ГЛАВА XII. РЕАКЦИЯ (Я отвечаю)
Мы подошли к шестому параметру настройки призмы. Она называется «Реакция». Девиз «Я отвечаю».
Очень сложно поначалу каждому из нас тренировать Призму, потому что она не является эластичной. Мы привыкли жить с теми настройками мировоззрения, которые сформировались у нас еще в детстве.
Мы привыкли жить с теми настройками мировоззрения, которые сформировались у нас еще в детстве. Мы очень плохо воспринимаем все новое, являемся космополитами и ретроградами по своей природе, и первые шаги в изменении настройки Призмы даются с большущим трудом. При этом вы можете постоянно интересоваться всеми новинками, регулярно обновлять гардероб, следить за свежими музыкальными хитами, фильмами и вообще считать себя новатором, но при этом ваша Призма будет космополичиной.
Просто в самой ее настройке прописано, что вы являетесь новатором. И чтобы это изменить, если, конечно, нужно, вам потребуется немало сил.
Но хорошие новости заключаются в том, что все‑таки постепенно Призму можно поменять. Шестой параметр, который называется Реакция, отвечает за скорость самих изменений. То есть, фактически, он не является непосредственным рычагом влияния на судьбу, но он очень важен, потому что ускоряет или замедляет те процессы, которые происходят в вашей жизни.
Что же касается приемов настройки, то их здесь также три. Хочу сказать, что есть одна радостная весть. Подумайте об этом прежде, чем начнете прокачивать свою Призму по 6 параметру. Дело в том, что когда вы настроите ее тем образом, который вам нужен сейчас (то есть сознательно отрегулируете все настройки), со временем они также станут, можно сказать, замороженными и останутся в фиксированном состоянии на долгое время. То есть один раз перестроив свою Призму нужным образом, вам в дальнейшем не нужно будет этим заниматься. Нужно будет лишь поддерживать ее в нужном состоянии. Но выполняя тренировки по другим параметрам, вы и так автоматически будете это делать. Таким образом, работа сводится к единоразовому, пусть нелегкому, но недолгому процессу по переделки шестого параметра.
Итак, первый пункт, по которому я предлагаю вам тренироваться, – это погружение в атмосферу. Распространенный примем, вы могли видеть его в других эзотерических и даже бизнес‑книгах. По сути это визуализация. Визуализация конечного результата. Существует множество мнений по тому, как нужно правильно визуализировать свою цель. «Теория, которой нет» придерживается точки зрения, что цель должна быть представлена в конечном оформлении. То есть вы должны ее представлять именно в том моменте времени, когда она уже достигнута. Секрет здесь заключается в том, что вы не просто должны понять, каким примерно образом вы смогли ее достичь, а постараться погрузиться внутрь мира, где цель уже достигнута, и пережить, пускай и виртуально, определенные эмоции, связанные с вашей победой. Это несложно сделать, если вы будете постоянно практиковаться. Главное, что стоит запомнить, – это то, что цель уже достигнута.
Тренируя визуализацию, вы даете понять своему разуму, что существуют в принципе варианты судьбы, при которых нужные события происходят в нужное время.
Сразу хочу предупредить, что в жизни редко получается именно так, как мы визуализируем. Но это и не важно, потому что даже если и получится не совсем так, как мы себе представляем, а примерно так, то это тоже будет нашей победой, и мы можем сказать, что цель достигнута.
Заниматься визуализацией нужно ежедневно. Это тот самый случай, когда выделять 10 минут в день, но при этом целый месяц, гораздо эффективней, чем потратить 24 часа и визуализировать все подряд, не вылезая из кровати. Представьте, что вы ходите в тренажерный зал, но только вместо подходов к снарядам вам нужны виртуальные подходы. Для того, чтобы наиболее визуализировать достижение своих целей, вам нужно уединение. Не просто представлять себе победные картины триумфа, когда вокруг шум и гам, галдеж на работе, звуки радио и телевидения, либо просто шум общественного транспорта. Вы должны находить определенное место, такое, где бы вас невозможно было достать, и у вас было бы несколько минут, чтобы посидеть в тишине спокойно.
Вам нужно будет постоянно находить такие места, потому что уединение – это необходимый фактор, влияющий на успех всего предприятия.
Если вы активный пользователь современной техники, и у вас постоянно с собой мобильные телефоны и планшеты, то их, конечно, нужно отключать, причем не просто выключать звук и ставить на виброрежим, а именно выключать. Потому как ультрамагнитные волновые излучения также могут негативно повлиять на нашу способность визуализировать.
Как, собственно, сделать так, чтобы представить все свои мечты реальными? Некоторые люди испытывают трудности с визуализацией просто потому, что им непросто, трудно, нелегко создавать разнообразные образы. Они либо вообще не рождаются в голове, либо являются тусклыми и их трудно удерживать в картине наблюдения.
Для того, чтобы развивать визуализацию, нужно много читать. Причем читать литературу разнообразную, преимущественно художественную. Отличной тренировкой являются исторические романы, которые написаны в сеттинге прошлых лет. Если вы прочтете сначала книгу о диком западе, затем о екатерининских временах в России, а позже о Лондоне 60‑х годов, то у вас сложатся образы совершенно разных эпох, и ваш разум будет составлять картины тех времен и показывать их вам. Чем больше книг вы прочтете, тем больше образов покажет вам ваш разум.
Недаром считается, что чтение – это интеллектуальное занятие. В числе прочего можно сказать, что большинство кинорежиссеров – заядлые книжные черви, которые просто не расстаются с книгами. Они понимают, что им нужно визуализировать процесс создания фильма, процесс снятия сцен и реализации сценария ленты на пленке. Возможно, до них это доходит не совсем осознанно, но тем не менее, большинство не расстается с книгами. Последуйте их примеру хотя бы на какое‑то время, и вы сразу заметите сильный прогресс.
Второй метод прокачки реакции – это создание тотема, то есть вашего личного талисмана, который будет придавать вам сил. Я советую в качестве тотемов выбирать какие‑то небольшие вещи, которые вы теоретически могли бы носить с собой. В принципе, подойдет и любой камень, но лучше взять какую‑то вещь из дома: маленькую игрушку, карманную книжку, коробок спичек, возможно. Какую‑то статуэтку или сувенир. В конце концов, подойдет и магнит с холодильника.
Выберите любую вещь. В принципе. Не важно, что это будет. Главное, что ваше внимание к этим образам на будущем тотеме заострилось, вы его чем‑то для себя отметили, и теперь он является вашим.
Суть тренировки заключается в том, что вы должны сжимать в руке свой тотем и произносить ключевые слова, которые придумать вы должны сами. Разработайте самостоятельно для себя речевку, если хотите, назовите это мантрой. Если хотите, назовите это собственным девизом, но, так или иначе, вы должны придумать текст на несколько предложений, который отображает ваше Я во внешнем мире. Вы должны произносить то, кем вы хотите стать.
Мы уже сформировали миссию и цели. Говорите о них, декларируйте свои миссии и цели. Вам нужно это делать. Потому что факт произношения также влияет на скорость изменения призмы. Еще в древности говорили, что слово не воробей. Это значит, что то, что сказано, уже ушло, и этого не вернешь. Соответственно, за своими словами, за языком нас с детства учат следить. Это происходит потому, что слово – сильный инструмент, словом можно отблагодарить человека, поднять ему настроение, но можно также его словом уничтожить, убить, даже, в некоторых случаях, подтолкнуть к самоубийству. Поэтому к сказанному всегда нужно относиться внимательно. В данном случае отнеситесь внимательно к тому, что будете говорить вы.
Не обязательно написанный текст читать сразу вслух, громко и много раз. Прочитайте его сначала шепотом, выучите его наизусть. Сделайте так, что в течение дня у вас будет время, чтобы прочитать этот текст, держа в руках тотем. Эту, с позволения сказать, процедуру, по уму нужно проводить не менее 3 раз в день . Но на первых порах, когда вы еще будете забывать это сделать, достаточно будет хотя бы одного раза. Это уже будет двигать вашу призму в нужном направлении.
Это уже будет двигать вашу призму в нужном направлении.
Не стесняйтесь через какой‑то время изменять свой текст. Это делается для того, чтобы слова всегда звучали осознанно. Через какое‑то время, если мы используем одни и те же предложения, мы перестаем их произносить обдуманно. Мы их выучиваем наизусть и через определенный промежуток времени начинаем шпарить, не задумываясь. Это не так эффективно, как произношение с чувством, с толком, с расстановкой. Чтобы не терять концентрацию, вам нужно периодически менять текст. Как часто это следует делать, решайте сами. Как только почувствуете то, что текст уже не имеет той сильной отдачи изнутри, которая была в самом начале, перепишите несколько слов или хотя бы просто поменяйте что‑то местами и начинайте по новой.
Третий способ прокачки реакции лежит в физическом мире. Это попросту здоровое питание. Да, здесь нет ничего сложного и, казалось бы, это вещь очевидная. Но в любом случае, мы должны еще раз об этом поговорить, потому что призма идет изнутри, и здоровье нашего организма также находится внутри нас. На свое здоровье мы влияем непосредственно тем, что принимаем в пищу.
Сейчас качество еды достигло низшего предела за всю историю человечества. Некоторые эксперты считают, что в будущем нас ждет техногенная катастрофа, и то, что те продукты питания, которые мы сейчас употребляем в пищу, еще напомнят нам о себе через несколько десятков лет.
В любом случае, какая бы точка зрения у вас ни была по поводу пищи, как минимум вы должны отказаться от того, что мы все называем обидным словом фаст‑фуд. Это еда самая простая. Самая низкопробная и, к сожалению, опасная. Дело в том, что питаясь фаст‑фудом, мы блокируем нашу призму и ей трудно меняться, трудно становиться ментально эластичной. Вы, конечно, сможете поменяться, но на это у вас уйдет гораздо больше времени. По мимо того, что еда в фаст‑фуде в принципе не очень полезна, она влияет и на то, как быстро мы можем меняться, то есть по сути, она показывает, владеем мы собственной судьбой или нет. Будьте готовы к тому, что отказ от подобного рода пищи может быть довольно трудным. Он будет протекать чуть ли ни как ломка наркоманов, и если вы постоянно принимали в пищу продукты из фаст‑фудов, то. Возможно, у вас развилась в определенной степени зависимость. И я поздравляю вас, если вы едите только домашнюю еду, а если и питаетесь где‑то вне собственного жилья, то это хорошие заведения, где подают качественные блюда. Да. Конечно, нет гарантии, что и там все в порядке, но, как минимум, мы не идем хотя бы на самый откровенный риск.
Но не питаясь в фаст‑фуде, мы, переждав какое‑то время, почувствуем, как стало больше наших сил. Ведь если постоянно пихать в себя низкопробную еду, наша Призма засоряется, она становится закостенелой и ее трудно изменить. Вы, возможно, скажете, что я повторяюсь, то это настолько важная информация, что вам следует прочесть ее как минимум несколько раз.
Встает вопрос, если человек привык употреблять фаст‑фуд в пищу, то что ему делать вместо этого? Какие выбрать заменители? Отвечу: существует всего три вида
пищи, которые человек может принимать ровно в таком виде, в котором ее подарила ему матушка‑природа. Это фрукты, овощи и орехи. На данный момент мы, конечно, уже видим случаи. Когда фрукты с овощами становятся генномодифицированными, и пользы от них, мягко говоря, немного. Но в любом случае, это лучше, чем большинство, если не каждый из фаст‑фудов.
Если у вас есть доступ к ярмаркам, рынкам и любым другим местам, где продают не сумермаркетные овощи и фрукты, а натуральные, выращенные на домашних хозяйствах, то запомните эти адреса и покупайте еду так.
Плюс фруктов и овощей, ну и, конечно, орехов, заключается в том, что они все сезонные. В любое время года можно найти определенные овощи и определенные фрукты. Я бы посоветовал вам завтракать исключительно фруктами. Завтрак – это легкое время, когда не рекомендуется нагружать организм тяжелой едой, и в такой ситуации, к примеру, банан и апельсин окажутся вполне уместными.
На этом я закончу свой разговор о питании. Больше в этой книге мы к теме еды не вернемся. Но просто проведите эксперимент и попробуйте 2 недели завтракать исключительно фруктами. Вы увидите, что ваша работоспособность повышается, и к обеду вас уже не будет клонить в сон.
ГЛАВА XIII. ФОКУСИРОВКА(Я делаю)
Постепенно мы приближаемся к завершению обсуждения все 10 характеристик призмы, и вот на очереди 7 параметр. Он называется «фокусировка», девиз «Я делаю».
Я хочу сейчас задать вам один вопрос. Он звучит просто, но эта простота иллюзорна. Я прошу вас ответить на него со всей серьезностью. Вопрос звучит так: сколько времени вы можете проработать над какой‑то задачей без остановки? Когда я пишу «без остановки», я имею в виду то, что вы должны быть сфокусированы, то есть вы должны не отвлекаться ни на что и работать только над поставленной задачей.
Вы, конечно, можете сказать, что в таком режиме вы способный действовать час или даже больше. У тех, кого реальная самооценка на достойном уровне, результат будет 15, может быть, 10 минут. На самом деле у большинства из нас режим фокусировки очень недолог. Как только мы садимся выполнять какую‑то работу, нас начинает постоянно что‑то отвлекать. То пришла смс‑ка, то написали в социальные сети, то попалась какая‑то интересная статья на компьютере, или мы заинтересовались новостным сюжетом, который в это время шел по телевизору.
Это лишь малая часть примеров, и у каждого они свои. Факт в том, что что бы мы ни делали, постоянно находится какая‑то внешняя сила. Пытающаяся нас остановить, отвлечь.
Мы, конечно, периодически поддаемся на эти соблазны и начинаем лениться, начинаем отвлекаться. Таким образом, время выполнения задачи вырастает в разы. К примеру, нам нужно написать определенный текст. В целом эта работа занимает минут 10, от силы 15. Но проверив сообщения в социальных сетях, посмотрев какой‑то новый смешной ролик, и прочитав газетную статью, которая лежала неподалеку, мы умножаем необходимое для работы время на 3.
Это средние показатели, об этом говорят цифры статистики. И возникает еще один вопрос: а можно ли что‑то с этим сделать, можно ли как‑то противостоять тому, что так происходит? Для того, чтобы на этот вопрос ответить, нужно понять, а почему вообще в принципе так стало происходить? Всегда ли так было, или только на наше поколение выпала учесть быть неспособными сфокусироваться на работе?
Разумеется, нет. Такая практика существовала и раньше, но, справедливости ради, надо сказать, что в былые годы ситуация, все же, была несколько иной. Люди гораздо больше могли проработать без отвлечения на что бы то ни было.
Причина здесь не в том, что люди прошлого были более работоспособными, более усидчивыми и так далее. Нет, люди остаются людьми. И, пожалуй, только человек не меняется с годами. Все вокруг уже совсем другое, но челочек с его эмоциями, переживаниями, чаяниями остается прежним. Так что же тогда изменилось, что так сильно повлияло на наше повеление?
Ответ простой – информация. Кто‑то говорит, что мы сейчас живем в век информации. В принципе, я склонен с этим согласиться, потому что именно сейчас разнообразной информации стало много, как никогда. Стоит вспомнить хотя бы одну лишь рекламу, которая смотрит на нас с прожекторов, с билбордов, льется с радио и телеприемников, просачивается сквозь социальные сети и интернет в целом, также она есть в печатной прессе, буклетах, которые приходят нам на почту, даже смс‑ки и те бывают рекламными.
При этом реклама – это не единственная информация, которую мы получаем. Информация. или контент, как сейчас говорят. Буквально везде, и средств массовой информации стало во многие сотни раз больше, чем было в былые года. Если сравнивать, с недавним прошлым, то есть, с советскими временами, то статистика будет выглядеть довольно забавно. Люди постарше помнят, что в годы Советского Союза было всего несколько телеканалов, десяток‑полтора газет и парочка радиостанций.
Люди постарше помнят, что в годы Советского Союза было всего несколько телеканалов, десяток‑полтора газет и парочка радиостанций. Вот и весь набор СМИ. Книги мы учитывать не будем, потому что все‑таки это отдельно взятыепроизведения, которые не меняют своего наполнения с течением времени. А вот что касается именно СМИ, то на этом их перечень ограничивался.
Если мы сравним это с тем, что происходит сейчас, то увидим следующее. Среднестатистическому человеку, особенно жителю города сегодня доступны сотни каналов по телевидению, причем не только отечественных, но и зарубежных новостных, спортивных, аналитических, документальных, исторических, музыкальных и многих‑многих других. Помимо этого существует уйма газет и тьма журналов. Радиостанций также стало гораздо больше, чем раньше. Ну и, конечно, наш главный враг современности, который при должном обращении может стать другом, – это интернет.
Даже сообщества в социальных сетях, на которые мы подписаны, это, по сути, СМИ, и подписывались мы на них как раз с целью, чтобы своевременно и регулярно эту самую информацию получать.
Но наш мозг не резиновый. И хоть и говорят, что мы используем лишь несколько процентов от его возможностей, я считаю, что переизбыток информации если не наступил, то вот‑вот наступит. С какого‑то момента мы просто начали блокировать некоторые входные потоки. И нам именно поэтому трудно быть усидчивым. Когда постоянно нас пытаются бомбардировать разной информацией, не поддаться соблазну и не отвлечься на нее довольно трудно.
И это становится нашим хронофагом. Информация – это самый главный хронофаг. Если вы не знаете, что значит это слово, то я скажу. Хронофаг – это то, что отнимает ваше время. Не просто отнимает, а отнимает бесцельно. И информация, которая никак в жизни вам не поможет, – это очень мощный хронофаг. К примеру, вы видите в интернете стать «25 необычных причесок у мужчин», и к ней идет какой‑нибудь интересный подзаголовок к виде «Такого вы не встречали никогда! Обязательно посмотрите!». Мы начинаем думать: «Слушай, что же там за такие прически у этих самых мужчин? Если советуют посмотреть, то, наверное, это что‑то интересное. Может быть. Получится развеселиться или поржать». Мы переходим по ссылке и начинаем смотреть какие‑то бороды и прически мужчин, от которых в нашей жизни, собственно, вообще ничего не зависит. Мы тратим свое время, в данном случае примерно 1 минуту, на то, без чего спокойно жили и проживем дальше.
Эту статью мы забываем сразу, она никак не откладывается в нашей голове, и мы идем дальше. А через несколько минут попадаем на следующую стать., где уже призывают посмотреть самые новые видео с тем, как мило играют котята. Или что‑то в этом духе. Мы снова тратим на это свое время, но только видео уже идет не 1 минуту, а 3, но это же все равно считается коротким роликом.
В силу того, что большинство наших информационных хронофагов краткосрочны, мы не воспринимаем их как что‑то серьезное. Но если все эти минуты сложить, то они получатся даже не часами, а десятками, сотнями часов в месяцы и годы нашей жизни. Вы бы очень сильно удивились, если бы узнали, как много времени тратите на хронофаги. В свое время я пытался за собой следить и обращать внимание каждый раз, как я на что‑то отвлекался. В один прекрасный момент я забыл это сделать, и все пошло как обычно.
Честно говоря, я думаю, что в какой‑то степени я умышленно забыл отслеживать дальнейшие хронофаги, потому что это неудобно. Мерять количество потерянного времени – это признаваться самому себе в том, что ты не можешь контролировать свою жизнь. И это было одним из мотивов задуматься о том, а как, собственно, эту жизнь и контролировать? В итоге появилась эта книга.
Но мы немного отвлеклись. Факт в том, что вам нужно разобраться со своими хронофагами. И если самый опасный, информационный, я вам уже озвучил, то все остальные вы должны для себя осознать самостоятельно.
Это могут быть книги, если вы читаете очень много и вам это не очень нужно. Это могут быть встречи с друзьями, безкоторых вы вполне бы могли обойтись, это может быть что угодно. На расстоянии, когда вы просто читаете эту книгу, мне трудно судить о том, в чем конкретно ваша проблема. Но я считаю, что у вас есть возможность определить это все самостоятельно.
Сделать это нетрудно, достаточно провести несколько осознанных дней и фиксировать все свои поступки. Старайтесь обращать внимание и на мелочи тоже. В итоге вы получите, как сейчас говорят, детализированный отчет, и у вас будет четкое понимание того, сколько времени в сутки вы тратите в молоко.
Что же касается тренировки фокусировки, то есть, возможности работать предельно сконцентрировано, то здесь тоже есть свои три метода.
Первый – метод отключения. Действуйте от обратного. Если вы сели и начали работать , и чувствуете, что через какое‑то время вы уже потихоньку устаете, вам хочется отвлечься просто потому, что работа утомила вас. В данном случае не стоит сразу лезть в интернет или доставать мобильный телефон, а просто отойдите от вашего рабочего места и пару минут погуляйте, стараясь ни о чем не думать. Вам нужно отключиться. Это как перезагрузка для компьютера. Очень помогает по‑новому взглянуть на вещи. Минутная или двухминутная небольшая пауза сделает свое дело и вы, конечно, сможете вернуться к своей работе и выполнять ее более эффективно и, главное, с экономией времени. Потому что если в этой же ситуации вы бы залезли в социальные сети, то наверняка не ограничились бы 2 минутами, а просидели бы все 15.
Второй метод прокачки фокусировки – работа на взрыве. Вам нужно поставить себе задачу в один прекрасный момент отработать по максимуму. Когда у вас есть что‑то, что вы должны сделать, постарайтесь сделать это на максимальной скорости, с максимальной вовлеченностью, с максимальным погружением в задачу. Не просто работайте, а вкалывайте. Пашите над этой задачей. Решите ее в максимально короткий срок. Это называется, повторюсь, работа на взрыве. Термин взят из спорта, когда, допустим, легкоатлет не спеша бежит трусцой определенное время. А потом, к примеру, на 30 секунд он «взрывается» и бежит на максимальной скорости, какой только может. Потом он опять успокаивается и переходит на все тот же неспешный бег трусцой. Но 30 секунд взрыва дали мощный толчок к развитию его организма, потому что это метод чередования нагрузок. Вам в плане работы нужно делать примерно то же самое. Работа на взрыве очень хорошо помогает прокачивать фокусировку, помните это.
Наконец, третий метод – это чередование двух дел. Мы уже рассмотрели только что два метода. В рамках первого вам нужно отключаться и просто брать паузу. В рамках второго вам следует как‑бы нажимать ускоренную перемотку вперед. В рамках третьего вам нужно переставлять диски, то есть работайте постоянно над разными задачами. К примеру, если вы пишете текст, то вы можете, когда чувствуете усталость, взять гантели и выполнить ряд упражнений с ними. Либо же просто поотжиматься или поподтягиваться. Конечно, очень часто на работе нет возможности это сделать, в таком случае просто выходите на лестницу и пройдите несколько этажей вверх‑вниз пешком. Это уже будет хорошей нагрузкой, считайте, что вы занимаетесь кардиотренировками и одновременно отвлечением от работы. Чередуя два совершенно непохожих друг на друга дела, вы, во‑первых, прокачиваетесь и умственно, и физически, а во‑вторых, даете организму и разуму отдыхать во время выполнения всех этих задач.
ГЛАВА XIV. ОБУЧАЕМОСТЬ
Восьмой параметр настройки призмы называется обучаемость. Это, на мой взгляд, одна из важнейших настроек, и я рекомендую вам уделить ей пристальное внимание.
Вы все знаете знаменитую фразу «век живи, век учись». Она подразумевает то, что мы постоянно должны находиться в поиске новых знаний. Но только употребляется эта фраза обычно в случаях, применимых к получению академических знаний.
Но только употребляется эта фраза обычно в случаях, применимых к получению академических знаний. То есть прохождения школьной, затем вузовской, а затем самостоятельной профессиональной подготовки.
В «Теории, которой нет», обучаемость воспринимается несколько иным способом. Здесь главное не получить какие‑то определенные знания по нужной тематике, но превратить их в навыки. Чем отличаются знания от навыков, я думаю, объяснять не стоит. В любом случае, вы должны понимать, что информация, которая попадает к вам, должна быть реализована в виде действия. Она должна вам помогать в жизни, вы должны уметь ее применять, иначе это просто информационный хлам, заполняющий ваше сознание.
Мы уже говорили о том, что сознание на самом деле не резиновое, и постоянно пополнять его абсолютно бесполезной информацией нет смысла. Более того, это с определенного возраста становится самым настоящим вредным занятием, для многих, кстати, вошедшим в привычку.
Нужно понять главное. Да, вы должны быть постоянно в поиске новых знаний, но только с несколькими «но». Первое и самое главное из них – знания должны быть прикладными. Не ищите информацию, слабо относящуюся к вашей миссии. Да, вы можете обращать на нее внимание, но не заострять его. Вам следует искать только те данные, которые вы непосредственно можете применить на пути к своей цели.
Это первый момент. Второй касается того, что работа по получению информации должна происходить в два шага. Первый шаг – это поиск информации, второй шаг – ее внедрение. Под внедрением мы понимаем не только усвоение тех знаний, которые мы получили, но и практическая реализация. Грубо говоря, если ваша цель – стать чемпионом мира по шахматам, то вам недостаточно просто найти книгу Анатолия Карпова. Вам нужно изучить его приемы, понять те рекомендации, которые он дает, и опробовать их в реальных партиях с живыми соперниками на турнирах. Вот это – хороший прием того, как знания переходят в навыки.
Еще один момент, который непосредственно стоит учитывать в нашей работе, это то, что классическое образование не является настолько полезным, как нам хотят это представить. Да, без школьного образования – никуда. Аттестат, конечно, нужен. И дело не в том, что мы просто не сможем без него прожить, а в том, что это определенные правила, установленные социумом. Если их вообще не соблюдать, то можно стать маргиналом и слишком рано отколоться от общества. Стать, своего рода, социальным изгоем. Я не думаю, что это хороший путь, по той причине, что изгой не имеет права пользоваться благами общества. Маргинал всегда работает в одиночку, с ним не хотят сотрудничать. Наша задача – оставаясь в обществе, суметь сделать так, чтобы наши цели были достигнуты с его помощью, а не вопреки обратным действиям.
В связи с этим. Конечно, мы должны сами, и мы должны направлять наших детей учиться в школу и затем, желательно, в вузы. Но только с каким настроением мы отправляем своих детей? Старые методы говорят нам, что следует настраивать ребенка на то, чтобы он становился отличником, вбивать в его голову схему «получи задание, выполни его, получи пятерку». Только при такой системе ребенок будет чувствовать, что он делает все правильно. Его будут хвалить и всячески поощрять его тягу к именно такой реализации школьной программы.
Но есть и другой, более плавный метод – говорить ребенку, чтоб он не получал двоек. Идти от противного, выстраивать не максимальную планку, а минимальную. То есть, родители не будут ругать ребенка. Если он не будет приносить двоек. То есть ребенок понимает, что он не обязательно должен учиться на полную мощность, он не обязательно должен стараться получать именно пятерки и сразу по всем предметам, нет. Он может приносить вообще трояки по каждому из предметов. Но при этом ниже тройки он опуститься уже не может.
Чтобы получить в школах тройку, особого усердия прилагать не нужно. Достаточно просто не прогуливать и в минимальном объеме знать подаваемую информацию.
Достаточно просто не прогуливать и в минимальном объеме знать подаваемую информацию. С этим правится любой, даже довольно отстающий школьник, так что ребенок будет чувствовать, что поставленная задача ему по силам.
Некоторые говорят мне: «Почему так происходит, почему ты советуешь учиться на тройки? Ведь если ребенок будет плохо учиться, он потом будет плохо работать». Я не считаю это утверждение логичным. Потому что ни разу не было так, чтобы кто‑то из моих знакомых приходил устраиваться на работу. И его спрашивали о том. На какие оценки он учился в школе. Более того, сейчас даже получение золотой медали практический не дает никаких плюсов при поступлении в вуз. Я уж молчу о том, чтобы это как‑то повлияло на решение работодателя.
На самом деле большинство людей сейчас стремиться к тому. Чтобы в принципе открыть свое дело. Я говорю о тех людях, которые на самом деле называются целеустремленными. Называются и являются ими. Они не хотят работать на третьих лиц и зарабатывать деньги для чужого бизнеса. Их задача – построить пусть небольшое, зато свое дело. Как видите, здесь проглядывается явная аналогия с тем, что происходит в школе. Не обязательно стремиться зарабатывать миллиарды долларов, становиться первым, самым лучшим и попадать в списки самых богатых людей. То есть, не обязательно учиться на пятерки по всем предметам. Можно сделать свое небольшое дело, стать скромным предпринимателем пускай даже районного масштаба. Но зато получать стабильные уверенные деньги, свой небольшой, но постоянный доход, которого бы хватало на то, чтобы более‑менее хорошо жить. То есть, достаточно получить тройку и не быть отчисленным из школы.
На мой взгляд, параллель здесь очевидна. Кроме этого. Когда мы занимаемся обучением и стараемся все силы положить на то. Чтобы учиться хорошо, мы так и делаем. Кладем на это все наши силы. Мы тратим их и еле‑еле успеваем восстанавливать. Конечно, при таком подходе очень мало возможностей для самообразования. Уже в детстве мы ограничены во времени, и отучившись полдня в самой школе, мы приходим домой, где начинаем оставшиеся полдня выполнять домашнюю работу, чтобы потом на следующее утро пойти и эту домашнюю работу показывать учителям, которые ее задали. Не совсем правильная механика.
Особенно тяжелый случай, это когда родители без ведома ребенка, точнее, без его спроса, отправляют свое чадо на занятия в какие‑либо секции. Особо нетерпеливые родители записывают своего ребенка сразу в несколько таких секций. Вот и получается, что каждый день ребенок ходит сначала в школу, потом по понедельникам на музыку, по вторникам на карате, по средам на шахматы, по четвергам на плавание. А по пятницам в кружок юного натуралиста.
Родителей в такой ситуации понять можно – они хотят вырастить вундеркинда и думают «Ну если хотя бы одно из этих увлечений окажется успешным, то ребенок уже вырастет к 18 годам профессионалом в этой области». Проблема здесь лишь в том, что увлечения эти являются таковыми только для своих родителей. Для ребенка это в большинстве случаев обременение. Он редко когда хочет ходить каждый день на секции. Он хочет бегать во дворах с пацанами или сидеть с подружками на лавочке и обсуждать последние новинки моды. То есть. ребенок в большинстве случаев хочет оставаться самим собой.
Конечно, можно дать ребенку слово и спросить: «А чем ты хочешь сейчас заниматься?». Но это слово ветрено, и предпочтения ребенка могут меняться каждые 3 месяца, в итоге ни в одной из областей профессионалом он так и не станет.
Встает вопрос «А что же тогда делать? Как же заставить ребенка и самого себя учиться?». Ответ прост – заставлять никого не надо. И дети, и взрослые должны пройти этот путь сами. Для простоты опять приведу пример. Если человек курит в течение долгих десятилетий, то он никогда не бросит до тех пор, пока не захочет сам. Все его родные и близкие могут говорить о том, что это вредно. Сам он может замечать явные ухудшения здоровья, вызванные постоянным курением.
Сам он может замечать явные ухудшения здоровья, вызванные постоянным курением. И с телеэкранов ведущие постоянно говорят о том, что табак убивает. Кроме этого, человек может заметить, что сигареты дорожают, и он в месяц тратит на это пагубное пристрастие все больше и больше денег. Но даже все эти причины вместе взятые не являются убедительными для того, чтобы человек бросил курить. Он может на все это сказать: «Да, это моя привычка. И я себе могу ее позволить. Я лучше проживу меньше, но с удовольствием, чем буду жить серой жизнью, но до 90». Люди могут бросать курить только в том случае, если они желают этого сами.
А желание такое может возникнуть лишь после признания ошибки, когда человек говорит: «Да, я был неправ, я дурак». В этот момент наступает некий перелом сознания. После того, как ошибки признаны, разум и душа начинают вместе икать способы по тому, как теперь ее исправлять. И вот когда человек действительно начинает хотеть избавиться от курения, Вселенная начинает подавать ему разные способы. И он начинает идти вперед, и он имеет все шансы, если, конечно, это желание действительно стойкое, избавиться от сигарет и даже восстановить свое здоровье.
То же самое и с образованием. Если человек не хочет получать знания, и он говорит, что его в жизни все устраивает, то хоть трижды перед ним рассыпайте весь этот бисер, хоть тешите кол у него на голове, никогда он не будет искать новых навыков и, тем более, инвестировать в это собственные средства.
Но я думаю, что среди читателей этой книги, таких людей нет, потому что, если уж вы ее дочитали и до этого момента, то это значит, что ваше желание меняться, ваше желание идти к своей цели и искать для этого различные способы и вовсе довольно сильно. Поэтому я могу предложить вам три метода тренировки своей обучаемости.
Метод первый называется «фильтрация входящего потока». Он заключается в том, что вам попросту нужно отсекать все лишнее. Под словом «лишнее» я имею в виду ту информацию, которая приходит к вам и не имеет под собой никакой пользы. Предположим, вы обожаете смотреть какой‑то сериал и смотрите по одной серии каждый день. Серия идет 45 минут, плюс еще некоторое время занимает реклама, таким образом получается, что ежедневно вы тратите час своего времени на то, что никак в жизни вам не пригодится.
Этот час вы могли бы применить с гораздо большей пользой. К примеру, представьте, что вы нашли ряд книг, которые реально дают необходимую информацию по нужному вам вопросу. Если вы каждый день будете хотя бы по часу читать книги, то вы поймете, что довольно быстро ваши познания в нужных сферах начинают расти.
Конечно, книги – это полезно, и с этим никто не будет спорить, но многие из них лишь псевдополезны. К примеру, обычные детективы, низкопробные романы и любовное чтиво не намного полезнее, чем те же самые сериалы. Просто в одном случае человек сидит и смотрит телевизор, а в другом он смотрит в книгу, и единственный плюс такого рода литературы заключается в том, что человек все‑таки тренирует возможности собственной визуализации. Но на этом польза ограничивается. Если же вы читаете бизнес‑литературу, то ваши шансы прокачаться в обучаемости гораздо более сильны.
Приучите себя заниматься автотренингами постоянно. Вы можете тренироваться не обязательно с помощью чтения книг. Есть прекрасные видеокурсы, есть лекции, семинары, тренинги и так далее. В любом случае, чем бы вы ни занимались, спрашивайте себя, приближает это вас к вашей цели или нет. Если нет, трижды подумайте перед тем, как продолжите.
Второй метод тренировки обучаемости – это ведение блиц‑блокнота. Очень простое упражнение, которое позволит вам ежедневно держать руку на пульсе. Как на практике его применять? Вы должны завест<