Дополнительные фотоматериалы
Кроме фотографий, относящихся непосредственно к маршруту, были отсняты другие интересные объекты, как популярные, так и давно забытые или никогда не пройденные. Надеемся, эти кадры могут помочь другим группам совершить интересные первопрохождения.
Фото 8.1 – восточная сторона перевалов Шагазы.
Фото 8.2 – западный взлет перевала Бырс Восточный.
Фото 8.3, 8.4, 8.5 – узел пика Тиндаля с разных сторон. Вершина очень красива и, по-видимому, может быть включена в сильный маршрут как препятствие 3Б.
Фото 8.6 – северная сторона пер. Бырс Южный.
Фото 8.7 – массив п. Ошанина и п. Радиоклуба, пер. Дзержинского.
Фото 8.8 – перевалы Турамыс-1 и -2 с ледника Шапак.
Фото 8.9 – пик Сат в Заалайском зребте.
Фото 8.10 – перевал Сулоева со стороны лед. Шапак.
Фото 8.11 – пик Коммунизма с гребня пика Корженевской.
Фото 8.12 – ребро Бородкина с гребня пика Корженевской.
Фото 8.13 – ребро «Буревестника» и пики Ленинград и Абалакова с севера. Интересен проход траверсом через п. Абалакова на лед. Гандо или Беляева.
Фото 8.14 – гребень пер. Бородино с севера.
Фото 8.15 – верховья ледника Хадырша.
Фото 8.16 – район (непройденного?) пер. Сасун с лед. Хадырша на лед. Шапак.
Фото 8.17 – северный склон перевала Хадырша.
Фото 8.18 – перевал Рыжий со стороны лед. Тамаша.
Фото 8.19 – цирк лед. Ташлык с борта вертолета.
Картографический материал
При прохождении маршрута и написании отчета использовались схемы В. Ляпина (с сайта turclubmai.ru), топографическая карта масштаба 1:100000, спутниковые снимки Google и Virtual Earth.
Карта с нанесенным маршрутом: map_pamir_2012.gif
Оформление документов и страховая компания
Год от года ситуация меняется. То, что было верно в 2012 г., может не соответствовать действительности на момент завершения работы над отчетом (весна 2014 г.), поэтому можем лишь вкратце описать наш опыт. За подробностями можно обратиться к руководителю группы ([email protected]).
Собираясь на Юго-Западный Памир, мы договаривались о транспорте и регистрации с Еленой Лоренц. Все было достаточно четко. Услугами этой фирмы воспользовались участники группы, совершавшей перед Памиром акклиматизационную прогулку на Гиссарском хребте. Все получилось нормально, хотя и не без погрешностей.
Когда выяснилось, что Бадахшан закрыт и направление сменилось на район пика Коммунизма, Елена Лоренц, сославшись ан специализацию по районам, передала нас Рано Умаровне Сабировой («Альп-Навруз»), с которой Е. Лоренц, видимо, работает в некотором тандеме. Рано Умаровна давно известна на рынке услуг для альпинистов и туристов и имеет неоднозначную репутацию: в некоторых случаях она очень здорово помогала с эвакуацией (например, группам из Новосибирска), в других нарушала обязательства и перекладывала ответственность. Выбирать нам было не из чего, поэтому мы взяли тот транспорт, который был предложен, и договорились о заброске еды в МАЛ. С этими пунктами проблем не возникло.
Регистрацию для большей части группы делала Е. Лоренц, для нескольких участников, которые прилетели позже, регистрацию делала уже Р. Сабирова, и эта регистрация оказалась неправильной (была сделана не на официальных бланках, не содержала всех требуемых реквизитов), в связи с чем возникли сложности при вылете после похода.
Страховка на время похода была оформлена в страховой компании «Цюрих» - стандартная медицинская страховка для выезжающих за рубеж с покрытием 30 000 евро. Надо уточнять про включение «любительского спорта» в покрытие. Стоит отметить, что Е. Лоренц и Р. Сабирова до доставки нас к началу маршрута просили передать им копии страховок, что мы и сделали.
После ЧП мы связались со страховой компанией и сообщили о страховом случае, затем попытались добиться от Р. Сабировой информации о возможности организации рейса вертолета. Очень быстро стало ясно, что ничего, кроме каравана осликов на пер. Белькандоу, нам от нее не дождаться L
К счастью, страховая компания начала действовать. Сначала страховая компания попыталась связаться с МЧС, однако, насколько мы поняли, там не удалось договориться о документах и предоплате. Далее страховой компании удалось выйти на фирму «Pamir Peaks» (Давлат Хабибов, [email protected]), которая в этом году ставила лагерь в МАЛе. В результате за очень короткое по азиатским меркам время страховая компания и фирма договорились об оплате (сумма порядка 10-12 тысяч евро, так как вертолет уже улетел из Джиргиталя и должен был идти из Душанбе) и отправили за нами борт. Возможно, роль здесь сыграло хорошее отношение к нам со стороны начальника лагеря Алишера или стимуляция страховой компании со стороны работающей в ней далекой знакомой. Впрочем, последний фактор скорее всего не существенен.
Переговоры со страховой можно разделить на три стадии. Сначала (после того, как мы получили рекомендации от знакомого врача-реаниматолога Ольги Добрушиной о том, что нужно поскорее выходить в цивилизацию) мы позвонили в страховую и заявили о страховом случае. На второй стадии нас связали с врачом компании, он подробно расспросил о состоянии пострадавшего. На третьей стадии мы общались с представителями страховой по поводу организации вертолета. Нам сообщали о ходе переговоров, передавали инструкции пилотов (допустимый уклон не более 15 градусов, отсутствие камней, маркировка границ площадки яркими рюкзаками и т.п.), уточняли GPS координаты и характер местности.
На переговоры ушел один световой день, на следующий день в 15 часов прилетел вертолет (изначально должен был прилететь рано утром, но вылет откладывали). Соответственно, нам потребовалось достаточно долго разговаривать по спутниковому телефону, и переговоры требовали нашего непосредственного участия.
В Душанбе с помощью Давлата и его помощников пострадавшего отправили в больницу на скорой прямо от трапа вертолета. Правда, ощущения от «сборки» сломанного пальца и обработки раны без анестезии были таковы, что после первичного осмотра и пары перевязок захотелось поскорее вылететь в Москву.
В течение 1,5 дней в Душанбе Давлат и его помощники помогли нам с оформлением документов в больнице для страховой (выписки из истории болезни с переводом на русский язык, рентгеновские снимки, справки от врачей) и вообще произвели впечатление четких деловых людей, которые хотят работать «под Европу». О том, чтобы взять с нас деньги никто не сказал ни слова и, судя по отсутствию претензий в дальнейшем, страховая компания нормально выплатила то, что обещала. После прибытия в Москву мы связались со страховой компанией и спросили, какие документы им требуются для завершения процесса. Страховая сообщила, что все необходимые документы (в том числе, по вылету вертолета) им уже предоставила туристическая компания.
Из всей этой истории можно сделать следующие выводы:
· По нашим ощущениям, надежная фирма, с которой можно работать, это «Pamir Peaks». Рано Умаровна раньше была «на коне», но сейчас, похоже, уже не способна адекватно выполнять необходимые действия (как указано выше, у нас были сложности со сделанной ей регистрацией, и она не была готова организовывать вертолет). Впрочем, ситуация постоянно меняется, турфирмы плетут интриги друг против друга и неизвестно, что будет дальше.
· Страховка не гарантирует вертолет, но без нее, под «честное слово» практически наверняка никто не полетит. Турфирмы в среднеазиатских странах часто получают отказ от российских страховых компаний и в целом не слишком рады работать под туманное обещание платежа. В целом, вертолет – это большая лотерея.
· Наиболее надежный вариант – до похода договориться с вертолетчиками/фирмой и оставить депозит порядка 10000 $/?. По опыту 2014 года туристические фирмы в среднеазиатских странах прямо предупреждают, что не готовы организовывать вылет вертолета без предоставления депозита, при этом, по их словам, они готовы при наличии страховки организовывать транспортировку пострадавшего по земле. Правда, в таком случае при ЧП требовать деньги со страховой придется уже самостоятельно, что может быть достаточно непросто (при возникновении страхового случая в соответствии с договором страхования обычно требуется незамедлительное уведомление страховой и следование ее инструкциям по организации спасработ).
· При оформлении страховки необходимо проговаривать условия покрытия, узнать контакты ассистанс-компании, которая будет заниматься спасработами (в частности, есть негативные отзывы турфирм о компании Global Voyager Assistance). По нашим ощущениям, можно было страховаться в «Цюрихе» (возможно за прошедшие 2 года они перстали заниматься этим видом страхования) и «Согласии» по программе ФАР.
· Переговоры по спутниковому телефону требуют МНОГО батареек и денег. На разговоры по МТСовской симке, установленной в аппарате Турайя, мы потратили порядка 11000 руб.
· Не надо расслабляться до самого конца похода L