Техника одинарной веревки (SRT)
Убедившись в бесперспективности стального троса в качестве линейной опоры, мировое спелеосообщество сконцентрировало усилия на поисках иных вариантов ухода от опасности перетирания веревок на подъеме.
Если бы эта проблема была одна!
Не менее - если не более серьезная опасность любой двухлинейной техники заключается в неодолимом стремлении линейных опор перепутаться между собой. Стоит почитать материалы дискуссий на эту темы среди ведущих спелеологов мира той поры, чтобы убедиться, что страх перед разрушением веревки был не единственным.
Перетирания рапели, так или иначе, можно избежать, но любые повешенные рядом веревки в чистом отвесе обязательно перекручиваются. И не только в силу стервозности характера.
Все устройства для спуска в той или иной степени скручивают веревку. Даже если конструктивно она изгибается ФСУ в одной плоскости, часто мы сами придаем ей пространственный изгиб специально или случайно. А изгибание рапели более чем в одной плоскости приводит к неизбежному ее скручиванию и нашему вращению вокруг нее. И если к нам тянется верхняя страховка или мы пристегнуты ко второй веревке, неприятных последствий не избежать!
Спутка и "борода" - проклятие двухверевочной и трос-веревочной техник. Думаю, что и двухтросовая техника серьезно споткнулась именно на этом.
"Если сложить вместе все часы, проведенные спелеологами в изрыгающем проклятия состоянии в попытках распутаться на отвесе, да потратить их на более плодотворное занятие..." - это фраза из "Экспедиции во Мрак".
Спутывание веревок на отвесах, казалось бы, такое безобидное, собирало обильную жатву аварий и смертей.
Апологетам двухверевочного хождения стоит помнить:
Именно проблема спутывания веревок вызвала к жизни технику одинарной веревки.
Прежде всего остального!
Уходя от спутывания, мы интуитивно, вынужденно переходили на одинарную веревку, трясясь при этом от страха...
Конечно, соблазнительно вдвое сократить затраты на веревку, усилия по перетаскиванию ее по пещере, но не это было главным.
Страх перед спутыванием двух веревок оказался сильнее страха перед возможным обрывом веревки одинарной. Тем более, что веревки рвались чрезвычайно редко, а вот в спутку из двух линейных опор попадал каждый и не единожды. И иногда это кончалось трагически. Достаточно вспомнить гибель Владимира Панюшкина в пещере ТЕП на Алеке.
И если бороться со спутыванием двух веревок оказалось практически невозможно, то вероятность повреждения веревки можно было попытаться уменьшить, и пути к этому были видны. И весьма эффективные, как показала последующая практика.
Постепенно они обретали все более конкретные очертания.
2.1. Техника одинарной веревки - Североамериканский вариант (IRT)
Если в Европе мысль об одинарной веревке не давала покоя спелеологам уже в 20-30-х годах ХХ-го века, то Соединенные Штаты пришли к созданию своего варианта этой техники только в середине 60-х.
Однако мне хочется начать с рассмотрения именно этого варианта, как наиболее приближенного к исходной ВВТ.
Но сначала несколько слов о предпосылках.
Во всем мире определяющее влияние на становление вертикальной техники оказывают конструкторы и производители снаряжения.
В России недостаток специальных веревок привел к развитию тросовых направлений, а отсутствие вертикального снаряжения - к бурному росту ассортимента оригинальных конструкций.
Неизвестно, в какую сторону могла пойти спелеотехника в США, если бы не промышленное производство знаменитых зажимов "гиббс" (Рис.13,14)и первой американской спелеоверевки "Блю Уотер" (Blew Water), ставшей доступной кейверам в 1969 году.
Первоначально ухватившись за европейские жумары, американская спелеотехника постепенно и патриотично уходит в сторону освоения гиббсов.
Вообще, у исходной Российской спелеошколы гораздо больше общего с Североамериканской, чем с Европейской. И дело тут не в загадочном родстве душ. Просто нам в СССР, напрочь лишенным промышленного производства спелеоснаряжения, оказалось гораздо проще изготовить зажимы типа гиббс, чем жумары. Где-нибудь в гараже или на кухне, в тисках, зубилом и напильником... И никакой политики!
Итак, североамериканцы постепенно заменяют жумары на гиббсы, создают и совершенствуют ограничители отбрасывания и другие аксессуары и в итоге получают самую скоростную в мире систему для подъема по веревке - "гиббс роупволкер" (Gibbs Ropewalker Climbing System, Рис.21).
Рис.21 Способ подъема "Ropewalker Climbing System", известный у нас как "стопа-колено"
1 - система подъема с ограничителем отбрасывания на грудном поясе:
а - Зажим на стопе, b - Зажим на колене, c - Ограничитель отбрасывания на
грудном поясе, d - Зажим "комфорта", соединенный блокировкой с беседкой.
2 - модификация способа с ограничителем отбрасывания в виде специального зажима,
расположенного на плече (он же зажим "комфорта")
3 - этим способом можно подниматься не держась руками -
Константин Серафимов на тренировке в Подольском карьере, 1976 год.
Скоростные качества этого способа определяются размещением двух зажимов на ногах - в районе стопы и колена, что дает возможность неограниченного по размеру шага. При наличии здоровья, разумеется. А также наличием ограничителя отбрасывания с применением роликов, что резко снижает трение в этом узле и наши усилия на подъеме. Зажим "комфорта", расположенный под, а в некоторых вариациях и над ограничителем отбрасывания, позволяет отдыхать в висе на беседке, что иногда очень полезно.
Спортивные американцы додумались даже до соревнований в скоростном подъеме по веревке, называемом контест (Kontest). Интересно, что рекорд Мира в подъеме по веревке на 100 футов (30 метров), установленный Билом Стоуном в 1977 году, равнялся 28,1 секунды. И именно системой "Гиббс".
Рекорд мира в подъеме на 400 футов, установленный в 1986 году Росарио Боскарино: 120 метров за 4 минуты 40,8 секунды и тоже - используя систему "Гиббс". Не знаю, каковы новые рекорды сегодня. Это для сравнения тем, кто знает.
Усовершенствованная установкой резиновых тяг, автоматически подкидывавших зажимы вверх по рапели, система и вообще приятно работает.
В общем, расставаться с такой "подъемной машиной" не хотелось.
Тем более что эта система позволяет успешно преодолевать прижим рапели к различного рода перегибам склона и карнизам.
Интересно, что практичные американцы, в конце концов, снова возвращаются к эксцентриковым зажимам - люфт "гиббсов" неисправим, и патриотизмом по отношению к отечественным производителям его не исправишь.
Современные "Ropewalker System" базируются уже на зажимах типа "basic" и "croll", как в системе "дабл банджи" ("Double Bungie Ropewalker", Рис.22).
Наверняка все эти соображения подкрепили нежелание американцев усложнять себе жизнь забивкой дополнительных крючьев и промежуточными закреплениями рапели. Так или иначе, идея североамериканского SRT предельно проста и состоит в следующем:
"Усилить единственную на отвесе веревку так, чтобы ее стойкость к истиранию достаточно возросла. В крайнем случае, заменить трение рапели о скалу трением о более щадящие материалы".
Рис.22 Современные вариации на тему "стопа-колено"
1 - Система подъема "Double Bungie Ropewalker".
(по материалам сайта фирмы "On Pope 1" by Bruce Smith)
a - стремена, выпускаемые фирмой "On Pope 1"
b - стальной майлон рапид 5 мм для крепления зажима на стопе
c - грудной пояс с регулировочной пряжкой спереди для легкости регулировки
d - наплечные ремни в форме "Н" для увеличения комфорта
e - дюралюминиевая плата ограничителя отбрасыания
f - зажимы фирмы "петцль" - "Croll" (левый) и "Basic" (правый)
g - регулировочная пряжка для точной установки уровня коленного зажима
k - петелька против спадания стремян с ноги
2 - освоение способа иногда сопровождалось забавными картинками - на скалах под
Подольском Владимир Свистунок пристегивает на подъем Галину Суслину
(группа "ипНАсг-Fantom", Москва, 1976 год).
То есть вместо двух веревок ВВТ, американцы оставили одну, но зато гораздо более прочную и износостойкую - такой веревкой стала 11-миллиметровая Blue Water, впервые изготовленная в 1966-м году веревочной фабрикой в городке Вайтсбург штата Джорджия. В 1969-м году была изготовлена Blue Water II специально для целей кейвинга. А уже через 2 года появилась Blue Water III на основе более прочного нейлона DuPont 707.
Но на том дело не остановилось. В 1976 году группа кейверов основала в городке Лафайет того же штата фирму "Pigeon Mountain Industry", и веревка PMI еще более укрепила базу североамериканского SRT.
Теперь трению противостояла не только высокая прочность веревки (более 2000 килограммов) и увеличенный диаметр, что давало большее распределение нагрузки по площади контакта, снижение удельного давления и соответственно силы трения и величины износа. Новые спелеоверевки были статическими, то есть мало растягивались при нормальных рабочих нагрузках, что само по себе резко снижало износ в сравнении с "резиновыми" веревками прежних лет, при каждом шаге елозившими по скале от растяжения.
Проведенные испытания на устойчивость к трению дали вполне обнадеживающие результаты при углах излома веревки не более 15 градусов и радиусе огибания веревкой скалы с контактом порядка 12,5 сантиметров.
Более острых кромок предполагалось избегать или защищать веревку тканевыми протекторами (Рис.23). Трение веревки о гладкую плотную ткань куда как менее опасно. Да и преодолеть такие места на подъеме и спуске не составляет особого труда.
Позже этот подход нашел свое название североамериканской техники одинарной веревки - IRT (Indestructible Rope Technique), что можно перевести как Техника Неразрушаемой Веревки.
Сама же навеска практически не изменилась, оставаясь аналогичной двухверевочной технике. Просто и понятно.
Рис.23 Оценка риска от трения и антиабразивная защита навески по правилам IRT
(по книге "On Rope" by Allen Padgett and Bruce Smith)
Что же противопоставили трению европейцы?
2.2. Техника одинарной веревки - Европейский вариант (АСТ)
В основу выхода, найденного европейским спелеосообществом, заложена простая и четкая идея:
"Если веревка не касается скалы - она не перетирается".
Как добиться того, чтобы веревка не ложилась на скалу? Никак. Это невозможно.
Но зато можно сделать так, чтобы в точках касания веревка не терлась - то есть, была неподвижна.
Что для этого нужно?
Вбить крюк в точке касания и закрепить на нем веревку - сделать так называемое промежуточное закрепление.
Сколько ж это крючьев понадобится? Много. Но применение шлямбурных крючьев в спелеотехнике делало эту задачу вполне посильной. Надо было только отважиться.
Одновременно решались попутные проблемы, каждая из которых давненько заявила о себе. Промежуточные закрепления веревки позволяли уходить от линии падения воды, обвешивать водопады, до того казавшиеся непреодолимыми, избегать камнепадных зон и многое другое.
Однако такая навеска предъявляла жесткие требования к снаряжению, способам спуска и подъема по веревке, а также к умению самих кейверов со всем этим управляться. О том, чтобы тупо и равномерно пилить по отвесу вверх или вниз от начала до конца, приходилось забыть. Теперь на стене предстояло преодолевать многочисленные рукотворные препятствия, охраняющие от трения рапель, и совершать самые разнообразные маневры.
На первых порах казалось, что число проблем, порождаемых уходом от трения, множится с неуправляемой скоростью. Многих это отпугивало. "Отрезковый" способ навески подвергался критике со всех сторон.
Начать с того, что спуск по подкрепленной снизу рапели однозначно поставил вне закона любые ФСУ, пространственно изгибающие веревку. Любимые наши рогатки оказались просто неприменимы, потому что спустившегося ожидала мощная "борода" у промежуточного крюка, и преодолеть ее иногда не представлялось никакой возможности.
Излюбленный многими кейверами способ подъема "стопа-колено" (вариации на тему "Gibbs Ropewolker", (см.Рис. 21,22) оказался совершенно беспомощен в борьбе с многочисленными перестежками. И вообще, как заметили даже американцы, прочные и надежные американские гиббсы значительно проигрывают более комфортным в работе зажимам с разомкнутым корпусом (Рис.24)- вслед за жумарами были созданы английский зажим "Клог" (Clog) и "блокер" французского спелеолога-изобретателя Бруно Дресслера ("Blocker", "Bloquer" by Bruno Dressler). И все из-за того, что гиббсы ощутимо люфтят, опрокидываясь под нагрузкой, а также неудобны в перестегивании, тем более одной рукой.
Рис.24 Европейские эксцентриковые зажимы первого поколения
1 - "Клог" ("Clog")
2 - рисунки Жумара и Дреслера из болгарского руководства по SRT
Петко Недкова, 1973 г, присланы С.Евдокимовым, Пермь.
3 - "Дреслер" ("Dresler"),
И все же европейский вариант SRT шел своим, более сложным и искусным путем, не забывая, конечно и о совершенствовании характеристик самой веревки. И постепенно превращался в весьма строгую, но гармоничную технику.
В своем исследовании "Экспедиция во Мрак" мне удалось сформулировать главные положения техники одинарной веревки в европейском варианте. Суть их в следующем.
Техника одинарной веревки ничего общего не имеет с тривиальным хождением по одинарной линейной опоре без страховки. SRT - это гармоничный комплекс мер, затрагивающий все без исключения стороны работы на подземных вертикалях. Механическое, подражательное, перенесение в практику отдельных элементов SRT без понимания их сути и связи с остальными составляющими техники порождает уродливые гибриды - столь же неприглядные, как и опасные.
Техника одинарной веревки покоится на трех неразрывных составляющих, которые дают желаемые результаты только в совокупности.
Первая - это бережное и внимательное отношение к веревкам, как к основному снаряжению. Основы безопасности закладываются на поверхности.
Вторая - техника навески. Основное правило -Навеска на ЛЮБОЙ отвес должна исходить из главной задачи - МАКСИМАЛЬНО ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ висящей на нем ЕДИНСТВЕННОЙ ВЕРЕВКИ. Все остальное - потом.
Третья - индивидуальное снаряжение и техника работы с ним. Идти по трассе SRT на неподходящем, некомплектном или кое-как подогнанном снаряжении все равно, что поставить на автомобиль четыре разномастных колеса - поедет, но...
Вот такой трехглавый Змей SRTыныч.
Самое интересное в европейском варианте SRT - это навеска. Проложить ее красиво - это искусство, сразу выдающее мастера.
И защита, защита единственной веревки, которая в отличие от американских даже в начале не устремилась к необъятной толщине, а оставалась все такой же изящной. И более того, явно испытывала тенденцию к утончению.
Как известно, защита навески состоит из двух взаимодополняющих частей: защиты антифрикционной - от перетирания, и защиты динамической - от последствий рывка. Эти "сиамские близнецы" неразделимы. Только примененные в совокупности, они дают определенные гарантии сохранности одинарной веревки.
Проще говоря - веревки на каждый отвес должны навешиваться без трения их о скалу и с учетом возможных динамических рывков при работе.
Необходимость динамической защиты навески была вызвана, прежде всего, появлением в арсенале европейского кейвинга статических веревок - в том, что они нужны, спелеологи всего мира были единодушны. А также наличием промежуточных закреплений, вероятность разрушения которых более значительна, так как промежуточные крючья дублируются крайне редко. И так достаточно работы по пробивке отвесов. Разрушение же промежуточного закрепления рапели неизбежно приводит к рывку - из-за наличия провиса веревки у закрепления (корема, как по-болгарски мы его назвали), необходимого для перехода через него во время спуска и подъема.
Что касается индивидуального снаряжения и техники работы с ним, здесь законодателями мод были и остаются французы.
Основу Европейской АСT (Alpine Caving Techniques) составляет традиционное французское снаряжение: беседка с низким центром тяжести и замковым майлон рапидом (Рис.25-1), отказ от грудной обвязки в пользу легкого "лифчика" для поддержки грудного зажима (Рис.25-5), сами зажимы типа "дресcлер-блокер" (ныне Basic Petzl, Рис.25-3), "дресслер-кролль" (ныне Croll Petzl, Рис.25-2), а самое главное - боббина Дреслера (ныне single, Рис.25-4). Интересно, что зажимы с рукояткой - "пуани" ("poignee", ныне Ascension Petzl), не пользуются особой популярностью у французов, предпочитающих бэйсики. Но об этом потом.
Рис.25 Классический набор основного индивидуального снаряжения АСТ, (не считая усов, педали, карабинов и и.п.)
1 - беседка под замковый мэйлон рапид.
2 - кролль в качестве грудного зажима.
3 - блокер в качестве ведущего зажима.
4 - боббина в качестве базового спускового устройства.
5 - "лифчик" для поддержки кролля вместо грудного пояса.
Вообще, с личностью безвестного ныне среди широких кругов спелеологов Бруно Дресслера (Bruno Dressler) связаны многие основы французского и европейского спелеоснаряжения. Позже потихоньку, полегоньку имя Дресслера стало уходить в тень, зато все более выпукло зазвучало до того мало кому известного Фернана Петцля (Fernan Petzl), основателя известной теперь фирмы. Я помню времена, когда знаменитый "десандьор" еще носил имя Дресслер. Потом Дресслер-Петцль... А сегодня - "сингл" Петцля. Такие вот метаморфозы.
Но именно сочетание знаменитых французских зажимов и спускового устройства десандьор - боббина Дресслера, а по-нашему - каталка, лежат в основе французской школы индивидуальной техники движения по одинарной веревке (см.Рис.25-4).
Со всеми сопутствующими плюсами и - как без того? - минусами.
Если говорить о подъеме, то, перебрав многочисленные варианты, европейский кейвинг избрал способ движения по веревке, разработанный французским спелеологом Андре Меоцци (Andre Meozzi), известным среди друзей под прозвищем "Дэд" ("Ded") и получивший соответствующее название (Рис.26).
Рис.26 Способ подъема "Дэд" ("Frog")
1 - по материалам сайта фирмы "On Pope 1" by Bruce Smith
a - беседка с низко расположенной точкой подвески
b - ремень подтяжки кроля
c - длинный ус с креплением ведущего зажима и педали
d - педаль со стременем для двух или одной ноги
2 - мой рисунок по материалам (Marbach, G. and Rocourt, J.-L., Techniques de la
Speleologie Alpine, 1980) - единая педаль на две ступни.
3 - Алина Гаузштейн, Усть-Каменогорск, на съемках учебного фильма, 1987 год
Однако в большинстве англоязычных стран и публикациях этот способ носит англоязычное название "Фрог" (Frog - лягушка), так как визуально похож на совершаемые плывущей лягушкой движения. В советской практике название "лягушка" получил более ранний вариант этого способа подъема: с использованием жумаров и одновременной работой ног на двух длинных равновеликих стременах, прикрепленных к верхнему зажиму. Описание способа было опубликованно в 1976 году в одной из первых методичек ЦРиБ "Турист" "Методические рекомендации по организации и проведению учебных мероприятий по спелеотуризму" (Рис.27).
Рис.27 Вариант способа подъема "Лягушка"
1 - рапель, 2 - обвязка, 3 - самохваты, 4 - беседка, 5 - стремена
6 - основная веревка, 7 - страховочная веревка
(рисунки из методички ЦРИБ "Турист", 1976 г.)
Надписи к рисунку и страховочная веревка с прусиком несут аромат того времени.
Сравнительный баланс
Так в мире почти в одно и то же время возникли два направления SRT: Европейское, поддержанное австралийцами, и Североамериканское.
При кажущемся сходстве в отказе от второй веревки и заботе о сохранности оставшейся одинарной, эти два варианта существенно отличаются друг от друга по сумме открывающихся перспектив.
С одной стороны, американская IRT проще и экономнее европейской. Однако, отказавшись от промежуточных крючьев, североамериканцы лишились и главных тактических преимуществ, полученных европейцами.
А) Да, каждый отдельный американский IRT-эшник в принципе мог подняться по каждому конкретному колодцу быстрее, чем европейский, - но вся команда в итоге начинала заметно отставать.
Ведь пока один из группы не заканчивал спуска или подъема на отвес, второй не мог начать движение. В то время как европейцы двигались по отвесам всей командой по мере освобождения участков навески. Даже предложенный американцами подъем вдвоем одновременно по одной веревке - "тандем", не помогает сколько-нибудь существенно сократить затраты времени на ожидание - а ведь этот номер проходит далеко не всегда, преимущественно в чистых отвесах.
Б) Да, навеска на каждый отдельный колодец американцами могла быть сделана быстрее, но это сказывалось только на стадии прокладывания маршрута - в самый первый раз. И только на отвесах простой конфигурации.
В дальнейшем - при уже забитых крючьях, провешивание европейского варианта не составляло особого труда и потерь времени.
Если же отвес был сложный, с многочисленными точками трения, то чтобы избежать его, американцам приходилось идти на изрядные затраты, манипулируя протекторами, оттяжками и отклонителями, которые потом приходилось преодолевать. А застегнуть протектор под зажимом на стопе - та еще акробатика. Порой приходилось забивать дополнительные крючья, нести с собой замысловатую фурнитуру, что сводило на нет преимущество в простоте навески.
В) Американская IRT решала обход подземных потоков, используя траверсы на уровне входа в отвес и троллеи, - в принципе, на уровне ВВТ. При этом если троллей не оставался в пропасти стационарно, первому по любому приходилось идти в струю, и последнему тоже.
Европейцы тоже не пренебрегали привходовыми траверсами и троллеями, но плюс к тому получили возможность ухода от потоков маятниками по стенам, что в итоге давало лидеру и замыкающему при выемке снаряжения возможность обойти воду вместе со всеми, не прибегая к троллеям.
Г) Скорость движения группы в условиях реальной экспедиционной работы в огромной степени зависит от попутно транспортируемого груза. От его объема и метода, которым ведется транспортировка.
ВВТ культивировала раздельную транспортировку груза: мешки спускались и поднимались по отвесам веревкой. Чаще всего той же самой рапелью, нанося ей дополнительный урон. С мешком на себе спускаться не было принято, тем более - подниматься! Да и не хотелось...
Протаскивание мешков веревкой как вверх по отвесам, так и вниз превращалось в настоящее испытание. Если при спуске работу совершает сила тяжести, то при подъеме приходится преодолевать не только вес груза, но и трение мешков о скалы, трение самой веревки о перегибы склона. И плюс к тому мешки периодически застревают...
Американская IRT поначалу оставила проблему таскания мешков без внимания, также оставшись на уровне ВВТ. Европейцы же сразу уперлись в то, что уходящая теперь от линии падения воды навеска непригодна для таскания мешков по старинке.
Что оставалось делать? Транспортировать груз по рапели с промежуточными закреплениями на стене можно было лишь на себе...
На себе? Поначалу от этой идеи бросало в дрожь.
Оказалось - можно! И не только вниз.
Замечательный способ подъема "Дэд-Фрог" дает возможность поднимать на себе один и даже два транспортника, конечно, не на плечах. При этом мешки не только не застревают, но в большинстве случаев даже не касаются особо скалы.
Надо было только научиться это делать.
Научились! С этого момента колодцы, до того изматывающие нас транспортировкой груза, вдруг уступили первенство в этом садо-мазо-действе меандрам. Конечно, меандры всегда отличались гнусным характером, но, все же, выбить из числа этой противостоящей нам коалиции такого союзника как отвесы было делом великим.
Д) И, наконец, спасательные работы.
Если в североамериканском варианте путь транспортировки пострадавшего шел, как и в прежние времена, преимущественно по линии падения воды, Европейская АСT давала возможность транспортировки пострадавшего минимум двумя вариантами - по пути навески и по линии падения воды.
Это открывало интересные возможности, например, движение обеспечивающих и обгоняющих транспортировку спасателей параллельно с самой транспортировкой. Чем мы, например, очень эффективно пользовались во время спасательных работ в КиЛСИ в 1987 году.
Как бы там ни было, но, отказавшись от второй веревки в пользу более тщательного навешивания одинарной, все мы сделали верный ход.
Как это начиналось у нас
Сегодня кажется странным, что когда-то мы не знали этой техники. Но, тем не менее, до конца 80-х SRT в Союзе была не только практически неизвестна, но и официально запрещена.
Первыми, кто реально обратил внимание на изучение SRT, стали спелеологи из Каунаса во главе с Эрикасом Лайцонасом и Раймисом Данюнасом. В 1984 и 85 годах каунасцы посетили учебные мероприятии в Болгарии, и со всей серьезностью планировали внедрение SRT в практику, на базе своего клуба планируя первое в СССР учебное мероприятие SRT - ВТП - семинар высшей туристской подготовки, на Напре, в июле 1986 года. Каунасцы готовили 12 комплектов специального снаряжения для этой цели.
Первую в СССР официальную лекцию по правилам SRT прочитал 10 октября 1985 года Эрикас Лайцонас на семинаре Высшей инструкторской подготовки по спелеотуризму ВИП-85, проходившем в Хосте. Начальником семинара был Владимир Резван (Адлер), завучем - Эрикас Лайцонас (Каунас), инструкторами Владимир Павлюченко (Киев), Игорь Козырев (Ленинград), Константин Серафимов (Усть-Каменогорск). На том же семинаре с лекциями об SRT выступили спелеологи из Болгарии - председатель БФПД Алексей Жалов и председатель Варненского спелеоклуба Кирилл Иванов (Рис.28).
Рис.28 Семинар старших инструкторов спелеотуризма ВИП-85, Хоста, октябрь 1985 г.
1 - Слева-направо: Раймис Данюнас (Каунас), Константин Серафимов (Усть-
Каменогорск), Александр Резников (Киев) Эрикас Лайцонас (Каунас),
Алексей Жалов (София), Владимир Резван (Адлер), Кирилл Иванов (Варна).
2 - "Слава SRT или за успех нашего безнадежного дела! - Константин Серафимов
и Эрикас Лайцонас, Турбаза "Южная", Хоста, октябрь 1985 год.
С ВИП-85 я вернулся с кучей записей, подаренной Резваном книжкой Недкова "АБВ на техниката на единичното въже" и страстным желанием во что бы то ни стало догнать каунасцев.
Надо сказать, что осенью 1985 года, когда мы начинали постигать SRT, весь спелеологический мир уже вовсю шагал по добротной статической одинарной веревке, будь то американский "Blue Woter" или французский "Beal", в то время как у нас, в СССР, был лишь рыболовецкий фал, и то не вдосталь.
Поэтому практически не оставалось выбора. Для веревок рыболовецкого качества подходил только Европейский вариант SRT, со всеми его техническими премудростями. Но мне именно это в нем и нравилось!
Европейская SRT ощутимо выглядела настоящим искусством, тем, что стоит знать и уметь. Однако после первого же знакомства с техникой, показалось, что нам не поднять. Слишком много всего надо было переделывать и создавать заново в условиях практической изоляции от спелеологического Мира.
Ничего нельзя было купить, все надо было конструировать, мастерить и изготавливать, вплоть до шлямбурных крючьев. Вернее, начиная со шлямбурных крючьев, потому что без них нечего было и мечтать о новой технике. Крючья-то мы делать умели, но теперь нужны были другие, аналогичные SPIT в части возможности снимать и устанавливать навесочную фурнитуру. Но еще во время семинара на Алеке мне пришла в голову идея такого шлямбурного крика (Рис.29), которая была успешно реализована и оставалась у нас на вооружении несколько лет, пока москвич, спелеолог Перовского клуба Михаил Дякин не организовал производство корончатых аналогов "спитов".
Рис.29 Шлямбурный крюк "Сумган" - основа первых лет освоения нами SRT
1 - Чертежи ШКС из моей статьи "Снаряжение для подземных восхождений",
2 - запись из дневника ВИП-85 и вид в работе.
Тому, кто живет в эпоху фирменного снаряжения и покупок через Интернет, в окружении стандартов и магазинов через дорогу - трудно представить и понять, как начинали путь к SRT мы - в середине 80-х. И тут неоценимым оказался наш опыт находить выход в условиях тотального дефицита. Мастера-самодельщики, что бы мы без вас делали?
Мало было понять, как и что делать. Надо было сообразить, как организовать безопасные тренировки, придумать их методику. Глупо грохнуться на учебных скалах в самом начале пути...
Как бы там ни было, но процесс пошел. Причем зимой, при наших порой 30-градусных Алтайских морозах... Не было сил вытерпеть до весны.
Шаг за шагом, на самодельном снаряжении, мы постигали логику и неумолимые законы одноверевочной техники. Сначала на скалодроме, потом в небольших пещерах, типа Алтайская.
Постепенно выяснилось, что, затратив определенные усилия на прокладку трассы без трения веревки, в дальнейшем мы получаем огромное ускорение всех передвижений по пещере. Теперь мы не ждали, пока коллега, обливаясь потом, с остановками на отдых, выберется из какого-нибудь ключевого отвеса в 40 и более метров. Теперь по трубе 80 или 100-метров одновременно поднимались или спускались несколько человек, по числу участков промежуточной навески.
Для нас, привыкших к многочасовым ожиданиям на таких отвесах, результаты были просто потрясающими!
Выдержка из "Экспедиции во Мрак" о нашем SRT-первопрохождении пропасти Киевская под Самаркандом в июне 1986 года:
"...Между собой договорились - идти, как пойдется.
И вот - Пропасть.
В Азии главное - успеть одеться до солнца. Огненный Дракон превращает процедуру натягивания спелеодоспехов в исключительное удовольствие. Знаете, как готовят курицу в фольге? Ну, тогда у вас есть кое-какое представление о процессе, так сказать, снаружи. Кейвер имеет возможность познакомиться с ним изнутри.
Нет уж, хватит с нас острых ощущений! Встаем в шесть утра, завтракаем, в сереющих сумерках рассвета одеваем шерсть, конденсатники, брызговики, защитные комбинезоны, затягиваем ремни, каски, свет, обвешиваемся железом и штурм начинаем до солнышка.
Покатили!
Есть чарующее упоение в строгой динамике движения по вертикали. Каждое действие отточено, каждый шаг оптимален. Движешься, будто не спеша, соразмеряя себя с предстоящими препятствиями.
Сухие щелчки карабинов, шелест веревки, шум воды.
- Свободно!
- Понял!
Луч фонаря режет ночь пещеры. Колодец. Навеска. Самостраховка. Теперь пройти по перилам вправо до крюка. Веревка в решетку - и поплыл вверх колодец, навстречу вылетающим из темноты сверкающим каплям. Слева журчит, точит стену ручей.
Неверный шаг... Недоглядел!
У-у-ух! Сорвало маятником со стены, закачнуло под душ. Стегануло капелью по каске, по спине, и снова шорох веревки в рукавице. Дно колодца. Дошел.
- Свободно!
- Понял!
Меандр, как колея. Свернуть некуда. Только вперед и вниз. Корявые стены цепляются за комбинезон, за провод фонаря, за снаряжение. Не спеши, не торопись, не дергайся. Плавно - плечами, всем телом. Не рви мешок - он не виноват. Всему виной ты. Аккуратно, присядь, слева под рукой сталагмит, нет, выступ. Нагрузил, держит. Прошел под навесом. Дальше уступчик. Не прыгать! В основе скорости пластика, а не козлиный скок.
А это что? Колодец! А вот и навеска.
Идут сзади? Идут. И я пошел. Колодец распускается перед глазами черно-белой вертикалью. Так - ПЗ, промежуточное закрепление. Все, как учили: встегнул ус, завис на нем, переставил ниже крюка решетку, зафиксировал, отстегнул ус... Песня!
Рис.30 Первая в CCCР SRT-экспедиция в километровую пещеру была проведена клубом "Сумган"
в пропасть Киевская в июлк 1986 года
1 - Лена Вир с жестяными вымпелами - один из них оставлен на дне Киевской
под флагом клуба "Сумган".
2 - Штурмовая группа - на ч\б снимке слева-направо: Владимир Королихин,
Николай Бердюгин, Константин Серафимов и Владимир Кочетов
Откуда-то всплывает в памяти:
"А если вы, штатские, такие умные, отчего ж тогда строем не ходите?"
- Свободно.
- Понял!
Еще колодец. Ух-ты, какое эхо! "Шестидесятка", что ли? Сейчас посмотрим.
Точно. Это она. Таких монстров в Киевской не так много.
Пошел. Узкий довольно пологий желоб с ручьем у ног заваливается все круче в отвес. Первая перестежка, ликвидирующая трение на перегибе колодца.
- Свободно!
Как красиво светится внизу подземный лагерь ташкентской команды. По телефону они пообещали, что будут встречать нас чаем к 10 утра. Что-то никого нет. Лагерь диковинной декорацией проплывает мимо-вверх - слышно, как лупит капель в тент над оранжевой палаткой, установленной на уступе метрах в 10-ти над дном колодца. И оттуда, сверху, заспанный голос Акиды:
- Это что, уже вы?
- Пора. Времени-то сколько?
- Так девяти еще нет...
- "Скока-скока?" - как у Жванецкого.
Отстегиваюсь от веревки, отхожу к стене, отыскиваю под резиновой перчаткой свою "Амфибию". На часах 8-50!
Начали в восемь, пятьдесят минут на спуске, а над нами уже 350 метров? Глазам не верю.
Сверху с шорохом планирует Бердюгин. Отстегивается. Толкаю его в мокрое плечо:
- Сколько идем, знаешь?
- ?
- Полста минут!
- Иди ты?
- Точно!
- Ну, тогда вперед!
Какой тут чай, тем более не вскипевший. Ввинчиваемся в серпантин "Дивного хода". Отсюда до установленного нами накануне лагеря "ПБЛ-650" - 13 навесок с перепадом высот в 300 метров.
Этот участок мы проходим за час.
Итого идем час и пятьдесят минут!
Нет и двух часов от начала штурма, а мы, вчетвером, уже на -650.
Ущипните меня кто-нибудь!"
Возвращаясь к главной теме - анализу современного состояния техники одинарной веревки, хочу напоследок еще раз заглянуть в далекое уже прошлое. Для воссоздания атмосферы Самого Начала.
Вот такой документ был составлен мной и разослан в Центральную спелеокомиссию и многие ведущие спелеоклубы СССР. Привожу выдержку из него - в терминологии и оборотах, свойственных нам тогда. В них есть особый аромат времени...
"ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ОБЛАСТН