Сфера действия принципов права социального обеспечения
По сфере действия принципы принято классифицировать следующим образом:
-общеправовые, свойственные всем отраслям права;
-межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей права;
-отраслевые, характеризующие специфику конкретной отрасли;
-внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли.
В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.
Общеправовые принципы:
-Признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
-Неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
-Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
-Равенство всех перед законом и судом;
-Равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
-Право каждого на объединение для защиты своих интересов;
-Гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
Межотраслевые принципы:
Они характерны для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав. К ним отнесятся:
-Обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
-Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
-Запрещение принудительного труда и др.
Они наиболее характерны для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.
Отраслевые принципы:
Под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающие идеи, руководящие начала, которые, с одной стороны, характеризуют внутреннее единство данной отрасли права, а с другой — указывают основные тенденции ее развития.
Внутриотраслевые принципы:
В российском законодательстве последних лет, регулирующем отдельные институты социального обеспечения, прослеживается тенденция закрепления внутриотраслевых принципов непосредственно в нормах права. Так, в ст. 5 Федерального закона[2] указаны следующие принципы социального обслуживания: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта типа Основ или Кодекса, где были бы зафиксированы принципы права социального обеспечения. Поэтому исследователи данной проблемы вынуждены их выводить из сути норм права социального обеспечения. При этом важно учитывать, что в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.
В регулировании общественных отношений по социальному обеспечению находят проявление все группы правовых принципов.
К общеправовым относятся принципы:
-Признание и гарантированность в России прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права;
-Неотчуждаемость основных прав и свобод человека и принадлежность их каждому от рождения;
-Признание прав и свобод человека и гражданина непосредственно действующими;
-Равенство всех перед законом и судом;
-Равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации;
-Право каждого на объединение для защиты своих интересов;
-Гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту, и др.
Для ряда отраслей права, нормы которых регулируют общественные отношения, связанные с реализацией гражданами предоставленных им прав, общими являются, например, следующие принципы:
-Обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;
-Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства;
-Отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
-запрещение принудительного труда и др.
Это так называемые межотраслевые принципы, наиболее характерные для таких отраслей права, как трудовое, семейное, право социального обеспечения.
Дифференциация обеспечения на основании социально значимых обстоятельств. Характеризуя принцип дифференциации, прежде всего большое внимание уделяется такому критерию, как трудовая деятельность. Дифференциация может зависеть от таких факторов, как пол, возраст, условия труда, состояние здоровья, семейное положение и т.д.
В зависимости от основания в праве социального обеспечения различают следующие виды дифференциации:
1) субъектная - в зависимости от определенных характеристик субъекта, которому предоставляется тот или иной вид социального обеспечения. Здесь может применяться дифференциация в обеспечении по такому признаку, как пол (различный пенсионный возраст для мужчин и женщин); возраст (различные размеры пособия, в зависимости от возраста ребенка); определенные заслуги перед государством (льготы для ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда); занятие определенными видами деятельности (пенсии за выслугу лет для военнослужащих, федеральных государственных служащих, пожизненное содержание судей); состояние здоровья (временная нетрудоспособность, инвалидность);
2) территориальная - в зависимости от того, где (в каких климатических условиях) проходила деятельность, которая дает право на тот или иной вид социального обеспечения (работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; территории, пострадавшие от радиационного заражения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или испытаний на Семипалатинском полигоне);
3) отраслевая - в зависимости от того, в какой отрасли народного хозяйства осуществлялась деятельность, дающая право на тот или иной вид социального обеспечения (пенсионное обеспечение летчиков гражданской авиации или шахтеров; пенсии за выслугу лет учителям и медицинским работникам).
Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление нетрудоспособным, нуждающимся в этом гражданам, социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода льгот и преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).
В социальном обеспечении нуждаются также и не работавшие ранее граждане, лишившиеся способности к труду или потерявшие кормильца вследствие войн и военных конфликтов, природных, техногенных (в том числе радиационных) катастроф, незаконных политических репрессий. Материальная поддержка необходима детям, в том числе лишенным попечения родителей, малообеспеченным семьям и лицам, одиноким нетрудоспособным гражданам, которые не были застрахованы. Поэтому параллельно с системой социального страхования развивалась и та часть социального обеспечения, которая финансируется непосредственно из государственного бюджета. В теоретическом и практическом плане эту часть социального обеспечения можно разделить на несколько подсистем:
1) обеспечение лиц из числа военнослужащих, некоторых других категорий граждан, подлежавших в период своей деятельности обязательному социальному страхованию (и их семей);
2) обеспечение жертв социальных и техногенных катастроф;
3) обеспечение детей, и семей с детьми;
4)социальная помощь (попечительство, вспомоществование) лицам, впавшим в нужду, безотносительно к их прошлой занятости.
Отстаивая идею о широкой сфере действия права социального обеспечения, можно прийти к выводу, что по своему содержанию правоотношения по социальному обеспечению являются обязательствами. "Все эти отношения имеют единую экономическую сущность: это отношения по распределению совокупного общественного продукта, аккумулированного в общественных фондах потребления". [3]Объектом таких правовых связей являются блага и услуги, распределяемые через общественные фонды потребления. Т. В. Иванкина первой в отечественной науке права социального обеспечения сформулировала концепцию социальных обязательств. Под ними понимаются отношения между государственными органами и гражданином по поводу предоставления ему материальных благ и услуг из общественных фондов потребления.
Социальные обязательства, как и гражданско-правовые, они могут быть односторонними и взаимными. К первому виду относятся социально-обеспечительные обязательства, в силу которых государство (обязанная сторона) в лице его органов обязано предоставить гражданину (управомоченной стороне) материальное обеспечение в случаях, указанных в законе. Социально-страховое обязательство является взаимным. Гражданин обязан уплачивать страховые взносы (либо за него это делает страхователь, что не меняет экономической природы взносов, представляющих собой часть заработной платы или дохода застрахованного лица), государство в лице его органов вправе требовать их уплаты в целях обеспечения текущих потребностей социально-страховой системы, то есть для выплаты пенсий и пособий.
Таким образом, наряду с постоянным усилением тенденции к единству -правового регулирования отношений по социальному обеспечению, в праве социального обеспечения достаточно широко применялась и применяется дифференциация. Она позволяет корректировать индивидуальную меру потребления с учетом пола, возраста, семейного и имущественного положения, состояния здоровья, условий труда и других факторов и делала ее "в каждом отдельном случае более справедливой, чем, если бы такая дифференциация отсутствовала".
Соглашаясь с тем, что законы рыночной экономики требуют кардинального пересмотра основных критериев предоставления льгот, следует возразить против упрощенного подхода, направленного на максимальное сокращение их количества, способного привести лишь к временной экономии средств.
Условия предоставления адресной социальной помощи должны дифференцироваться в зависимости от индивидуального или среднедушевого дохода семьи, состояния здоровья и других факторов.
Анализ принципа дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению показывает, что в современных социально-экономических условиях существуют объективные обстоятельства для его дальнейшего применения в качестве руководящего начала. Они служит основой для установления различий в правовом регулировании. "Дифференциация правового регулирования была и остается объективно необходимой в целях наиболее полного удовлетворения потребностей различных групп социально незащищенных граждан и восстановления их статуса как полноценных членов общества". Однако она должна осуществляться в таких пределах, чтобы не нарушать нормального функционирования государственной системы социального обеспечения.
В конечном же счете речь идет о выборе между двумя концепциями:
а) классической либеральной концепцией свободы, основанной на противопоставлении равенства и свободы и предполагающей минимальное участие государства в социальном вспомоществовании, исключающей юридически зафиксированные в конституции социальные обязанности государства перед гражданином и делающей основной упор на задачах защиты человеческого достоинства при возможном осуществлении государственных, а также (в большей мере) негосударственных, коммерческих социальных программ[60];
б) концепцией «социально-ориентированной» свободы в социальном правовом государстве. Конституция России, весьма либеральная с точки зрения общефилософских, мировоззренческих подходов к решению фундаментальных проблем политической власти, рыночной экономики, положения личности в обществе и государстве, в то же время безоговорочно закрепляет нормативно-правовую модель «социально-ориентированной» свободы.
Достаточно отметить тот факт, что Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.[4] Здесь присутствует указание на «свободное развитие человека» как сущностную характеристику, важнейшую цель социального государства. Между тем свобода - главная доминанта правового, но не социального государства. Для социального государства такой доминантой являются идеи справедливости и равенства. Есть основание полагать, что конституционная модель социального государства, закрепленная в российской Конституции, содержит некий внутренний резерв для преодоления противоречий между принципами социального государства, с одной стороны, и правового государства, с другой, на основе баланса соответствующих конституционных ценностей. И это важнейшая основа обеспечения социальной стабильности в обществе, его конституционной безопасности и безопасности его членов.
В поиске такого баланса особая роль принадлежит Конституционному Суду. Показательно, что в постановлении Конституционного Суда[5] принцип справедливости выводится из норм ст. 1 и 7 Конституции вместе с принципом равенства (ст. 19).
Содержание принципов права социального обеспечения