Дом, построенный собственными силами
Чтобы подвести черту и получить возможность мирно расстаться с этой фазой патриархата, наверное, имеет смысл сравнить последние 10 тысяч лет человеческой истории со строительством дома собственными силами.
Итак, определен участок под строительство, проведены границы и составлен план. На этой фазе практически никакого внимания не уделяется вегетации участка: строительная площадка засоряется, кусты, луга и цветы безжалостно вытаптываются, у животных, для которых этот участок почвы стал домом, отнимают пристанище.
Члены семьи и знакомые оказывают «дружеские услуги». В период строительства дома каждая свободная минута посвящается именно этому. В жертву принесены отпуск (или даже два) и все свободное время, дети не могут похвастаться вниманием со стороны родителей.
Все посвящено одной цели: как можно скорее приобрести крышу над головой. Из-за стрессов и двойных, а то и тройных перегрузок страдает здоровье. Иногда возникает такое впечатление, что приходится мобилизовать все свои силы, только чтобы закончить «дело своей жизни» (и передать его по наследству своим детям). Человек доходит до границы собственных возможностей, «эксплуатируя самого себя», и продолжает строительство, отнимающее не только силы, но и здоровье. Может быть, в это время действительно начинается какая-нибудь серьезная болезнь. Здесь требуется чисто физическая сила, и всем во время строительства распоряжается мужчина.
Ни о какой семейной гармонии речи не идет. Пышным цветом расцветают напряженность и нетерпение. Общение зачастую сокращается до приказов и указаний. Требуется слепое подчинение, это не подходящее время для дискуссий, ситуацию определяет действие. Чем быстрее заканчивается строительство, чем раньше происходит переезд, тем ниже оказываются затраты. Материальные расходы человек сокращает в ущерб здоровью и гармонии.
И вот дом готов! Великое событие! Все трудности забыты моментально. Теперь пришло время сделать его жилым, то есть обставить как можно уютнее и наслаждаться жизнью.
Вскоре вокруг дома начинается устройство сада. Строительная пустыня снова возрождается к жизни, посажены новые деревья и кустарники, устроен пруд и маленькие биотопы. Природа вокруг дома расцветает. Появляются насекомые, птицы и другие животные. Возникает рай местного масштаба.
На второй фазе — интерьеры и сад — главной становится женщина. Наверное, какое-то время еще приходится очень много работать, чтобы покрыть расходы на строительство. Но даже при жесткой работе, при которой человек безжалостно эксплуатирует самого себя, возникает нечто новое — дом, кров. Забыты и стресс, и ссоры. Вновь возвращаются здоровье и гармония.
Нельзя ли эту умиротворяющую схему применить для последних 10 тысяч лет патриархата? Не пора ли тот дом, который мы строили с огромными усилиями, напряжением, жертвами и лишениями, в ссорах и недовольстве, обставить так, чтобы в нем можно было жить? Не пора ли возродить вокруг него сад, то есть Природу?
Тяжелая работа и самоэксплуатация — это вторая модель развития богатства. Это патриархальная модель трудного общественного прогресса.
Даже если эта модель уже дошла до своей границы, это совсем не значит, что вместе с ней закончились эволюция, жизнь, богатство и прогресс. Наоборот, только теперь и может по-настоящему начаться трансформация патриархата!
Глава 3. Культура чтения и письма
Человечество создавало не только материальные богатства, которые видно невооруженным глазом: дома, города, фабрики, магазины и транспортные средства. Большая часть созданной человеком культуры является богатством духовным, обнаружить которое гораздо сложнее.
Если экономика, которая основана на труде и эксплуатации, представляет собой общественный базис, то письменность, то есть чтение и письмо, являются культурной надстройкой.
Деньги есть посредник между двумя уровнями человеческого общества: между общественным базисом (материальное богатство) и культурной надстройкой (духовное богатство). Чтобы в двух следующих главах полностью раскрыть тайну денег, мы должны обратить свое внимание на искусство, которое сделало возможным появление духовного богатства — языка и в первую очередь — письменности.