Ритритная программа практик линии ньингма
Последний год ритрита посвящен практикам древнейшей линии Ньингмапа. В течение этого года осуществляется медитация стадии развития в соответствии с практиками Ваджрасаттвы и Вишуддха Херука, а также стадии завершения согласно учениям Великого Совершенства (Дзогчен). Линия Ньингма выделяется среди всех остальных традиций тибетского Буддизма по многим чертам: такого количества разнообразных практических .методов и учений нет ни в одной другой школе, а количество её мастеров, достигших наивысшей реализации, не имеет аналогов. В ньингмапинской традиции существует две основные линии передачи учений. Первая линия Кама — это система устной передачи, идущая непрерывно от первых патриархов традиции. Вторая линия, - Тэрма, передаётся тайным образом посредством раскрытия текстов, утаенных в различных местах физического и нефизического измерения великим мастером Падмасамбхавой, его ученицей Йеше Цогьял и другими основателями линии. На протяжении многих веков эти сокровища-тэрма открывались просветлёнными практикующими, обладающими чистым видением и сверхъестественным восприятием, которых именуют «открывателями сокровищ» — тэртон. Практика Ваджрасаттвы - это тэрма, открытое мастером Оргьен Тэрдаг Лингпа в семнадцатом веке. Практика Ви-шуддха Херука относится к канонической традиции Кама и берёт своё начало от великого мастера 9 века Намкхай Ньингпо, — одного из основоположников линии Ньингма. Практика Дзогчена, которой завершается ньингмапинская программа, считается самым сущностным и глубоким методом среди всех буддийских практик. Эта тайная традиция, которая завоевала большую популярность среди западных буддистов, скрывалась в Тибете как ценнейшее сокровище и передавалась на протяжении многих веков лишь самым достойным и усердным практикующим. Это именно та единственная традиция, в которой имеется метод реализации радужного тела, позволяющий достичь просветления за несколько лет, растворив грубое физическое тело в радужном свете. Традиция Дзогчена, практикуемая в этом ритрите, происходит из наставлений «Вима Ньингтик» принципиального основателя Ньингма мастера Вималамитра, а также из учений Лонгченпы «Лама Янг-тик» и наставлений из тэрма «Чецун Ньингтик», открытом мастером 19 века Джамьяиг Кхьенце Вангпо.
В начале третьего года вы получите посвящения, наставления и устные передачи на сердечную практику Ваджрасаттвы и практику «Девяти Полусфер Вишуддха Херука» из традиции Со. Во время практики Ваджрасаттвы вы должны начитать 600 000 шестислоговых и 100 000 стослоговых мантр этого Будды. Мантра Вишуддха Херука должна быть прочитана 800 000 раз. Каждая из этих двух практик завершается групповой практикой друбчен с непрерывным чтением мантр в течение семи суток и одного утра. В альтернативном случае необходимо выполнить ритуалы подношения мандалам божеств каждой практики по три дня. В заключение также следует сделать двухдневную огненную пуджу для каждой практики в качестве усмиряющей активности. Эти стадии рецитации (мантр) мирной и гневной форм Ваджрасаттвы должны быть выполнены в течение трёх месяцев.
Следом за этим вам дадут комплексное посвящение «Всеисполняющая Драгоценность» на практику «Лама Янгтик» Великого Совершенства. Вместе с ним вы получите подробные наставления Дримей Озэра по практикам последовательных стадий медитации, начиная с предварительных.
Первая часть предварительных практик, посвященная аналитическим медитациям, занимает двадцать семь дней. Из них вы отводите по три дня на обдумывание непостоянства, преходящего и вечного счастья, непредсказуемости жизни, тщетность ваших прошлых действий, а также просветлённых качеств Будды и глубины наставлений Гуру. Последняя из семи медитаций включает три аспекта - переживание блаженства, ясности и безмыслия, каждому из которых посвящается по три дня медитации.
После этого вы делаете общие предварительные практики накопления заслуги и мудрости и очищения своих омрачений, уделяя по неделе на принятие прибежища, чтение стослоговой мантры (Ваджрасаттвы), подношение мандала и гуру-йогу. В общей сложности это занимает двадцать восемь дней. Первая часть каждой сессии отводится на практику общих медитаций и рецитации, а последняя часть - на особые медитации и рецитации. Таким образом, вы совмещаете общие предварительные практики с особыми.
Далее вы тренируетесь в медитации праны, практикуя по три дня аспекты цвета, формы, количества, вдоха, выдоха и «сосудного дыхания». Пять дней посвящаются тренировке с «беспристрастным бинду». В общей сложности эти медитации занимают двадцать дней. Следующие пятнадцать дней вы делаете практику «Нерождённого слога А», медитируя по три дня на каждый из пяти (слогов) А, соответствующих пяти элементам (воды, земли, огня, ветра и пространства). Все предварительные практики, начинающиеся с аналитических медитаций, занимают три месяца.
Потом вы получите «несложное» посвящение и в течение трёх месяцев практикуете медитацию Трекчо («Проруб»). Первый месяц отводится на предварительные практики именно для этой медитации. В частности, вы тренируете своё тело в позе ваджра пять дней, а свою речь тренируете двадцать дней в четырёх практиках «Опечатывания», «Очищения Энергии», «Смягчения» и «Вступления на Путь», каждой из которых отводится по пять дней. Ещё пять дней посвящаются исследованию трёх фаз мысленной активности, то есть анализу возникновения, пребывания и исчезновения (мыслей). Оставшиеся два месяца посвящаются основной медитации Трекчо, которая начинается с практики «Вхождения в Естественное (состояние)». В это время вы получите наставления и прямое введение в природу ума вместе с (ритуалом) «Снисхождения Благословения (линии Дзогчена)». Вы должны практиковать неутомимо.
Следующие три месяца посвящаются практике Тогал («Прямой Перенос»). Первую неделю вы делаете практику Кхордэй Рущен («Отделение Самсары от Нирваны»), после чего вам дадут посвящения полной простоты и абсолютной простоты. Пребывая в естественном состоянии, вы медитируете на ясный свет в соответствии с определёнными позами тела, положениями глаз и прочими ключевыми пунктами. Когда вам откроется светоносная природа, вы получите наставления для практикующих со средними способностями (по бардо умирания и бардо природы явлений), а также наставления для практикующих с меньшими способностями (по бардо становления и перерождению в чистых землях). В дополнение (к наставлениям для посредственных практикующих) вы можете потренироваться в переносе сознания в любое удобное время.
В самом начале медитации Трекчо вам объяснят четыре ключевые пункта непрерывного потока практики йоги, чему вы и должны постоянно следовать. Во время этой практики или в любое другое удобное время до или после неё вы практикуете медитацию и рецитацию «Трёх Всеисполняющих Корней», - Гуру, Йидама и Дакини. По возможности вам следует сделать практику внешнего, внутреннего, тайного и сущностного аспектов Гуру в соответствии с текстом «Всеисполняющий Нектар Сущностных Наставлений по Светоносности», а также медитации из тэрма великого мастера Чецун (Сэнге Вангчук) «Вима Забмо Ньингтик».
Дополнительные практики, осуществляемые во время ритрита
В любое свободное от практики время вы должны получить полную устную передачу на следующие тексты:
- три тома наставлений Шангпа Кагью,
- два тома практик Защитников,
- один том практики Шести Ветвей Воссоединения,
- один том практики «Лама Янгтик».
В конце первого года одна неделя посвящается Объединённой практике Четырёх Божеств. Точно также, в конце второго года совершается (недельный) ритуал подношения торма (Защитникам) под названием «Драгоценный Удар Активности». Третий год завершается (недельной) рецитацией мантры Быстродействующего Пробуждённого Защитника в соответствии с ритуалом внешней садханы из (Чоклинг) Тэрсар.
Объединённая Практика Четырёх Божеств требует уполномочивающего благословения и наставлений. Для второй практики необходимо получить посвящение (посредством) торма, а также устную передачу и наставления по практикам «Барчей Кунсэл» («Устранение Всех Препятствий»), «Устранение Омрачений», «Неделимости Гуру и Защитника» и «Снисхождение Сущности». Практика, выполняемая в конце третьего года, требует уполномочивающего благословения (посредством) торма.
Эти практики совмещаются с ежегодным ритуалом подношения торма (Шестирукому Махакале). Каждый год на эти практики отводится две недели, что в общей сложности занимает сорок два дня, подсчитываемые среди трёх полумесяцев (ритритного срока).
Для благоприятного завершения ритрита одна неделя в конце затворничества отводится на практику рецитации и подношения благородной (богине Тара), именуемую «Всеисполняющий Круг». Как эта практика, так и практики долгой жизни из традиций Нигумы и Сукхасиддхи подсчитываются в период тринадцатого лунного месяца, добавляемого (в календаре по меньшей мере) раз в три (лунных) года.
Выход из ритрита
Для завершения затворничества, длящегося три года и три полумесяца, подбирается астрологически благоприятный день. Утром того дня необходимо отблагодарить (местных) богов подношением благовоний и ритуалом «Трёхчастного (подношения торма)». После снятия таблички с именами затворников вы можете встретиться с практикующими, чья чистота обетов не вызывает сомнения. В этот день вы выходите наружу лишь для того, чтобы сделать ритуальное обхождение ритритного центра. На следующий день вы можете посетить свой монастырь и поднести мандалу в верхнем и нижнем храмах, а затем посетить покровителя (Ситу Ринпоче) и духовных братьев.
Через какое-то время вы должны вернуться в затворничество вновь. В этот раз вам предстоит сделать полугодовую практику Будды Махавайрочаны, завершаемую десятидневной огненной пуджей. Затем вы делаете трёхмесячную практику Будды Акшобхья вместе с завершающим ритуалом огненной пуджи. В конце концов вы выполняете месячную практику Будды Амитабхи из тэрма «Намчо» («Небесные Учения»). Все эти практики должны быть прилежно выполнены в этом ритритном центре.
Распорядок дня
Распорядок практик йоги в четырёх ежедневных сессиях, требующий прилежного соблюдения.
Программа данного ритрита состоит из четырёх основных стадий: предварительных практик, медитаций линии Шангпа Кагью, практик Шести Ветвей Воссоединения (линии Дордже Налджор) и практик Великого Совершенства. Любая из этих стадий ритрита проходит в соответствии с четырьмя ежедневными сессиями практики, которые разграничивают медитативное состояние от противоположного. Для каждой практики вам предоставлены руководства (как в письменном виде, так и в устной форме).
Все эти практики выполняются, исходя из двух общих соображений: во-первых, вы должны считать себя йогинами высшего уровня Мантры. Во-вторых, все тибетцы, особенно последователи традиций Кагью и Ньингма, должны глубоко верить во Второго Будду, — великого мастера Гуру Ринпоче из Уддияны как в единственного защитника в этой и следующих жизнях в наши мрачные времена.
Первая сессия медитации
Каждое утро начинается с йоги пробуждения ото сна, которая соответствует той стадии развития или завершения, над которой вы медитируете в данный период ритрита. Сначала вы трижды прочищаете застоявшееся дыхание. Затем как можно дольше пребываете в естественном состоянии без мыслей с выпрямленным телом. Вы развиваете в себе ощущение величия божества и освящаете (своё тело) нектаром, проглатывая мендруб или другие благословлённые пилюли. Были у вас их нет, то вам следует иметь под рукой капалу (череп) со смесью этих субстанций, которые вы периодически освящаете длинным или коротким ритуалом, или по крайней мере трёхкратным произношением ОМ Ах ХУНГ ХО, представляя содержимое в виде неделимого единства нектара самаи (самая амрита) и нектара мудрости (джняна амрита). После этого вы вкушаете нектар, (обмакивая в нём кончик) безымянного пальца левой руки (и касаясь им своего языка).
Следом за этим вы освящаете свою речь одним из двух методов. Если вам угодно, вы увеличиваете силу рецитации мантр по методу, описанному в цикле «Лама Янгтик». Если же он вам неизвестен, вы произносите три (или семь) раз санскритский алфавит «али-кали» вместе с визуализацией, составленной мастером Гарванг Чокьи Вангчук.
После этого вы читаете тексты молитв «В Семи Главах» в сопровождении визуализации, объяснённой мастером Минлинг Тэрчен. В частности, вы читаете «Молитву к Трём Каям Гуру (Ринпоче)» и «Молитву, Переданную для Йеше Цогьял», повышая голос под аккомпонемент музыки дамару и дрильбу при словах: «Появись, Лотосорождённый Гуру!» Завершив чтение молитв, вы визуализируете получение посвящения (от Гуру Ринпоче), который затем растворяется в свете и сливается с вами. То же самое следует представлять при чтении остальных молитв из этого собрания («В Семи Главах»). В самом начале ритрита вы должны получить устную передачу и наставления по этой практике согласно тексту «Дождь Благословения» мастера Гьялсэй Пема Гьюрме Гьямцо. Эти наставления с ненарушенной линией передачи являются сердцем практики «Сердечная Сущность Видьядхар», - первого тэрма, открытого мастером Минлинг Тэрчен.
Далее вы быстро делаете медитацию и рецитацию мантры Белой Тары из практики «Всеисполняющий Круг». Когда вам снятся плохие сны или требует ситуация, вы начитываете её мантру, визуализируя защитный круг (описанный в предыдущем тексте Карма Чагмей, - пер.).
По завершению всех вышеописанных практик вы приступаете к своей основной медитации, которой посвящен данный этап ритрита, будь то предварительные практики Махамудры, стадия развития с визуализацией божеств, стадия завершения с практикой жара Туммо или что угодно.
Первая сессия, заканчивающаяся с рассветом, завершается практикой «Единой Мудры Ваджрасаттвы» из цикла «Сангтик Кхорсум» (тэрма, открытого мастером Чокгьюр Лингпа). Вы читаете стослоговую мантру Ваджрасаттвы двадцать один раз и сто восемь раз его короткую шестислоговую мантру. Для этой практики вам следует иметь ритуальный сосуд, при помощи которого вы наделяете себя посвящением, читая уместное количество мантр и визуализируя сосуд (в виде дворца Ваджрасаттвы). Также вы можете сделать рецитацию мантр из практики долгой жизни (этой садханы).
В перерыве между сессиями вы осуществляете средний или короткий ритуал подношения водяных торма. Если вы будете его совершать беспечно и лениться, готовя подношения предыдущим вечером и не следя за их чистотой, то от этого ритуала будет больше вреда, чем пользы. Поэтому выполняйте эти процедуры очень скрупулёзно и сознательно, соблюдая детали визуализации.