Общее понятие об управлении финансами

Управление финансами представляет собой действия госу­дарства, связанные с проведением общей финансовой полити­ки, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансо­вого законодательства.

В данном контексте представляется целесообразным дать понятие финансовой политики.

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздей­ствия на экономические процессы.

Финансовая политика представляет собой совокупность ме­роприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресур­сов, их распределение и использование для выполнения госу­дарством его функций.

Финансовая политика является частью экономической по­литики государства. В ее основе лежат господствующие в дан­ный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс страны. Так, до конца 20-х гг. в основе экономической и финансовой политики зарубеж­ных государств лежали концепции неоклассической школы. Их основным направлением являлось невмешательство госу­дарства в экономику, сохранение свободной конкуренции, ис­пользование рыночного механизма как главного регулятора хо­зяйственных процессов.

Под влиянием мирового экономического кризиса, развития государственных монополий в 30—60-е гг. в основу экономи­ческой и финансовой политики были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. Они исходили из необходимости стимулирования экономического роста, его регулирования пу­тем широкого использования государственного вмешательства. Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами ис­пользовала звенья финансовой системы в качестве инструмента государственно-монополистического регулирования экономи­ки, социальных отношений. Бюджетная и налоговая политика была направлена на поддержание экономического равновесия, ослабление циклических кризисов, сглаживание социальных противоречий.

С конца 70-х гг. в основу экономической и финансовой поли­тики Великобритании, США и некоторых других стран была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклас­сическим направлением экономической мысли. Она нашла вы­ражение в концепции "экономика предложения", одним из главных положений которой является ограничение экономи­ческой роли государства, его вмешательства в хозяйственную жизнь и особенно социальную область. В числе других мероп­риятий этой концепции — реприватизация части государствен­ной собственности; усиление рыночного механизма конкурен­ции: перенесение центра тяжести в экономической сфере на проблему повышения предложения, стимулирования произ­водства, его эффективности.

В финансовом отношении неоконсервативное направление исходит из необходимости сокращения объема перераспределе­ния национального дохода через финансовую систему; сниже­ния размера социальных расходов, в частности, на просвеще­ние и здравоохранение; стимулирование роста сбережений. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения, особенно на крупный капитал, и уменьшения степени прогрессивности обложения. Выдвигается необходимость борьбы с бюджетным дефицитом, который является одним из побудите­лей инфляции.

В то же время в ряде стран (Франция, Испания, Швеция) сохраняется экономическая концепция дирижизма, основан­ная на взглядах посткейнсианства. Они исходили из необходи­мости усиления государственного вмешательства в экономику и таким образом ее приспособления к новым условиям хозяй­ствования.

Основными составляющими финансовой политики являют­ся:

• налоговая, главное назначение которой состоит в изъятии части валового национального продукта на общегосударствен­ные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет;

• бюджетная политика связана с распределением фонда де­нежных средств государства и его использованием в соответ­ствии с выполняемыми функциями государства;

• денежно-кредитная политика направлена на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня про­центных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений находится вне управления государ­ством, т.к. основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению. Дея­тельность частных предприятий осуществляется на основе ин­дивидуального кругооборота капитала, поэтому их денежные фонды носят обособленный, децентрализованный характер. Го­сударство же осуществляет воздействие на эту сферу финансо­вых отношений лишь через налоговую политику, регламента­цию кредитных отношений, регулирование финансового рын­ка, формирование амортизационного фонда и систему государ­ственной поддержки. Иными словами, происходит не управле­ние финансами со стороны государства, а воздействие через фи­нансы — реализация финансовой политики. Как уже было ска­зано выше, в зависимости от экономической политики государ­ство или устанавливает, или ослабляет свое вмешательство в регулирование тех или иных сторон экономических и социаль­ных процессов.

В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. Это — отношения по формированию только той части финансовых ресурсов, кото­рые мобилизуются государством в государственном и местных бюджетах, специальных правительственных фондах и на госу­дарственных предприятиях.

2.2.Органы управления государственными финансами

Управление государственными финансами осуществляют специальные органы с помощью особых приемов и методов, в т.ч. разнообразных стимулов и санкций. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имею­щихся или создании условий для рационального использова­ния применяемых методов с целью быстрейшего решения пос­тавленной задачи. Органы управления можно условно разделить на две группы: а) органы общего (или законодательного) управления финансами; б) органы оперативного управления финансами.

Управление государственными финансами в экономически развитых государствах регулируется законодательными орга­нами через принятие финансового законодательства, утвержде­ние государственного бюджета и отчета о его исполнении, вве­дение или отмену отдельных видов налогов, утверждение пре­дельного размера государственного долга и др.

В зависимости от государственного устройства и политичес­кой системы такими законодательными органами являются, например, Парламент в Великобритании и во Франции, Кон­гресс в США, Бундестаг в ФРГ и т.п.

Организация оперативного управления финансами осущес­твляется через государственный финансовый аппарат, состав и структура которого также определяются в соответствии с госу­дарственным устройством страны. Они проводят в жизнь фи­нансовую политику, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, выполняют работу по оперативному финансово­му планированию, учету, анализу и контролю.

Управление финансами на предприятиях осуществляют фи­нансовые отделы и службы. В их задачи входит планирование финансовых ресурсов, распределение выручки от реализации продукции по соответствующим фондам, управление кассовой наличностью, рыночными ценными бумагами, планирование структуры капитала фирмы, ведение бухгалтерского учета, вопросы дальнейшего развития предприятия и т.п.

Управление финансами в экономически развитых государ­ствах, как правило, осуществляется несколькими государ­ственными органами. В США это — министерство финансов (казначейство). В его функции входит разработка финансовой и налоговой политики, эмиссия денежных знаков и чеканка мо­нет, вопросы внутренних займов и управление государствен­ным долгом, контроль за исполнением финансового законода­тельства и денежного обращения, сбор внутренних доходов. По­мимо этого, управлением финансами занимается Администра­тивно-бюджетное управление при президенте. Оно составляет расходную часть федерального бюджета и разрабатывает фи­нансовые программы, организует оперативный контроль по уп­равлению бюджетом и является ведущим органом исполнительной власти.

Управлением исполнения бюджета занимается министер­ство финансов, которое проводит сбор внутренних доходов, а также таможенная служба и бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию, которые заняты сбором соответственно таможенных доходов и доходов от обло­жения перечисленных товаров.

В Великобритании управление финансами осуществляет ряд органов. Основным является казначейство, которое зани­мается вопросами разработки, составления и исполнения госу­дарственного бюджета, налоговой политики, финансово-эконо­мического прогнозирования, международных финансовых от­ношений, контролем за расходованием финансовых средств го­сударственными предприятиями. Управление таможенных пошлин и акцизов ведает вопросами акцизных и таможенных сборов, следит за исполнением законодательства в этой облас­ти. Управление внутренних доходов осуществляет контроль за выполнением законодательства, регулирующего взимание пря­мых налогов.

Управлением государственным долгом занимается Банк Англии. В его компетенцию входит выпуск займов, погашение капитальной суммы займов, операции по текущей задолжен­ности.

В ФРГ управление финансами в основном возложено на фе­деральное министерство финансов. Оно разрабатывает основы финансовой, налоговой, валютной и кредитной политики, сос­тавляет проект бюджета и среднесрочного финансового плана, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за его исполнением, а также занимается распределением ресурсов между звеньями бюджетной системы. В управлении финансами участвуют федеральное ведомство по финансам и федеральное управление государственным долгом, подчиненные федераль­ному министерству финансов. Первое ведомство занимается на­логовой проверкой предприятий, налогообложением иностран­ных капиталовложений, проблемами устранения двойного на­логообложения; второе — операциями по выпуску и погаше­нию займов и финансированием бюджетного дефицита.

Во Франции управление финансами осуществляет Минис­терство экономики, финансов и бюджета. В его функции вхо­дят: разработка государственного бюджета и контроль за его ис­полнением, кассовое обслуживание бюджета; сбор налогов, пошлин и прочих поступлений; контроль за финансовыми опе­рациями; осуществление связи государства с предприятиями в качестве акционера, кредитора или гаранта; общественный учет и контроль. Вышеназванные функции распределены меж­ду соответствующими главными управлениями.

В Италии главными органами, осуществляющими управле­ние финансами являются:

казначейство, на которое возложены вопросы государствен­ных расходов и финансовый контроль;

министерство финансов, занимающееся сбором доходов;

министерство бюджета и планирования, составляющее государственный бюджет и координирующие финансовые ресурсы;

министерство внутренних дел, ведающее местными финан­сами.

ЛИТЕРАТУРА

Деньги, кредит, банки: Учеб. / Под общ. ред. Г.И. Кравцо­вой. Мн.: ООО "Мисанта", 1997.

Общая теория денег и кредита: Учеб. / Под ред. Е.Ф. Жуко­ва. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

Общая теория финансов: Учеб. / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

Теория финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко и др. Мн.: Вышэйш. шк., 1998.

Финансы / Под ред. В.М. Родионовой. М.: Финансы и ста­тистика, 1995.

Финансы: Учеб. для вузов / Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

Финансы капитализма: Учеб. / Под ред. Б.Г.Болдырева. М.: Финансы и статистика, 1990.

Наши рекомендации