Глава 1. Теоретические основы кредита и его роль в кредитовании физических лиц
Введение
Уровень экономического развития страны, благосостояние народа характеризуется системой показателей, одним из которых является уровень потребительского спроса населения и степень его удовлетворения. В России степень удовлетворения необходимого потребительского спроса из-за низкого уровня оплаты труда и как следствие отсутствия достаточных денежных средств у основной массы населения очень низкая.
В 1990-ые годы в России был осуществлен переход к принципиально новым экономическим отношениям, который обусловил необходимость кардинальных преобразований в банковской сфере. Смысл их заключается в применении комплекса мер по обеспечению адекватности деятельности банков рыночным отношениям, то есть проведение новой банковской политики. Это порождает необходимость исследования вопросов формирования кредитной политики.
В условиях переходного периода в России радикальная экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях рынка приобретают вопросы, связанные с проблемами и перспективами банковского обслуживания населения, их практическая реализация. В настоящее время кредиты населению предоставляют многие банки. Растущая конкуренция и необходимость повышения доходности на рынке потребительского кредитования заставляет банки искать более эффективные пути управления доходностью этих операций и кредитным риском. С другой стороны, недостаточность доходов населения способствует активизации спроса на кредит, поскольку потребительское кредитование не только приближает отложенный спрос, но и дает возможность покупателю выбрать товар более высокого качества.
Кредитования физических лиц обусловлено, прежде всего, следующими причинами: денежные доходы населения формируют его платежеспособность, которая нередко не соответствует покупательскому спросу. Потребность в приобретении тех или иных товаров опережает возможности их денежного покрытия, то есть существует разрыв между размерами текущих денежных доходов населения и относительно высокими ценами на имущество длительного пользования (жилой дом, дача, автомобиль и др.). Одновременно у некоторых слоев населения наблюдается наличие временно свободных денежных средств. Таким образом, появление потребительского кредита решает противоречия между сравнительно высокими ценами на предметы длительного пользования и текущими доходами у одной группы населения и необходимости их использования у другой;
Необходимость беспрепятственной реализации товаров производителем. При этом связь потребительского кредита и розничной торговли прямая, то есть с увеличением товарооборота растет объем кредита, поскольку спрос на товар порождает спрос на кредит. Данная взаимосвязь становится особенно тесной при высокой насыщенности рынка товарами.
Потребительский кредит стимулирует участие населения в создании жилого фонда, обзаведении собственным жильем и предметами домашнего обихода.
Кредитование банками населения позволяет не только рационально использовать временно свободные денежные средства вкладчиков, но и имеет большое социальное значение, так как способствует удовлетворению жизненно важных потребностей населения в жилье, различных товарах и услугах, что бесспорно делает исследование по выбранной теме актуальным.
Таким образом, комплексная разработка теоретических и практических вопросов формирования и реализации кредитной политики позволит обеспечить внедрение системы комплексного банковского обслуживания клиентов, адекватной современной экономической ситуации в России, создать механизм для гармонизации этой системы с международно-признанной практикой обслуживания последних, а также существенно повысить его качество.
Цель дипломной работы - проанализировать порядок кредитования физических лиц на примере Липецкого отделения Сбербанка России, вскрыть имеющиеся недостатки и разработать предложения по его совершенствованию.
Предметом исследования является структура системы кредитования физических лиц и анализ качества этой системы. Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи:
исследовать современные тенденции развития теории и практики потребительского кредитования применительно к условиям сложившимся в России в процессе социально-экономических преобразований;
проанализировать управления кредитными рисками, применяемое банками в современной экономической действительности;
исследовать направления совершенствования банковской деятельности по предоставлению кредитов населению;
разработать рекомендации по совершенствованию экономического механизма потребительского кредитования.
В ходе исследования изучена общая и специальная литература, разработки организаций по банковскому делу, законодательные и другие нормативные акты, соответствующие методические и проектные материалы, рекомендации зарубежных исследователей деятельности коммерческих банков. Среди российских экономистов, внесших значительный вклад в развитие и совершенствование потребительского кредитования в стране, можно отметить Жукова Е., Ковалева А., Колесникова В., Кроливецкую Л., Лаврушина О., Молчанова А., Панову Г., Уланова В., и др.
Информационную базу диплома составляют материалы, публикации в периодической печати, а так же банковское законодательство России. В работе использовались материалы Банка России. Министерства финансов РФ, Ассоциации российских банков, период исследования 2005 - 2007 г.г.
Виды кредитов
Особенность современной практики кредитования заключается в многообразии применяемых форм, видов и способов выдачи кредитов.
Специфика проявления различных видов потребительского кредитования, их взаимосвязь и взаимопроникновение приводит к необходимости упорядочения, классификации потребительских кредитов.
Выбор критериев разграничения потребительских кредитов, отнесения их к определенным видам, исходя из определенных классификационных признаков, является достаточно сложной, но важной проблемой.
В России потребительские кредиты включают кредиты на: жилищное строительство; строительство и приобретение индивидуальных жилых домов; приобретение и строительство садовых домиков, и благоустройство садовых участков; реконструкцию, капитальный ремонт индивидуальных жилых домов, присоединение их к инженерным сетям, находящимся в личной собственности. Размер кредита на указанные цели определяется стоимостью затрат и долевым участием собственных средств заемщика в оплате их стоимости или устанавливается в фиксированных размерах - Срок пользования кредитом оговаривается в соответствующих нормативных документах.
Банки выдают также долгосрочный потребительский кредит на приобретение автомобилей, других товаров длительного пользования, покупку скота, хозяйственное обзаведение отдельным категориям граждан. Таким образом, круг удовлетворения потребительских нужд заемщика весьма разнообразен, даже когда речь идет только о банковском потребительском кредитовании.
Кроме того, осуществляется выдача кредитов на текущие потребительские нужды, т.е. на приобретение отдельных предметов потребления, К ним относятся рассрочка платежей за товары длительного пользования; прокат предметов потребления; кредиты под залог имущества в ломбардах; кредиты, выдаваемые кассами взаимопомощи, союзами творческих организаций. Потребительское кредитование могут осуществлять также и другие небанковские учреждения, например" фонды индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, важным классификационным признаком для потребительского кредита является только один из субъектов кредитной сделки, а именно кредитор, поскольку второй субъект - заемщик заранее как бы определен самой спецификой, природой потребительского кредита и выступает как физическое лицо.
Классификация потребительских кредитов по типу кредитора позволяет разграничить потребительские кредиты на банковские и небанковские.
Исходя из этого, варьируются и формы выдачи потребительского кредита - денежные и товарные кредиты.
Однако классификация потребительских кредитов по форме выдачи не находится в прямой взаимосвязи с классификацией по типу кредитора. Безусловно, что потребительский кредит, предоставленный банком, может быть выдан только в денежной форме. Однако небанковские кредиты могут быть как товарными, так и денежными.
Не менее важным классификационным признаком является сфера удовлетворения потребительских нужд заемщика, т.е., целевой характер кредита.
Виды кредита - это детальная характеристика кредита по организационно - экономическим признакам, используемая для его классификации. Единых мировых стандартов при их классификации не существует. В каждой стране есть свои особенности. В России виды кредита классифицируются в зависимости от:
стадий воспроизводства, обслуживаемых кредитом;
отраслевой направленности;
объектов кредитования;
его обеспеченности;
срочности кредитования;
платности и другие.
Виды кредита представляют собой категорию обмена. При продаже своего продукта, при покупке сырья, оборудования и прочих товаров, необходимых для продолжения деятельности, товаропроизводители испытывают значительную потребность в дополнительных платежных средствах. Являясь важным инструментом платежа, виды кредита применяются для удовлетворения разнообразных потребностей заемщика. Эти потребности зарождаются не только в обмене, где разрыв в платежном обороте наиболее проявляется, но и в других стадиях воспроизводства. Хозяйственные организации, производящие продукт, расходуют полученные ссуды для приобретения средств производства, удовлетворения потребностей по расчетам по заработной плате с работниками, с бюджетными организациями. Население получает виды кредита для удовлетворения своих потребительских нужд. Выступая категорией обмена, кредит используется для удовлетворения потребностей производства, в распределения и потребления валового продукта.
Виды кредита подразделяются на виды и в зависимости от их отраслевой направленности. Когда кредит обслуживает потребности промышленных предприятий - это промышленный кредит. Бывает также: сельскохозяйственный, торговый вид кредита. Отраслевая направленность кредита часто находит свое воплощение в государственной статистики ряда стран.
Потребительский кредит охватывает как кредит, связанный с удовлетворением потребностей текущего характера, в том числе с развитием производства в личном хозяйстве, так и кредит на приобретение, строительство и поддержание недвижимого имущества. Кредит на текущие нужды содействует реализации товарных запасов, более полному и своевременному удовлетворению постоянно растущих потребностей населения. Кредит на текущие нужды способствует также развитию личного хозяйства, что делает в известном смысле условным понятие "потребительский кредит", более точным является понятие "кредитование населения". Потребительский кредит появился в далеком прошлом, поскольку привилегированное меньшинство всегда пользовалось кредитом. В то же время большинство населения до начала девятнадцатого века имело низкую покупательную способность, и вопрос о кредите для него вряд ли возникал. Бесценным исключением была telly-trade начавшая свое развитие в восемнадцатом столетии. Странствующие торговцы ежемесячно продавали большей частью ткани и одежду, доставляли товары, соглашаясь па небольшую регулярную плату.
Эта деятельность постепенно исчезла по мере развития розничной торговли. Рядового работающего человека в девятнадцатом веке местные лавочники принуждали покупать товары у нанимателей в счет зарплаты, были единственным источником кредита, не считая традиционных ростовщиков и владельцев ломбардов. Однако постепенный рост зарплаты и жизненных стандартов в викторианскую эпоху вместе с передовой техникой массового производства создали спрос на покупательский кредит, продолжающий свой рост в настоящее время. Покупка в рассрочку была введена фирмой Зингера в середине девятнадцатого века для облегчения продажи швейных машин. Эти и другие формы кредита, предлагаемые финансовыми компаниями, в сочетании с все возрастающим количеством предметов домашнего обихода длительного пользования, выпускаемых предприятиями, достигли кульминации в век автомобиля.
Формы кредита являются внешним проявлением характера и организации кредитных отношений. В отдельных источниках экономисты различают их по составу участников, объектам" величине ссудного процента и сфере функционирования [41].
В других источниках в основу классификации форм кредита положены несколько другие признаки. Например, характер кредитных отношений, состав участников (субъектов) кредиткой сделки, содержание объекта сделки, уровень и источник уплаты процента, вещественное проявление кредитной сделки и др.
Отсюда возникают определенные разногласия в отношении потребительского кредита к одной из форм кредита, или к определенному виду кредита. Рассмотрим мнения отдельных авторов по поводу сущности потребительского кредита.
Профессор Жуков Е.Ф. так характеризует потребительский кредит: "Кредит, предоставляемый банком населению с целью приобретения дорогостоящих предметов потребления, улучшения жилищных условий и т.д." [15].
В учебнике "Банковское дело" под редакцией проф. Лаврушина О.И. говорится, что "в России к потребительским ссудам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и проч." [19].
В современном финансово-кредитном словаре потребительский кредит характеризуется как "форма кредита, при которой ссуда предоставляется физическому лицу для приобретения товаров и услуг потребительского характера".
При определении сущности потребительского кредита необходимо исходить из главного посыла, что потребительский кредит - это средство удовлетворения потребительских нужд населения, а не только потребности в товарах и услугах.
Кредитование конечного потребителя при этом может осуществляться как в денежной, так и в товарной формах, как банками, так и небанковскими финансово-кредитными институтами, а также торговыми предприятиями.
Для удовлетворения конкретной потребности в каком-либо товаре в случае недостаточного уровня сбережений, физические лица обращаются в коммерческий банк для получения кредита в денежной форме, либо в магазин для оформления покупки товаров в рассрочку. Кредитные отношения между коммерческим банком, магазином, с одной стороны, и физическим лицом - с другой, имеют форму потребительского кредита.
Кроме того, предприятия при наличии денежных средств могут предоставлять своим работникам кредит на приобретение или строительство недвижимости.
Таким образом, потребительский кредит - это денежные, товарные или товарно-денежные отношения, складывающиеся между заемщиком - физическим лицом и кредитором, в качестве которого могут выступать банки, розничные торговые предприятия, ломбарды, кредитные кооперативы, кассы взаимной помощи, пункты проката [14].
С точки зрения населения, которое выступает в роли заемщика, потребительский кредит можно трактовать как форму экономических отношений, сущность которых заключается в заимствованиях физическими лицами для приобретения различных потребительских товарно-материальных ценностей и услуг.
Существует мнение, что потребительский кредит возникает от бедности. Если следовать логике этого убеждения, то, наибольшее распространение потребительское кредитование должно было бы получить в развивающихся странах. Но в действительности наибольший объем потребительского кредитования приходится на США, Германию, Великобританию и другие индустриальные державы с высоким уровнем экономического развития, большинство населения которых "живет в кредит". Другим подтверждением этому является наличие разнообразных банковских и небанковских методик потребительского кредитования, применяемые в этих странах. Поэтому утверждение, что потребительский кредит возникает от бедности весьма спорно.
Физические лица, использующие потребительский кредит, имеют возможность повысить свой уровень потребления. Они получают в свое распоряжение предметы повышенного спроса, недвижимость, различные услуги (образование, отдых и т.д.), которые могли бы быть доступны гражданам лишь в отдаленном будущем. Фактор времени очень важен. Действительно, выплаты, направляемые на погашение потребительского кредита, как и денежные сбережения населения, имеют одни и тот же результат - приобретение того или иного товара. Однако принципиальным различием является тот факт, что сбережения являются первичными, а потребительский кредит позволяет населению удовлетворять потребности до того, как будут накоплены эти денежные сбережения [25].
Объектом потребительского кредита являются различные товары народного потребления, включая имущество длительного пользования, затраты по улучшению жилищных условий и затраты по обучению или лечению. При этом если кредитором является коммерческий банк, то потребительский кредит имеет денежную форму. В случае если кредитором является розничная торговая организация или пункт проката, то потребительский кредит принимает форму товарного кредита. Когда кредитор представлен, например, фондом поддержки индивидуального жилищного строительства, то в данном случае, исходя из существующей практики деятельности этого фонда, имеет место товарно-денежная форма потребительского кредита. Таким образом, сфера применения потребительского кредита весьма обширна. Вероятно, это и дает повод для приведенного ранее утверждения о существовании различных форм потребительского кредитования, это не формы потребительского кредита, поскольку только сам потребительский кредит и можно считать формой кредита, а различные его виды и способы осуществления. В этом проникнется специфика потребительского кредитования.
При предоставлении потребительского кредита происходит некоторое переплетение, взаимопроникновение элементов не только коммерческого и банковского кредита, но и других форм кредита.
Одной из важнейших особенностей потребительского кредита является его подвижность, которая наиболее ярко проявляется в случае, если рассматривать потребительский кредит с точки зрения его обеспечения, прежде всего залога. Если последний представлен ценностями, то потребительский кредит можно отнести к банковскому кредиту. Если залог представлен землей или строениями, т.е. недвижимым имуществом, то потребительский кредит принимает форму ипотечного кредита.
Существенной особенностью потребительского кредита является тот факт, что объектом кредитования являются затраты, связанные с удовлетворением личных потребностей населения. Поэтому банковский кредит, предоставляемый физическому лицу для осуществления предпринимательской деятельности нельзя считать потребительским кредитом.
Липецкое отделение Сбербанка выдает следующие виды потребительских кредитов: кредит на недвижимость, ипотечный кредит, кредит ''молодая семья”, автокредит, образовательный кредит, пенсионный кредит, кредит на неотложные нужды, доверительный кредит, корпоративный кредит, кредит под залог мерных слитков драгоценных металлов, кредит под залог ценных бумаг, кредит на цели развития ЛПХ.
Кредит на недвижимость предоставляется на приобретение, строительство, ремонт (отделку), реконструкцию объекта недвижимости под различные виды обеспечения. Объектами недвижимости являются расположенные на территории Российской Федерации: квартира; жилой дом; часть квартиры или жилого дома, состоящая из одной или нескольких изолированных комнат; дача; садовый дом; гараж; другие строения потребительского назначения.
Срок кредитования - до 30 лет.
Ипотечный кредит - предоставляется на приобретение, строительство, ремонт (отделку), реконструкцию объекта недвижимости - под залог кредитуемого объекта недвижимости. Срок кредитования - до 30 лет.
Молодая семья: - семья, в которой хотя бы один из супругов не достиг 30-ти летнего возраста; - неполная семья (семья с одним родителем и ребенком/детьми), в которой мать (отец) не достиг 30-ти летнего возраста. Срок кредитования - до 30 лет.
Автокредит предоставляется на покупку новых автомобилей (других транспортных средств) и подержанных автомобилей иностранного и отечественного производства. Срок кредитования не более 5 лет.
Образовательный кредит можно получить: на оплату обучения на дневном, вечернем и заочном отделениях Образовательного учреждения (техникум, колледж, университет, академия, институт). Срок для возврата основного долга по кредиту устанавливается до 5 лет.
Пенсионный кредит могут получить граждане Российской Федерации, оформившие пенсию по возрасту (55 лет - для женщин, 60 лет - для мужчин). Обязательным условием является погашение кредита до исполнения заемщику 75 лет. Срок кредитования до 5 лет по обеспеченным кредитам; до 1,5 лет по кредитам без обеспечения.
На неотложные нужды кредиты предоставляются физическим лицам - гражданам Российской Федерации в возрасте от 18 лет при условии, что срок возврата кредита по договору: - при дифференцированных платежах - наступает до исполнения заемщику 75 лет; - при аннуитетных платежах - ограничивается трудоспособным возрастом заемщика. Срок кредитования по обеспеченным кредитам до 5 лет; по кредитам без обеспечения до 1,5 лет.
Доверительный кредит предоставляется гражданам Российской Федерации, имеющим положительную кредитную историю за период 5-ти лет с момента обращения в банк за кредитом и ее длительность в течение этого периода должна составлять не менее 6 месяцев. Срок кредитования до 1,5 лет.
Корпоративный кредит могут получить физические лица, имеющие постоянное место жительство в Российской Федерации, из числа работников предприятий (организаций) - клиентов Сбербанка России, при условии установления банком на предприятие лимита на операции предоставления поручительств по кредитам своих работников. Срок кредитования не более 5 лет.
Кредит под залог мерных слитков драгоценных металлов предоставляется физическим лицам - гражданам Российской Федерации в возрасте от 18 лет при условии, что срок возврата кредита по договору: - при дифференцированных платежах - наступает до исполнения заемщику 75 лет; при аннуитетных платежах - ограничивается трудоспособным возрастом заемщика. Срок кредита - до 6 месяцев.
Кредит под залог ценных бумаг. Преимущества кредита: - кредит предоставляется без учета платежеспособности; - минимальный пакет документов; - минимальный срок рассмотрения заявки; - возможность частичного вывода из залога ценных бумаг при погашении части кредита; - возможность самостоятельно распоряжаться доходами по заложенным ценным бумагам. Срок кредитования - до 6 месяцев.
Кредит на цели развития ЛПХ предоставляется физическим лицам, ведущим личные подсобные хозяйства. Срок кредитования до 5 лет.
Автокредит на покупку подержанных автомобилей, срок кредитования до 5 лет.
Кредит ипотечный +, выдается на покупку квартир, строительство, реконструкцию объекта недвижимости. Срок кредитования до 30 лет.
Банковские ссуды классифицируют по ряду признаков:
по типу заемщика ссуды можно сгруппировать следующим образом: ссуды предприятиям, ссуды государственным органам власти, ссуды населению, ссуды банкам;
по назначению: потребительский кредит, промышленный кредит, торговый кредит, сельскохозяйственный кредит, инвестиционный кредит, бюджетный кредит;
в зависимости от сферы функционирования кредиты, предоставляемые хозяйствующим субъектам, подразделяются на: кредиты, участвующие в воспроизводстве основных фондов, кредиты, участвующие в организации оборотных фондов (кредиты, направляемые в сферу производства, кредиты, обслуживающие сферу обращения);
по размеру кредиты делятся на: мелкие, средние, крупные;
по срокам пользования: до востребования, срочные (краткосрочные - до 1 года, среднесрочные - от 1 года до 3 лет, долгосрочные - свыше 3 лет).
Для коммерческих банков нашей страны, в современных условиях, наиболее предпочтительным видом ссуд являются краткосрочные. Это объясняется рядом факторов: нестабильность экономического развития на современном этапе перехода к рынку, что не дает возможности реально прогнозировать развитие ситуации, а следовательно, и возврат ссуд с процентами; нестабильность политической ситуации; наименьшая зависимость от рисков, связанных с изменением рыночных процентных ставок; для предотвращения многоразового использования кредита при кредитовании коммерческих сделок, при осуществлении которых кредитные средства оборачиваются очень быстро - в пределах 1-2 месяцев; большая ликвидность краткосрочных ссуд.
Ссуды до востребования не имеют фиксированного срока, и банк может потребовать их погашения в любое время. При предоставлении ссуды до востребования часто предполагается, что заемщик сравнительно ликвиден и что активы, в которые вложены заемные средства, могут быть превращены в наличность в кратчайший срок.
Как правило, краткосрочными являются кредиты, участвующие в организации оборотных фондов, а средне - и долгосрочными кредиты, участвующие в воспроизводстве основных фондов.
по способу выдачи ссуды делятся: компенсационные, когда кредит направляется на расчетный счет заемщика для возмещения ему собственных средств, вложенных им в товарно-материальные ценности или затраты;
платежные, когда кредит направляется непосредственно на оплату расчетно-денежных документов, предъявленных заемщику по кредитуемым мероприятиям. Кроме того ссуды могут выдаваться: единовременно или частями; в наличной и безналичной форме; с конкретизацией или без конкретизации цели.
Изучение различных схем предоставления потребительского кредита банками - позволяет сделать вывод, что потребительский - эго гарантированный кредит, потому что с практической точки зрения он всегда предоставляется под различного рода обеспечение. В качестве обеспечения выступают залог имущества заемщика, гарантии и поручительства, обеспечение ценными бумагами, векселями, полисами страхования жизни. Кредиты под залог имущества - наиболее распространенная форма потребительского кредита, под которым понимают кредит под залог легко реализуемого имущества или ценных бумаг.
При классификации кредитов по валюте кредита выделяют кредиты в национальной валюте, в иностранной валюте, кредиты, предоставляемые в нескольких валютах. Следует отметить, что выдача кредитов в иностранной валюте может осуществляться на условиях уплаты процентов, как в иностранной валюте, так и в национальной валюте. Это же относится и к кредитам, предоставляемым в нескольких валютах. Однако выдача кредитов в иностранной валюте может иметь для банка определенный валютный риск, связанный с возможными колебаниями обменных курсов валют.
Кредиты с рассрочкой платежа могут принимать форму прямого или косвенного банковского кредита. При предоставлении прямого банковского кредита заключается кредитный договор между банком и заемщиком-пользователем кредита. Косвенный банковский кредит предполагает наличие посредника в кредитных отношениях банка с клиентом.
Краткосрочные потребительские кредиты на покрытие текущей потребности в наличных средствах, возвращаемые одной суммой в конце срока кредитования или в момент погашения долговой расписки заемщика, известны под названием кредиты, погашаемые единовременно, предоставляемые на короткий срок (обычно не превышающий шести месяцев) физическим лицам с высоким уровнем доходов, могут быть достаточно крупными. Данные кредиты обычно используются для покрытия расходов на отпуск, медицинское обслуживание и пребывание в больнице.
Погашение ссуды в рассрочку не столь обременительно для Заемщика, как при единовременной уплате долга. Для банка также выгоднее, чтобы ссуда погашалась периодически в течение всего периода действия договора, так как это ускоряет оборачиваемость кредита и высвобождает кредитные ресурсы для новых вложений, повышая таким образом его ликвидность.
Из всего выше сказанного можно сделагь вывод, что существенной особенностью потребительского кредита является тот факт, что объектом кредитования являются затраты, связанные с удовлетворением личных потребностей населения. Поэтому банковский кредит, предоставляемый физическому лицу для осуществления предпринимательской деятельности нельзя считать потребительским кредитом. Вместе с тем, достаточно сложным представляется разграничить на практике кредиты, использованные на личное потребление или для осуществления предпринимательской деятельности. Именно поэтому банковская практика относит к потребительским кредитам любые виды кредитов частным лицам, что несколько искажает сущность потребительского кредитования. Потребительский кредит стимулирует участие населения в создании жилого фонда, обзаведении собственным жильем и предметами домашнего обихода.
Заключение
Особенность современной практики кредитования заключается в многообразии применяемых форм, видов и способов выдачи кредитов. Специфика проявления различных видов потребительского кредитования, их взаимосвязь и взаимопроникновение приводит к необходимости упорядочения их классификации.
В работе на основе проведенного исследования представлена классификация потребительских кредитов по таким признакам: типу кредитора, форме выдачи, целевому назначению, срокам выдачи, обеспечению, методам погашения, способу уплаты процента.
Потребительские кредиты в последние три года являются наиболее быстрорастущим активом российской банковской системы. За период с начала 2005 года по начало 2007 года номинальный объем кредитов физическим лицам увеличился в 4,6 раза, а их доля в активах банковской системы - в 2,5 раза.
Значительную долю потребительских кредитов предоставляет ОАО Сбербанк. Основным среди них является кредит на неотложные нужды. Его доля в общем объеме выданных кредитов физическим лицам в 2007 году составила более 90%,
Негативным моментом является то, что при расчёте платёжеспособности по большинству видов кредита считается чистый доход заёмщика за шесть месяцев, полученный на каком-либо одном месте работы, что оказывает влияние па размер полученного кредита, притом, что заёмщик может иметь несколько источников дохода. Кроме того, не учитываются другие факторы, влияющие на платежеспособность физических лиц.
В самом общем виде процесс кредитования физических лиц включает несколько этапов:
1) заявка на кредит и предварительные переговоры;
2) оценка кредитоспособности заемщика;
3) подготовка и заключение кредитного договора, выдача кредита;
4) погашение долга и уплата процентов за пользование кредитом;
5) формирование резерва на возможные потери по ссудам.
Липецкое отделение СБРФ № 8593 имеет высокий уровень надежности. Он является составной частью Сбербанка России - крупнейшего финансово-кредитного учреждения страны, имеющего 166-летнюю историю, высокие международные рейтинги. Его создание обусловлено потребностями предприятий и населения, административных структур в услугах крупного, надежного банка, призванного решать общерегиональные и областные финансовые проблемы, способствовать выходу клиентов на региональный рынок, обеспечивать весь комплекс банковских услуг на современном уровне.
Липецкое ОСБ № 8593 выполнил все важнейшие финансовые задачи бизнес-плана, намеченные на 2007 год. Активы-нетто по российским стандартам финансовой отчетности выросли на 34,2% - до 51 млрд. рублей, что составляет более четверти активов банковской системы Липецкой области; балансовая прибыль превысила уровень прошлого года на 38,9%, составив 1,6 млрд. рублей; чистая прибыль увеличилась на 44,4% - до 1,3 млрд. рублей (по сравнению с 0,9 млрд. рублей за 2006 год). Прирост капитала банка по сравнению с прошлым годом составил 38,9% и достиг 5 млрд. рублей.
Рентабельность активов была зафиксирована на отметке 2,9%, рентабельность капитала - 28,6%, что значительно выше контрольного показателя (20%).
Высоких финансовых результатов по итогам 2007 года Липецкому ОСБ № 8593 удалось добиться во многом благодаря сформированной структуре работающих активов и привлеченных средств.
По результатам проведенного анализа в области кредитования физических лиц Липецкого Сбербанка можно сделать вывод о том, что с каждым годом спрос населения на кредитные продукты возрастает, при этом сокращается доля просроченной задолженности и вероятность невозврата кредитов. Возрастает и кредитный потенциал банка, что в целом характеризует его как динамично развивающийся частный финансовый институт.
Обслуживание кредитных карт является одним из важных направлений совершенствования кредитования, развитию которого банки должны уделять большее внимание. Эти карты только называются кредитными, однако по существу в России это дебетовые карты, то есть никто клиента не кредитует, 10 лет назад, когда это направление возникло, банки пошли по пути наименьшего сопротивления. Однако сейчас этот сегмент рынка имеет все условия для активного развития.
Ускоренное всестороннее развитие банковского потребительского кредита будет способствовать дальнейшему росту национальной экономики, увеличению платежеспособного спроса россиян на товары и услуги, обеспечению большей финансовой устойчивости и диверсификации кредитной деятельности отечественных коммерческих банков, повышению уровня и улучшению качества жизни, решению проблемы бедности в России.
Липецкое отделение Сбербанка России занимает лидирующие позиции на рынке привлечения средств населения области. По состоянию на 01.01.2008 года объем привлеченных средств населения составил 18,5 млрд. рублей, в том числе за 2007 год - 4,3 млрд. рублей. На долгосрочной основе (срок более 2 лет) жители области доверили банку9,8 млрд. рублей, в том числе за 2007 год - 3,8 млрд. рублей. Липецкое ОСБ активно кредитует как экономику региона, так и частных клиентов. По состоянию на 01.01.2008 года в экономику региона размещено 29,0 млрд. рублей. Кредитный портфель частных клиентов составляет 10 млрд. рублей, с ростом за год на 4,9 млрд. рублей.
Более 350 семей смогли улучшить свои жилищные условия, получив в 2007 году кредит "Молодая семья".
Введение
Уровень экономического развития страны, благосостояние народа характеризуется системой показателей, одним из которых является уровень потребительского спроса населения и степень его удовлетворения. В России степень удовлетворения необходимого потребительского спроса из-за низкого уровня оплаты труда и как следствие отсутствия достаточных денежных средств у основной массы населения очень низкая.
В 1990-ые годы в России был осуществлен переход к принципиально новым экономическим отношениям, который обусловил необходимость кардинальных преобразований в банковской сфере. Смысл их заключается в применении комплекса мер по обеспечению адекватности деятельности банков рыночным отношениям, то есть проведение новой банковской политики. Это порождает необходимость исследования вопросов формирования кредитной политики.
В условиях переходного периода в России радикальная экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела. Особую актуальность в условиях рынка приобретают вопросы, связанные с проблемами и перспективами банковского обслуживания населения, их практическая реализация. В настоящее время кредиты населению предоставляют многие банки. Растущая конкуренция и необходимость повышения доходности на рынке потребительского кредитования заставляе<