Структура пенсионной системы
Государственная обязательная солидарная пенсионная система базируется на принципе солидарности: суммы уплаченных страховых взносов не накапливаются, не аккумулируются, а направляются на текущее финансирование пенсионных выплат состоявшимся пенсионерам. Другим принципом построения пенсионной системы является страховой принцип, - размер пенсии каждого застрахованного лица зависит от накопленных страховых взносов на личном страховом счете.
В 1997 г. в пенсионное законодательство Кыргызской Республики был внесен ряд существенных изменений:
- постепенное повышение пенсионного возраста с 60 до 63 лет для мужчин и с 55 до 58 лет для женщин;
- аннулирование ряда льгот, в частности, раннего выхода на пенсию для представителей некоторых профессий и групп населения;
- трехкомпонентная пенсионная система: гарантированная базовая пенсия каждому пенсионеру с достаточным стажем; пенсионное обеспечение в соответствии с трудовым вкладом работника, исчисляемое как процент от средней заработной платы до 1996 г.; индивидуальные пенсионные взносы, накопленные на счету пенсионера.
За период, прошедший после начала пенсионной реформы, появились позитивные результаты: введена система персонифицированного учета граждан в целях усиления стимулирующей роли страховых взносов.
В 2010 году Правительством республики были предприняты шаги по дальнейшему реформированию условно-накопительной пенсионной системы. С 1 января 2010 года в Кыргызской Республике в действующую систему с условно-накопительными пенсионными счетами был введен накопительный компонент в размере 2% от взноса самого работника, предварительно увеличив его с 8% до 10%.
Накопительный компонент в структуре действующей пенсионной системы был призван снизить зависимость системы пенсионного обеспечения от возможных демографических проблем в будущем и повысить привлекательность пенсионной системы.
После внедрения накопительного компонента пенсионная система Кыргызской Республики состоит из трех компонентов:
- государственная обязательная солидарная пенсионная система;
- обязательный накопительный компонент;/li>
- добровольная индивидуальная накопительная система.
Первый компонент состоит из солидарной пенсионной системы, которая включает базовую часть пенсии, первую и вторую страховые части пенсий.
Второй компонент обязателен для граждан Кыргызской Республики, работающих в организованном секторе (в государственных учреждениях, частных компаниях различной организационно-правовой формы). Граждане перечисляют страховые взносы на накопление в размере 2% от фонда заработной платы.
Третий, «добровольный», накопительный компонент включает в себя добровольную индивидуальную накопительную схему.
Таблица 1 - Характеристики пенсионных институтов в Кыргызской Республике
Характеристики | Базовая часть пенсии | Страховая часть пенсии | Накопительная часть пенсии | Добровольная накоп. часть |
Принципы организации | Социальная поддержка | Солидарный принцип и личная ответственность работника | Личная ответственность работника | Личная ответственность работника |
Финансовые источники и условия назначения пенсии | Трансферты из республиканского бюджета | Обязательные взносы работодателей и работников | Обязательные взносы работников | Добровольные взносы работников |
Порядок исчисления размеров пенсий | Единый размер зависит от стажа работы. Пересматривается в зависимости от роста средней заработной платы по республике | Дифференцированная величина зависит от объема накопленных пенсионных прав и продолжительности дожития | Дифференцированная величина зависит от объема накопленных капитализированных взносов, инвестиционного дохода и периода дожития | Дифференцированная величина зависит от выбранного работником пенсионного плана |
1) Обязательное государственное пенсионное страхование на сегодняшний день является основой действующей пенсионной системы и представлено в виде условно-накопительной пенсионной системы (УНС). Учитывая при этом права граждан, на пенсионное страхование, заработанные до введения персонифицированного учета (до 1996 года), а также накопленные взносы на индивидуальных страховых счетах после введения персонифицированного учета.
При этом, не все средства направляемые в пенсионный фонд учитываются на личных страховых счетах граждан, в соответствии с действующим Законом Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» 3% от ставки тарифа страховых взносов в пенсионный фонд направляются на солидарную часть пенсионной системы. Солидарная часть используется в основном на выплату пенсий по инвалидности и по потере кормильца.
Кроме того, в системе предусматриваются государственные гарантии в виде финансовой поддержки пенсионеров (выплата базовой части пенсии, компенсаций и надбавок к пенсиям), а также различные виды льгот для отдельных категорий граждан за счет средств республиканского бюджета.
2) В формировании накопительной части пенсии участвуют все граждане Кыргызской Республики, за исключением работающих пенсионеров, мужчин, рожденных ранее 1 января 1964 года, и женщин, рожденных ранее 1 января 1969 года. Такое решение продиктовано тем, что у данных категорий граждан до выхода на пенсию остается недостаточно времени, чтобы сформировать достаточный уровень накопительной части пенсии в рамках обязательного накопительного компонента.
Инвестирование пенсионных накоплений регулируется Законом Кыргызской Республики «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части пенсии по государственному социальному страхованию в Кыргызской Республике». Предусматривается, что на начальном этапе доверительное управление средствами накопительного компонента будет осуществляться Социальным фондом Кыргызской Республики. На переходный период Социальному фонду разрешено инвестировать пенсионные накопления в государственные ценные бумаги Кыргызской Республики (не более 80%) и на срочные депозиты кредитных организаций (не более 30%).
3) Личные добровольные схемы в условиях современного этапа реформирования мировых пенсионных систем вводились как новый элемент пенсионных систем. Обязательные пенсионные накопления нацелены на создание некоторого минимума накоплений для каждого работника - от низкооплачиваемых до среднего класса. Роль же добровольного пенсионного страхования заключается в обеспечении достойного замещения трудовых доходов для людей с более высоким уровнем дохода, особенно для самозанятых граждан, необходимо развитие системы добровольных накоплений на старость.
Создание соответствующих стимулов к формированию добровольных накоплений должно учитывать и предупреждать риски использования таких взносов для уклонения от налогообложения, как со стороны работника, так и для работодателя. Добровольные личные планы работают в условиях полного финансирования с установленными взносами. Участники таких планов сами несут все инвестиционные риски по своим накоплениям.
Закон «О негосударственных пенсионных фондах в Кыргызской Республике» был принят еще в 2001 году. Несмотря на это на сегодняшний день существует всего один негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Кыргызстан». Основные причины слабого развития частного пенсионного страхования: несовершенство и противоречивость правовой базы; не способствующее дополнительному пенсионному обеспечению налоговое законодательство; низкие доходы населения; недоверие к частным финансовым организациям; ограниченность финансовых инструментов.
Таким образом, добровольное пенсионное обеспечение пока еще не заняло весомого места в пенсионной системе Кыргызской Республики, а масштабы частных пенсионных накоплений в экономике страны остаются более чем незначительными.