Ку сунг тук кьи нгодруб цол ду сол
«Драгоценный и великолепный коренной Учитель,
Снизойди на лотосовый трон поверх моей головы.
Прими меня в силу своей великой доброты,
И даруй сиддхи Тела, Речи и Ума».
После этого вы можете повторить 3, 21 или 108 раз «А ЛАМА КХЬЕН НО»,что означает «Гуру, думай обо мне!» В конце этой рецитации представляйте получение четырёх посвящений, умоляя Гуру следующим образом:
ДУСУМ САНГЬЕ ТАМЧЕЙ КЬИ НГОВО КУЩИ ДАГНЬИ ПАЛДЭН ЛАМА ДАМПА ЛА СОЛВА ДЭБСО.
ЗАБЛАМ ГЬИ ТОКПА КХЬЕПАР ЧЕН ГЬЮ ЛА КЬЕВАР ДЖИН ГЬИ ЛАБТУ СОЛ.
КАДАГ НЭЛУК КЬИ ТОКПАР ДЖИН ГЬИ ЛАБТУ СОЛ.
ЦЕ ДИ НЬИ ЛА О СЭЛ ДЗОГПА ЧЕНПО ЛАМ ЧОК ТАРЧИН ПАР ДЖИН ГЬИ ЛАБ ТУ СОЛ.
«Сущность всех Будд трёх времён, владыка четырёх Кай, великолепный святой Гуру, я молюсь Тебе. Даруй своё благословение, чтобы в моём бытие родилась особая реализация глубокого пути. Благослови, чтобы я постиг естественное состояние изначальной чистоты. Благослови, чтобы в этой самой жизни я завершил высший путь светоносного Великого Совершенства».
Читая эти строки, представляйте, как из белого слога ОМ во лбу Гуру исходит белый свет и входит в чакру вашего лба. Посредством этого вы получаете посвящение Сосуда. Из красного слога Ах в горле Гуру исходит красный свет и входит в вашу горловую чакру. Этим самым вы получаете Тайное посвящение. Из синего слога ХУНТ в сердечной чакре Гуру исходит синий свет и входит в вашу сердечную чакру. Силой этого вы получаете посвящение Мудрости Праджни. Из оранжевого слога ХО в пупочной чакре Гуру исходит оранжевый свет и входит в вашу пупочную чакру. Посредством этого вы получаете посвящение Драгоценного Слова.
После того, как вы сильно и искренно помолились, Гуру растворяется в свет с великой добротой и любовью, а свет растворяется в вас. Просветлённый Ум коренного Гуру сливается воедино с вашим умом. Оставайтесь какое-то время в осознавании природы ума.
Сказано, что сессия медитации, начинающаяся с визуализации коренного Гуру, получения от него четырёх посвящений и объединения с его умом, намного превосходит сессию без гуру-йоги. Каждая сессия должна начинаться с гуру-йоги.
ВО ВРЕМЯ СЕССИИ
Поддерживайте присутствие осознавания от прибежища до конца садханы, воспринимая всех существ и весь мир в безграничной чистоте. Если вы будете практиковать таким образом, вы быстро реализуете эту садхану. Название данной практики переводится как «Владение Печатью Бинду». Это бинду - единая сфера Дхармакаи, включающая все явления самсары и нирваны. Поскольку всё заключено в этой сфере, то её печать стоит на всём.
Поддерживайте осознавание Дхармакаи в течение всей практики. Если вы окажетесь в западне надежд и опасений, вы не реализуете цель этой садханы.
Во время основной части читайте мантру и тренируйтесь в практике Дзогчена. Делайте садхану во взгляде Трекчо. Рецитируйте мантры, пребывая в раскрепощённом состоянии этого взгляда. Не искажайте визуализацию, цепляясь за детали. Не сводите рецитацию мантр к насчитыванию определённого количества. Не вовлекайтесь в предвкушения особых медитативных переживаний. Осуществляйте садхану в состоянии изначальной чистоты, лишённом надежд и опасений.
Читайте мантры правильно и медленно. Чистая рецитация увеличивает вашу заслугу в сто раз. Чтение мантр в состоянии самад-хи увеличивает заслугу в сто тысяч раз. Правильно произнесённая мантра соответствует по заслуге ста мантрам, произнесённым слишком быстро, нечётко или неполностью. Заслуга от одной мантры, произнесённой в состоянии осознавания, равна заслуге от ста тысяч правильно произнесённых мантр без осознавания. Поэтому, делая ритрит, не будьте одержимыми количеством.
ПОСВЯЩЕНИЕ ЗАСЛУГИ
В конце сессии посвящайте заслугу, молясь следующим образом: «Пусть вся моя заслуга, накопленная в прошлом, настоящем и будущем, а также недвойственная заслуга всех Будд и Бодхисаттв и двойственная заслуга всех людей достанется всем живым существам; пусть все они освободятся от причин и следствий страдания и достигнут уровня совершенного просветления». Это относительное посвящение должно быть опечатано посвящением трёхкратной чистоты посредством пребывания в пробуждённости осознавания.
ПРОВЕРКА СВОЕЙ СЕССИИ
Вконце каждой сессии производите самооценку. Спросите себя: «Отвлекался ли я большинство времени? Провёл ли я сессию, грезя наяву? Практиковал ли я с преданностью и состраданием или просто механически насчитывал мантры?» Если ваша сессия прошла хорошо, не гордитесь собой, а подумайте так: «Своему прогрессу в практике я обязан только доброте и благословению моего Учителя». Если сессия была неудачна, скажите себе: «В силу своего безначального блуждания в самсаре я провела эту сессию под влиянием неведения и омрачений. В следующей сессии я буду усердно применять наставления коренного Гуру и приложу все силы, чтобы преодолеть закоренелые привычки». Таким образом, относитесь к своей практике самокритично, не гордясь собой и зная свои недостатки.
Практикующие наивно избегают самокритики, думая: «Моя практика и вправду хороша. Я не отвлекалась в течение всей сессии. Так как я действительно хорошо практикую, мне пора начинать учить других». Такие практикующие не знают разницы между медитативными переживаниями и реализацией. Если вы начали гордиться своей практикой, то вы в ней не продвинетесь. Если вы думаете, что пришло время учить других, осознайте эту мысль как влияние демонов. Просветлённым существам нет нужды заранее программировать свои действия. Они проявляют непостижимую пользу другим спонтанно. Помните пример скрытого йоги, который превосходит других в практике, не раскрывая своих качеств. Настоящий йоги утаивает свои качества также, как другие люди прячут сокровища. Хвалите достоинства других, а свои собственные скрывайте!
ТРИ ИДЕАЛЬНЫХ АСПЕКТА
Какую бы практику вы ни делали, всегда украшайте её тремя идеальными, или совершенными аспектами: идеальным началом Бодхичитты, идеальной основной частью неконцептуальной практики и идеальным завершением посвящения заслуги. Комбинируя практику с этими тремя аспектами, вы собираете два накопления. Посредством Бодхичитты и посвящения вы собираете накопление заслуги, а посредством неконцептуальной практики вы собираете накопление мудрости.
Одно лишь использование этих трёх идеальных аспектов очищает двойное омрачение основы, совершенствует двойное накопление пути и способствует достижению двух Кай плода. Двойное омрачение - это омрачение эмоций и омрачение восприятия. Две Каи - это Дхармакая и Рупакая. Если эти три идеальных аспекта отсутствуют в вашей практике Дзогчена, такая практика называется «хватанием пустоты голыми руками». Это также тщетно, как попытки ухватить небо.
ВДОХНОВЛЯЮЩИЕ НАПОМИНАНИЯ
Когда вы находитесь в равностности, там не о чем думать. И всё же, во время сессии вам может прийти в голову: «Надо выпить чаю. Пора сходить в туалет...». В этом случае расслабьтесь и подумайте: «После блуждания в самсаре с безначальных времён в отсутствии драгоценных учений я наконец получил это особое человеческое тело, которое так тяжело обрести. Я использую эту возможность для истинной практики. Клянусь вернуться к практике, не тратя ни минуты». Воодушевите себя таким образом и продолжайте свою сессию.
В следующий раз подумайте о непостоянстве. Все материальные вещи меняются с каждой секундой. Смерть - самое ужасающее проявление непостоянства. Подумайте: «Если я сегодня умру, готов ли я к этому? Как велика моя уверенность в практике?». Если вы не уверены, что осознаете пробуждённость в момент смерти, думайте так: «Если я сегодня уйду, то я ведь вовсе не готова, в моей практике нет стабильности. Пусть благословение моего добрейшего коренного Гуру и Трёх Драгоценностей помогут мне в бардо».
В другой раз поразмыслите о тщетности самсары. Когда вы действительно постигнете это, у вас не останется к ней доверия и больше не появится самсарных предвкушений. До сих пор вы постоянно уповали на самсарное счастье. Но такое счастье содержит зачатки страдания. Мысли типа: «Я чувствую себя так хорошо! Мне здесь нравится! Я люблю свою работу! Мой ритрит идёт здорово! У меня так много денег!» ведут лишь к дальнейшему страданию. Все эти обстоятельства изменчивы. Чем больше вы привязаны к благополучным обстоятельствам, тем больше вы будете страдать. Поймите, что в самсаре нет вечного счастья. Увеличивающаяся стабильность в осознавании взгляда Дзогчена способствует уменьшению надежд на преходящие самсарные радости. Пробуждённость осознавания не тронута ни страданием, ни счастьем, она за пределами всяких самсарных условностей. Вы окажетесь вне страданий только тогда, когда достигнете стабильности в пробуждённости осознавания.
До тех пор, пока в уме имеются даже тонкие мысли, вы будете испытывать страдание, так как самая тончайшая фиксация на субъекте и объекте, на наблюдателе и наблюдаемом, всё же содержит самсарные зачатки. Истинное отречение - это понимание того, что цепляющиеся мысли производят самсару. Если вы действительно осознаёте это, то вы станете абсолютно независимыми и не будете нуждаться ни в чём. Вы будете как старик, наблюдающий детские игры. Вам будет ясно видна бессмысленность всей самсары.
Самсарные обыватели проводят всю жизнь, чередуя пристрастия к приятным вещам с отвержением неприятных, присваивая и избегая что-то в надеждах и опасениях. Йоги ясно видит глупость и ребячество такого отношения. Он или она воспринимает самсару как океан страданий и знает из него выход.
«Взгляни по настоящему в настоящее.
Увидев настоящее, ты полностью освободишься».
«Настоящее» - это пробуждённость осознавания. «Взглянуть по настоящему в настоящее» значит осознать пробуждённость ригпы, свободную от наблюдателя и наблюдаемого. Это осознавание лишено двойственности. Созерцатель и созерцаемое становятся единым целым. Сказано, что двойственный ум не может осознать свою природу. Так как ригпа недосягаема двойственному уму, она может быть осознана только сама собой. В момент осознавания природы ума все мысли освобождаются самопроизвольно.
Скажите себе: «Будда действительно показал абсолютную истину. Он на самом деле Просветлённое Существо. В силу великого сострадания он поделился с нами своим постижением. Благодаря доброте моего коренного Гуру я понял эту драгоценную истину. Какое невероятное благословение!» Сострадание появляется из понимания того, что хотя все существа наделены совершенной природой Будды, они мучаются от невообразимых страданий из-за её неведения. Когда осознана пустотность, вам открывается бессмысленность самсары, и у вас естественно появляется отречение, преданность и сострадание. Постижение того, что страдание и его причины происходят из двойственных цепляний концептуального ума ведёт к состраданию. Подумайте так: «Пусть все существа освободятся от страдания и его причин. Пусть я приведу их к состоянию полного просветления». Обет Бодхичитты - это наивысшая из мыслей.
«Воззрение пустоты, лишённое сострадания,
Не соприкасается с высшим Путём».
Понимание непостоянства, отречение, преданность, любовь и сострадание - это качества осознавания. Они показывают, что вы на верном пути.
Подумайте также о кармическом законе причинно-следственной связи. Если вы способны смотреть на несколько шагов вперёд, то будете иметь прогрессивный взгляд на жизнь. Если же вы мыслите негативно, то и ваши жизненные воззрения будут такими же. Имейте в виду, что все ваши мысли, слова и действия имеют последствия. Негативные мысли весьма влиятельны. До тех пор, пока длится ваша злость, весь мир будет казаться злым и враждебным. Смерть в состоянии сильной ненависти безусловно приведёт к очень плохому перерождению. Только осознавание пустотности растворяет мысли трёх эмоциональных ядов. Если вы что-то любите, то это страсть; если вам что-то не нравится, - это ненависть; отсутствие всякого мнения или оценки - это тупость. Все положительные, отрицательные и нейтральные мысли загрязнены тремя эмоциональными ядами и несут в себе самсарные зачатки. До тех пор, пока у вас имеются мысли, вы неразлучны с кармическими причинами и следствиями. Ваша карма перестанет накапливаться только тогда, когда вы достигнете стабильности в пробуждённости осознавания. Изначально свободное осознавание находится за пределами кармы. Но до тех пор, пока вы от него отвлекаетесь, вы продолжаете создавать свою карму.
Иногда практикуйте аналитическую медитацию и лично убедитесь в пустотности явлений и своего «Я». Удостоверьтесь в том, что они только кажутся существующими, а на самом деле не существуют. Поразмыслите над появлением, пребыванием и исчезновением вещей и ума.
Если вы не осознали пустотность и тщетность самсары, вам будет трудно развить истинное усердие «без усилий», требуемое в Дзогчене. Это практика неотвлекаемой немедитации. Подумайте следующим образом: «Я получил самые глубокие и тайные наставления всех Будд. Как замечательно! Как восхитительно! Я отплачу невообразимую доброту моего коренного Гуру, истинно практикуя эти наставления. Это единственный шанс из ста тысяч жизней. Пусть моя практика будет идти в радости. Пусть я не потеряю ни минуты!» Поймите, что очень мало кто может истинно постичь и практиковать глубочайший тайный раздел самого сущностного Дзогчена. Истинное понимание подразумевает прекращение мирских занятий ради практики этих Учений. Обычные люди слишком одержимы мирской жизнью, чтобы смочь по настоящему оценить их.
Дзогчен означает «великое совершенство». Все явления самсары и нирваны совершенны (ДЗОГ) в едином состоянии величия (ЧЕН). Это состояние - настоящий коренной учитель, в котором мы принимаем прибежище, - Будда Дхармакая. Эта пробужденность осознавания не является чем-то внешним, будучи сущностью вашего ума. Когда вы осознаёте свою собственную пробуждённость, просветлённый Ум коренного Гуру уже слит с вашим умом воедино. Если вы видите в своём коренном учителе Дхармакаю Будды, то он и есть природа вашего ума.
Сущность ума, осознающая взгляд пустотности, является высшей формой знания. Её также называют праджняпарамитой, - «запредельным знанием». Это знание неподдельно и не смешано с мыслями. Когда вы истинно осознаете настоящий взгляд, у вас появится великое знание, неведомое до этого. Эта мудрость именуется «знанием, возникающим из медитации». Когда естественное состояние постигнуто «так как есть», все омрачения очищаются и самопроизвольно раскрывается ведение всего, что есть. Вы узнаёте ранее неизвестные вещи без всякого обучения и постороннего объяснения.