Будьте разумны в стремлении к свободе

Гениальное произведение и дурак поймет. Но ведь совершенно иначе!

С. Елец

В предыдущем параграфе мы выдвинули тезис: чем меньше у человека идеалов, тем легче ему адаптироваться к окружающей реальности и достичь своих целей. И действительно, если мы посмотрим на преуспевающих бизнесменов или политиков, то легко заметим, что они обычно говорят одно, думают другое, а делают третье. Совсем как обычные люди, только они распространяют это отношение на все стороны жизни, что многим, к сожалению (или к счастью), недоступно.

Не преувеличивайте наши рекомендации

Зная склонность наших читателей гипертрофировать (то есть преувеличивать) все сказанное нами, мы утверждаем почти обратное: есть вполне реальные нормы поведения, которые необходимо соблюдать даже в бизнесе. Потому что страшно представить себе мир, населенный людьми без всяких идеалов. Это будет мир эгоистов, волков-одиночек, борющихся за собственное процветание без всяких тормозов. Не хочешь отдавать взятые в долг деньги — убей кредитора. Нужны деньги — похить родственника богатого человека и требуй выкупа. Хочешь успеха — займи деньги под обещание больших доходов, а потом оставь всех “лохов” без их денег и так далее. Известный перечень, не правда ли?

Но он знаком нам только по отдельным, частным случаям. А представить себе весь мир таким просто невозможно (хотя, может быть, это просто идеализация автора?). Поэтому, конечно, люди должны соблюдать правила морали, этики, взаимопомощи и другие общечеловеческие ценности. Они потому и называются общечеловеческими, что отличают нас от хищных зверей. И в бизнесе честность, открытость, надежность — очень значимые показатели, часто обеспечивающие процветание фирмы. Недаром же до революции российские купцы заключали крупнейшие договора устно, и каждое слово их значило больше, чем иной письменный договор с множеством гарантий. То есть как в повседневной жизни, так и в бизнесе соблюдение общечеловеческих ценностей — дело важное и нужное.

Будьте разумны

Единственное, к чему мы призываем — делать все разумно и соблюдать меру. А иначе эти же самые ценности могут привести вас к неминуемому краху.

Например, честность — хорошее качество? Конечно, скажете вы. И мы присоединимся к вашему ответу. Но всегда ли нужно быть до конца честным, например, в торговле? Представим себе ситуацию, что вы занимаетесь розничной торговлей: покупаете у оптовиков партию товара и продаете его на рынке. Например, вы закупили для последующей продажи некоторое количество цейлонского чая третьего сорта (яйца второго сорта или что-то подобное). Вы могли бы купить чай и высшего сорта, но его цена чересчур высока, и вы знаете, что покупателей на него почти не будет. То есть вы практически вынуждены покупать более дешевый и менее качественный товар.

И вот при розничной продаже будете ли вы говорить покупателям, что чай у вас третьего сорта? Если вы патологически честны, то будете. И, скорее всего, будете продавать свой третьесортный чай месяцами, а то и годами. Потому что все хотят купить чай первого или высшего сорта, хотя и дешево. Скорее всего, покупатели и сами догадываются, что первосортный товар так дешево стоить не может, но им хочется почувствовать себя “первосортными” покупателями. Если вы не подыграете им в этом (вопреки вашей честности), то будете пить свой третьесортный чай сами, благо денег ни на что больше у вас не будет.

Те же рассуждения относятся к любым другим товарам, даже импортным. Например, у нас в стране продаются импортные фильтры для очистки воды. Стоят они, естественно, в два-три раза дороже российских аналогов, а ресурс импортного фильтра (количество очищаемой им воды) в два раза меньше отечественного. Кто же купит такой товар? Вот и приходится продавцам слегка лукавить и завышать в несколько раз ресурс зарубежного фильтра — а иначе ничего не продашь. Хотя это и нечестно. Но их может утешить мысль о том, что никто не мешает покупателю не верить продавцу на слово, а полистать паспорт фильтра и найти нужные цифры. Но это мало кто делает.

Поэтому мы и говорим, что избыточная честность может стать барьером на пути к вашему коммерческому успеху. Не можете пересилить себя и слегка приукрасить действительность — не ходите в бизнес. Пойдите Ц работать туда, где ваша избыточная честность будет даже полезна. Если, конечно, найдете такое место.

То же самое относится к любому другому избыточно проявленному качеству, каким бы замечательным оно ни было. Если вы патологически отзывчивы (идеализация отношений между людьми) и склонны помогать всем, кому это требуется (с вашей точки зрения), то это тоже может помешать вашему бизнесу. Как? Да очень легко! Например, вы занимаетесь розничной торговлей и у вас есть некоторый оборотный капитал (100, 1000 или 10000 долларов, все равно) на приобретение товара для последующей продажи.

И вот к вам периодически обращаются люди с просьбой одолжить им денег, потому что их родственник попал в тюрьму и необходимо нанять адвоката, заболел близкий человек и ему срочно нужно сделать операцию, на них "наехали” бандиты и нужно отдать долг и так далее. Обстоятельства очень серьезные, вы в них входите и помогаете людям раз, другой, третий. И все из оборотного капитала, потому что серьезной прибыли у вас нет. В результате ваши оборотные средства уменьшаются, вам не на что приобретать товар и ваш бизнес естественным образом затухает. Вы влезаете в долги, из которых тоже кому-то помогаете, и результат вашей коммерческой деятельности становится совсем огорчительным. И это все при том, что вы — замечательный и отзывчивый человек, готовый прийти на помощь людям в трудную минуту. Но именно ваши замечательные душевные качества и отзывчивость привели вас к разорению. Знакомая ситуация, не так ли?

Наши рекомендации