Поставщики, заказчики и «процентные ловушки»
Создавая оптимальные условия для развития бизнеса и стремясь к максимальному снижению цен на свои товары, еврейские предприниматели одними из первых в мире разработали ряд приемов, дававших немалое преимущество тем, кто ими пользовался в той или иной ситуации. Впоследствии эти приемы получили широкое распространение во всем мире. Речь идет о таких хорошо известных каждому современному человеку приемах, как получение существенной скидки при выплате аванса и уж тем более при полной предоплате товара наличными и – в то же время – широкое распространение поставок товаров в кредит, но по более завышенной цене; предоставление скидок постоянным клиентам, особые условия продажи пробных партий нового товара; аренда оборудования вместо покупки и т. д.
И пока еврейские предприниматели шли на подобные шаги по отношению к своим партнерам, поставщикам и заказчикам-неевреям, никаких религиозно-этических проблем не возникало. Однако как только они пытались перенести эти отношения на своих еврейских партнеров, то невольно оказывались в роли нарушителей норм иудаизма, прежде всего – запрета на получение процента с любой денежной или вещевой ссуды. В среде галахических авторитетов, которые занялись поисками разрешения этих проблем в рамках Торы, они получили название «процентных ловушек».
В самом деле, если еврей выплачивает своему поставщику-еврею какую-то сумму в виде аванса, а тот затем поставляет ему за это свой товар по более низкой цене, чем остальным заказчикам, то выходит, что получатель аванса оказывается как бы в роли получателя ссуды. А та скидка, которую он предоставляет на свой товар, и есть тот самый процент, который ему категорически запрещено брать с ближнего. В случае покупки сырья или оборудования в кредит займом с полным правом можно считать ту сумму, которую предприниматель должен поставщику. А так как она выше, чем в том случае, если бы за данное сырье было уплачено сразу, то совершенно очевидно, что на нее взят тот же запрещенный Законом процент!
А что делать еврею, если он поставил другому еврею заказанное тем оборудование, а заказчик выплатил деньги на месяц позже условленного срока?! Повсеместно в данном случае действовало придуманное уже неевреями правило о том, что заказчик в данном случае должен уплатить штраф, так как поставщик за этот месяц вполне мог бы получить дополнительную прибыль на неполученные деньги. Но религиозному еврею-бизнесмену нельзя брать штраф с еврея, так как такой штраф – это в чистом виде все тот же проклятый, запрещенный процент на ссуду!
Как видим, «процентные ловушки» поджидают еврейского предпринимателя на каждом шагу, и он не может шагу ступить, чтобы не угодить в одну из них. А значит, он снова связан по рукам и ногам и не может успешно конкурировать и развивать свой бизнес, если имеет дело с такими же евреями, как и он.
И вот тут на авансцену снова выступают выдающиеся знатоки Устной и Письменной Торы, разбирающиеся во всех ее тонкостях и призванные помочь предпринимателям воспользоваться всеми вышеперечисленными финансовыми приемами и при этом не нарушить еврейский Закон.
Начнем с того, как галахические авторитеты разрешили проблему предоставления скидки при предоплате или выплате аванса и увеличения цены при продаже в кредит.
Проблема тут заключается в том, что, с точки зрения иудаизма, у каждой вещи есть в настоящий момент своя рыночная цена и продавец (он же поставщик) не имеет права продавать двум разным покупателям-евреям один и тот же товар по двум разным ценам: одному – по той цене, которая указана на ценнике, в каталоге и т. п., а второму – по более низкой цене, особенно в случае если поставка товара занимает определенное время и сроки поставки для обоих евреев одинаковые. И способ оплаты – с авансом или без – в данном случае не имеет значения. Но совсем другое дело, если речь идет о товаре, цена которого не указана ни на ценнике, ни в каталоге, ни где-либо еще, а неспециалисту в этой области бизнеса она не известна. В этом случае, получая аванс, продавец просто договаривается с покупателем о взаимовыгодной цене на данный товар – и никакой «процентной ловушки» тогда не возникает.
Еще один случай, когда поставщика-продавца и его заказчика-покупателя нельзя обвинить в попытке взять или выдать ссуду под проценты, – если предоставляемая за аванс скидка не превышает 1/6 от обычной стоимости товара, то есть максимальную норму прибыли, установленную на торговлю товарами первой необходимости – тот самый «штут», о котором мы говорили в главе о торговле.
Кроме того, если у продавца уже имеется данный товар на складе и отсрочка в поставке связана исключительно с его упаковкой и транспортировкой, то можно считать, что данный товар переходит в руки покупателя сразу же после вручения продавцу денег (хотя он все еще и находится на складе у последнего). И следовательно, эти деньги нельзя считать авансом или предоплатой – а значит и займом, а потому проблема процентов не возникает.
Наконец, если заказ носит индивидуальный характер, то у него точно нет установленной цены и продавец вполне может предоставить скидку за полученный аванс.
Таким образом, продавая товар еврею с авансом или предоплатой, еврей, выступающий в роли поставщика-продавца, не имеет права говорить, что поставляет товар по более низкой цене именно из-за аванса (хотя это и подразумевается). Ему нельзя также называть цену, которую он установил в случае, если покупатель не выдаст ему аванса.
Однако, как было сказано, если у него имеется товар на складе или предоставляемая им скидка не превышает 16,6 (6)%, то нет никакой нужды пускаться в подобные ухищрения.
Аналогично и даже еще проще решается вопрос о предоставлении скидки на партию нового вида или разновидности товара, цена на который на рынке еще вообще не установлена, – в таком случае цена является исключительно договорной, и продавцу, предоставляя скидку за аванс, просто не следует говорить, что без аванса и предоплаты этот товар будет стоить по-другому. Есть и другой выход – заявить, что данная экспериментальная партия нового товара была выпущена по специальному заказу.
Что же касается поставки товара в кредит по более высокой цене, чем обычно, то здесь на помощь еврейскому предпринимателю приходит уже знакомый нам институт «этер-иска». Впрочем, и в нем нет необходимости, если цена при продаже в кредит не превышает обычной цены на все тот же «штут», то есть 16,6 (6)%.
Однако тут возникает другая проблема: что делать, если обычно данный товар (или оптовая партия товара) продается именно в кредит, то есть по заранее несколько завышенной цене, а в офисе поставщика-еврея появляется его соплеменник, желающий заплатить, не сходя с этого места, наличными, но рассчитывающий, естественно, получить скидку? В этом случае поставщик должен объявить для этого покупателя (а также для других покупателей, готовых платить на таких условиях) особое мероприятие. Например, он может вывесить в окне своего магазина следующее объявление: «Сегодня до 12 часов дня такой-то товар продается по такой-то цене и только за наличные. По истечении этого срока этот товар будет продаваться по более высокой цене».
Хозяин, будь человеком!
Евреи были одним из немногих народов древности, которые не знали рабовладельческого строя. Это не значит, что у древних евреев никогда не было рабов, – нет, они были, но число их всегда было так невелико, что рабы не играли роль определяющей производительной силы ни в обществе, ни даже в отдельных личных хозяйствах. Сама заповедь «не кради» обычно трактовалась прежде всего как запрет на похищение людей и обращение их в рабство. Рабы в еврейских хозяйствах в древний период истории появлялись тремя путями: либо это были рабы-неевреи, приобретенные их хозяином на невольничьих рынках за пределами страны; либо евреи, обращенные в рабство на определенный срок за долги, то есть попросту отрабатывавшие свою задолженность; либо те, кто сам выбрал статус раба, сочтя его наиболее удобным для себя, таким рабам прокалывали ухо в знак презрительного отношения к человеку, добровольно отказавшемуся от личной свободы – высшей ценности по еврейским понятиям. Но и эти рабы, хотели они того или нет, должны были быть отпущены на свободу в юбилейный год.
В Торе содержится много предельно конкретных законов, запрещающих издевательства и чрезмерную эксплуатацию рабов, независимо от того, идет ли речь о рабах-евреях или неевреях, а также требования предоставить рабам нормальные условия существования. По окончании же срока рабства (если речь идет о рабах-евреях) хозяин обязан выдать им выпускное пособие, которое позволило бы им начать самостоятельную жизнь, и т. д. Детализируя эти законы, Талмуд указывает, что если в доме есть только одна кровать, то хозяин должен отдать ее рабу, а сам лечь на полу. В целом Талмуд рекомендует воздерживаться от приобретения рабов, так как, по его мнению, предписания Торы о гуманном отношении к рабу настолько жестки, что «тот, кто приобретает себе раба, приобретает себе господина».
Разговор о принятых у евреев формах рабства можно было бы продолжать долго, но, согласитесь, он не входит в задачу этой книги. А потому ограничимся констатацией того факта, что древнее еврейское общество состояло в своей подавляющей массе из свободных людей. Тот, кто нуждался в рабочей силе – например, для уборки урожая, строительства и ремонта дома, погрузки товара и т. п. – неминуемо вынужден был нанимать работников на свободном рынке труда и заключать с ними трудовые договоры. Основные принципы финансовых отношений между наемным работником и работодателем изложены в Торе, ну, а затем они развивались и детализировались на ее основе уже по знакомой нам схеме – сначала мудрецами Талмуда, а затем галахическими авторитетами, жившими в разные исторические эпохи.
Первый и основной принцип этих взаимоотношений заключается в запрете на задержку работодателем выплаты заработной платы, а так как наиболее распространенным был тогда поденный труд, то Тора и ведет речь именно о такой задержке. «Не притесняй ближнего своего и не грабь, да не задержится плата наемника до утра», – говорится в недельной главе «Кдошим». В книге «Дварим» это требование звучит еще более конкретно:
«Не притесняй наемника, бедного и нищего из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в стране твоей, во вратах твоих. В тот же день отдай плату его до захода солнца, ибо он беден и ее ждет душа его, и не возопит он на тебя к Господу, и не будет на тебе греха».
РАШИ убежден, что эти два отрывка говорят о разных случаях: в первом отрывке речь идет о работнике, нанятом утром и закончившем свою работу днем, – его плату нельзя задерживать «до утра». Во втором – наоборот, о работнике, нанятом на ночь и закончившем свою работу с рассветом, – его деньги хозяин должен отдать ему «до захода солнца». Но и в том, и в другом случае, согласно РАШИ, Тора предоставляет нанимателю небольшой период времени, а точнее ровно половину суток, чтобы он мог найти необходимые деньги, для оплаты труда работника. Однако РАМБАН, проводя параллели с другими отрывками Торы и привлекая авторитет мудрецов Талмуда, считает, что оба отрывка говорят об одном и том же – о том, что хозяин должен заплатить поденщику причитающуюся ему плату немедленно, в тот же день. При этом он руководствуется прежде всего соображениями гуманности: «Ведь если он не расплатится с наемником сразу же по завершении его трудов, то деньги останутся у него до утра, а тот отправится домой ни с чем и помрет от голода». В случае если наемный работник и его семья останутся голодными, то у него есть все основания «возопить к Господу», как «возопили» к нему те, кто пострадал от бесчеловечных законов Содома и Гоморры, и на такого хозяина ляжет страшный грех.
Трактат Талмуда «Бава меция» подчеркивает, что решающее значение в требовании немедленно заплатить наемному работнику играют слова «ведь ее (платы – П. Л.) ждет душа его». Человек, по мнению мудрецов, никогда не становится наемным работником добровольно – это всегда вынужденный шаг, и когда во время сбора урожая работники взбираются на верхушки деревьев, подвергая себя смертельному риску, то они делают это отнюдь не из любви к такому виду труда, а из необходимости прокормить себя и свои семьи. «Из-за чего это он взобрался по лестнице и привязал себя к дереву, подвергая свою жизнь риску, как не из-за платы?» – спрашивает Талмуд и тут же подчеркивает, что задержка платежа человеку, честно отработавшему свои деньги, является не просто аморальной, бесчеловечной – она вполне может быть приравнена к убийству: «Каждый, кто задерживает оплату труда наемного работника, словно отнимает у него душу».
Царь Шломо в своих притчах также подчеркивает это требование, но с одной очень важной оговоркой: «Не говори ближнему твоему: поди и приди опять. А завтра я дам, если имеешь при себе». Эта оговорка «если имеешь при себе» впоследствии приобрела принципиальное значение: с точки зрения еврейской традиции, если по независимым от самого работодателя обстоятельствам в день зарплаты у него не оказалось денег, то он не считается нарушившим заповедь о своевременной оплате труда.
Любопытно, что в первые годы существования Израиля, когда царила массовая безработица и значительная часть населения страны жила случайными заработками, работая по 1–2 дня в неделю, был принят закон о том, что такие работники должны получать причитающуюся им плату не позднее 18.00 четверга той недели, в которую они работали. Таким образом, закон разрешал подрядчику, нанявшему, к примеру, временного рабочего на воскресенье, понедельник и вторник, расплатиться с ним только в четверг.
Вскоре после этого депутат Моше Ун вынес на рассмотрение израильского парламента проект закона «О задержке оплаты труда наемного работника», основанный на законах Торы. Законопроект Уна не прошел, но его речь во время представления законопроекта заслуживает внимания, так как прекрасно объясняет саму суть требования Торы.
«Несвоевременный платеж, – сказал Моше Ун, – деморализует обоих: и работодателя, и трудящегося. Он деморализует работодателя, так как последний перестает чувствовать, что он нарушил закон. Подчас он ищет объяснений и оправданий своим действиям, словно чувствует себя вправе использовать невыплаченные суммы в «кредит» для расширения собственной деятельности. Он деморализует трудящегося, так как длительная отсрочка платежа вызывает у него ощущение пустой растраты собственных усилий, и поскольку его работа не приносит никаких плодов, он приходит к заключению, что не может прокормить себя собственным трудом».
Но, как уже не раз говорилось, одна из основных особенностей иудаизма заключается в его гибкости, умении учитывать происходящие перемены и выдвигать новые формулировки старых законов, которые одновременно находятся в строгом соответствии с Торой и отвечают веяниям времени. Согласно мнению современных галахических авторитетов, буквальное и неукоснительное соблюдение требования Торы о немедленной выплате зарплаты работнику в день окончания им работы в наши дни распространяется только на те случаи, когда речь идет об одноразовых, нерегулярных или не рассчитанных на продолжительное время работах, например, работе частного репетитора, женщины, которую пригласили убрать квартиру, электрика или сантехника, вызванных починить какую-то неисправность (да и то если нет другой договоренности). В случае если речь идет о работе, рассчитанной на длительный период с окончанием по достижению требуемого результата (например, ремонте офиса или квартиры, установке на предприятии нового оборудования), то тут Галаха требует расплатиться с нанятым работником в день окончания им работы – не позже, но и не раньше (если, конечно, опять-таки не было никакой другой предварительной договоренности).
Что же касается постоянных наемных работников, то периодичность оплаты их труда устанавливается либо по все той же личной договоренности, либо в соответствии с существующими в данной стране в данное время традициями – раз в неделю, месяц и т. д. Закон Торы о своевременной оплате труда в данном случае трансформируется в требование выплатить зарплату в строго обговоренный день и даже час без всякой отсрочки. Причем если зарплата производится чеком или банковским переводом, то работодатель должен позаботиться о том, чтобы его работники имели возможность обналичить эту зарплату в тот же день.
В то же время Галаха подчеркивает, что работодатель не обязан, в принципе, строго придерживаться сроков выплаты зарплаты, если сам наемный работник на этом не настаивает. Нет у него обязанности и самому доставлять зарплату своими работникам – они должны приходить за ней. Тем не менее, как считают все те же раввинистические авторитеты, если он хочет выполнить заповедь Торы, которая обязывает нас проявлять заботу о людях, то ему следует приложить дополнительные усилия и отправить деньги работникам на дом.
Наконец, как уже было сказано, если работодателю нечем платить, то он не обязан брать деньги в долг, чтобы заплатить своим сотрудникам. Однако это правило действует только в том случае, если работодатель с самого начала предвидел возможность возникновения подобной ситуации, предупредил об этом работника и тот согласился работать на таких условиях. Но и в этом случае хозяин должен приложить все усилия для того, чтобы работавший у него по найму человек получил деньги вовремя.
Одним из самых важных вопросов в финансовых взаимоотношениях между предпринимателем и работником является вопрос о величине зарплаты. Талмуд при его решении пользуется таким понятием, как «принятая плата в данном месте», то есть, говоря современным языком, средняя заработная плата представителей той или иной профессии в той или иной конкретной стране или городе. Именно на нее и должен ориентироваться предприниматель, нанимая работника. При этом ему категорически запрещено пользоваться его стесненными жизненными обстоятельствами или незнанием того, как оценивается его труд на рынке, – подобные действия приравниваются к воровству и обману.
О том, какое значение придает иудаизм честности в оплате труда наемного работника, свидетельствует хотя бы замечательная легенда о великом каббалисте нового времени рабби Ицхаке-Лурии Ашкенази и рабби Моше Галанти, владельце большой швейной фабрики в Цфате. Согласно этому преданию, рабби Галанти пришел к Арии с просьбой помочь ему сделать «тикун» – «исправить душу». Посмотрев на него, Арии заметил: «Я вижу, что у тебя на совести есть воровство, хотя и неявное».
Эти слова повергли рабби Моше Галанти в шок: всю жизнь, как ему казалось, он старался вести свои дела предельно честно и никогда не взял ничего чужого. Ошеломленный и расстроенный, с заплаканными глазами, рав Галанти велел созвать рабочих своей фабрики, заподозрив, что он мог ошибиться в оплате их труда. Дальше, пожалуй, стоит послушать, как рассказывает эту историю Эстер Кей в своей книге «У истоков лурианской каббалы»:
«Всех испугало его измученное лицо, и спросили его люди, что случилось.
– Прошу вас, припомните, не должен ли я кому-то из вас деньги! – взмолился хозяин.
– Ничего ты нам не должен, – ответили все с уверенностью, – благословен Всевышним наш заработок, приносит он истинное благополучие нашим домам, поэтому мы даже не пересчитываем монеты, когда получаем их. Сколько бы там ни было, нам хватает!!
– Вот оно в чем дело! – воскликнул рабби Моше. – Видно, из-за того, что вы не пересчитываете монеты и могли по ошибке взять меньше, и усмотрел во мне Арии грех воровства. Теперь надо что-то придумать, чтобы исправить это и оправдаться перед Небесным Судом…
Велел он слуге принести деньги и разложить их на столе.
– Возьмите отсюда, сколько кто хочет! – сказал он.
Но никто из работников не притронулся к деньгам, каждый говорил, что хозяин ему ничего не должен и чужого он не хочет. Лишь одна женщина подошла и взяла совсем незначительную сумму.
– Пожалуйста, отныне будьте осторожнее и внимательно пересчитывайте деньги, – попросил хозяин и предостерег под конец: Если же не будете так поступать, закрою фабрику!
Затем он отправился к Арии домой, чтобы узнать, исчезла ли позорная тень с его лба.
– Да, исчезла, и нет более никакого греха на тебе, – сказал Ари.
– Если так, то в чем заключалось мое воровство? – удивился рабби Моше.
– В тех нескольких монетах, которые взяла одна из работниц, – объяснил Ари. – Эта женщина – искусная ткачиха, и ткань у нее получается качественнее, чем у других, а потому ты должен был оплачивать ее труд более щедро, чем работу остальных. Сегодня ты с этим долгом рассчитался».
Нужно сказать, что в данном случае грех рабби Моше Галанти заключался в невнимательности: он не обратил внимание на то, что эта работница делает более высококачественный и потому более дорогой товар, и потому платил ей заниженную плату. Но, говорит Галаха, если работодатель сам сообщает работнику, что ему прекрасно известно о том, что люди его профессии получают за свой труд такую-то зарплату, однако он по тем или иным причинам не может или не хочет ему ее платить, а готов нанять его за меньшую сумму, и работник согласен на такие условия, то с того момента, как он дал свое согласие, он не может предъявлять хозяину никаких претензий вплоть до истечения срока данного трудового договора. И выполнять свою работу спустя рукава, мотивируя это тем, что в другом месте ему за нее платили бы больше, он тоже уже не имеет никакого права.
Проданное время
Здесь мы подходим ко второму аспекту взаимоотношений между работником и работодателем – обязанностям наемного работника. С точки зрения иудаизма, такой работник выступает в качестве продавца весьма специфического товара – своего личного времени. И с того момента, как он продал это время, оно ему уже не принадлежит, то есть он должен целиком и полностью посвятить его работе. О том, насколько сосредоточенно с точки зрения иудаизма наемный работник должен соблюдать свои обязанности, свидетельствует известная история о величайшем мудреце Торы, члене Синедриона, который был настолько беден, что зарабатывал на жизнь трудом поденного рабочего. Как-то трое мудрецов проходили мимо поля, на котором он, не разгибая спины, собирал урожай, и поздоровались с ним, но почтенный раввин не поднял головы и ничего не ответил им. Они повторили свое приветствие, но ответом им было снова полное молчание. Промолчал он на их приветствие и в третий раз. Естественно, вечером, встретив его в ешиве, все трое начали выговаривать ему за то неуважение, которое он проявил по отношению к ним – его товарищам. «Дело совсем не в неуважении, – ответил им мудрец. – В тот момент, когда вы меня окликали, я был занят работой. А так как время моей работы принадлежит не мне, то если бы я хотя бы на минуту отвлекся и ответил бы на ваше приветствие, то это было бы равносильно воровству у того человека, который нанял меня на работу». И мудрецы, подумав, признали его правоту.
Таким образом, наемный работник не имеет права использовать рабочее время для каких-либо других, даже самых благих целей, включая соблюдение заповедей Торы, – у него нет права покинуть без разрешения или предварительной договоренности с хозяином свое рабочее место для того, чтобы помолиться, зажечь ханукальные свечи или даже произнести поминальную молитву по ближайшему родственнику, не говоря уже о каких-то других, более прозаичных делах.
Из всего вышесказанного вытекает категорическое неприятие иудаизмом забастовок, включая забастовки с целью добиться повышения зарплаты. Такие забастовки считаются незаконными, во-первых, потому, что если работник сам согласился трудиться за ту или иную плату, то у него уже нет права оспаривать ее и в случае недовольства он может лишь уволиться с работы, а затем, при новом найме, выставить работодателю свои условия. А во-вторых, потому, что любая забастовка представляет собой кражу рабочего времени и приносит предпринимателю убытки, а нанесение своими действиями ущерба другому человеку категорически запрещено Торой.
В случае возникновения конфликтной ситуации между работодателем и работником Талмуд предлагает целый ряд конкретных решений, учитывающих интересы обеих сторон. Так, если работник, нанятый для совершения вполне конкретной работы, оставил ее посередине, то Талмуд предлагает два решения. В одном случае работодатель может заплатить ему среднюю заработную плату на рынке за такой же объем работы. Во втором он может нанять другого работника для того, чтобы тот доделал эту работу, заплатить потребованную тем сумму, а затем вычесть эту сумму из той, которую он договаривался заплатить первому работнику за полностью выполненную работу.
Нужно заметить, что большинство еврейских бизнесменов прошлых столетий тщательно следовали этим предписаниям Торы, что обеспечивало им хорошие, а подчас и просто дружеские отношения со своими наемными работниками независимо от их национальности. Так, известный израильский актер, один из основателей тель-авивского Камерного театра Меир Коган в беседе с автором этих строк вспоминал, что когда в 1920 году советская власть приняла решение конфисковать все имущество у его отца – известного бакинского нефтепромышленника, то работавшие на его промыслах нефтяники (в основном армяне и азербайджанцы) окружили его дом и заявили властям, что окажут сопротивление любым попыткам «экспроприировать экспроприатора». Вслед за этим заявлением последовало другое: нефтяники пригрозили объявить забастовку в случае, если их хозяину не дадут возможности спокойно уехать вместе с семьей в Палестину, вывезя при этом как минимум один вагон со своим имуществом. «Господин Коган, – объяснили они свои действия, – всегда вел себя честно, никогда, в отличие от других нефтепромышленников, не задерживал зарплату, не делал из нее необоснованных вычетов и оказывал нам уважение».
Аналогичная ситуация возникла и в первый год установления советской власти в Литве. Так, рабочие одной из городских пекарен с Вильно обратились в горком партии с просьбой отменить решение о высылке в Сибирь их хозяина. «Какой же он эксплуататор?! – сказали они во время разговора с одним из партийных чиновников. – Когда ему было хорошо, и нам было хорошо, а плохо нам было лишь тогда, когда ему было плохо».