Организация кредитного процесса. Процедура выдачи и погашения кредита
Для получения кредита Заемщик предоставляет в банк следующие документы:
Заявление - анкета [приложение 7]. Заявление-анкета заполняется в печатном или рукописном виде любым лицом.
Заявление-анкета должна быть подписана Заемщиком (Созаемщиком, Поручителем, Залогодателем). Исправление, допущенные по тексту заявления-анкеты, должны быть заверены подписью того лица, чьи данные были исправлены.
Включение в заявление-анкету дополнительных вопросов к заемщику филиалом Сбербанка России допускается по согласованию с руководителем филиала. Измененная форма анкеты в недельный срок после её утверждения направляется в Управление кредитования частных клиентов Сбербанка России для сведения. Исключение вопросов из заявления - анкеты не допускается [34].
Паспорт Заемщика, его Поручителя и /или Залогодателя (предъявляются).
Документы, подтверждающие финансовое состояние Заемщика и его Поручителя:
справки с места работы Заемщика и поручителей о доходах и размере производимых удержаний (для пенсионеров - справку из органов социальной защиты населения);
декларацию о полученных доходах, заверенную налоговой инспекцией, для граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью;
другие документы, предусмотренные иными нормативными документами Сбербанка России по кредитованию физических лиц.
При обращении заемщика в банк за получением кредита кредитный работник выясняет цель, на которую испрашивается кредит, разъясняет условия и порядок предоставления кредита, знакомит с перечнем документов, необходимых для получения кредита.
Заявление-анкета регистрируется кредитным работником в журнале учета заявлений; на заявлении - анкете проставляются дата регистрации и регистрационный номер, кредитный инспектор предоставляет все документы на кредитный комитет, на кредитном комитете рассматриваются документы и выносится решение.
С паспорта и других документов, подлежащих возврату, снимаются ксерокопии. На копиях, сделанных кредитным работником, делается отметка "копия верна" за его подписью и проставляется дата сверки с подлинником.
Кредитный работник производит проверку представленных Заемщиком и Поручителем документов и сведений, указанных в заявлении - анкете, рассчитывает платежеспособность Заемщика и Поручителя.
При проверке сведений кредитный работник выясняет с помощью Базы данных по Заемщикам - физическим лицам и запросов в другие филиалы Сбербанка России, предоставившие кредиты, кредитную историю Заемщика, Поручителя, размер задолженности по ранее полученным ими кредитам, предоставленным поручительствам.
Целесообразно, чтобы Поручителями являлись физические лица, состоящие с Заемщиком в родственных отношениях.
Кредитующее подразделение направляет пакет документов в юридическое подразделение и подразделение безопасности банка.
По результатам проверки и анализа документов юридическое подразделение и подразделение безопасности составляют письменные заключения, которые передаются в кредитующее подразделение.
Кредитный работник анализирует и обобщает представленные из других подразделений банка материалы, определяет максимально возможный размер кредита и готовит заключение о возможности предоставления кредита.
Кредитный работник вправе самостоятельно принять решение об отказе в выдаче кредита.
Подготовка и рассмотрение вопроса на кредитный комитет банка осуществляется в соответствии с регламентом работы кредитного комитета банка. На рассмотрение кредитного комитета банка может быть представлено и отрицательное заключение кредитующего подразделения с предложением об отказе в выдаче кредита. Все документы возвращаются Заемщику с отказом.
Заключение кредитного работника, завизированное руководителем кредитующего подразделения, заключения других подразделений банка, при необходимости - независимого эксперта прилагаются к пакету документов Заемщика и направляются для принятия решения о предоставлении (отказе в предоставлении) кредита на рассмотрение кредитного комитета банка.
Решение кредитного комитета оформляется протоколом с указанием всех параметров кредитной сделки. И заверяется подписью комиссии и заведующего отделением.
В случае принятия кредитным комитетом банка об отказе в выдаче кредита, кредитный работник сообщает об этом Заемщику.
При принятии положительного решения кредитный работник сообщает об этом Заемщику, делает отметку в журнале регистрации заявлений и приступает к оформлению кредитных документов.
Погашение основного долга и уплата процентов может осуществляться аннуитетными (при ежемесячном погашении основного долга) или дифференцированными платежами (при ежемесячном и ежеквартальном погашении основного долга). При этом в течение срока погашения кредита порядок погашения не меняется.
Единые аннуитетные платежи в погашении задолженности по кредиту основному долгу и процентам) Заемщик производит ежемесячно в день, соответствующий дню получения кредита, начиная с месяца, следующего за месяцем получения кредита [34].
Ежемесячный аннуитетный платеж по кредиту (по основному долгу и процентам) определяется следующим образом:
S * ПС
Пл = - --------------------------, (1)
1- (1+ПС) _Т
где Пл - аннуитетный платеж по кредиту
ПС - месячная процентная ставка, равная 1/12 от годовой процентной ставки по кредиту (в процентах годовых).
S - сумма предоставляемого кредита
Т - количество процентных периодов, оставшихся до фактического окончания возврата кредита.
Ежемесячный дифференцированный платеж по кредиту (по основному долгу и процентам) определяется следующим образом:
Где Пл - дифференцированный платеж по кредиту
S - сумма предоставляемого кредита
Т - срок пользования кредитом (в месяцах, кварталах)
О - остаток задолженности по основному долгу
D - фактическое количество календарных дней в платежном периоде.
Погашение основного долга производится ежемесячно, начиная с 1 - го числа месяца (первого месяца, квартала), следующего за месяцем получения:
кредита;
первой части кредита;
каждой последующей части кредита;
Не позднее числа 10 числа месяца, следующего за платежным. Уплата процентов производится ежемесячно, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения кредита либо его первой части, не позднее 10 числа месяца, следующего за платежным, а также одновременно с погашением основного долга по кредиту. Последний платеж производится не позднее даты, установленной кредитным договором.
Заемщик вправе досрочно погасить кредит или его часть. При этом:
при дифференцированных платежах - в случае досрочного погашения части кредита заемщик обязан производить ежемесячную плату процентов на оставшуюся сумму задолженности до наступления срока следующего платежа по погашению основного долга;
при аннуитетных платежах - кредитным договором устанавливается период сроком на три месяца от даты выдачи кредита, в течение которого заемщику запрещено проводить досрочное погашение кредита. По истечении указанного периода досрочное исполнение обязательств производится только в сроки, установленные для осуществления плановых ежемесячных платежей. Заемщик обязан подать в банк заявление о своем намерении осуществить досрочное погашение части кредита не менее чем за 10 рабочих дней до дня очередного платежа, к который будет осуществляться досрочное погашение. В указанные сроки банк готовит новый график платежей.
Качество кредитного портфеля банка определяется показателями выдачи и возвратности кредитов, а также их динамикой.
Проанализируем изменение показателей выдачи кредитов филиала 5893/092 Липецкого ОСБ за 2005-2007 гг., представленные в таблице 4.
Таблица 4
Динамика показателей выдачи кредитов филиала 8593/092 Липецкого ОСБ за 2005-2007 гг.
Вид кредита | 2005год | 2006год | Темп роста, % | 2007год | Темп роста, % | |||
сумма, млн. руб. | удел. вес, % | сумма, млн. руб. | удел. вес, % | сумма, млн. руб. | удел. вес, % | |||
Потребительские кредиты | 18,2 | 49,3 | 26,6 | 50,8 | 146,2 | 34,2 | 44,8 | 128,6 |
Ипотечные кредиты | 1,1 | 2,8 | 5,3 | 254,6 | 5,2 | 6,8 | 185,7 | |
Автокредиты | 17,6 | 47,7 | 43,9 | 130,7 | 48,4 | 160,9 | ||
Всего: | 36,9 | 52,4 | 76,4 | 145,8 |
Данные табл.4 показывают, что с каждым годом объем выдаваемых физическим лицам кредитов возрастает в абсолютном и в относительном выражении. Если в 2005 году кредитов было выдано на сумму 36,9 млн. рублей, то на начало 2007 года этот показатель увеличился в два раза и составил 76,4 млн. рублей, что свидетельствует о стабильно возрастающей потребности населения в кредитных продуктах.
В 2005-2007 гг. наибольший удельный вес в кредитном портфеле банка занимали потребительские кредиты (49,3 % и 50,8 % соответственно), в частности кредиты на нетложные нужды.
В 2007 году по удельному весу в общем объеме выданных кредитов лидируют автокредиты (48,4 %), что подтверждает увеличение популярности этого банковского продукта в России и улучшение условий банковских программ.
Что же касается ипотечного кредитования, то его объемы по сравнению с другими видами кредитования пока весьма скромные, хотя положительная динамика явно присутствует (с каждым годом его размеры удваиваются).
При оценке качества кредитов важную роль играют показатели, характеризующие уровень просроченной задолженности. Их динамика приведена в таблице 5.
Таблица 5
Динамика показателей просроченной задолженности филиала 8593/092 Липецкого ОСБ за 2005-2007 гг.
Вид кредита | 2005год | 2006год | Темп роста, % | 2007год | Темп роста, % | |||
сумма, тыс. руб. | удел. вес, % | сумма, тыс. руб. | удел. вес, % | сумма, тыс. руб. | удел. вес, % | |||
Потребительские кредиты | 511,2 | 423,9 | 82,9 | 318,9 | 75,4 | |||
Ипотечные кредиты | 12,6 | 36,9 | 292,9 | 10,8 | 29,3 | |||
Автокредиты | 107,4 | 64,3 | 32,7 | 47,4 | ||||
Всего: | 631,2 | - | 529,8 | - | 83,9 | 362,4 | - | 68,4 |
Из табл.5 видно, что с каждым годом уровень просроченной задолженности понижается как по всей сумме кредитов, так и в разрезе отдельных видов. К примеру, если в 2005 году сумма просрочки составляла 631,2 тыс. рублей, то к концу 2007 года она снизилась на 42,6 % и составила 362,4 тыс. рублей. Это связано, как правило, с повышением уровня доходов индивидуальных заемщиков, что позволяет им своевременно осуществлять платежи по кредитам, с улучшением условий банковского обслуживания (предоставление полной и достоверной информации по процентным ставкам, наличие особых условий для добросовестных заемщиков).
Таблица 6
Соотношение просроченных и выданных кредитов филиала 8593/092 Липецкого ОСБ за 2005-2007 гг.
Показатель | Виды кредита | Всего | ||
Потребительские кредиты | Ипотечные кредиты | Автокредиты | ||
2005 год | ||||
Выданные кредиты, млн. руб. | 18,2 | 1,1 | 17,6 | 36,9 |
Просроченные кредиты, тыс. руб. | 511,2 | 12,6 | 107,4 | 631,2 |
Удельный вес, % | 2,81 | 1,15 | 0,61 | 1,71 |
Удельный вес в общей сумме выданных кредитов, % | 1,39 | 0,03 | 0,29 | 1,71 |
2006 год | ||||
Выданные кредиты, млн. руб. | 26,6 | 2,8 | 52,4 | |
Просроченные кредиты, тыс. руб. | 423,9 | 36,9 | 529,8 | |
Удельный вес, % | 1,59 | 1,32 | 0,3 | 1,01 |
Удельный вес в общей сумме выданных кредитов, % | 0,81 | 0,07 | 0,13 | 1,01 |
2007 год | ||||
Выданные кредиты, млн. руб. | 34,2 | 5,2 | 76,4 | |
Просроченные кредиты, тыс. руб. | 318,9 | 10,8 | 32,7 | 362,4 |
Удельный вес, % | 0,93 | 0,21 | 0,09 | 0,47 |
Удельный вес в общей сумме выданных кредитов, % | 0,42 | 0,01 | 0,04 | 0,47 |
По данным табл.6 можно сказать, что удельный вес просроченной задолженности как в общей сумме выданных кредитов, так и в сумме отдельных разновидностей, в течение трех лет анализа имеет тенденцию к понижению. Доля просрочки в общей сумме кредитов с 2005 по 2007 гг. снизилась более чем в 3,5 раза и на начало 2008 года составила всего 0,47 %. При этом величина фактически сформированного резерва на возможные потери по ссудам значительно превышает размер просроченной задолженности, что свидетельствует о низком кредитном риске и высоком качестве кредитного портфеля.
Обобщая проведенные расчеты, можно сделать вывод о том, что с каждым годом спрос населения на кредитные продукты возрастает, при этом сокращается доля просроченной задолженности и вероятность невозврата кредитов. Возрастает и кредитный потенциал банка, что в целом характеризует его как динамично развивающийся частный финансовый институт.
Но все же на сегодняшний момент в области кредитования физических лиц филиала 8593/092 Липецкого ОСБ существуют определенные проблемы, требующие своевременного и грамотного решения. С этой точки зрения актуальным является совершенствование системы потребительского кредитования банка.