Молодежный форум ПФО «iВолга – 2017»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По заполнению
Проектной заявки
Молодежный форум ПФО «iВолга – 2017»
Смены:
«Поколение добра»,
«Малая родина – большие возможности»
«Спортивная молодежь – здоровая нация»
«Патриот», «Политика», «Культурный БУМ!», «МедиаВолна»
Договоримся о понятиях
В соответствии с современными механизмами благотворительной деятельности ни у одной организации сегодня невозможно получить деньги без гарантий реализации проекта, экономических расчетов, информации о том, кто будет вести проект и как отчитываться в случае, если деньги будут выделены. Это цивилизованный, принятый во всем мире порядок. Сегодня необходимо научиться профессионально представлять проект, чтобы получить деньги у предпринимателя или организации-донора. Оксфордский словарь английского языка определяет «проект» как «индивидуальное или групповое предприятие, тщательно спланированное и предназначенное для достижения определенной цели».
Характерные черты проекта
Проект всегда имеет цель:четко определенные цели являются залогом четко определенных результатов. Основной целью проектов является разрешение какой-либо проблемы, что предполагает тщательный предварительный анализ. Проект всегда нацелен на прочные изменения социальной сферы.
Проекты реалистичны: их цели должны быть достижимы, что подразумевает сопоставление условий реализации проекта с необходимыми финансовыми и человеческими ресурсами.
Проекты всегда ограничены во времени и пространстве: у них всегда есть начало и конец. Проект всегда реализуется в определенном месте и определенный промежуток времени.
Проекты – сложные явления:необходим целый набор специфических навыков для планирования и реализации проекта, что требует привлечения многих участников и партнеров. Любой проект – результат коллективных усилий.
Проекты уникальны, так как возникают из новых идей. Они предлагают специфическое решение проблем в специфическом контексте, и потому всегда инновационны.
Проекты – это приключение:любой проект ломает старые стереотипы. Всегда присутствует элемент непредсказуемости и риска.
Проекты должны подвергаться оценке, так как планируются и реализуются ради конкретных целей, которые должны быть открытыми для аттестации.
Проекты реализуются поэтапно, так как четко подразделяются на несколько фаз.
Нижеперечисленные характеристики НЕ ЯВЛЯЮТСЯ характеристиками проекта:
· абсолютно повторяющаяся деятельность на регулярной основе;
· деятельность без четко определенных целей;
· деятельность, которой можно заниматься где угодно и в любой момент;
· текущая деятельность.
Критерии оценки раздела «Описание проблемы Вашего населенного пункта,
На решение которой направлен проект»
- Описывает, почему возникла необходимость в выполнении проекта.
- Ясно, какие обстоятельства побудили авторов написать проект.
- Демонстрирует, насколько проблема выглядит важной и значимой для читателя (представляет неординарный случай).
- Показывает, насколько связана с целями и задачами организации-заявителя?
- Показывает разумность масштаба работ - не делаются попытки решить все мировые проблемы сразу.
- Поддерживается статистикой, ссылками на авторитеты в данной области, цитатами из ключевых литературных источников (1-5) и мнениями экспертов.
- Проблема сформулирована с точки зрения тех, чьим нуждам служит заявитель, а не самого заявителя.
- Раздел не содержит голословных утверждений.
- Содержит минимум научных и иных специальных терминов, интересен для чтения и краток (насколько возможно).
Материалы из книги Блинников М.С., Даушев Д.А., Симонов Е.А. «Как просить деньги», М., Из-во Центра охраны дикой природы, 2003
Раздел «Цели и задачи»
Раздел «Цели и задачи» представляет собой последовательное перечисление цели и задач в конкретной и сжатой форме.
Во время работы над данным разделом проектной заявки мы предлагаем придерживаться следующих рекомендаций:
- Если вы хорошо «поработали над проблемой, на решение которой направлен ваш проект», то формулировка цели и задач не должна вызвать у вас затруднений. Достаточно помнить, что, по сути, цель – это «перевернутая проблема», а задачи напрямую вытекают из сформулированных вами причин возникновения этой проблемы и являются «шагами на пути к достижению цели проекта».
- Помните правило:
· Цели должны быть конкретными и измеримыми.
· Цели должны быть сориентированы во времени.
· Цель должна быть достижимой.
· Цели должны быть взаимно поддерживающими.
- Задачи - конкретные и поддающиеся измерению возможные изменения ситуации, которую Вы описывали в разделе "Постановка проблемы". Задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться данные о степени полезности проекта.
- По опыту, чаще всего в социальных проектах можно выделить несколько категорий задач:
Организационные | - Формирование группы… тренеров, добровольцев, педагогический отряд, сайт, базу данных и т.п. - Привлечение дополнительных ресурсов и т.п. |
Учебные | - Повышение квалификации … группы добровольцев, педагогов и т.п. - Освоение (передача) технологии … |
Методические | - Разработка и выпуск… методическое пособие и т.п. - Разработка… программы, учебного модуля и т.п. - Практическое освоение технологии… |
Информационные | - Повышение уровня информированности о … - Привлечение внимание общественности к… |
Координационные | - Координация усилий организаций, заинтересованных … |
Наверное, список можно продолжить… Подумайте, какие еще задачи могут быть? |
- Проект не должен иметь много задач… Обычно их бывает от 3 до 5. Главное, что задачи должны быть из разных категорий… Например: организационная + информационная + учебная…
Критерии оценки раздела "Цели и задачи проекта":
1) описываются предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке. Цель - общий итог. Задачи - конкретные шаги по достижению цели.
2) из раздела ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие произойдут изменения в существующей ситуации.
3) насколько цели и задачи логически вытекают из постановки проблемы.
4) по каждой проблеме, сформулированной в предыдущем разделе, имеется, по крайней мере, одна четкая задача.
6) цели в принципе достижимы, и результаты поддаются измерению.
7) из раздела ясно, кто извлечет пользу от выполнения проекта.
8) указывается срок достижения целей.
9) язык ясен и четок.
10) постановку задач авторы не путают с методами их решения.
Материалы из книги Блинников М.С., Даушев Д.А., Симонов Е.А. «Как просить деньги», М., Из-во Центра охраны дикой природы, 2003
Пример формулирования и взаимосвязи разделов «Описание проблемы, на решение которой направлен проект» и «Цели и задачи»:
Раздел «Описание проблемы, на решение которой направлен проект» | Раздел «Цели и задачи» |
Следствия проблемы | |
Частые случаи нарушения прав детей и подростков и замалчивание этих ситуаций. | |
Частые случаи правонарушений среди подростков, в том числе проявлений национальной и других форм нетерпимости в подростковой среде. | |
Проблема: | Цель |
Низкий уровень правовой грамотности школьников, что выражается в незнании своих гражданских прав и обязанностей, неумении их отстаивать в трудных ситуациях. | Повышение уровня правовой грамотности школьников г. Самары |
Причины: | Задачи |
Недостаточно информации: не рассказывают в семье, недостаточно рассказывают в школе, нет доступных информационных ресурсов, посвященных этой проблеме; | Распространение знаний о правах человека среди школьников и их родителей; знакомство с документами, регламентирующими отношения детей и подростков с представителями органов власти, педагогами и родителями. |
Формальное отношение к правовому воспитанию в школе: направленность существующих программ на передачу знаний, но не на формирование навыков; | Развитие навыков защиты подростками своих прав с помощью правовых игр, моделирующих жизненные ситуации. |
Недостатки в подготовке педагогов-предметников и классных руководителей: - формальное отношение к правовому воспитанию в школе; - нехватка информации; - отсутствие у педагогов выбора программ специализированных учебных курсов; - нехватка у педагогов времени и желания на разработку собственных программ и методик. | Повышение уровня педагогического и профессионального мастерства специалистов по работе с детьми. |
Форма 1
наименование и описание мероприятия | сроки начала и окончания | Количественные показатели | Ответственные |
1. Разработка и выпуск 1-ой серии закладок | Февраль 2018 | Разработан комплект из 10 тематических закладок. Выпущен тираж 1000 экземпляров | Иванов И. И., ООО «Титул» |
2. Распространение информации о проекте в СМИ | Февраль -март 2018 года | Не менее 10 статей в СМИ, и не менее 20 упоминаний на социальных сайтах и порталах Самарской области | Петров Е.И. |
3. Проведение семинаров для педагогов базовых школ Новокуйбышевска | Март 2018 года | Не менее 3 семинаров с совокупным количеством участников не менее 60 человек | Фирсов П.В. |
4. Проведение занятий с подростками по подготовке и проведению игр, проведение тренингов и семинаров, учебных ролевых игр | Март – май 2018 | Не менее 20 занятий, с совокупным количеством участников не менее 400 человек | Фирсов П.В. |
Раздел «Результаты проекта»
Данный раздел заявки предполагает, что авторы переформулируют цели и задачи проекта в виде желаемых результатов. Основной принцип формулирования результатов – предельная конкретизация того, что будет считаться результатом деятельности. На этом этапе формулируются желаемые результаты деятельности в заданный временной период, определяются причинно-следственные связи между результатами разного уровня.
Кроме того, необходимо помнит, что результаты делятся на количественные и качественные. Соответственно, при описании раздела необходимо помнить, что любой проект предполагает достижение не только количественных результатов, но и качественных.
Например:
Организация предполагает сформировать у желающих найти работу навыки составления резюме и ведения переговоров с потенциальным нанимателем. В качестве метода достижения этого результата выбрано обучение в форме семинаров. Количество обучаемых составляет 40 человек. При этом организация не считает своей задачей трудоустройство обученных на семинарах. Организация может попытаться проследить, сколько из обученных нашли работу.
Но чтобы трудоустроить участников семинаров, нужно предусмотреть дополнительные виды деятельности, которые в этой схеме не отражены. Гипотетически организация могла бы параллельно вести базу данных по имеющимся вакансиям, поддерживать контакты с работодателями, давать рекомендации для устройства на работу, помогать пройти испытательный период и пр. В этом случае трудоустройство 30 человек могло бы уже стать результатом деятельности на заданный временной период.
Если же организация формулирует для себя результат как повышение жизненного уровня 30 обученных, то она должна включить в свой план деятельности еще целый ряд направлений.
Алгоритм описания результатов проекта
Изменение ситуации | 20 человек повысили свой жизненный уровень. |
Воздействие (Цель) Эффект | 30 человек нашли работу. |
Результат (задача) Результаты деятельности | 40 человек получили знания, умения, навыки…. |
Непосредственный результат («выход») Услуги и/или продукты, произведенные по программе; количественное выражение деятельности | Прошли обучение 40 человек. |
Деятельность Мероприятия по программе | Обучающие семинары. |
Вложения / Ресурсы («Вход») | Помещение для проведения семинаров, канцелярские товары, оборудование, опыт, сотрудники, деньги… |
В следующем примере можно увидеть взаимосвязь цели и задач проекта с результатами, а так же формулирование критерия оценки результата.
Цель | Результат с показателем | Критерий оценки результата |
Повышение уровня правовой грамотности школьников г. Самары | Уровень правовой грамотности участников проекта повысится на 40 %. | Повышение уровня правовой грамотности участников проекта |
Задачи | ||
Распространение знаний о правах человека среди школьников и их родителей; знакомство с документами, регламентирующими отношения детей и подростков с представителями органов власти, педагогами и родителями. | Не менее 3000 школьников г. Самары получат знания о правах человека, познакомятся с документами, регламентирующими отношения детей и подростков с представителями органов власти, педагогами и родителями. | Количество школьников получивших знания о правах человека |
Развитие навыков защиты подростками своих прав с помощью правовых игр, моделирующих жизненные ситуации. | У школьников – участников проекта появятся навыки защиты и отстаивания своих прав. | Появление у школьников - участников проекта навыков защиты и отстаивания своих прав. |
Повышение уровня педагогического и профессионального мастерства специалистов по работе с детьми. | Будет проведено не менее 3-х семинаров для педагогов и специалистов по работе с детьми, в которых примут участие не менее 60 педагогов. Уровень профессионального мастерства педагогов вырастет на 20%. Не менее 80 % обученных педагогов станут применять в практике преподавания прав человека игровые и другие интерактивные формы работы. | Количество семинаров для педагогов и специалистов по работе с детьми. Количество педагогов, прошедших обучение. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов. Процентное соотношение между педагогами, применяющими в практике преподавания прав человека игровые и другие интерактивные формы работы и не применяющими. |
Оценка. Каким образом, по каким критериям Вы будете оценивать эффективность проекта? Какие данные Вы будете собирать для оценки достижения цели и решения задач проекта, как анализировать и использовать эти данные? Необходимо продумать критерии оценки ожидаемых результатов. Каждому результату должны соответствовать качественные и/или количественные индикаторы оценки. Если предполагается анкетирование, приведите примерные вопросы, которые будут включены в анкету.
В заявке должен быть раздел, объясняющий, каким образом будет оцениваться успех или неудача в достижении поставленных целей. Если ваши цели — конкретные и измеримые, то написать этот раздел не составит труда, так как вы точно знаете, чему именно нужно дать оценку. В этом случае вы должны пояснить:
- каким оценочным инструментарием вы будете пользоваться (например, тесты, исследования, анкеты, интервью, результаты научных наблюдений);
- кто и почему будет производить измерения;
- кто или что и в какой момент времени измеряется.
Раздел «Бюджет»
В каждой заявке по проекту будет указан бюджет (смета). Полноценная заявка должна сама приводить к форме и содержанию бюджета. Если в заявке приведены все обоснования по привлечению дорогостоящей технической помощи, бюджет будет это отражать. Если в плане по проекту убедительно доказана необходимость учебной поездки в другую страну для бенефициаров проекта, то такая деятельность также будет отражена в бюджете.
В бюджете должен быть представлен подробный, отражающий все нюансы, перечень предполагаемых в данном проекте затрат и доходов. Необходимо указывать реалистичную и полную информацию, не завышать и не занижать затраты. Необычайно важна колонка «Собственный вклад организации». Чем больше вы вкладываете сами, тем внушительнее выглядит ваше непреклонное желание реализовать проект. Следовательно, осмотритесь и вложите в проект всё, что может пригодиться, неважно, денежный это вклад, то, что вы получили из других фондов, или безденежный (in-kind). Безденежные вклады – это товары или услуги, имеющие непосредственное отношение к проекту и используемые в ходе его реализации. Примером такого вклада может быть помещение, предоставленное вам другой организацией, аренда имеющегося компьютерного и копировального оборудования и т.п. Хотя эти услуги и товары вам ничего не стоят, вам пришлось бы просить фонд выделить средства на их покрытие в случае, если бы вы не позаботились о них сами. Доходы могут включать в себя другие гранты (полученные или запрошенные), пожертвования от частных лиц. Ваша цель: предупредить все вопросы, касающиеся бюджета, которые могут возникнуть у фонда. В вашем бюджете не должно быть никаких сюрпризов, расходные пункты бюджета должны отражать только то, о чем шла речь в разделе «Деятельность по проекту» (если в этом разделе вы не упоминали транспортные услуги, то не включайте в бюджет сумму на покупку микроавтобуса). Избегайте неконкретных пунктов, например, «прочее» или «другое». В разъяснении к бюджету укажите, как были оценены безденежные вклады.
Критерии оценки бюджета
- Четко разграничиваются средства, получаемые от донора и из других источников.
- Соответствует описательной части заявки.
- Сумма достаточна для обеспечения всех работ, указанных в описательной части заявки.
- Подробен.
- Включает все статьи, финансируемые донором.
- Включает все статьи, финансируемые из других источников (в том числе из собственных ресурсов заявителя).
- Включает все виды работ на добровольной безвозмездной основе.
- Отделяет расходы на пособия и налоги от заработной платы.
- Включает оплату консультантов и других работников по контракту.
- Отделяет оплату труда от прочих прямых расходов.
- Включает все непрямые расходы, если нужно.
- Учитывает текущий уровень инфляции.
Пример
Проект «Оценка. Шаг навстречу»
Авторами проекта достигнута договоренность о включении оценки грантовой программы в разрабатываемую программу “Молодежь Самары” на 2006 - 2010 гг. Кроме этого, устойчивость проекта обеспечивается освоением НКО технологии мониторинга и оценки грантовой программы, наличием разработанноого инструментария проведения мониторинга и оценки, опытом совместной работы и т.п.
Пример
Эффективный стиль изложения
В целом проектное предложение должно быть изложено кратко. Большинство сотрудников фондов предпочитают не читать более 8-10 страниц. Лучше использовать простой и прямой язык. Будьте правдивы, пишите с энтузиазмом, но без преувеличения. Изложение проекта должно носить печать почтительной уверенности (вместо «мы хотели бы сделать...» – «мы сделаем...», или «наш проект, возможно, сможет...» – «проект разработан так, чтобы оказать воздействие...»).
Удачи в проектной деятельности!!!
Давайте сделаем мир лучше!!!
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По заполнению
Проектной заявки
Молодежный форум ПФО «iВолга – 2017»
Смены:
«Поколение добра»,
«Малая родина – большие возможности»
«Спортивная молодежь – здоровая нация»
«Патриот», «Политика», «Культурный БУМ!», «МедиаВолна»
Договоримся о понятиях
В соответствии с современными механизмами благотворительной деятельности ни у одной организации сегодня невозможно получить деньги без гарантий реализации проекта, экономических расчетов, информации о том, кто будет вести проект и как отчитываться в случае, если деньги будут выделены. Это цивилизованный, принятый во всем мире порядок. Сегодня необходимо научиться профессионально представлять проект, чтобы получить деньги у предпринимателя или организации-донора. Оксфордский словарь английского языка определяет «проект» как «индивидуальное или групповое предприятие, тщательно спланированное и предназначенное для достижения определенной цели».
Характерные черты проекта
Проект всегда имеет цель:четко определенные цели являются залогом четко определенных результатов. Основной целью проектов является разрешение какой-либо проблемы, что предполагает тщательный предварительный анализ. Проект всегда нацелен на прочные изменения социальной сферы.
Проекты реалистичны: их цели должны быть достижимы, что подразумевает сопоставление условий реализации проекта с необходимыми финансовыми и человеческими ресурсами.
Проекты всегда ограничены во времени и пространстве: у них всегда есть начало и конец. Проект всегда реализуется в определенном месте и определенный промежуток времени.
Проекты – сложные явления:необходим целый набор специфических навыков для планирования и реализации проекта, что требует привлечения многих участников и партнеров. Любой проект – результат коллективных усилий.
Проекты уникальны, так как возникают из новых идей. Они предлагают специфическое решение проблем в специфическом контексте, и потому всегда инновационны.
Проекты – это приключение:любой проект ломает старые стереотипы. Всегда присутствует элемент непредсказуемости и риска.
Проекты должны подвергаться оценке, так как планируются и реализуются ради конкретных целей, которые должны быть открытыми для аттестации.
Проекты реализуются поэтапно, так как четко подразделяются на несколько фаз.
Нижеперечисленные характеристики НЕ ЯВЛЯЮТСЯ характеристиками проекта:
· абсолютно повторяющаяся деятельность на регулярной основе;
· деятельность без четко определенных целей;
· деятельность, которой можно заниматься где угодно и в любой момент;
· текущая деятельность.