Культура кочевников, связанная с природой
В культуре кочевников внимания заслуживает не только ежедневная борьба за пищу.
Племена индейцев Северной Америки еще во времена колонизации бледнолицыми вели жизнь кочевников. Их образ жизни и мудрость притягательны для нас до сих пор. И сейчас еще существуют кочевники, создавшие заслуживающую самого пристального внимания культуру. Это, например, австралийские аборигены. Постепенно мы все больше осознаем внутреннее богатство этих людей, практически не имеющих никакой собственности. Не восхищаться ими нельзя.
Эти кочевые культуры отличаются тем, что они очень тесно связаны с природой. Они находятся с ней в тесном контакте, основанном на почитании и гармонии. Чаще всего этим людям практически неведомы болезни, их шаманы и врачеватели создали невероятные способы лечения (например переломов) — для нашей медицины эти методы граничат с чудом.
Мышление таких людей имеет инстинкивно-мистический характер. Природа и природные силы являются для них божествами.
Мужчины охотятся на дичь (давайте вспомним охотников на мамонтов, северных оленей и буйволов, часто им приходилось пробираться по следам добычи в течение многих недель). Женщины остаются в стойбище, пока нет мужчин, они кормят свои семьи ягодами, плодами, кореньями и мелкими животными. Они — хранительницы очага, тепла и надежности.
В кочевых племенах не только мужчинам, но и женщинам за несколько столетий удалось облегчить свой труд. Они сумели приручить животных и превратились в пастушек. Приручение превратилось в скотоводство. Когда племена стали оседлыми, крестьяне превратили стадных животных в домашних. Когда появилась возможность постоянно возвращаться на одни и те же стойбища, женщины научились огородничеству. Это явилось важным звеном на пути к крупному растениеводству, ставшему возможным в условиях оседлости.
Кочевники не знают письменности (и настоящих денег). Племена и группы племен существуют в условиях относительной изоляции и аутарии. Они ведут открытую, действительно общественную жизнь, сексуальность, например, не является для них табу. Нет у них и того, что мы называем частной собственностью на землю. Собственность для них — это то, что необходимо для жизни и изготовлено своими собственными руками: одежда, постель, посуда, инструменты.
Но жизнь этих людей, несмотря на внешнюю «нищету», излучает мир, счастье и радость. Имея естественную культуру, они не добились внешнего богатства и жили, как вам может показаться, в бедности, однако своими мифами и природными знаниями создали такое богатство, которому можно только позавидовать.
Это внутреннее богатство, то есть тесная связь с природой, групповое сознание, почтительное отношение к жизни предков является внутренним источником, из которого можно черпать и по сей день, если, конечно, мы хотим преодолеть ошибки в развитии патриархальной культуры.
Так возник патриархат
Аграрная революция явилась началом патриархата — господства немногих над многими, эксплуатации и подавления слабейших (детей, женщин, рабов, других народов), войн, завоеваний. О многом уже говорилось в первой части, но хотелось бы оживить в памяти читателей основные тезисы.
· Земля превратилась в частную собственность.
· Люди стали вести оседлую жизнь, они строили деревни, а позже и города.
· Возникла письменность, которая внесла порядок и новые условия существования: проводились измерения земли, фиксировалась собственность, на нее выдавались документы, письменно заключались договоры.
· Письменность оказалась очень полезной при введении налоговой системы, то есть системы принудительных отчислений. Для защиты от чужаков крестьяне вынуждены были содержать господ и воинов.
· Система принудительных отчислений создала необходимость появления грамотных чиновников, которые следили за выплатой налогов, таким образом возникли государство и бюрократический аппарат.
· Все более глубоким становилось разделение труда: некоторые ремесленники, например, производили только инструменты (скажем, плуги), в обмен на которые получали от крестьян продукты питания.
· Натуральный обмен отходил в прошлое, золото и деньги превращались во всеобщий эквивалент. Купцы жили за счет торговли.
· Эти прогрессивные явления привели к войнам и возникновению военной касты (армии): появилась возможность грабить, присваивая земли и богатства, следовательно, их приходилось защищать.
Это основные звенья для возникновения нового сознания и нового способа мышления, которые появились параллельно с патриархатом и продуктивным, производящим богатства обществом.