Лекция 015: Набор баблоруба - Подбор хостинга

Поиск приемлемого хостинга под свои проекты - серьезная работа, которую стоит сделать один раз, но надолго. Когда у тебя не один проект, то ненадежный хостинг-партнер может стоить вам немалых денег на остановке проектов даже на сутки. А перегруженный хостинг может послужить причиной бана ваших сайтов.

Хостинг принято делить на
- шаред (shared) - когда клиенту выделяется только часть ресурсов сервера из расчета, что на сервере будет находиться от ста до двух тысяч клиентов.
- вдс (VDS) - выделенный виртуальный сервер. Практически тоже самое, что и шаред, но ресурсы сервера распределены между 3-30 клиентами. Меньше ограничений сверху, больше возможностей для развития.
- выделенный сервер (dedicated) - весь сервер ваш. Таким образом вы ограничены только возможностями дата-центра, а не хостера (пропускная способность линии, ограничение по объему траффика).
- свой сервер (co-location). Дата-центр ставит в стойку вашу машину. Вы платите только за траффик. Есть еще небольшая плата за аренду места в стойке. Тем не менее условия co-location для тех, кто уверен в том, что будет расти и развиваться очень длительное время, так как цена на свой сервер редко бывает меньше двух тысяч долларов, а аренда стойки и траффика немногим меньше, чем при dedicated.

Разумеется, что идеально пользоваться dedicated, но не каждый готов выкладывать в месяц от 80 до 300 долларов (а бывают выделенные сервера и до 3-5тыс./мес.). Поэтому новичкам следует начинать с обычного шареда. Проблема в том, что предложение в этой области очень велико. Этому много причин.

Чтобы понимать, как формирует предложение на рынке хостинга, надо понимать его структуру. На самой вершине пирамиды находятся дата-центры. Это большие помещения с автономным питанием вблизи основных узлов сети Интернет. К слову в России таких узлов два (М9 и М10). Это гарантирует максимальную пропускную способность дата-центра. Есть дата-центры и поменьше (у местных интернет-провайдеров), есть узкоспециализированные дата-центры (например, дата-центр Яндекса). Важно другое. Основная цель дата-центра - предоставить серверам доступ к интернету в круглосуточном режиме с максимальной шириной пропускной линии. Т.е. физически дата-центр - это стойки, где стоят сервера и километры проводов.

Зарабатывает дата-центр на сдаче в аренду гнезд под сервера (co-location). Обычно продажей хостинга дата-центр не занимается, предоставляя это хостинг-компаниям. Те в свою очередь делятся на крупные компании, держащие в аренде десятки, а то и сотни серверов, нередко в разных дата-центрах. Дальше идут средние и мелкие компании. Средние выкупают часть серверов у крупных, или имеют на co-location несколько своих. Мелкие компании имеют в аренде несколько выделенных серверов, нередко даже ограничиваясь всего одним-двумя.

Чем крупнее компания, тем реже она предлагает услугу shared. Или предложение shared достаточно дорогое. Связано это с тем, что крупной компании нет смысла забивать сервер тысячами клиентов. А вот для мелких - это вопрос жизни и смерти. Поэтому мелкие компании дробят сервер очень мелко, продавая пакеты по 1-2 доллара в месяц.

Рассмотрим основные критерии, по которым можно оценить качество хостинга.

1) Ограничение по месту.

Самый распространенный способ ограничить клиента, оставляя остальные параметры в положении "неограниченно". На деле это веский способ ограничить клиента со всех сторон. Обычный сайт сразу после установки занимает места в пределах 1-5мб. В процессе работы занимаемое место вырастает до 10-15мб. Если на сайт активно закачивается графика, то место быстро кончается - в моей практике есть примеры даже корпоративных сайтов, которые выбирали по 2-3Гб места под хранение графики, архивов и почты.

Таким образом, 100Мб - это место всего под 8-10 средненьких сайтов. Обычно в зачет места еще идут и логи. Так что активно посещаемый сайт будет выбирать место еще и под логи. В итоге - зачем ограничивать число баз, если вы все равно больше 5-10 не выберете?

При подборе места, исходите из указанной мерки 10-15мб на 1 сайт. Обычно этого хватает. И всегда потом можно перейти на больший тариф.

2) Ограничение по числу доменов.

Распространенное ограничение для крупных компаний. Так они сдерживают рост числа говносайтов на своих серверах. На крупных тарифах такое ограничение практически совпадает с физическими возможностями тарифа по месту и базам. На VDS обычно нет ограничений по числу доменов.

3) Ограничение по числу баз.

Для серьезных движков необходимы базы. Чаще всего число выделяемых баз несколько меньше, чем число выделяемых мест под домены. Делается это умышленно в надежде перевести на старший тариф, где эта разница почти несущественна.

4) Ограничение по числу выделяемых ресурсов процессора и памяти.

Некоторые хостинги ограничивают своих клиентов и в этом, ограничивая клиента 1-5% памяти или мощности процессора. С одной стороны эта мера гарантирует, что у вас всегда будет выделенная квота. С другой, при пиковых нагрузках сервер начнет отдавать посетителям и ботам ошибку 504 или 404 - сервер недоступен. Так что для проектов, имеющих хорошую посещаемость или сложные ресурсоемкие движки (WP, DLE, Drupal и тем более Bitrix), это не очень хорошо.

5) Ограничение по числу одновременно возможных подключений к базам данных.

Скрытое ограничение. Практически никогда не публикуется. Т.е. хостинг может публично не иметь вообще никаких ограничений, но сдерживаться по числу одновременных подключений. Обычно такое ограничение есть на shared. И иногда встречается на VDS (например у ISP).

Действительно основная нагрузка на сервер обычно идет на сервер базы данных. Поэтому так хостер сдерживает рост популярности размещенных сайтов, чтобы сохранять нагрузку на сервер в пределах нормы.

Встречаются еще похожие ограничения на число одновременных обращений к серверу. Разница для посетителя в том, что в случае отлупа по числу обращений к базам он будет получать сайт с большой задержкой - т.е. сайт будет грузиться с тормозами или обрываться при загрузке. А при отлупе по числу соединений с сервером будет просто происходить отлуп и выброс на ошибку (504, 404).

-------

Для вас, как клиента должны быть важны такие параметры, как доступность сервера и его заселенность. Первое можно проверить с помощью команд ping и tracert.

1) Ping и Tracert.

Загрузите в Windows командную строку. Для этого нажмите кнопку Пуск. Потом справа Выполнить. И в открывшемся поле наберите cmd и нажмите Enter. Откроется черное окно. Наберите ping -t www.ru

У вас побежит пинговка сервера www.ru. Точно также вы можете заменить www.ru на IP-адрес или домен вашего будущего хостера. Учитывайте, что обычно сам хостер сидит на другом сервере, нежели тот, на котором будете находиться вы. Так что имеет смысл спросить у саппорта хостинга адрес для проверки на пинг.

Оборвите пинговку нажатием Ctrl+C.

Вы увидите результаты пинга. Пинг - это пакет размером в 4 байта, который посылается на сервер. По результатам пинга видно, как быстро отвечает сервер. Для Российских серверов такой ответ должен быть в пределах 50-200мс, для США и Европы допустимы задержки до 400мс. Задержки свыше 1000мс означают, что пакеты при прохождении до сервера сталкиваются со сложностями. Что же будет, когда по этим каналам начнет прокачиваться большой сайт?

Пинг желательно делать не только от себя, но и от товарища из ключевого для вас региона в плане сайта. Так вы сможете определить, имеет ли смысл работать в дальнейшем с этим сервером.

Задержка в пинге может говорить: о нагрузке самого сервера, о плохом качестве каналов, ведущих к серверу. Если задержка во время пинга прыгает - это говорит, что нагрузка на каналах или сервере непостоянная, что еще хуже, чем большая нагрузка.

Теперь протрассируем сервер. Там же в черном окне командной строки наберите: tracert www.ru

Вы увидите, сколько хопов (промежуточных серверов) от вас до сервера хостера. Чем их больше, тем хуже. Однако, иногда путь проходит через сеть серверов внутри одного дата-центра. Это можно понять по задержкам в миллисекундах. Они показывают время прохождения пакета между хопами. Если у вас десять хопов с задержкой в 10-20мс, то это просто несколько серверов в одном месте - это можно видеть еще и по айпи-адресам. Если же идут разные хопы с разными айпи и их больше пятнадцати, то сервер расположен от вас достаточно далеко и вам будет иногда проблемно с ним работать. Ведь чем больше серверов, тем больше может быть проблем - по одной в месяц на каждой из линий между ними и в итоге почти каждый день проблемы с доступом. Следует, однако, учитывать, что для каждого из ваших посетителей свой путь к серверу.

2) Проверка на заселенность.

В поисковом сервисе Bing есть возможность определить соседей по серверу. Загружаете в браузере bing.com, вводите запрос вида ip:81.19.85.116 - дальше смотрите результаты. Чем их больше, тем больше у вас соседей.

Понятно, что сервис не покажет все сайты, но просто оценив количество, можно понять, стоит размещаться или нет. 500 и более сайтов - это уже серьезная нагрузка.

Но сайт сайту рознь. Поэтому оценить нагрузку еще имеет смысл по наиболее мощным сайтам. Для сервера в 2Гб памяти и двухядерным процессором на 2.0 нагрузка в 150тыс. пользователей в сутки, включая ботов, почти пограничная.

------

Когда же переходить от шареда к вдс? Как только вы испытали необходимость купить второй шаред, лучше всего сразу задуматься о вдс.

Шаред дешевле пяти баксов в месяц - это скорей всего либо сильные ограничения сверху, либо переселенность сервера. Чтобы отбивать аренду сервера долларовыми хостингами, хостеру надо заселить на сервер примерно 600 клиентов "без ограничений". Это очень много даже для трехсотдолларового сервера.

Вдс дешевле 25 баксов - из той же оперы. Это просто шаред с возможностями Вдс. Я бы даже рассматривать возможность приобретения дешевого вдс не стал - слишком много проблем будет потом.

Всегда обсуждайте возможность бэкапирования данных на другой сервер. Если ее нет, или бэкап делается внутри сервера - делайте бэкап на свой компьютер вручную. Поленитесь - в один прекрасный момент и останетесь без сайтов.

Хостингов без проблем не бывает. Винчестеры горят, линии перерубают лопатой или экскаватором. Важно, чтобы ваш хостер решал проблемы оперативно. И чтобы число проблем было как можно меньше.

Серьезные проекты не держите на несерьезных хостингах. Несерьезный - это когда хостер, он же сисадмин, он же студент московского ВУЗа, а на сайте ничего кроме номера аськи. Возникнут проблемы, и вы не сможете даже сайт свой бэкапировать. Для серьезных денежных проектов следует выбирать качественный и дорогой хостинг.

Для говносайтов важно, чтобы было минимальное время отклика. Поэтому чем быстрее хостинг и сам сайт - тем лучше. Остальное не так уж и важно.

Старайтесь подбирать хосты со стандартными панелями управления (Direct Admin, CPanel, ISP). Это упростит адаптацию при смене хостинга.

Резюме: подбор хостинга, как выбор квартиры для проживания - легко повестить на красивую обертку. Проверяйте хостинг всесторонне, никогда не регистрируйте с помощью хостинга домены. И всегда будьте готовы к переезду.

Домашнее задание: найдите приемлемый хостинг для своих сайтов, протестируйте его, посмотрите отзывы в гугле и яндексе, покажите мне то, что нашли.

Содержание

Наши рекомендации