Эмиссия и принудительное изъятие денег из обращения
Эмиссия денег – выпуск в обращение денежных знаков, способствующий увеличению всей массы наличных и безналичных денег в обращении. Эмиссия денег означает не только печатание денежных знаков, но и выпуск различного рода долговых обязательств.
Эмиссия наличных денег приводит к расширению денежной базы и мультипликационному расширению денежной массы.
Обратное влияние на денежную базу и денежную массу оказывает принудительное изъятие центральным банком наличных денег из обращения.
Способов принудительного изъятия денег несколько:
1. замена денежных знаков в ограниченных масштабах;
2. прекращение хождения денежных знаков с ограниченным их обменом на новые;
3. деноминация денежных знаков, не сопровождающаяся адекватным снижением цен.
Таким образом, инструменты государственного регулирования и результаты их применения представлены в таблице 86.
Таблица 86
Инструменты государственного регулирования
Политика | Изменение нормы обязательного резервирова ния вкладов | Изменение ставки рефинансиро вания | Операции на открытом рынке | Эмиссия или изъятие денег из обращения |
Стимулирую-щая | Снижение | Снижение | Скупка ц.б. | Эмиссия |
Сдерживаю- щая | Увеличение | Увеличение | Продажа ц.б. | Изъятие |
Тема 16. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета
Бюджет: сущность, функции, виды
Бюджет – это финансовый план государства или муниципального (местного) самоуправления, состоящий из расходных и доходных частей; это смета доходов и расходов государства на определенный период, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств.
Бюджет выполняет две функции:
1. перераспределительную – концентрирует часть национального дохода, которая потом перераспределяется;
2. контрольную.
Выделяют три уровня:
1 федеральный бюджет;
2. бюджеты субъектов РФ (ранее назывались региональные) – в том числе 21 республиканский, 56 краевых и областных, 10 окружных бюджетов автономных округов;
3. местные бюджеты (муниципальные) – примерно 29 тысяч.
Все бюджеты существуют как самостоятельные денежные фонды, но на определенной территории могут действовать в совокупности, поэтому предусмотрено создание консолидированного бюджета.
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней на определенной территории.
Бюджеты составляются на год вперед (федеральный – на три года вперед) на основе прогноза социально-экономического развития страны.
Государственный бюджет составляется Правительством и принимается высшими законодательными органами. Таким образом, в руках государства появляются значительные финансовые инструменты воздействия на экономические процессы. Как правило, это государственные закупки, дотации, трансфертные платежи, инвестиции (где государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги; социальные выплаты (трансферты) – это платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг).
Федеральному бюджету придается форма федерального закона.
Доходы и расходы бюджета
Доходы бюджета формируются за счет налогов, поступлений от государственного имущества и от внешней торговли, за счет государственных займов.
Расходы бюджета в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие (обеспечивают текущую деятельность) и капитальные (обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность в РФ). Включают в себя: расходы на национальную безопасность, на социальную политику, на содержание государственного аппарата, на обслуживание государственного долга, государственные закупки, субсидии отдельным отраслям и регионам, форс-мажор.
Доходы и расходы бюджета могут не соответствовать друг другу, тогда используются понятия дефицит или профицит бюджета.
Государственный бюджетный дефицит – это разница между расходами (G) собранными налогами (T) за данный период:
Дефицит Бюджета ≡ G – T, (139)
Может возникнуть не только из-за снижения поступления налогов, но и в связи с изменением нормативов потребления ресурсов, превышением расходов и др. Если G превышает T, государство должно занять у общества чтобы профинансировать свой дефицит. Оно это делает путем продажи Казначейских обязательств и облигаций. В этом случае, часть сбережений домашних хозяйств (S) поступает правительству.
Если государственные закупки равны налогам минус трансферты, то G = T, и у государства сбалансированный бюджет. Если G > T, тогда у государства имеется бюджетный дефицит. Если G < T, тогда у государства бюджетный профицит. Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета, то обычно принимается решение о сокращении расходов бюджета. Процедуру изменения статей бюджета в ходе его исполнения называют секвестр.
Таблица 87
Доходы и расходы федерального бюджета
Доходы бюджета | Расходы бюджета |
1. налоги (3/4 от всех поступлений); 2. поступления от государственного имущества; 3. поступления от внешней торговли; 4. государственные займы | 1. национальная безопасность; 2. социальная политика; 3. расходы на государственное управление; 4. расходы на обслуживание государственного долга; 5. субсидии отдельным отраслям и регионам; 6. государственные закупки; 7. форс-мажор. |
Итого 100% | Итого 100% |