Тема 8. Система расходов государственного бюджета
1. Сущность государственных расходов
2. Классификация государственных расходов
3. Финансирование экономики
4. Финансирование научно-технического прогресса
5. Расходы на социально-культурные мероприятия
6. Расходы на оборону
7. Расходы на управление
Государственные расходы представляют собой денежные издержки, связанные с функционированием государства. Как экономическая категория государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.
Понятие «расходы» имеет двойной смысл:
1. Использование денежных средств по их целевому назначению, то есть непосредственную трату денежных средств в процессе обмена. В этом случае в состав расходов включаются расходы предприятий и организаций производственной и непроизводственной сферы, населения, осуществляемые за счет конечных доходов, а валовой общественный продукт распадается на три фонда: фонд возмещения, фонд накопления, фонд потребления.
2. От фактического расходования средств в процессе обмена следует отличать расходы распределительного характера, которые формируются посредством финансов: при использовании общегосударственных фондов и распределении фондов предприятий по их целевому назначению; денежные расходы служат основой формирования конечных доходов всех субъектов хозяйствования.
Эти два аспекта отражают противоречивость и сложность понятия «расходы» при его трансформации в понятие «затраты»: если «расходы» предполагают окончательную трату, потребление (в противоположность «доходу»), то «затраты» означают издержки «в зачет»», наперед, в ожидании будущих дохода или прибыли.
В состав государственных расходов входит расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, государственных предприятий и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сфер.
В состав расходов предприятий государственного сектора входят:
1) затраты, связанные с производственной, хозяйственно-эксплуата-ционной деятельностью;
2) на расширенное воспроизводство (в основные и оборотные фонды);
3) платежи в бюджет и внебюджетные фонды;
4) в поощрительные и стимулирующие фонды.
Первая группа затрат связаны с кругооборотом фондов (капитала) и представляет собой возмещение издержек производства и относятся к расходам условно (см. значение термина «затраты»). Поэтому государственные расходы по предприятиям включают только вторую и третью группы расходов.
Расходы государственного бюджета изложены в разделе 14.2.
Положение государственных расходов среди других категорий определяется значением государственной собственности и ролью государства в современных условиях. Государство является собственником средств производства, выступает организатором производственного процесса, участвует в создании и распределении валового общественного продукта и в соответствии со своими функциями и задачами через систему государственных расходов удовлетворяет значительную часть общественных потребностей. Хотя доля государственного сектора в экономике республики за период реформирования резко снизилась, но в распоряжении государства остается значительная доля собственности, денежных ресурсов. Поэтому категория «государственные расходы» отражает устойчивые экономические отношения и сохраняет свое значение в перспективе.
Роль государственных расходов определяется тем, что преобладающая их часть направляется для производства или обеспечения общественными товарами, благами и услугами населения страны. Расходы на социально-культурные цели, оборону, охрану правопорядка, управление, на продукцию и услуги государственных инфраструктурных предприятий и организаций, призваны удовлетворить общие потребности населения в дополнение к обеспечению рыночными товарами и услугами со стороны как государственного, так и рыночного секторов экономики.
Совокупность всех видов расходов по направлениям и целевому назначению образует систему государственных расходов. Государственные расходы в подавляющей своей части производятся за счет чистого дохода общества, централизуемого в бюджете государства или находящегося в распоряжении государственных предприятий. Они могут возмещаться также суммами амортизации, включаемой в себестоимость продукции, которые направляются на капитальные вложения, предусматриваемые для увеличения производственных фондов государственного хозяйства. Часть государственных расходов покрывается за счет средств населения в виде налоговых платежей, поступлений от займов и пр. Для финансирования государственных расходов привлекаются долгосрочные кредиты банков, в целях увеличения и технического совершенствования основных производственных фондов и погашаемые в последующем из доходов предприятий.
Организация государственных расходов достигается посредством их прогнозирования, а также установления строгого порядка их финансирования и использования средств.
Принципы гос. расходов: одним из принципов организации государственных расходов является плановость. Государство участвует в распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями, экономическими районами в целях сбалансированного развития национального хозяйства и повышения социального уровня жизни народа. Основным методом планирования государственных расходов является балансовый метод.
Целевой характер финансирования государственных расходов предполагает использование государственных средств на строго определенные мероприятия. Этим обеспечивается достижение пропорций в развитии отдельных отраслей национального хозяйства и регионов, выделение средств в первую очередь на развитие наиболее перспективных и прогрессивных отраслей, определяющих научно-технический прогресс и решение важнейших социальных проблем.
Безвозвратный характер финансирования государственных расходов не требует непосредственного возмещения предоставленных ресурсов (в отличие от кредитного метода). Предоставление финансовых ресурсов согласно данному принципу в последнее время совмещается с кредитными методами финансирования из государственного бюджета, (например, через Государственный фонд финансовой поддержки сельского хозяйства); это повышает эффективность используемых ресурсов.
Финансирование в меру выполнения планов (прогнозов) развития предполагает выделение финансовых ресурсов лишь при выполнении производственных показателей и осуществлении мероприятий в соответствии с прогнозами экономического и социального развития.
Соблюдение режима экономии в использовании ресурсов – важный принцип организации государственных расходов, направленный на мобилизацию внутренних резервов и усиление контроля за расходованием государственных средств во всех подразделениях производственной и непроизводственной сфер, рациональное и бережливое их использование.
Необходимым принципом организации государственных расходов является оптимальное сочетание бюджетных, кредитных и собственных источников ихпокрытия. Этот принцип выражает процесс софинансирования государственных расходов.
Расходы гос. бюджета можно подразделить на две группы затрат:
А) по обеспечению непрерывного процесса производства
Б) по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества.
Соотношение между этими группами расходов определяет эффективность бюджета. Чем выше уровень затрат, направляемых на развитие конкурентоспособной экономики, и, соответственно, ниже уровень потребительских затрат бюджета, тем эффективнее использование бюджетных средств. Методика формирования расходов гос. бюджета зависит от проводимой государством социальной политики.
При формировании расходов по видам бюджетов учитываются основные факторы:
1) разграничение функций между органами управления
2) подчиненность учреждений
3) границы деятельности учреждений
4) целесообразность отнесения расходов на данный бюджет.