Актуарная несбалансированность поступающих доходов по видам источников по отношению к обязательствам пенсионной системы.
Одной из основных проблем государственной системы пенсионного страхования является неполный охват системой пенсионного страхования сельских товаропроизводителей и индивидуальных (частных) предпринимателей, взносы которых в систему в разы ниже взносов поступающих от организованного сектора экономики. В соответствии с действующим законодательством ставка отчислений в Пенсионный фонд для хозяйствующих субъектов и бюджетных организаций, составляющих 60% плательщиков страховых взносов и обеспечивающих около 97% платежей, на 2012 год установлена в размере 25% от фонда оплаты труда, из них на текущие выплаты 23% и в ГНПФ – 2%.
Базой для исчисления страховых взносов является заработная плата (доход) работника, потенциальный доход предпринимателя по видам деятельности и размер земельного надела сельхозпроизводителя. Кроме того, законом предусмотрено льготирование по ставкам платежей организаций инвалидов по зрению и слуху, текстильного и швейного производств.
Тарифы страховых взносов для крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица устанавливаются в размере базовой ставки земельного налога на текущий год. Для физических лиц, занятых на рынках и торговых площадях индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с использованием патента страховые взносы в Пенсионный фонд устанавливаются ежемесячно в фиксированных размерах независимо от размера получаемого дохода. Доля сельхозпроизводителей и самозанятых граждан в экономике страны достаточно значительная (более 40%), но при этом взносы в систему они осуществляют около 3% от всей суммы поступлений страховых взносов.
Поступление страховых взносов по субъектам СФКР | Create infographics
Удельный вес поступлений от крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме поступления страховых взносов в 2012 году составил 1%, тогда как на пенсионное обеспечение сельских товаропроизводителей было направлено до 36% от общего объема пенсионных выплат.
Вопрос пенсионного обеспечения сельских товаропроизводителей у нас в стране является крайне болезненным и щепетильным. Из-за специфического характера доходов сельских товаропроизводителей в силу их сравнительной неустойчивости и нестабильности по сравнению с доходами в других секторах экономики и большей зависимости от множества факторов, прямо или косвенно влияющих на сельское хозяйство, в Кыргызской Республике в начале реформ был установлен фиксированный тариф страховых взносов для фермеров на уровне базовой ставки земельного налога в зависимости от типа и размера площади обрабатываемых сельскохозяйственных земель. Далее сумма уплаченного страхового взноса распределяется по индивидуальным страховым счетам каждого из работников данного фермерского хозяйства. На сегодняшний день проблема пенсионного обеспечения сельских товаропроизводителей пока еще не так ощутима, так как они еще получают пенсию за проработанный стаж в советское время. Однако, уже через 15-20 лет, когда пенсии будут исчисляться только из условно-накопленных и индивидуальных накопительных счетов эта разница в производимых в систему взносах сильно скажется именно на пенсионерах, всю жизнь проработавших в сельском хозяйстве. Так как сравнительно с другими секторами экономики те маленькие взносы, которые они платят сегодня в соответствии с действующим пенсионным законодательством они и получат в будущем.
Схожие проблемы существуют и в области охвата системой государственного пенсионного страхования самозанятых граждан, большая часть которых на сегодняшний день осуществляет плату даже того установленного незначительного минимума не регулярно, или и вовсе зачастую предпочитают уклониться от уплаты страховых взносов в Социальный фонд. Однако, если в случае с сельскими товаропроизводителями проблема уплаты страховых взносов является системной и требующей более глобального программного подхода со стороны государства, то проблема охвата самозанятых граждан несколько иного характера.
Самозанятые граждане в основном не желают уплачивать страховые взносы вследствие низкой заинтересованности и информированности о пенсионном страховании. Для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынках, ставки тарифов страховых взносов установлены в фиксированных размерах от 80 до 200 сомов еще с 2005 года и с тех пор не менялись. За период, прошедший с момента установления страховых ставок для самозанятых граждан, с 2005 года размер номинальной заработной платы увеличился более чем в 3 раза, прожиточный минимум пенсионера вырос в 2 раза, размер средней пенсии в 4 раза, а средняя стоимость налогового патента на рынках выросла почти в 4 раза.