Принцип всесторонности и многообразия видов социального обеспечения
Реализация данного принципа предполагает, что государство предоставляет помощь своим гражданам при всех обстоятельствах, когда они в такой помощи нуждаются.
Содержание этого принципа постоянно изменяется с развитием общества.
Всеобщая декларация прав человека[8] , закрепившая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспособности, вдовство, материнство, детство и безработицу, а также все иные случаи, когда человек теряет источник средств к существованию. Национальное законодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.
Понятие "социальное обеспечение" включает, прежде всего, выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определенных социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни. Согласно Конвенции МОТ[9] медицинская помощь и пособие по болезни, денежные выплаты (пенсии или пособия) в случаях безработицы, старости, инвалидности, потери кормильца, трудового увечья или профессионального заболевания, беременности и родов, а также семейные пособия.
Для некоторых видов социального обеспечения перечень таких обстоятельств закрепляется в законодательстве. Так, Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" называет виды социальных страховых рисков и страховые случаи, при наступлении которых осуществляются выплаты страхового обеспечения по данному закону:
-Необходимость получения медицинской помощи;
-Временная нетрудоспособность;
-Трудовое увечье и профессиональное заболевание;
-Материнство;
-Инвалидность;
-Наступление старости;
-Потеря кормильца;
-Признание безработным;
-Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находившихся на его иждивении.
С многообразием оснований социального обеспечения неразрывно связано и многообразие его видов. Оно проявляется в установлении и фактическом предоставлении гражданам обеспечения как в денежной, так и в натуральной форме (продукты питания, медикаменты, одежда, технические приспособления для инвалидов), а также в виде услуг (социальное обслуживание на дому и т.д.) и различных льгот (по проезду, оплате коммунальных услуг и т. д.).
Чтобы располагать необходимыми денежными средствами для финансирования социального обеспечения работников и их семей, государство традиционно использует институт социального страхования - основной подсистемы в системе социального обеспечения.
Социальное обеспечение предоставляется в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики страны. В статье 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Статья 7 Конституции провозгласила, что Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Между тем обеспечение достойной жизни человека в государстве во многом зависит от сложившегося уровня развития экономики страны. Государство не может отдать своим гражданам больше, чем оно само имеет. Поэтому необходимо закреплять какие-то минимальные нормы обеспеченности, которые государство может гарантировать своим гражданам.
Долгое время в качестве такого социального стандарта обеспеченности в нашей стране применялась такая величина, как минимальный размер оплаты труда (МРОТ), в привязке к которому определялся размер пенсий, пособий и других социальных выплат. Но поскольку МРОТ по своей величине очень мал и не может обеспечить даже элементарного выживания, не говоря уже о достойной жизни, в качестве нового социального стандарта сейчас применяется прожиточный минимум.
Прожиточный минимум в целом по России предназначается:
-Во-первых, для оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ,
-Во-вторых, для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и, в-третьих, для формирования федерального бюджета.
Таким образом, многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.
Заключение
Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и Защиты их прав. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированности свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: "О ветеранах", "О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих", "О социальной защите инвалидов".
Для усиления общественной инициативы в сфере социального обеспечения появляется законодательная база. Так, например, ст. 33 Закона РФ "О социальной защите инвалидов" предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
Список литературы
1.Федеральный закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ
2.Федеральный закон "О ветеранах", Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 29.06.2015)
3.Федеральный закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (в действующей редакции от 10.01.2016).
4. Учебное пособие «Право социального обеспечения» В.Г. Павлюченко, А.С. Матвеева. 2-е издание, перераб., и доп.- М. 2015
5.Ф.О. Дзгоева-Сулейманова «Право социального обеспечения» ООО «Проспект» 2015
6.Справочник для населения «Все о льготах для пенсионеров» Издательство АСТ Омега-Л. М.2016 .
7.И.В. Сивкова «Пенсии, полный универсальный справочник» Издательство «проспект» М.2016.
8. Миронова Т.К. «Право социального обеспечения : учебное пособие» М. : КНОРУС, 2016.
9. Воронин Ю. Каким должен быть новый пенсионный закон // Хозяйство
10.В.Д. Роик «Пенсионная система России» изд., Проспект М. 2016.
11.Тучкова.Э.Г. «Право социального обеспечения»2-е издание «Проспект» 2016.
12.http://www.consultant.ru
[1] «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 года
[2] «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 года
[3] Со слов Т.В. Иванкиной, доктора юридический наук
[4] Статья 7, часть 1 Конституции РФ
[5] От 19 июня 2002 г. (п. 2 мотивировочной части постановления)
[6] «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
[7] Права и Свободы человека и гражданина
[8] "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)
[9] "О минимальных нормах социального обеспечения" 1952 г. № 102