Обвиняемый №6: «Слишком большие, чтобы рухнуть»

Некоторые герой данной драмы действовали на финансовом рынке так, словно знали что не им, не системе в целом не дадут рухнуть, и что так или иначе население Америки компенсирует их потери. Алан Гринспен укрепил свою репутацию как Мистер Выкуп после финансовой помощи мексиканскому песо в 1994 г., понижения ставки процента с целью помощи Long Term Capital Management hedge fund, и наполнения банковской системы наличностью после 11 сентября, не говоря обо всём прочем. По словам экономиста Антони Мюллера, в этом и заключалась философия (если это можно так назвать) Фед. Резерва Гринспена начиная с 1987 г.:

С тех пор как Алан Гринспен возглавил Феде. Резерв, финансовые рынки США действовали согласно полуофициальной установке, что Центральный Банк защитит основных игроков от банкротства. Следовательно, если вы удачливы, то вы заработаете большую прибыль и часть рынка, но если вы потерпите неудачу — власти вам всё равно помогут… Когда денежные власти постоянно держат на дистанции экономические неурядицы и поставляют на рынок свежую ликвидность, вера в вечный бум распространяется всё больше и больше и экономическая активность становится всё интенсивнее. В продолжение этого бума благоразумие исчезает и появляются предприниматели иного рода[28].

Аналитики иногда называли это «Опцион Гринспена», или как это описала Financial Times — «если на рынке проблемы, рассчитывайте на помощь Фед. Резерва и его председателя Алана Гринспена.» В 2000 г., после бума доткомов, Times писала о росте беспокойства по поводу того, что опцион Гринспена создаёт в экономике «разрушительную тенденцию к чрезмерно рискованным инвестициям, укреплённую верой в то, что Фед. Резерв поможет если ситуация ухудшится». «Все эти безумные инвестиции в доткомы, всё это уничтожение капитала, все эти безумные издержки последних лет не случились бы без Фед. Резерва и его лёгкого кредита», сказал финансовый консультант Майкл Белкин[29].

Дайте нескольким ведущим фирмам — да, даже в секторе финансов, где, как мы суеверно убеждены, банкротства не допустимы — разорится для разнообразия. Дайте всем понять раз и навсегда, что не будет финансовой помощи, не будет грабежа публики ради спасения какой либо фирмы. Это поможет встряхнуть финансовый сектор и сделает его участников более разумными и осторожными лучше любых правил в мире.

Будущее

Конгресс, администрация Буша и администрация Обамы обдумали все возможные меры, все кроме одной — позволить рынку недвижимости установить такие цены, какие и должны быть.

В ноябре 2008 Fannie и Freddie объявили, что пойдут на чрезвычайные меры, что бы помочь бедствующим домовладельцам избежать отказов от выплат по закладным. Домовладельцы могут претендовать на помощь, которая включает уменьшение основного долга, понижение процента по кредиту и увеличение срока выплаты — если они, по меньшей мере, уже 90 дней не производят платежи по закладной, у них большая разница между долгом и доходом и их закладная куплена или гарантирована Fannie или Freddie. Они также должны владеть своим домом на 90%. Так что если вы купили слишком дорогой дом, если вы взяли заём на покупку товаров под залог этого дома и теперь не можете платить, то к вам будет особое отношение. К примеру, люди, купившие дорогие автомобили на доходы от рефинансирования их домов, не обязаны продать эти автомобили для выплат по закладным.

Если же вы действовали разумно и купили такой дом, какой могли себе позволить, и не использовали ваш дом в качестве банкомата, то никакого специального отношения к вам не будет. Вы будете косвенным образом финансировать глупых и недальновидных.

По этой программе Fannie и Freddie уменьшат ежемесячные выплаты по закладным до 38% дохода семьи. Любая большая скидка будет выплачена единовременно в конце срока закладной или в случае продажи дома. Таким образом, эта программа нацелена на то, чтобы защитить людей от отказов в праве выкупа вследствие просрочки и удержать их от продажи их домов. Это напрямую ведёт к росту цен, так как убирает такие дома с рынка.

В свете этого, почему бы тем, чьи закладные гарантированы Fannie и Freddie не прекратить делать выплаты по закладным и не дождаться дружелюбного телефонного звонка с предложением понижения процентов, скидки и уменьшения ежемесячных платежей? Если в доме проживает семейная пара, то один из них может перестать работать, что бы уменьшить семейный доход и меньше платить по закладной, так как сумму выплат пересчитают исходя из уменьшения дохода семьи. После этого безработный член семьи может снова вынуться к работе. Или домовладелец может устроиться на низкооплачиваемую работу, или попросить временно урезать себе зарплату, чтобы получить возможность платить 38% по закладной от своего уменьшенного дохода. Кредитный рейтинг домовладельца пострадает, если он не выполнит своих обязательств, но на такой компромисс пойдут многие, учитывая, что невыплата в срок лучше, чем полный отказ от выполнения обязательств.

В декабре предложение обсудили, чтобы Казначейство предприняло меры по понижению процентов по закладным до 4.5%, что должно сделать дома более доступными. Нам, как обычно, обещают, что искусственно заниженный процент по кредиту решит наши проблемы и сам факт ограниченности ресурсов может быть устранён действиями правительства. Конечно, падение цен на дома также сделает их доступнее и позволит людям купить их не влезая в долги, но такой вариант даже не рассматривается. Правительство собирается продолжать войну с реальностью и с естественными ценами.

И, как обычно, те меры, что создали проблемы, применяются для их разрешения. Алан Гринспен понизил ставку процента до 1% на целый год, делая пузырь на рынке недвижимости ещё больше и боль от его взрыва ещё сильнее. С конца 2008 г. председатель Фед. Резерва Бен Бернанке собирался понизить ставку процента почти до нуля. Нам предстоит ещё более не рациональное использование ресурсов и взрыв большего пузыря. Гринспен пытался выйти из рецессии при помощи инфляции в 2000 и 2001 г. и результат был хуже, чем сейчас. Пытаясь предотвратить рецессию Фед. Резерв готовит для нас худшее будущее.

Экономист Джеральд О’Дрискол, бывший высокопоставленный служащий Фед. Резерва, сравнивает Фед. Резерв с «поджигателем, смотрящим на устроенный им пожар и удивляющимся, что пожар не такой большой, как мог быть»[30]. Бернанке может делать вид, что Фед. Резерв не имеет отношения к кризису и может проводить ту же политику, что привела нас к кризису, так как никто не может ткнуть его в это носом. Большинство американцев ничего не знает о Фед. Резерве, управляющих им шарлатанах и австрийской теории делового цикла. Большинство критиков Бернанке, даже те, что считаются экспертами, критикуют его за то, что он понизил ставку процента недостаточно быстро. Как мы увидим в Части 4, это самая ужасная политика. И в конце книги мы увидим, что меры, посредством которых можно сделать рецессию короткой, отклоняют в пользу мер, которые сделают американцев беднее, а трудные времена — продолжительнее.


Наши рекомендации