Свободное и строгое затворничество
В так называемом «свободном ритрите» вы разбиваете день на четыре сессии и строго их соблюдаете, не выходя наружу и не принимая посетителей (кроме помощников). Но во время перерывов между сессиями вы можете покинуть свой ритритный дом и выйти (недалеко), чтобы встретиться с людьми. В строгом ритрите вы не встречаетесь ни с кем (кроме помощника и учителя) и не выходите наружу ни во время сессий, ни во время перерывов.
Строгое затворничество гораздо более благоприятно для практики, чем свободное, в котором вы подвержены внешним отвлечениям. В строгом затворничестве вы устанавливаете шесты для Королей и никогда не покидаете ритритный дом, не встречаясь с посетителями. В свободном ритрите вы также устанавливаете шесты для Королей. Хотя вы можете покинуть ритритный дом, в него не может войти никто другой. Если вы позволяете посторонним людям входить в ваш дом, то тогда нет смысла устанавливать шесты для Королей. Если вы приглашаете людей в свой ритритный дом во время перерывов, то ваш ритрит называется «чрезвычайно свободным».
Говоря в общем, если вы хотите сделать строгий ритрит, всегда начинайте его в свободной манере. В течение 10-15 дней постепенно ограничивайте свою свободу. Когда вы в конце концов установите шесты для Королей, не встречайтесь ни с кем, за исключением избранного ритритного помощника. Не начинайте свой ритрит в строгой манере, постепенно расслабляясь ближе к завершению. Это считается неверным.
БУДЬТЕ ДЫШАЩИМ ТРУПОМ
Никогда не прекращайте практику. Вам не нужно уходить в пещеру. Просто живите в маленьком доме или ритритной хижине. Всегда развивайте преданность, сострадание и осознавайте природу своего ума. Практикуйте вплоть до момента смерти. Посвятите оставшуюся жизнь одной лишь практике.
Некоторые практикующие хотят практиковать, но не имеют необходимых условий или средств, чтобы провести остаток своей жизни в ритрите. Другие имеют на это деньги, но не заинтересованы в практике вообще. Третьи хотят заняться практикой после увольнения, но не знают чувства меры. Имея тысячу долларов, им надо десять тысяч. Когда они получают десять тысяч, им уже нужно сто тысяч. А когда у них оказывается сто тысяч, они хотят миллион долларов. Не секрет, что некоторые умирают, всё ещё пытаясь собрать самые благоприятные условия для практики.
Лучше всего, если вы сможете отдать практике всю оставшуюся жизнь, имея на это материальные средства. Без денег вы не сможете обеспечить себя в ритрите. Когда у вас появились средства, имейте чувство меры. Людей, не заинтересованных в практике Дхармы, также много, как звёзд в ночном небе. Люди, которые действительно практикуют Дхарму, также редки, как дневные звёзды. Вам нужна крыша над головой, одежда, еда и питьё. Если вы собрали всё это, у вас уже имеются благоприятные условия для ритрита.
Помните, что жизнь коротка и насыщена болезнями. Вам не дано знать, когда вы точно умрёте. Нет никакой гарантии, что в следующей жизни вы родитесь в благоприятной ситуации с такими же сопутствующими условиями для практики. Поэтому устройтесь в небольшом ритритном домике или хижине. Хотите -готовьте себе еду сами, хотите - дайте готовить ритритному помощнику, своей жене или другу. Живите скромно, чтобы другие о вас не знали. Не зарабатывайте себе известность и славу йогина. Настоящий практикующий не должен иметь ни славы, ни имени, ни известности.
Мастера прошлого говорили, что тело следует считать ритритным местом, а ум - практикующим в ритрите. Все мы обладаем присутствующей пробуждённостью. Если бы у нас не было присутствующей пробуждённости, мы были бы трупами. Прорвитесь к ней сквозь усложнения прошедших, настоящих и будущих мыслей. Прошедшие мысли уже ушли. Будущие мысли ещё не появились. Взгляните в сущность нынешней мысли, и она исчезнет в осознавании природы ума. Оставьте свой ум в неподдельном естестве. Если ваш ум присутствует в этом состоянии, его можно назвать «абсолютным отшельником».
Абсолютный ритрит включает три метода: преданность к Трём Драгоценностям, сострадание ко всем существам и рассечение мысленных комплексов (Трекчо) посредством осознавания природы ума. Это сущность буддийской практики.
Сущность ума или природа Будды не является объектом медитации. Она имеется у каждого, и её нужно лишь осознать. Оставьте осознавание изначального состояния в неподдельном естестве. Осознайте то, что у вас есть, и оставьте это «так как есть». Это сущность всей практики. Не утруждайте себя аскетизмом.
Просто купите небольшой дом, дачу или ритритную хижину не слишком близко к деревне, - в одном, двух или пяти километрах от населённого пункта. Подберите место, где нет воров и бандитов. Устройтесь в нём и делайте несложную практику днём и ночью. Прекратите все занятия. Будьте дышащим трупом. Не двигайтесь со своего места медитации. Ваше тело должно сидеть прямо и раскрепощённо, подобно снопу сена с перерезанной обвязкой. Ваша речь не должна звучать, также как молчит гитара с порванными струнами. Ваш ум должен быть свободен от мыслей трёх времён. Как водяная мельница, в которую не поступает вода, мысли прекращаются сами собой. Ваше тело должно быть как труп, брошенный на кладбище. Ваш голос должен быть как у немого, который всегда молчит. Ваш ум должен быть как птица, пойманная в силок и неспособная взлететь в небо, - мысли бессильны возникать в таком уме.
До тех пор, пока вы не достигнете уровня, именуемого «определённостью в естественном состоянии», посещайте своего коренного Гуру раз в год, проводя с ним месяц или два. Всё остальное время оставайтесь в ритрите. Проведите в ритрите всю свою жизнь. Когда исчезнут все ваши сомнения в отношении практики, не выходите наружу вообще. Практикуя таким образом, вы не сможете избежать просветления. Вы не сможете не принести пользы существам. Не становитесь знаменитыми. Держитесь скромно. Скрывайте свои качества. Будьте самородком золота, завёрнутым в ветошь. Не будьте куском дерьма, завёрнутым в парчу. Если вы находитесь в затворничестве даже очень долго, но погружены в восемь мирских забот, то вы ничто иное, как дерьмо, завёрнутое в парчу. К сожалению, таково большинство современных практикующих в ритрите.
ПОЖИЗНЕННЫЙ РИТРИТ
В прошлом было много практикующих, которые провели в затворничестве всю жизнь. Они начинали ритрит живыми, а завершали мёртвыми. Они жили в одном месте и никогда не выходили из ритритного дома, несмотря ни на что. Они не встречались ни с кем кроме избранного ритритного помощника. Некоторые находились в затворничестве в горах, а некоторые в лесу. Другие предпочитали жить рядом с монастырём или деревней. Они готовили себе пищу, доставляемую ритритным помощником. Некоторые йогины уходили в затворничество в молодости и проводили в нём оставшиеся сорок-пятьдесят лет. По случаю они приглашали к себе в ритрит коренного Гуру или других великих мастеров, чтобы испросить наставления по природе ума. Некоторые не делали даже и этого. Определившись в осознавании, они практиковали исключительно сами по себе. Множество практикующих в пожизненном ритрите развивали сверхъестественные способности, к примеру оставаться всё время в сидячем положении без сна, практически не питаться и так далее.
Те, кто уходят в пожизненное затворничество, не должны принимать завышенный обет на всю жизнь в ритрите. Они должны увеличивать свои обеты в небольших пропорциях, например по шесть месяцев, по году или трём. Настоящий практикующий не будет тратить ни минуты своей жизни. Он или она будет практиковать до последнего вздоха, приравнивая свою жизнь к практике.
Истинный мастер Ваджраяны вначале освободит свой собственный ум и достигнет просветления, прежде чем начинать учить других. Однако мастера Махаяны учат ещё до достижения собственного просветления. Если практик Ваджраяны стремится достичь полного просветления в этой жизни, проводя всю жизнь в затворничестве, то он это делает на благо всех существ. Поэтому практикующий в пожизненном ритрите не является эгоистом, стремящимся к личному покою. Наоборот, он альтруист, посвятивший себя благу всех живых существ самым совершенным образом, - посредством достижения полного просветления.
Практик Дзогчена никогда не оставит мотивацию сострадания. Он всегда должен следить, чтобы его мотивация в ритрите и в практике была направлена на благо других, а не наоборот. Каждая сессия должна начинаться с развития намерения практиковать осознавание природы ума на благо живых существ. Эта мотивация должна пронизывать вашу практику осознавания. Помимо этого, каждая сессия должна начинаться с напоминания о чистоте всего видимого, слышимого и осознаваемого в контексте тантрического восприятия. Сочетание практики осознавания с развитием правильной мотивации является очень глубоким методом. Само осознавание свободно от всех эгоцентричных цепляний. Оно врождённо обладает мудростью, состраданием и потенциальной просветлённой активностью. Ригпа наделена собственным диапазоном чистого видения, чистого слышания и чистого осознавания. Поэтому настоящий практик Дзогчена не может не иметь сострадания и чистого восприятия. Так как он не отклоняется от пробуждённости осознавания, он никогда не впадает в эгоистичную или собственническую мотивацию.
Это учение было дано выдающимся Мастером Дзогчена 20 века Тулку Ургьен Ринпоче (1920-1996) весной 1994 года в Наги Гомпа, Непал. Учение не издавалось, и распространение манускрипта строго ограничено, поэтому я опустил все разделы, на которых лежит ограничение. Учение давалось одновременно с передачей цикла посвящений Лонгчен Ньингтик и посвящено тому, как делать ритрит по Дзогчену в контексте практики тэрма Джигме Лингпы.
Его Святейшество Дуджом Ринпоче
«ЭЛЕКСИР ДОСТИЖЕНИЯ»
Сущностные наставления по практике Дхармы
в горном отшельничестве, данные в лёгком
для понимания изложении.
* * *
С преданностью я принимаю прибежище и простираюсь пред стопами своего великолепного святого Гуру, чья доброта несравнима ни с чем. Даруй своё благословение, чтобы в моём уме и в моих последователях быстро возникла безошибочная реализация глубочайшего пути, и мы овладели изначальной цитаделью в этой жизни.
В силу предыдущих молитв и чистой кармы некоторые достойные люди обрели чистосердечную веру в тайные глубочайшие учения Великого Совершенства и преподающих их Учителей, стремясь практиковать до заключительного этапа. Эти сущностные наставления по практике ключевых пунктов наисекретнейшего Великого Совершенства вручаются таким людям при удалении в горное затворничество и изложены для легкого понимания. Они состоят из трёх общих разделов:
• Предварительная часть: как освободиться от пут страстей и привязанностей, повернуть свой ум к Дхарме и очистить свой поток бытия.
• Основная часть: как устранить недопонимания в отношении воззрения, медитации и поведения и «выпрямить» практику.
• Заключительная часть: как соблюдать обеты и самаи, объединяя жизнь с Дхармой.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ