 2,5м/сек. Ширина реки 20-25 метров. Средняя глубина русла 2,5м. Расход воды 100-105 куб.м/сек.

Участок р.Оныш - р.Огозо. Средний уклон (867-584):12км=23,6м/км. Средняя скорость течения 3,5м/сек. Ширина реки 20-25 метров. Средняя глубина русла 2,5м. Расход воды 110-115 куб.м/сек. На отдельных отрезках ("Ключевой" - "Свинья", "Огозо" - "Упрямый") уклон достигает 30-33 м/км.

Участок пор."Упрямый" - р.Чебдар. Средний уклон (554-485):21км=3,28м/км. Средняя скорость течения 2,3 м/сек. Ширина реки от 15 (пор."Тесный") до 40 метров. Средняя глубина русла 1,5м. Расход воды 115--120 м/сек.

Участок р.Чебдар - устье Башкауса. Средний уклон (485-452):9=3,7м/км. Средняя скорость течения 2,4 м/сек. Ширина реки 35 метров. Средняя глубина русла 0,7м. Расход воды 130-135 куб.м/сек.

26.07 В 4.50 московского мы приехали в Новосибирск на поезде № 112. В 9.00 местного времени на ГАЗ-66 Демьянова О. выехали в направлении Чуйского тракта. Ночевали в начале подъема на Сёминский перевал.

27.07 В 22.00 приехали к мосту через Башкаус ниже р.Иолдо, где и встали двумя группами на стоянку на левом берегу, чуть выше моста. Накрапывал небольшой дождь.

28.07 Сборка судов. Погода ясная. Но общее впечатление подпортило местное население. Время покоса и пока мы собирали суда и готовили остальное снаряжение, за нами наблюдали. После обеда отдельные представители начали нами и снаряжением интересоваться более предметно. Сначала просто был разговор ни о чём, просили закурить, потом стали требовать плату за лес, дрова и пр., угрожали милицией. К ночи принесли 1-2 кг рыбы, начали её нам "продавать". После продажи объявился "хозяин" рыбы и также начал требовать "свою" пайку спирта. Дежурить у костра пришлось всю ночь, страсти едва не вылились через край. Мелкие вещи все были убраны под/в палатки, катамараны привязали к ним же.

29.07Встали в 6.00. Собрались к обеду. Трогательные минуты расставания с коллегами из Уфы (Фото 4). Встретимся снова только в Уфе. Этой группе и группе С.Таболина (г.Ростов-на-Дону) мы будем оставлять записки.

НИЖНЕЕ УЩЕЛЬЕ Р.БАШКАУС

Это собственно и есть то, ради чего ходят на Башкаус.

По нашему мнению само ущелье можно условно разделить на пять участков:

  • "Разминка" (руч.Московский - пор."Пирамида" (включительно));
  • "Затишье перед бурей" (п.144 - п.154);
  • "Кульминация" (пор."Ключевой" - п.170"Кызылтагский" (включит.));
  • "Для гурманов" (пор.171 - пор."Селевой"(включительно));
  • "На посошок" (п.201 - р.Чебдар).

Первый участок - "Разминка" - это п.133-143. Основные на этом участке: пороги "Безлюдный", "Баррикадный", "Крутой", "Мельница", "Пирамида". Этот участок безусловно является отличной разминкой перед ключевым участком Башкауса.

Второй участок - "Затишье перед бурей" - это несложный комплекс преп.144-154, с находящейся посередине этого участка хорошей стоянкой на р.Оныш. Достаточно протяженный участок с препятствиями, которые идутся без разведки, т.к. они просты.

Третий участок - "Кульминация" - это п.155 - п.170. Основные на этом участке: пороги "Ключевой", "Капкан", "Мясорубка", "Каменный остров", "Камикадзе", "Троглодит", "Свинья", п.170 "Кызылтагский". По большому счету, именно этот участок определяет границы четырех остальных, т.к. он, на самом деле, является кульминацией Нижнего ущелья. Тяжело судить о том, каков этот участок в среднюю и малую воду, но в нашу (паводковую и большую) воду он превратился в ОДНО СПЛОШНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ.

Карта 7. От р. Тускол(Тускуль) до пор. 170 "Кызылтагский". М 1 : 200 000

Лирическое отступление.Безусловно, этот участок, это то, что ставило, ставит, и будет ставить в ближайшие десятилетия Башкаус в лидеры (по проходимому на данный момент развития водного туризма комплексу препятствий) среди "шестерочных" маршрутов, находящихся на территории бывшего СССР. Да, есть Карагемский прорыв на Аргуте, есть каньоны Сары-Джаза, есть все тот же "Селевой" на все том же Башкаусе, есть ряд ущелий и каньонов на Среднеазиатских и Кавказских речках. Но эти препятствия пока остаются (и, по нашему мнению, останутся в ближайшем будущем) препятствиями для:

      • "бубликов", т.е. для судов, отличающихся от "классических" тем, что на них, все-таки, в большей мере "плывут" нежели "идут" (хотя все это относительно даже в рамках одного типа судов, которые получили наибольшее распространение в нашей стране и которые называются катамаранами);
      • а также для тех, кто, перейдя одну ГРАНЬ, посчитает для себя возможным попытаться пройти и следующую. Благо, все эти "грани" - не более, чем условность и в этом и прелесть туризма вообще и водного в частности, что всегда есть к чему стремиться и для каждой предыдущей категории - последующая и есть та самая ГРАНЬ.

В этом плане, наверное, промежуточными являются каньоны Сары-Джаза. Не зря в последние годы именно на эту реку были устремлены "взоры" ведущих водников России, прошедших не одну "шестерку" и знающих "почем фунт лиха".

Четвертый участок - "Для гурманов" - это п.171-п.200. Основные препятствия этого участка: "Огозо", "Семейный", "Упрямый", "Томский", "Тесный", "Калибр", "Селевой". Очень разнообразные и интересные препятствия, особенно хотелось бы выделить "Семейный" и "Тесный". Для тех, кому показалось "мало" предыдущих препятствий, эта "добавка" очень понравится, а для тех, кому совсем "не хватило" - пожалуйста - "Селевой" готов удовлетворить любые необузданные желания. Для тех же кому "хватило" - тоже не помешает, тем более, что деваться все равно некуда ;-).

Лирическое отступление.Хотя "Селевой" также находится на этом участке, но он, безусловно, относится, в большей мере, к теоретически проходимым препятствиям, нежели к практически проходимым. На "классических" типах судов (к коим, как уже говорилось ранее, по нашему мнению, не относятся "Карабубели" и 8-ми тонные катамараны) он проходим с очень большим трудом по двум причинам:

- если вода "большая", то основная струя настолько сильна, что очень тяжело уйти влево, куда, в конце концов, просто необходимо уйти для нормального прохождения, а валы, "бочки", "котлы" настолько мощны, что их на "классических" судах пройти, мягко говоря, затруднительно;

- если же вода "малая", то очень велика вероятность превратить оболочку проходящего судна в решето (что и произошло с катамараном группы С.Черника), т.к. камни в пороге остаются до сих пор очень острыми и вряд ли, в ближайшие десятилетия, они резко "отупеют".


А существует ли "средняя" вода - это вопрос открытый.

Пятый участок - "На посошок" - это п.201 - п.216.
На этом участке, вроде как, и близко нет таких препятствий, которые бы по сложности можно было сравнить с именными препятствиями основной части Нижнего каньона, но, тем не менее, увеличившийся ближе к устью расход воды делает "бочки" и валы достаточно серьезными для прохождения. В нашу большую воду, этот участок показался нам не таким простым, каким предполагалось что он будет и, тем более, совсем не таким, каким бы хотелось чтоб он был, даже после всего того, что мы недавно видели и проходили.

Фото 9. Устье р.Тускуль – последняя стоянка перед Нижним ущельем

Аварийные выходы с маршрута

Участок пути Вариант выхода
р.Иолдо - вход в Нижнее ущелье с. Улаган
Начало Нижнего ущелья - Конец Нижнего ущелья Затруднительный выход наверх (обычно по осыпям правого берега) на п.Ко или п.Паспарту
Конец Нижнего ущелья - р. Чулышман п.Ко, п.Балыкча
Пер.Карагем - 1 каньон Карагема п.Бельтир
2 каньон Карагема - р.Кулагаш п.Джазатор
р.Кулагаш - п.Иня п.Иня


О погоде и уровне воды

  • Хотя мы, начиная с 06.06.99 и до выезда на маршрут, ежедневно при помощи Internet-a и отслеживали: "Дневную температуру", "Ночную температуру", "Давление", "Скорость и направление ветра", "Облачность" и "Осадки" в населенных пунктах: Акташе, Кош-Агаче, Усть-Улагане и Чибите, а также следили за погодой уже на маршруте, но, тем не менее, произошедший 02.08 резкий подъем воды, был для нас неожиданным. А так как небольшой дождь был только ночью 01 и 02.08, то, следовательно, вероятнее всего, несколько дней шли сильные дожди в верховьях Башкауса, но отследить их и, самое главное, что-то изменить в связи с этим, мы были уже не в состоянии.
  • Башкаус. Повторим банальную истину, которая и для нас не была секретом, но мы убедились в этом и самостоятельно - БАШКАУС оптимально проходить в СРЕДНЮЮ ВОДУ, но растет она очень быстро и, часто, НЕПРЕДСКАЗУЕМО.
  • Карагем хорошо идти в воду чуть выше средней, можно среднюю и чуть ниже, но, как и 90% других категорированных рек, плохо в малую и большую. Судя по тех.описанию, взятому из отчета Тихомирова С.Г., и тому, что мы видели и реально проходили, а также в связи с характером питания Карагема, он относится к рекам с довольно быстро изменяющимися препятствиями. Его ущелья, естественно, остаются на месте, но характер препятствий, в них находящихся, претерпевает значительные изменения.
  • Аргут (мы его шли в 97 году в среднюю воду), как ни странно, лучше идти в большую, можно в среднюю; наверное, можно и в малую, т.к. расхода воды, на этом участке, все равно будет достаточно.




О судах

  • Рекомендуемое нами для 6-ок с таким расходом воды водоизмещение на одного гребца составляет от 750 до 1000 литров. Если будет меньше, то в воду выше средней есть реальный шанс "пройти" Башкаус или Аргут в режиме "подводной лодки", или просто уйти с маршрута. Если же будет больше, то это на любителя, т.к. ограниченная, в связи с соответствующим весом, маневренность отнюдь не увеличивает количество полученных, при прохождении многих порогов, положительных эмоций, а скорее наоборот.
  • Очень неплохо показала себя наша "двойка". При прохождении "Троглодита", "Кызылтагского", выходного прижима "Семейного" она, за счет гораздо большей маневренности, смотрелась предпочтительнее, чем "четверки".




О возможных маршрутах

  • Если рассматривать наиболее интересные варианты объединения нескольких 6-ок Алтая, то, если не использовать внутримаршрутные переезды, это могут быть следующие нитки маршрутов:

1. р.Чулышман (до Итыкайского каскада) - пеший переход к началу Нижнего ущелья Башкауса - р.Башкаус;

2. Мажойский каскад Чуи - пеший переход к началу Нижнего ущелья Башкауса - р.Башкаус;

3. Мажойский каскад Чуи - пеший переход через перевалы Орой и Абыл-Оюк с выходом на Карагемскую поляну - р.Карагем - р.Аргут;

4. р.Чуя (с Мажойским каскадом) - р.Катунь(до устья Кадрина) - пеший переход к началу Нижнего ущелья Башкауса - р.Башкаус;

5. р.Аргут (начиная с Карагема, Ак-Алахи или Кара-Алахи и до устья Шавлы) - переход к началу Мажойского каскада - р.Чуя (с Мажойским каскадом);

6. р.Аргут (начиная с Карагема, Ак-Алахи или Кара-Алахи) - р.Катунь (до устья Кадрина) - пеший переход к началу Нижнего ущелья Башкауса - р.Башкаус;

7. Объединение (5) и (2) вариантов.

  • Если же использовать внутримаршрутные переезды, то здесь возможны почти любые варианты, например:
    • р.Аргут (начиная с Карагема, Ак-Алахи или Кара-Алахи и до устья Чуи) - переезд к началу Мажойского каскада Чуи - Мажойский каскад Чуи - переезд к истокам Богояша - рр.Богояш, Чулышман - пеший переход к началу Нижнего ущелья Башкауса - р.Башкаус;
    • предыдущий вариант, только сначала рр.Богояш, Чулышман, Башкаус, а затем рр.Чуя(Мажойский каскад), Аргут (начиная с Карагема или Ак-Алахи) (последние в последовательности, зависящей от уровня воды в этих реках).
  • Если говорить о предпочтительном варианте захода на Аргут, то, по нашему мнению, сплав по Карагему значительно проигрывает сплаву по Ак-Алахе (Кара-Алахе), т.к., например, Кара-Алаха (III и IV ущелья) с Ак-Алахой (Нижнее ущелье) сложнее и красивее, чем ущелья Карагема. А, при большом желании, можно захватить и нижнюю часть Карагемского прорыва.
  • Верхний и средний участки Башкауса не представляют особого интереса по двум причинам: значительная заселенность этого района (один райцентр Усть-Улаган чего стоит) и невысокая сложность препятствий - они "тянут" максимум (по нашему мнению) на 4-ую категорию сложности. По возможности лучше сразу выходить в район начала Нижнего ущелья (например, р.Тускуль или чуть выше, т.к. на этом участке уже непросто спуститься к воде).




О стоянках

  • Перечислим штатные стоянки, находящиеся в Нижнем ущелье Башкауса:
    • устье р.Тускуль;
    • правый берег пор."Баррикадный";
    • устье р.Оныш;
    • левый берег ниже пор."Ключевой";
    • правый берег над "Камикадзе";
    • правый берег между "Троглодитом" и "Свиньей";
    • правый берег ниже п.170 "Кызылтагский"(после выхода из теснины);
    • правый берег в конце пор."Упрямым";
    • левый берег пор."Калибр";
    • устье р.Чебдар.
  • На Карагеме и Аргуте больших проблем с выбором мест для стоянок обычно не возникает.




О радиальных выходах

  • С устья Башкауса на водопады правого притока р.Чулышман - р.Чульча[11].
  • С Карагема на озера, находящиеся на его правых притоках - рр.Абыл-Оюк и Камрю.
  • С Аргута:
    • на Карагемский прорыв (обязательно, для тех, кто его еще не видел) с устья Карагема;
    • вверх к леднику Менсу и высочайшей вершине Алтая - г.Белуха (4506м.) по левому притоку - р.Иедыгем.

О страховке

  • Организация страховки производилась по классической схеме - при прохождении первым судном препятствия в его конце ставились страхующие с "морковками", а затем, при необходимости, осуществлялась и страховка "с воды".
  • Страховка производилась только на порогах категорий сложности 5С, 6А, 6В и 6С.




Об экипажах

  • Состав экипажей катамаранов, особенно К2, был подобран оптимально. Это было важным моментом похода, т.к. от прохождения каждым судном любого препятствия зависело как психологическое состояние соответствующего экипажа, так и всей группы в целом.
  • На Башкаусе составы экипажей были следующими: