Кредитно-денежное регулирование
Введение
Рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка, однако рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного хозяйства. Есть немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку, - ими занимается государство. Необходимость вмешательства государства в управление экономическими процессами вызвана потребностями развития рыночной системы, обнаруживающей плюсы и минусы своего функционирования.
Экономические методы регулирования экономики предполагают создание таких условий, которые бы стимулировали субъекта предпринимательской деятельности к осуществлению действий, необходимых для общества. Можно с уверенностью сказать, что для эффективного функционирования народнохозяйственного комплекса необходимы и административные, и экономические методы управления экономикой. Отдав предпочтение одному методу и недооценив другой, можно вызвать серьезные перекосы в процессе перераспределения денежных средств в национальной экономике.
Мы рассмотрим такой метод регулирования экономики государством как денежно-кредитная политика.
Кредитно-денежное регулирование
Основу финансово-кредитного регулирования экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Кредитно-денежное регулирование является традиционным и важнейшим инструментом косвенного регулирования экономики.
Цель кредитно-денежного регулирования –поддержание покупательской способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.
Основная составляющая кредитно-денежного регулирования – кредит.Кредит – это движение ссудного капитала на условиях срочности, возвратности и платности.Кредитоснован на том, что временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов и направляться в те сферы общественного производства, где в них есть потребность. Он играет огромную роль в развитии экономики и выполняет следующие функции:
· расширяетрамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливаются наличными денежными средствами;
· перераспределяетсвободные денежные средства между хозяйствующими субъектами;
· обеспечиваетэкономию издержек обращения;
· ускоряетконцентрацию и централизацию капитала.
Центральный банк
Основной проводник кредитно-денежной политики, как правило, - Центральный банк. Основными объектами являются валютный курс, процентные ставки и общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Решение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.Задачей Центрального банка является обеспечение стабильности денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях ЦБ координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего кредитно-денежная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства.
Вместе с тем взаимоотношения Центрального банка и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены.Главное место здесь занимает так называемая финансовая конституция, т.е. закрепление принципов взаимоотношения банка с бюджетом. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.
Операции на открытом рынке
Продажа ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческим банкам уменьшает резервы банков, а следовательно, уменьшает кредитные возможности банков, увеличивая процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.
Изменение учётной ставки
Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учётной ставкой. С понижением учётной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учётную ставку. Повышение учётной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.
Политика дешёвых денег
Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.
Политика дорогих денег
Проводится центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того, чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.
Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это - кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.
Заключение
Проводя денежно-кредитную политику, государство не оказывает прямого воздействия на состояние реального сектора экономики. Его главная задача - создать объективные предпосылки для формирования сбережений предприятиями и населением и последующей их трансформации в инвестиции. Под такими объективными предпосылками следует понимать стабильность темпов инфляции, курса национальной валюты, низкий уровень процентных ставок. Благоприятная экономическая конъюнктура, устойчивое экономическое положение предприятий, налаженная система денежного обращения говорит о высокой эффективности денежно-кредитной политики. Необходимо подчеркнуть, что в переходный период значение государственного регулирования экономического развития страны повышается. Лишь по мере создания основ рыночной экономики государство постепенно уменьшает прямое воздействие на экономику, уступая инициативу рыночным законам и частным товаропроизводителям.
На современном этапе развития экономических процессов странам с развивающейся и развитой экономикой характерны тенденции к формированию так называемой «смешанной» рыночной экономики, то есть к такой организации общественного хозяйства, где механизмы рыночных отношений дополняются и разумно сочетаются с механизмами государственного регулирования. Равновесие этих двух экономических механизмов во многом это зависит от того, какие основные принципы легли в основу концепции денежно-кредитной политики в каждой конкретной стране.
Введение
Рыночная экономика функционирует на основе конкурентного рынка, однако рыночный механизм не решает всех вопросов рыночного хозяйства. Есть немало социально-экономических проблем, неподвластных рынку, - ими занимается государство. Необходимость вмешательства государства в управление экономическими процессами вызвана потребностями развития рыночной системы, обнаруживающей плюсы и минусы своего функционирования.
Экономические методы регулирования экономики предполагают создание таких условий, которые бы стимулировали субъекта предпринимательской деятельности к осуществлению действий, необходимых для общества. Можно с уверенностью сказать, что для эффективного функционирования народнохозяйственного комплекса необходимы и административные, и экономические методы управления экономикой. Отдав предпочтение одному методу и недооценив другой, можно вызвать серьезные перекосы в процессе перераспределения денежных средств в национальной экономике.
Мы рассмотрим такой метод регулирования экономики государством как денежно-кредитная политика.
Кредитно-денежное регулирование
Основу финансово-кредитного регулирования экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Кредитно-денежное регулирование является традиционным и важнейшим инструментом косвенного регулирования экономики.
Цель кредитно-денежного регулирования –поддержание покупательской способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста.
Основная составляющая кредитно-денежного регулирования – кредит.Кредит – это движение ссудного капитала на условиях срочности, возвратности и платности.Кредитоснован на том, что временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов и направляться в те сферы общественного производства, где в них есть потребность. Он играет огромную роль в развитии экономики и выполняет следующие функции:
· расширяетрамки общественного производства по сравнению с теми, которые устанавливаются наличными денежными средствами;
· перераспределяетсвободные денежные средства между хозяйствующими субъектами;
· обеспечиваетэкономию издержек обращения;
· ускоряетконцентрацию и централизацию капитала.
Центральный банк
Основной проводник кредитно-денежной политики, как правило, - Центральный банк. Основными объектами являются валютный курс, процентные ставки и общий объем ликвидности банковской системы и, следовательно, экономики. Решение этих задач преследует цель стабильности экономического роста, низкой безработицы и инфляции.Задачей Центрального банка является обеспечение стабильности денежного обращения и курса национальной валюты и в этих целях ЦБ координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего кредитно-денежная политика представляет собой один из элементов всей экономической политики и прямо определяется приоритетами правительства.
Вместе с тем взаимоотношения Центрального банка и правительства в проведении денежно-кредитной политики обычно четко определены.Главное место здесь занимает так называемая финансовая конституция, т.е. закрепление принципов взаимоотношения банка с бюджетом. Правительство ограничено в своих действиях и обычно не вмешивается в повседневную деятельность банка, согласовывая лишь общую макроэкономическую политику.