Финансирование научно-технического прогресса
Наука и инновационные технологии являются в современном мире решающими факторами развития экономики. По различным оценкам, от 70 до 90 % прироста производства к развитых странах обеспечивается за счет использования инноваций. Только новые технологии могут гарантировать стране постоянный рост производства, устойчивое развитие, а также обеспечить гармоничную интеграцию экономики в систему мирохозяйственных связей.
Выбор источника финансирования научно-технического прогресса(НТП) зависит от этапов, и соответственно, видов научно-технических разработок, в числе которых: фундаментальные и прикладные научные исследования, проектно-конструкторские разработки, внедрение новой техники и технологии, методов организации производства, труда и управления.
Основными принципами финансового обеспечения НТП должна быть множественность источников финансирования и их целевая направленность.
Наука относится в сфере деятельности, которая в целом не может ориентироваться на рыночные отношения: так фундаментальная наука не полностью подпадает под коммерческие критерии, поэтому государство берет на себя обязанность за финансирование фундаментальных исследований и перспективных разработок, могущих революционизировать технологию в важных секторах экономики. Необходимо проведение согласованной политики в области государственных научно-технических инвестиционных, экологических, гуманитарных и иных программ. Финансирование упомянутых программ и проектов может производится за счет централизованных средств.
Приоритет в финансировании за счет госбюджета предоставляется важнейшим фундаментальным исследованиям, работам по межотраслевым проблемам, имеющим общегосударственное значение, заданиям государственных и международных научно-технических программ и проектов.
Научно исследовательскими организациями в целях обеспечения потребностей обороны осуществляются фундаментальные и прикладные исследования, перспективные научно технические и технологические разработки для создания новых видов вооружения и военной техники, продукции военного назначения. Для повышения экономической заинтересованности организаций независимо от форм собственности в выполнении научно исследовательских и опытно-конструкторских работ оборонного характера осуществляется их государственная поддержка путем внедрения системы финансово-экономических регуляторов и механизмов.
Прикладные и внедренческие мероприятия НТП должны финансироваться из хозрасчетных (централизованных и децентрализованных) фондов и за счет кредитов банка. Поскольку эти мероприятия непосредственное воздействуют на эффективность производства, влияют на его конечные результаты должна проводиться гибкая налоговая политика, обеспечивающая тесную связь доходов хозяйствующих субъектов с конечными результатами их деятельности в сфере НТП.
Важным направлением стимулирования ускорения НТП может явиться предоставление целевых субсидий и льготных кредитов для субъектов, осуществляющих приоритетные направления НТП, компенсация за счет специально создаваемых инвестиционных фондов повышенных затрат по освоению новой техники и технологий, введение целевых дотаций потребителям новой дорогостоящей продукции в годы ее освоения, применение ускоренной амортизации основных фондов.
Источником финансового обеспечения НТП могут стать ресурсы инновационных фондов для оказания финансовой поддержки; эти фонды могут быть образованы в отраслях или регионах за счет средств разработчиков и потребителей научно-технической продукции, банков, других заинтересованных предприятий и организаций, а также бюджетных средств местных органов власти.
В последнее время получает определенное развитие такой источник финансирования, как спонсорское, путём предоставления грантов – специальных денежных и иных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе и иностранными, международными организациями, на проведение конкретных научных исследований на заранее оговорённых условиях В основном эта форма применяется для поддержки целевых прикладных исследований и внедренческих работ. В последующем, по мере развития частного бизнеса этот источник может играть заметную роль в финансировании фундаментальных исследований.
Органы хозяйственного управления (концерны, ассоциации, акционерные общества, компании, министерства, ведомства) могут создавать специальные отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и освоения новых видов наукоемкой продукции.
Нормальное обеспечение научных исследований требует объединения усилий в научных центрах, централизации финансовых ресурсов для этих целей. Крупные ресурсы могут быть сконцентрированы или путем отчислений хозяйственных субъектов, регионов, суверенных государств, либо выделены из достаточно крупного бюджета целевым назначениям. Распыление средств допустимо при финансировании внедрения результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в отдельных производствах. Причем научная продукция в условиях рынка должна быть товаром и приобретаться по ценам спроса и предложения. В этом случае покупатель научной продукции вынужден быстро и эффективно использовать научный результат, чтобы окупить понесенные затраты. В этих условиях возрастает роль кредита при расчетах на научную продукцию с погашением его за счет полученного выигрыша от внедрения научно-технических разработок.
В Казахстане, помимо специальных институтов развития, в их числе финансовых – Инновационного фонда, Инвестиционного фонда и Корпорации по страхованию экспортных кредитов и инвестиций – действуют два сервисных – Центр инжиниринга и трансферта технологий и Центр маркетингово-аналитических исследований. Через них государство создает новые и развивает действующие производства по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью.
Важной составляющей инновационного развития являются технопарки, так как они – основа интонационной инфраструктуры. Технопарки во многих странах показали эффективность для поддержки инновационной инициативы разработчиков. В 1951 году в Калифорнии был создан первый в мире технопарк, прообраз будущей Силиконовой долины, эта организация по созданию высоких технологий стала в цивилизованном мире делом обычным. Восьмидесятые годы прошлого века продемонстрировали как бурное развитие технопарков в США и Европе, так и довольно быстрое их распространение за пределы экономически развитых стран. Основная миссия технопарков заключается в следующем: обеспечение благоприятных условий для коммерциализации научных разработок посредством предоставления в пользование инициаторам инновационных проектов производственных площадей и бизнес-услуг. Задачей технопарка национального уровня является развитие системообразующих отраслей, которые могут иметь мультипликационный эффект на всю экономику, целью создания региональных технопарков является стимулирование инновационной деятельности во всех отраслях экономики в рамках отдельных регионов. Особенностью технопарков национального уровня является наличие статуса специальной экономической зоны (СЭЗ). Это значит, что компании, работающие на территории национального технопарка, имеют существенные налоговые и таможенные преференции. В отличие от национальных, у региональных технопарков отсутствует строгая отраслевая направленность. они работают на местную промышленность региона.