Фото 48. Вектора сил, возникающие в оппозитной точке от действия нагрузки Р. Нагрузки в оппозитной точке, распределяются симметрично.
Фото 49. Рассчёт простой оппозитной точки страховки.
К примеру: У нас установлена оппозитная точка, с углом έ=60 градусов между связями. Нам нужно рассчитать: какие элементы страховки могут выдержать силу Р=1000 кг. Напомню, что такая несущая способность точки страховки соответствует понятию "надёжная".
Силе Р в точке А противостоят две силы R направленные вдоль силовых линий элементов страховки. В свою очередь, сила N приходящая на любой из двух элементов оппозитной точки, равна по нагрузке силе R, но направлена в противоположную сторону.
Каждая из этих сил N раскладывается на вертикальную S и горизонтальную состовляющие силы. Вертикальная составляющая S = N * cos έ. N
Чтобы сохранялось равновесие системы, должно соблюдаться условие
Р= 2 *S
отсюда S= P / 2= 500 кг.
Но одновременно S= N * cos έ .
Вектор силы N располагается вдоль силовой линии элемента страховки.
Ищем силу N= S /cos έ = 500 кг/ 0.5 = 1000 кг
Этой цифре соответствует тросовая закладка с механической прочностью Y=1100 кг.
К сожалению, чаще получаются оппозитки с углом έ =75 градусов и даже большим
Давайте посчитаем N для этого угла N=500 /0.258=1937 кг. Какая тросовая закладка выдержит такую нагрузку?
Фото 50. Оппозитная точка страховки, выполненная из двух тросовых закладок, объединённых локальной петлёй. На карабинах 1 и 2 завязаны узлы "стремя", с помощью этих узлов можно регулировать угол ψ угол γ. Обычно углы γ=έ+έ=30-40 градусов.
ψ = β+β= 110-125 градусов. Больший угол ψ - значительно увеличивает нагрузку на элементы оппозиционной системы.
Узел "грейпвайн" находится между точками 1 и 2.
Такая конструкция позволяет воспринимать нагрузку Р с небольшим отклонением от вертикали.
Не вяжите на нижней (тёмно зелёной) локальной петле центральный (фиксирующий) узел. Вы не сможете правильно "ориентировать" эту конструкцию относительно предполагаемой нагрузки.
Ещё одно: при сильном горизонтальном смещении мастер-карабина эта конструкция не работает.
Фото 51. Те же оппозитные точки. Только карабины в точках 1 и 2 объединены короткой локальной петлёй (синяя), можно длинной оттяжкой. В этой конструкции заложены идеи предыдущего фото.
Подбирайте синюю петлю такого размера, чтобы углы между силовыми связями составляли ψ = β+β= 110-125 градусов. Больший угол ψ - значительно увеличивает нагрузку на элементы оппозиционной системы.
Мастер- карабин перемещается по компенсаторной локальной петле, присоединённой к карабинам в точках 1 и 2. На петле не прорисованы противоосадочные узлы, но вязать обязательно. Для компенсаторной петли следует рекомендовать угол γ=έ+έ=30-40 градусов.
фото 52. Вариант использования системы QWAD для соединения оппозитных элементов страховки.
Те же условия для углов.
ψ = β+β= 110-125 градусов. Больший угол ψ - значительно увеличивает нагрузку на элементы оппозиционной системы.
Углы для нижней части QWAD γ=έ+έ=30-40 градусов.
Фото 53. Никогда не делайте такого соединения оппозитных точек!!! !!! Смертельный фокус !!!
Фото 54. Две оппозитные точки объединены компенсаторной петлёй. Обратите внимание: на петле обязательны противоосадочные узлы.
Фото 55. Способ сборки станции из двух оппозитных точек на одно щели.
Точки соединяются компенсаторной петлёй. Противоосадочные узлы обязательны.
Стандартные ошибки при создании альпинистских станций
1. Cтанция собирается на не проверенной породе. Место устройства станции: щели и трещины не простуканы молотком.
2. Слишком близкое расстояние между элементами страховки. Для разных пород это расстояние разное. Для известняков не меньше 25 см
3. Использование точек страховки с достаточной механической прочностью элемента страховки. Но имеющих маленький геометрический размер страховочного элемента. В мягких известняках это опасно прорезанием породы. Фото 56.
4. Использование точек страховки малой несущей способности. Два крупных элемента с большой несущей способностью, выдерживают нагрузку большую, чем пять-шесть-семь с маленькой несущей способностью. Два элемента проще объединить в единую систему, действующую в один и тот же момент времени, чем несколько элементов.
5. Недостаточная несущая способность всей станции по мастер-карабину станции. Следствие пункта 3 и пункта 4.
6. Несогласованность в несущей способности элемента страховки и соединительного связи элемента с мастер карабином. Фото 57.
7. Неправильное приложение нагрузок к мастер-карабину станции. При углах γ =έ+έ более 30 градусов обязательно использовать центральные объединяющий узел для связей. Фото 58, фото 59.
8. Слишком большой угол γ между связями станции Фото 60.
9. Углы έ между вектором рывка, приходящим на мастер-карабин и связями с точками страховки значительно отличаются по размеру. Фото 61.
10. Неправильная ориентация станции с фиксирующим центральным узлом, и как следствие каскадная загрузка точек страховки. фото 62
11. Плохо собран центральный узел, пряди не выровнены, узел не затянут. Фото 62. Деталь Фото 63
12. Завязывания «лишнего» контр-осадочного узла в конструкциях, где такой узел не требуется. Фото 64.
13. Неправильная сборка компенсаторной петли. Фото 65.
Фото 56. На фотографии тросовые закладки с показателем механической прочности 700-800 кг. Это соответствует действительности, если контакт со стенками щели осуществляется большими поверхностями (плоскостями) закладки.
Разверните её в щели на 90 градусов, теперь контакт со стенками осуществляется малыми плоскостями. При сильном рывке, появляется риск "прорезания" слабой породы.
Избегайте применять на станции установку закладки в щель в малыми плоскостями.
Фото 57. Обратите внимание на несогласованность нагрузки по левой связи.
Для шлямбура ø10 мм х 80мм несущая способность Y= 2200 кг.
Для связи, выполненой из репшнура ø7.5 мм =(1050 +1050* 66%) = 1743 кг.
Либо сдвоить петлю, но при этом не изменить длину связи, либо применить другую локальную петлю.
Фото 58. Избегайте, чтобы на мастер карабин приходила нагрузка с такими векторами. Уже при угле большим чем γ=έ+έ =30 градусов используйте центральный узел на связях, соединяющих мастер карабин с точками страховки.
Здесь две опасности:
а)значительное увеличение нагрузки на кабин при углах свыше 45 градусов
б) возможность одной из петель зацепиться за муфту карабина, в процессе манипуляций на станции. В этом случае мастер-карабин нагрузится по ещё более опасному вектору.