Карьеру не сделаешь, карабкаясь по ступеням обшарпанной лестницы. Нужно оказаться в лифте в подходящей компании.

Крыгель Збышек

Есть множество побудительных причин для поиска новой работы. Ее нужно искать не только тогда, когда на сегодняшней вас не устраивает размер зарплаты или достали причуды руководства, или эта работа вам совсем не по душе. Новую работу нужно искать всегда! В том числе и тогда, когда на старой вы достигли всего и понимаете, что дальнейший личностный и профессиональный рост в этой компании для вас попросту невозможен. Если нет перспектив – пора менять рабочую обстановку.

Как искать работу? Способов множество и, безусловно, лучше использовать их все одновременно. Вы можете искать новую работу самостоятельно, регулярно просматривая рекламные объявления в газетах, на специализированных «работных» сайтах и в разделах о вакансиях на официальных сайтах компаний, которые работают в интересующей вас сфере, а можете обратиться за помощью к другим людям – для этого задействуйте все имеющиеся у вас связи. Обязательно поспрашивайте своих друзей и знакомых, нет ли в компаниях, где они работают, подходящей вакансии для вас. И, конечно же, обратитесь за профессиональной помощью в агентство по подбору персонала, обладающее хорошей репутацией.

Любое препятствие преодолевается настойчивостью.

Леонардо да Винчи

Сначала точно определите (лучше в письменном виде), какую именно работу вы ищете, на какую должность и на какой уровень зарплаты вы претендуете, что именно вы можете предложить новому работодателю (перечитайте еще раз предыдущую главу), а потом приступайте непосредственно к поиску.

Итак, с чего начать? Первое, что вы должны сделать, – проанализировать рынок труда. Для вас есть подходящие предложения? Отлично. Нет? Нужно лучше искать, потому что подходящие предложения есть всегда.

Сделайте вот что: выберите все компании, которые работают в нужном вам направлении, и составьте список тех, в которых вы хотели бы работать. Вышлите им свое резюме (даже если у них нет открытых вакансий) и ждите ответа. Он вполне может последовать. Но лучше самому позвонить в отдел кадров и убедиться, что ваше письмо получено.

Обращаю внимание на то, что ваше резюме должно быть составлено очень и очень хорошо. Я бы даже сказал «идеально», если бы верил в то, что это самое «идеально» возможно. Так что ограничимся уровнем «очень хорошо».

Какое резюме можно считать очень хорошим? Это в первую очередь резюме, составленное для конкретной компании. Универсальное резюме – это плохое резюме, поэтому корректируйте его каждый раз, отправляя по новому адресу.

Безусловно, в каждой компании есть свои особенности, и в вашем резюме должна быть информация, которая может заинтересовать конкретного работодателя. Ваше резюме – это своеобразное рекламное письмо. Оно должно прорекламировать вас настолько удачно, чтобы вас пригласили на собеседование.

Если вы ищете работу и вам подходят сразу несколько должностей – составьте свое резюме для каждой из них отдельно. Только не отправляйте в одну компанию по несколько писем. Это, конечно, будет забавно, но делу не поможет.

Всегда приходится платить за те моменты, когда язык оказывается быстрее мозга.

А что поможет? Может быть очень полезным краткое сопроводительное письмо к резюме, в котором следует четко рассказать, почему в поисках новой работы вы решили обратиться именно в эту компанию, а не в другую. Почему вы хотите работать именно здесь? Расскажите об этом.

Большая ошибка – отправлять резюме по e-mail с пустым сопроводительным письмом. Пустое письмо говорит или о вашей лени, или о нулевом опыте делового общения, или просто о вашей наивности. В любом случае ничего хорошего о вас пустое письмо не скажет, так что не забудьте написать несколько строк, но не пересказывайте то, что вы написали в самом резюме. И не забудьте указать тему письма.

Обратитесь к конкретному человеку (если вы знаете имя рекрутера) или к конкретной компании (если вы его не знаете) и обоснуйте, чем именно вы можете быть полезны именно на этом рабочем месте. Будьте конкретны.

Даже если в этой компании не было открытой вакансии, которая вам бы подходила, возможно, в ней так впечатлятся вашим письмом и резюме, что пригласят вас работать.

Что еще вам поможет? Вам поможет загадка. Резюме не должно полностью рассказывать о вас, кроме тех случаев, конечно, когда вы на 100 % подходите для той или иной вакансии. Если попадание стопроцентно, то рассказать об этом нужно, но в остальных случаях (а таких большинство) в резюме должна быть какая-то недосказанность, вызывающая интерес, чтобы вас пригласили для личной беседы (или хотя бы позвонили вам).

«Ты кто такая?» – спросила Синяя Гусеница. «Сейчас, право, не знаю, сударыня, – отвечала Алиса робко. – Знаю только, кем была сегодня утром, когда проснулась, но, думаю, с тех пор я наверняка уже несколько раз менялась».

Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»

Описывайте свой профессиональный опыт в подробностях только за последние несколько лет. О том, чем вы занимались лет десять назад, вы можете упомянуть, но одной-двумя строчками, не более того. Никому не интересно, чем вы занимались в начале трудовой деятельности, если вы давно этого не делаете и либо растеряли эти навыки, либо понимаете, что для вакансии, на которую вы претендуете, они уже не имеют никакого принципиального значения.

Названия должностей, которые вы занимали, в трудовой книжке и в резюме должны совпадать. Если ваша должность записана в резюме и в трудовой книжке по-разному, вас могут уличить во лжи. Лучше пишите официальные названия должностей, а в скобках уточняйте все те обязанности, которые вам приходилось выполнять.

Маленький секрет

Хорошенько изучите данные о предлагаемой должности и напишите о себе именно ту информацию, которая более всего нужна. Используйте именно те слова, которые есть в описании интересующей вас вакансии.

Теперь поговорим о том, что вам не поможет. Не поможет обман. Рано или поздно (скорее даже рано – уже на первом собеседовании) он раскроется, и ничего хорошего из этого не получится. Если, конечно, вы не претендуете на роль актера и не вошли специально в образ, чтобы продемонстрировать свои лицедейские способности.

Специалистом нужно быть, а не казаться. Профессиональный рекрутер, который проводит собеседования, принимая на работу сотрудников в большие компании, тратит в среднем 7 секунд на то, чтобы сделать выводы о кандидате на замещение той или иной должности. Если вы не оправдаете его ожидания при первой встрече, второго шанса у вас уже не будет.

А что же собеседование? Собеседование при приеме на работу – это те же переговоры. Учиться тому, как их вести, вам нужно задолго до «того самого» собеседования, и несколько неудачных бесед в компаниях, где вы не очень хотели бы работать, – это самое лучшее обучение. Не бойтесь сделать ошибку – копите опыт.

Впрочем, если вас пригласили на собеседование – это уже хорошо (большая часть резюме отсеивается сразу). У приглашенного всегда есть шанс получить работу. Воспользуетесь ли вы им – зависит от многих факторов, отчасти от того, сумеете ли вы успешно провести самопрезентацию. (Как ее правильно проводить, мы с вами обсуждали в одной из предыдущих глав.)

Блиц-советы

Ваш внешний вид многое решает, поэтому одевайтесь и ведите себя соответственно должности, на которую вы претендуете. Искренность, уверенность в себе, спокойствие – это то, что сыграет вам на руку. Разговаривайте просто, отвечайте на все вопросы и спрашивайте сами. Главное – будьте собой.

Вполне возможно, что перед собеседованием с вами пообщаются по телефону. Чтобы говорить уверенно и сказать достаточно, порепетируйте ответы на самые распространенные вопросы перед зеркалом или перед друзьями. Как говорится, хороша только та импровизация, которая тщательно подготовлена.

Что еще? Изучите сайты, на которых выложены «черные списки» работодателей, чтобы отсеять их сразу и не тратить на них свое время.

Учтите, что оптимальный размер резюме – это одна страница печатного текста. Не стоит указывать в письме то, что не относится к вашей работе. Любая излишняя информация только отвлекает рекрутера от сведений, выставляющих вас в самом выгодном свете.

Практическое задание

Тщательно подготовьтесь к поиску новой работы. Для этого заведите папку, в которой должны храниться:

резюме;

портфолио;

сопроводительное письмо;

рекомендательные письма от предыдущих работодателей;

отзывы от клиентов (положительные, разумеется).

Если резюме и портфолио у вас уже есть, то обновите их. Это нужно делать время от времени. Отзывов и рекомендаций много не бывает. Есть возможность – собирайте как можно больше.

Если вы не уверены, что сделали все хорошо, попросите друзей просмотреть эти документы и высказать свое мнение – честно и максимально объективно. После этого сделайте корректировку и приступайте к рассылке резюме.

Даже если вам прямо сейчас не нужна новая работа, попробуйте походить по собеседованиям, чтобы знать, на что вы можете рассчитывать. Исследуйте рынок, изучите свои сильные и слабые стороны и решите, в каком направлении развиваться. Главное – действуйте.

Глава 12

Личный финансовый план

Будут или нет достигнуты финансовые цели, во многом зависит от того, как они спланированы.

План достижения любой вашей финансовой цели называется финансовым планированием. И если вы действительно хотите чего-то достичь, вы должны подумать о том, чтобы досконально расписать свой путь к вашей цели.

Зачем составлять план? Потому что нельзя построить надежный дом без проекта стройки. Точно так же нельзя успешно достичь финансовой цели без финансового плана. Конечно, бывают и случайности. Например, можно выиграть большие деньги в лотерею. Говорят, это бывает в одном случае на 10 000 000. Вы готовы полагаться на такую случайность?

Не спешите говорить, что финансовое планирование не работает! План необходим каждому, кто хочет успешно достигать своих финансовых целей. У вас обязательно должен быть этот Личный Финансовый План, рассчитанный на всю вашу жизнь.

Если у вас нет письменного Плана достижения вашего богатства, значит, вы по умолчанию выбрали путь по достижению своей бедности.

Как сказал Роберт Кийосаки: «Цели должны быть ясными, простыми и записанными на бумаге. Если они не записаны на бумаге и их каждый день пересматриваешь – это не цели. Это пожелания». Запланируйте свои пожелания, чтобы воплотить их в реальность.

Работу над планом нужно начать с постановки целей и подсчета денег и времени, которые вам понадобятся для достижения этих целей (так вы поймете, к каким заработкам вам нужно стремиться). Определяйте для себя разумные, выполнимые задачи. У вас должен быть финансовый план, а не финансовая фантазия.

Примерные разделы личного финансового плана:

перечень ваших активов и пассивов;

статьи расходов и доходов;

формулировка каждой цели с указанием:

– срока ее достижения;

– суммы, необходимой для реализации каждой цели и воплощения вашей мечты;

– задачи-действия, ведущей вас к вашим целям.

В процессе составления плана вы сможете определить для себя, чего вы хотите от жизни, что вам нужно от нее и как достичь того, что вы задумали. Помните, вы составляете этот план только для себя самого, поэтому он должен нравиться только вам и быть понятным лишь для вас. Составляйте его как угодно, главное, сделайте это.

Чтобы вы смогли реализовать Личный Финансовый План, не становитесь его заложником. Вы должны иметь простор для импровизации. Будьте гибки, корректируйте План время от времени.

Не расписывайте пункты Плана слишком подробно – это пустая трата времени. Детали все время меняются, поэтому, составляя план на годы вперед, описывайте свои цели в общих чертах, оставляя подробности только для ближайших месяцев.

Многие люди по несколько раз безуспешно пытаются упорядочить свои финансовые дела и достичь финансовых целей, но терпят неудачу. Причина этого проста: они хотят слишком многого и сразу. Не планируйте заработать кучу денег за короткое время – ничего, кроме разочарования, это не принесет. Имейте выдержку – она щедро вознаграждается.

Все мы находимся в финансовом лабиринте. Приходят к цели только те, кто имеет план выхода. Но это еще не все: нужно действовать и не сдаваться после неудач. Чтобы попасть в цель, стрелки тренируются годами. Берите с них пример, если хотите одержать финансовую победу!

Больше узнать о деньгах вы можете из моего бесплатного видеокурса «Все, что вы хотели узнать про деньги, но боялись спросить». Получить курс вы можете здесь:besplatnyj-trening.

Практическое задание

Составьте личный финансовый План. Для этого возьмите чистый лист бумаги и запишите на нем свои цели в такой последовательности:

мечта: большая и очень «вкусная» (это описание вашей жизни через определенное количество лет);

конечная цель: измеримая, позитивная, бросающая вам вызов (например, купить дом на берегу моря и жить на пассивный доход);

промежуточные цели: этапы, шаги, которые должны помочь вам на пути к вашей мечте (например: создать новый источник дохода, отложить деньги на инвестирование и т. п.);

• задачи-действия, которые необходимо осуществить на каждом этапе достижения цели (например, повысить квалификацию, пройти обучение, найти новую работу и т. д.).

Есть что рассказать о своих достижениях? Оставьте свой комментарий на этой странице моего образовательного портала «Азбука Денег»: http://evstegneev.com/knigi.

Раздел II

Секреты больших денег

Глава 1

Деньги делают деньги

Все тайное становится явным.

Оглянитесь по сторонам. Ваш коллега получает ту же зарплату, что и вы, но, в отличие от вас, не занимает «до получки», а уже построил дом? Ваши соседи зарабатывают меньше, чем вы, но, в отличие от вас, оплачивают детям учебу в престижном университете? В карманах вечно ветер свистит – это тоже о вас?

Остановитесь, оставьте свои дела и задумайтесь: в чем же дело? Что знают и могут эти люди такого, чего не знаете и не можете вы? Поймите, что именно вам нужно узнать и освоить, чтобы изменить свою финансовую жизнь, и сделайте это.

Запомните слова австралийского миллионера Питера Спэнна: «Не существует ни одной проблемы, решения которой не было бы уже найдено; ни одной идеи, к реализации которой не было бы найдено пути; ни одной стратегии успеха, которая не была бы уже открыта, опробована, проверена и доведена до совершенства. Все это знание ждет лишь, пока вы научитесь его применять». Вам остается только найти эти знания и применить их. Некоторые из этих «секретов» я открою вам прямо сейчас.

Одно из главных правил богатства: деньги делают деньги. Деньги тянутся к деньгам. Успех притягивает успех. Все это вы, наверное, уже слышали. Неужели вы не понимаете, какое отношение это имеет к вам? Самое непосредственное!

Если вы хотите избавиться от финансовых проблем, вам нужно начать наращивать денежную массу. Вы должны запасаться деньгами, откладывать их, – только так вы сможете сохранять и приумножать свои финансы. Непрестанно увеличивая свои денежные запасы, вы сможете затем начать их инвестировать, а значит, не работать на деньги, а заставить свои деньги работать на вас.

Большинство людей ведет себя совершенно иначе. Они зарабатывают деньги и тут же спускают их «в ноль», а то и в минус с помощью ставших такими доступными потребительских кредитов.

В попытке улучшить свое плачевное финансовое положение люди, как правило, принимают одно из двух решений:

– тратить меньше;

– зарабатывать больше.

Наши рекомендации