Страховка и самостраховка на станции.


Придя к месту организации станции, лидер ставит первую точку и встает на самостраховку (хотя бы временную). При включении этой точки самостраховки в станцию возможна ошибка, когда петля блокировки присоединяется к карабину самостраховки, а не к самой точке – рис. 74. Такое может случиться, если в ушко точки проходит только один карабин. В этом случае сначала в точку вставляется карабин и петля блокировки станции, а к этому карабину уже присоединяется карабин самостраховки. В противном случае, возможности маневра страхующего сильно ограничены, особенно при нагруженной станции.

страховка и самостраховка на станции. - student2.ru

Рис 74. Ошибочное присоединение к точке страховки.
При параллельной блокировке точек, страховка осуществляется только через центральный пункт станции- либо через страховочное устройство, закрепленное на станции (рис. 77), либо через отдельный карабин (если страховка организована через тело страхующего) – рис. 78. Если на станции используется компенсационная петля, в центральном пункте должен находиться только один карабин.

страховка и самостраховка на станции. - student2.ru

Рис. 75. Неправильное присоединение страховки и самостраховки в компенсационную петлю.

страховка и самостраховка на станции. - student2.ru

Рис. 76. Вариант присоединения страховки и самостраховки к компенсационной петле.

Хотя в итальянских рекомендациях и допускается присоединять страховочный карабин к карабину самостраховки, как показано на рис. 76, это может создать трудности при оказании помощи сорвавшемуся. Поэтому, наиболее универсальный и безопасный способ – использовать в центральном пункте отдельный карабин, к которому и присоединяют все другие карабины – рис. 77.

страховка и самостраховка на станции. - student2.ru

Рис. 77. Безопасная организация страховки и самостраховки.


Если применяется итальянская компенсационная петля или объединение общим узлом, все карабины можно вщелкивать в общую петлю – рис. 78.

страховка и самостраховка на станции. - student2.ru

Рис. 78. Рациональные варианты организации страховки и самостраховки на станции с общим узлом.


Выводы и рекомендации.


Количество точек в станциизависит от их несущей способности и нагрузки, которую должна выдержать станция. Практически для любых ситуаций достаточно, чтобы прочность станции была равна прочности карабина центрального пункта - 20…25 кН. Для верхней страховки или спуска одного человека – достаточно вдвое меньшей прочности. Соответственно, выбирают и количество точек, стараясь равномерно распределить нагрузку на все. Конечно, для сверхнадежных точек способ их соединения не играет большой роли. Проблема в том, что несущую способность каждой точки на конкретном месте трудно оценить. Надежность точек, объединяемых в станцию страховки – большая тема, выходящая за рамки этой статьи. В литературе можно найти средние значения усилия рывка, которые выдерживают скальные крючья, ледорубы и снежные якоря, ледобуры, стационарные шлямбурные крючья на пробитых спортивных маршрутах - [23]…[30]. Надежность закладных элементов, устанавливаемых в расщелинах очень сильно зависит от качества установки и мало изучена. Здесь можно посмотреть видеоролики испытаний установки закладок и френдов в гранитных трещинах.

An orange Wild Country cam placed in the upper part of it’s expansion range and placed in a flaring crack

A red Splitter Gear cam placed in the upper part of it’s expansion range and placed in a constricting crack.

A small stopper placed endwise in a constriction. There is poor rock contact on the top side of this nut and the crack flares out after the constriction.

A yellow Wild Country cam. The inner lobes are cammed well in a parallel crack. The outer lobes are in a flare with marginal rock contact.

A small stopper placement. There is good rock contact on the upper side of the nut. The bottom side has poor contact and is only on a small crystal of rock.

A yellow Wild Country cam. The right lobes are cammed well with good rock contact, the left lobes are in the upper part of the expansion range.

A yellow Wild Country cam. This cam is placed mid-range in a pod with poor rock quality.

A yellow Wild Country cam. This placement is overcammed, placed near the edge of a flaring crack, and is pulled 90 degrees from the anticipated direction of pull.

An orange Wild Country cam. This cam is placed mid-range in a bottleneck crack.
Во многих случаях отказы произошли при нагрузке 0,2…2 кН. [31]. В итоге, чаще всего, мы можем только интуитивно оценить надежность и вынуждены подстраховываться, применяя дублирование точек и связывая их параллельно.

Представленные во второй и третьей частях статьи способы параллельной связи с распределением нагрузки на несколько точек можно условно разделить на три типа: фиксированная, подвижная и полуподвижная. Дать однозначные рекомендации – какой тип самый лучший нельзя, у каждого есть свои преимущества и недостатки. Поэтому, хотя бы кратко, перечислю «плюсы» и «минусы» этих способов.

Фиксированная связь – рис. 17…26 (во второй части статьи), рис. 44 и 66 (в третьей части), рис. 67…69 в четвертой части. Основные достоинства –бОльшая защищенностьот разрыва петли блокировки, меньшее оседаниестанции при вылетании одной или нескольких точек. Недостатки:неравномерность распределения нагрузки на точки станции уже при небольшом отклонении направления нагрузки от расчетной или при большой разнице в длине ветвей. Для хорошей работы требуют тщательного предварительного выравнивания натяжения ветвей. Лучше всего подходят для организации станций верхней страховки или спуска.

Подвижная связь – центральный пункт станции может двигаться под нагрузкой, сохраняя натяжение всех ветвей. В полном смысле этому условию отвечает итальянская петля – рис. 31 во второй части статьи. Условно (из-за мешающего связочного узла или сшивки) к этому типу относят классическую компенсационную петлю – рис. 28…30 во второй части статьи и рис. 45-47 в третьей части; петля с кольцом (ACR) – рис. 49 и 50; станции с дополнительными карабинами на рис. 54 в третьей части статьи. Достоинства: нагрузка более равномерно распределяется на все точки станции, в том числе, при изменении ее направления; этот способ быстрее и проще в организации. Недостатки: нет защищенности от разрыва петли блокировки; при вылетании одной из точек возможно оседание на большую глубину и резкий рывок на оставшиеся точки; степень выравнивания нагрузки зависит от количества точек, материала петли и применяемых карабинов. Область применения: станции в местах, защищенных от камнепадов; там, где нет острых скальных ребер, на которых можно повредить петлю. Подвижная связь лучше подходит, когда направление нагрузки может измениться в очень больших пределах. Этот способ блокирования хуже подходит для многоточечных станций, особенно при использовании для блокировки широких нейлоновых строп – большое трение в карабинах «съедает» выравнивание при сохранении всех недостатков этого способа связи.

Полуподвижная связь – компенсационная петля с одним или двумя ограничительными узлами и варианты эквалетта – рис. 33…39 во второй части статьи, рис. 51…53, 55…63 в третьей части. Достоинства – бОльшая, чем при подвижной связи защищенность от разрыва петли, меньшая глубина оседания при отказе одной из точек. Распределение нагрузки на точки станции равномернее, чем при фиксированной связи. Недостатки –ограниченный диапазон направлений, в котором станция нормально работает, трудоемкость регулировки положения ограничительных узлов, для обычного эквалетта – необходимость двух карабинов в центральном пункте, для многоточечных станций – неравномерное распределение нагрузки на точки без дополнительных карабинов. По области применения – самый универсальный способ, хотя и самый трудоемкий.

Последовательная связь точек – рис. 16, 64, 65. Фактически, при таком способе нет распределения нагрузок на разные точки и одна точка лишь подстраховывает другую. Однако, это может оказаться полезным при организации спусков. Чтобы повысить общую безопасность, лучше подстраховать спусковую петлю одной - двумя точками, расположенными выше. Блокировка этих точек со спусковой петлей выполняется с небольшой слабиной, чтобы вся нагрузка приходилась на основную спусковую точку. Эти временные точки снимает только спускающийся последним в связке или в группе.Применение только последовательной связи сомнительных точек на станциях страховки весьма рискованнои допустимо лишь для стационарных шлямбуров.

Использование своей связочной веревкидля блокирования точек станции – рис. 16…18.
Достоинство – нет необходимости нести дополнительные петли. Недостатки – желательна смена ведущего на каждой станции (иначе приходится перевязываться). Для параллельной связи существенным может оказаться уменьшение полезной длины связочной веревки и большее время организации станции.

Материал для блокировочных петель. В качестве блокировочных петель возможно применение тонкой динамической веревки, репшнуров из нейлона и высокопрочных материалов, сшитых петель из нейлоновых строп разной ширины, петель из высокопрочных материалов типа динемы, динекса и т.п. Наиболее безопасным является использование динамической нейлоновой веревки или репшнура. Даже статический 7мм нейлоновый репшнур имеет большую эластичность по сравнению с петлями из высокопрочных материалов. Сравнение некоторых характеристик материалов для блокировки точек станции приводится в статье Тома Мойера «Тестирование высокопрочных шнуров» [32]. Наиболее опасным является использование сочетания блокировки станции и самостраховки из неупругих материаловтипа динемы, спектры и т.п. По результатам испытаний самостраховок [33], жесткость динемовых петель соответствует веревке, показывающей усилие рывка около 22 кН по стандартному тесту УИАА! При этом даже срыв на малую глубину, например, при оседании станции на компенсационной петле из-за отказа одной из точек, приводит к большим перегрузкам станции. Уже при факторе рывка 0,5 нагрузка на станцию достигает 12 кН. Возлагать большие надежды на упругость человеческого тела не стоит – по данным испытаний фирмы Gravitec Systems Inc, разница в нагрузках при падении человека и стальной болванки составляет, в среднем, 10%. [34].

Карабины на станции. В центральном пункте станции однозначно должны применяться муфтованные или, установленные защелками в разные стороны, немуфтованные карабины. Для компенсационных петель лучше использовать анодированные HMS карабины с большим сечением прутка, устанавливая их широкой стороной к станции. Это уменьшает трение, позволяя «разойтись» разным ветвям петли по карабину. Что касается карабинов на точках станции, итальянские руководства требуют установки муфтованных, американские – допускают применение простых, оговаривая необходимость очень внимательного отношения к возможному положению защелки при рывках. Разница в весе муфтованной и простой версий карабинов – около 7 грамм. Размеры и форма карабинов на точках в станциях с фиксированной и полуподвижной связями не играют никакой роли; для станций с подвижной связью точек (на компенсационной петле) лучше работают карабины большого размера. Сравнительная эффективность карабинов некоторых типов для разных материалов петель приведены в приложении.


Приложение. Карабины и петли. КПД карабина для выравнивания нагрузки.


Простенькое исследование: как влияет форма карабина и материал петли на выравнивание нагрузки в ветвях петли. Схема статических «испытаний» – на рис. 79, результаты сведены в таблицу 1.

страховка и самостраховка на станции. - student2.ru

Рис. 79. Измерение коэффициента трения в карабине.

страховка и самостраховка на станции. - student2.ru

Таблица 1. Статический коэффициент трения петли в карабине точки страховки.

Наши рекомендации