Слияние и поглощение компаний: сущность, типы, мотивы.

Слияния и поглощения - класс экономических процессов укрупнения бизнеса и капитала, происходящих на макро- и микроэкономическом уровнях, в результате которых на рынке появляются более крупные компании.

Слияние - это объединение двух или более хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется новая экономическая единица.

Слияние форм - объединение, при котором слившиеся компании прекращают своё существование в качестве автономных юридических лиц и налогоплательщиков. Компания, образованная путём слияния, берёт под свой контроль и управление все активы и обязательства перед клиентами компаний, принявших участие в слиянии.

Слияние активов - объединение компаний, при котором:

· собственники компаний передают исключительные права контроля над своими компаниями создаваемой компании в качестве вклада в уставный капитал;

· деятельность и организационно-правовая форма компаний сохраняются.

Присоединение - объединение компаний, при котором одна из объединяющихся компаний (основная) продолжает деятельность, а остальные утрачивают свою самостоятельность и прекращают существование в качестве юридических лиц. К основной компании переходят все права и обязательства присоединённых компаний.

Поглощение — сделка, совершаемая с целью установления контроля над хозяйствующим обществом и осуществляемая путём приобретения более 30 % уставного капитала (акций, долей, и т. п.) поглощаемой компании. При этом сохраняется юридическая самостоятельность общества.

Существуют следующие типы слияний и поглощений компаний:

1. В зависимости от характера слияния:

· горизонтальное слияние компаний - объединение в одну компанию двух и более компаний, предлагающих одну и ту же продукцию. Преимущества: увеличение конкурентоспособности и др.;

· вертикальное слияние компаний - слияние некоторого количества компаний, одна из которых - поставщик сырья для другой. Преимущества: снижение себестоимости продукции, увеличение рентабельности производства продукции;

· родовые (параллельные) слияния компаний - объединение компаний, выпускающих взаимосвязанные товары. Например, объединение фирмы, производящей компьютеры, с фирмой, производящей комплектующие для компьютеров. Преимущества: концентрация технологического процесса производства внутри одной компании, возможность оптимизации издержек производства, увеличение рентабельности новой компании (по сравнению суммой рентабельностей компаний, участвовавших в слиянии);

· конгломератные (круговые) слияния компаний - объединение компаний, не связанных между собой какими-либо производственными или сбытовыми отношениями. Слияние такого типа - слияние фирмы одной отрасли с фирмой другой отрасли, не являющейся ни поставщиком, ни потребителем, ни конкурентом. Выгода от такого слияния не очевидна и зависит от конкретной ситуации;

· реорганизация компаний - объединение компаний, задействованных в разных сферах бизнеса. Выгода от такого слияния также зависит от конкретной ситуации

2. По географическому признаку:

· локальные;

· региональные;

· национальные;

· международные;

· транснациональные (с участием в сделках транснациональных корпораций).

3. В зависимости от отношения управленческого персонала компаний к сделке по слиянию или поглощению:

· дружественные;

· враждебные.

4. По национальной принадлежности:

· внутренние (происходят в рамках одного государства);

· экспортные (с передачей прав контроля иностранными участниками рынка);

· импортные (с приобретением прав контроля над компанией за рубежом);

· смешанные (при участии в сделке транснациональных корпораций или компаний с активами в нескольких различных государствах).

Основные мотивы слияний и поглощений компаний:

· стремление к росту;

· синергия (взаимодополняющее действие активов двух или нескольких сливающихся в одну компаний, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов действий каждой из участвующих в слиянии компаний);

· диверсификация (расширение ассортимента выпускаемой продукции, переориентация рынков сбыта);

· «недооценка» поглощаемой компании на финансовом рынке;

· личные мотивы менеджеров;

· повышение качества управления;

· стремление построить монополию;

· мотив демонстрации оптимистических финансовых показателей в краткосрочном периоде.

27.Финансовое прогнозирование, его содержание и сфера применения. Виды финансовых прогнозов, их характеристика.

Финансовое прогнозирование представляет собой исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйство-вания и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребности в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку для финансового планирования. К основной цели финансового прогнозирования, осуществляемого для научного обоснования показателей финансовых планов и способствующего выработке концепции развития финансов на прогнозируемый период, можно отнести оценку предполагаемого объема финансовых ресурсов и определение предпочтительных вариантов финансового обеспечения деятельности субъектов хозяйствования, органов государственной власти и местного самоуправления.
Задачами финансового прогнозирования являются:
1) увязка материально-вещественных и финансово-стоимостных пропорций на макро- и микроуровнях на перспективу;
2) определение источников формирования и объема финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и субъектов власти на прогнозируемый период;
3) обоснование направлений использования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и субъектами власти на прог-нозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;
4) определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъектами хозяйствования решений.
Финансовое прогнозирование ведется путем разработки различных вариантов развития организации, отдельной административно-территориальной единицы, страны в целом, их анализа и обоснования, оценки возможной степени достижения определенных целей в зависимости от характера действий субъектов планирования. Достигается это двумя различными методическими подходами:
1) в рамках первого подхода прогнозирование ведется от настоящего в будущее на основе установленных причинно-следственных связей;
2) при втором подходе прогнозирование заключается в определении будущей цели и ориентиров движения от будущего к настоящему, когда развертывается и исследуется цепь возможных событий и меры, которые необходимо принять для достижения заданного результата в будущем исходя из существующего уровня развития организации, административно-территориальной единицы и страны в целом.
В процессе финансового прогнозирования для расчета финансовых показателей используются такие специфические методы, как математическое моделирование, эконометрическое прогнозирование, экспертные оценки, построение трендов и составление сценариев, стохастические методы.
Математическое моделирование позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на показатели финансового прогноза, выбрать из нескольких вариантов проекта прогноза наиболее соответствующий принятой концепции производственного, социально-экономического развития и целям финансовой политики.
Эконометрическое прогнозирование основано на принципах экономической теории и статистики: расчет показателей прогноза осуществляется на основе статистических оценочных коэффициентов при одной или нескольких экономических переменных, выступающих в качестве прогнозных факторов; позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на показатели финансового прогноза.
Эконометрические модели описывают с определенной степенью вероятности динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на финансовые процессы. При построении эконометрических моделей используется математический аппарат регрессданного анализа, который дает количественные оценки усредненных взаимосвязей и пропорций, сложившихся в экономике в течение базисного периода. Для получения наиболее надежных результатов экономико-математические методы дополняются экспертными оценками.

Наши рекомендации