Основные параметры бюджетной системы
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
Основные характеристики федерального бюджета на 2017-2019 гг. сформированы с учетом применения основных положений бюджетной политики переходного периодаи предполагают выход на целевую траекторию структурного (т.е. в условиях постоянных цен на нефть на уровне 40 долларов США за баррель марки Юралс) дефицита в размере 3%, 2%, 1% ВВП соответственно (не считая мероприятий по до-капитализации Внешэкономбанка в объеме не более 150 млрд. рублей в год).
Такая траектория общего дефицита федерального бюджета будет обеспечивать постепенное сокращение ненефтегазового дефицита федерального бюджета до уровня 6,6% ВВП.
Таблица 5.1.1. Основные характеристики федерального бюджета в 2016-2019 гг.
млрд. рублей
Показатель | ||||
Доходы | 13 369 (12 665) | 13 488 | 14 028 | 14 845 |
%% ВВП | 16,1 (15,3) | 15,5 | 15,2 | 15,0 |
Нефтегазовые доходы | 4 778 | 5 050 | 5 114 | 5 348 |
%% ВВП | 5,8 | 5,8 | 5,5 | 5,4 |
в % от общего объема | 35,7 | 37,4 | 36,4 | 36,0 |
Ненефтегазовые доходы | 8 591 (7 888) | 8 438 | 8 915 | 9 497 |
%% ВВП | 10,4 (9,5) | 9,7 | 9,7 | 9,6 |
в % от общего объема | 64,3 | 62,6 | 63,5 | 64,0 |
Расходы* | 16 403 | 16 241 | 16 040 | 15 987 |
%% ВВП | 19,8 | 18,7 | 17,4 | 16,2 |
Дефицит (-) /профицит (+) | -3 034 (-3 739) | -2 753 | -2 011 | -1 142 |
%% ВВП | -3,7 (-4,5) | -3,2 | -2,2 | -1,2 |
Ненефтегазовый дефицит в %% ВВП | -9,4 (-10,3) | -9,0 | -7,7 | -6,6 |
в (скобках) параметры без учета поступлений, связанных с продажей 19,5% акций ПАО «Роснефть»
* с учетом единовременной выплаты пенсионерам и «связанных» расходов
Доходы федерального бюджета
В условиях действующего законодательства в течение планового периода ожидается сокращение объема доходов федерального бюджета по отношению к ВВП. Такая тенденция, в первую очередь, объясняется снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета по отношению к ВВП, что обуславливается тремя основными факторами:
· Во-первых, ожидается, что в отсутствие серьезных шоков в глобальной экономике цены на энергоносители на мировом рынке сохранятся вблизи структурно сбалансированного уровня (Юралс 40 долларов США за баррель), в то время как курс рубля к доллару США будет оставаться стабильным в реальном выражении.
· Во-вторых, в течение прогнозного периода доля самого нефтегазового сектора в структуре ВВП продолжит снижаться на фоне отстающих темпов роста (снижения по отдельным позициям) физических объемов добычи и экспорта данной продукции.
· В-третьих, по мере роста истощенности разрабатываемых запасов, а также переноса инвестиций на льготные месторождения продолжит расти размер льгот по НДПИ и экспортной пошлине.
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в условиях действующего законодательства также будут иметь тенденцию к снижению по отношению к ВВП главным образом по причине выпадающих с 2017 года «разовых» доходов (приватизация ПАО «Роснефть», прибыль Банка России, дотация на сбалансированность из ФОМС, софинансирование высокотехнологичной медицинской помощи), а также в связи с (1) сокращением поступления импортной пошлины из-за снижения тарифных ставок в соответствии с обязательствами перед ВТО и (2) стабильностью в номинальном выражении ряда неналоговых поступлений.
В этих условиях планируется ряд мер по мобилизации доходов, которые в соответствии с целями и задачами бюджетной политики не только обеспечат положительный эффект с фискальной точки зрения, но и поспособствуют созданию положительных структурных изменений и устранению препятствий для сбалансированного развития экономики.
Таблица 5.1.2. Доходы федерального бюджета в 2017-2019 гг.
млрд. рублей
Показатель | |||
Доходы | 13 488 | 14 028 | 14 845 |
%% ВВП | 15,5 | 15,2 | 15,0 |
в том числе меры по мобилизации доходов: | 948 | 985 | 1 043 |
%% ВВП | 1,1 | 1,1 | 1,1 |
модификация налогообложенияв нефтяной отрасли | |||
НДПИ на газ(продление меры 2016 года «+») | |||
дивиденды госкомпаний (50% чистой прибыли) | |||
индексацияакцизов на табачную продукцию (дополнительно +10%в 2017-2019 гг. ежегодно) | |||
повышениеакцизов на нефтепродукты | |||
централизация 1 п.п. налога на прибыль в ФБ с распределением на дотации субъектам |
* включая дивиденды ОАО Сбербанк (в виде перечисления прибыли Банка России)
Расходы федерального бюджета
Общий объем предельных расходов федерального бюджета на 2017-2019 гг. сформирован исходя из необходимости сохранения расходов на уровне, установленном Федеральном законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», что, с учетом сокращения лимитов бюджетных обязательств по отдельным направлениям расходов на 10 процентов и ежегодного выделения до 150 млрд. рублей на докапитализацию ОАО «Внешэкономбанк», составляет 15 787 млрд. рублей (без учета единовременной выплаты пенсионерам и «связанных» расходов).
Предельные объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам и направлениям деятельности, не входящим в государственные программы на 2017-2019 гг., сформированы на основе следующих основных подходов:
1) в качестве «базовых» объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 - 2019 годы приняты бюджетные ассигнования, утвержденные на 2016 год Федеральным законом от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»;
2) «базовые» объемы бюджетных ассигнований 2017 – 2019 годов уточнены с учетом:
а) уменьшения объемов бюджетных ассигнований по отдельным направлениям расходов на 10 процентов в соответствии с поручением Председателя Правительства от 25 декабря 2015 г. № ДМ-П13-8741 (с учетом принятых Правительством Российской Федерации дополнительных решений);
б) уменьшения объемов бюджетных ассигнований по расходным обязательствам ограниченного срока действия, а также в связи с уменьшением контингента получателей;
в) увеличения бюджетных ассигнований по мероприятиям «длящегося» характера, возникшим в ходе исполнения федерального бюджета в 2016 году;
г) увеличения межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Пенсионного фонда на обязательное пенсионное страхование и валоризацию величины расчетного пенсионного капитала в связи с ежегодной индексацией страховых пенсий с 1 февраля в 2017-2019 гг. на уровень инфляции предшествующего года;
д) увеличения межбюджетного трансферта, передаваемого бюджету Пенсионного фонда, на государственное пенсионное обеспечение в связи с ежегодным повышением социальных пенсий с 1 апреля на темп роста прожиточного минимума пенсионера;
е) увеличения межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету Пенсионного фонда, в связи с ежегодной индексацией размеров ежемесячных денежных выплат в 2017-2019 гг. на уровень инфляции предшествующего года;
ж) увеличения бюджетных ассигнований на ежегодное повышение пенсий лицам, уволенным с военной и приравненной к ней службы, на прогнозный уровень инфляции;
з) увеличения бюджетных ассигнований в связи с индексацией в 2017-2019 годах публичных нормативных обязательств на уровень инфляции предшествующего года;
и) увеличения бюджетных ассигнований в связи с индексацией в 2017-2019 годах с 1 сентября стипендиального фонда для студентов федеральных образовательных учреждений профессионального образования, аспирантов, докторантов, интернов и ординаторов на уровень инфляции предшествующего года;
к) изменения бюджетных ассигнований в связи с прогнозируемым среднегодовым курсом доллара США по отношению к рублю;
л) увеличения бюджетных ассигнований на уплату налога на имущество организаций и земельного налога с учетом объемов бюджетных ассигнований, выделенных в 2016 году в связи с отменой льгот по уплате налогов, увеличением кадастровой стоимости земельных участков и остаточной стоимости основных средств, а также на уплату земельного налога в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
м) уменьшения объемов бюджетных ассигнований в 2017-2019 годах на 6%, 9%, 11%, соответственно, за исключением расходов, не подлежащих сокращению в соответствии с пунктом 1 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 25 декабря 2015 г. № ДМ-П13-8741, и расходов Минобороны России, включая резервирование бюджетных ассигнований в размере 1% на реализацию приоритетных проектов и программ;
н) уменьшения объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Минобороны России в 2017-2019 годах, на 6% ежегодно, включая резервирование бюджетных ассигнований в размере 1% на реализацию приоритетных проектов и программ.
При этом в рамках формирования предложений по распределению предельных бюджетных ассигнований («возвратное» распределение) в соответствии с целями и задачами бюджетной политики в части приоритизации расходов ведомствам была предоставлена значительная степень свободы по мобилизации резервов на приоритетные направления, включая возможность перераспределения «условно-защищенных» расходов.
В проектировках федерального бюджета на 2017-2019 гг. сверх предельных лимитов бюджетных ассигнований также учтено финансовое обеспечение единовременной выплаты пенсионерам и ряд расходов, связанных с принимаемыми решениями по увеличению доходной базы: в том числе дополнительная дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов в объеме дополнительных поступлений за счет перераспределения в пользу доходов федерального бюджета 1 п.п. налога на прибыль.
Такие подходы к определению предельных лимитов бюджетных ассигнований обуславливают следующую структуру расходов в разрезе функциональной классификации расходов.
Таблица 5.1.3. Расходы* федерального бюджета по разделам функциональной классификации в 2016-2019 гг.
млрд. рублей
Показатель | ||||
Всего | 16 403 | 16 241 | 16 040 | 15 987 |
Общегосударственные вопросы | 1 098 | 1 205 | 1 148 | 1 133 |
Национальная оборона | 3 889 | 2 836 | 2 728 | 2 816 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 943 | 1 943 | 1 880 | 1 892 |
Национальная экономика | 2 166 | 2 318 | 2 366 | 2 167 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | ||||
Охрана окружающей среды | ||||
Образование | ||||
Культура, кинематография | ||||
Здравоохранение | ||||
Социальная политика | 4 631 | 5 084 | 4 963 | 5 054 |
Физическая культура и спорт | ||||
Средства массовой информации | ||||
Межбюджетные трансферты общего характера | ||||
Обслуживание государственного и муниципального долга |
* с учетом единовременной выплаты пенсионерам и «связанных» расходов