Следственные ситуации, формирующиеся к моменту поступления первичной информации о превышении должностных полномочий или злоупотребления служебным положением и основные направления их разрешения

Ситуации характеризуются объемом и качеством сведений об обстоятельствах предполагаемого преступления.

Классификация:

По времени:

1) действие преступного характера окончено (таких большинство);

2) совершение действия преступного характера продолжается;

3) действие преступного характера готовится.

По источнику поступления сведений:

1) поступление информации от физических лиц;

2) от юридических лиц.

В любой ситуации проверка начинается с опроса заявителя об обстоятельствах деяния, о котором он сообщает – в форме свободного рассказа (чтобы получить информацию о событии и о свойствах личности опрашиваемого).

Заявители:

1)физ лица, сообщающие о нарушении собственных прав и интересов, о преступных действиях должностных лиц, которые они видели, сведения о должностных преступлениях, о которых им стало известно от иных источников. – первичный опрос нужно проводить корректно, не выражая недоверия. Если страдали интересы заявителя, то нужно выяснить при каких обстоятельствах они познакомились с субъектом преступления, как, где и сколько раз они контактировали (встречи, телефон), как и когда преступление совершалось, какой ущерб был причинен заявителю, есть ли у него документы, которые подтверждают их контакты (если такие документы есть, то нужно их истребовать и приобщить). Если был физический вред, то нужно выяснить обращался ли он за мед помощью, если ли у него документы, которые бы это подтвердили – затем нужно отправить его на освидетельствование в мед учреждение (выявление телесных повреждений, повреждений одежды, следов грязи, пыли, крови (брызги, капли, потеки) – можно изъять одежду.

Далее необходим осмотр места происшествия. Далее зависит от наличия информации о личности преступника.

Следственные ситуации по личности преступника: информация о личности преступника отсутствует - принятие мер к его установлению: должностные действия сопровождаются документами, необходимо установить эти документы, изъять их. Если насилие было на открытой территории, то нужно изучить документы кто выполняет свои полномочия на этой территории – приказы, распоряжения, иные документы, фиксирующих направление должностных лиц для выполнения своих обязанностей на определенные территории – так как осмотр документов невозможен до ВУД, то мы их отражаем в рапорте следователя, и мы их истребуем. Также истребуем и изучаем письменные отчеты о выполнении должностным лицом порученных обязанностей (докладные записки, рапорты, наряды). Далее необходимо произвести опросы свидетелей – все что они видели, знают и т.д. если они ничего не видели, то нужно узнать у них видели ли они заявителя до события преступления и после.

Необходимо также опросить должностных лиц, которые по утверждению заявителя совершили насильственное преступление – изучаем документы, регламентирующие их обязанности, пределы их полномочий, документы, подтверждающие выполнение данными лицами своих обязанностей в момент совершения преступления, узнать когда они были назначены на должность. Также необходимо освидетельствовать должностное лицо на наличие телесных повреждений.

Бывают ситуации когда заявитель не знает кто субъект (например если был снос здания) – здесь необходимо выяснить при каких обстоятельствах он обнаружил наступившие последствия, в чем они выразились, как он понял что это действия должностных лиц, были ли требования, кто их выдвигал, есть ли свидетели. У заявителей, которые знают должностное лицо, выяснят от кого исходила инициатива по выполнению этих действий.

Опрос свидетелей - очевидцы (сослуживцы, посторонние). Сначала опрос тех, кто не работает с субъектом. Выяснить: как они оказались в том месте, знакомы ли они с заявителем, что он говорил о цели своего посещения, что делал, какие документы представлял, с кем общался, о чем говорил, какое решение было принято по его обращению, соблюдался ли порядок выполнения должностных действий, кто там еще присутствовал. Другие очевидцы – те, кто там оказался случайно. Объяснения таких свидетелей надо проверять объяснениями других свидетелей.

Когда опрашиваем сослуживцев, они неохотно рассказывают, поэтому нужно проверять всю документацию, которая может подтвердить их осведомленность, а также журналы регистрации посетителей. Также необходимо опросить лиц, которые принимали, регистрировали, проверяли полноту и правильность оформления документов, их достоверность, обоснованность. Также следует установить взаимоотношения субъекта в коллективе. Если служащие отрицают свою причастность, то необходимо на их доводы предъявлять документы, которые регламентируют их деятельность, порядок принятия решения и процедуру.

2) учреждения, организации после проведения ведомственных и вневедомственных проверок. Начать проверку следует с ознакомления с сопроводительным письмом, где есть выводы о наличии преступления. Далее анализируем акт проверки и все сопутствующие документы (объяснения, НА регулирующие порядок деятельности, статус и тд – если таких доков нет, то истребовать). Сопоставить спровод и акт. Если есть сомнения в выводах, можно опросить проверяющих о проведенной ими проверке – повод, основание, оформление, кто осуществлял, какие методы использовали, какие нарушения были обнаружены, кого по этому поводу опрашивали. Чтобы взаимодействие с проверяющими было эффективным при допросе не нужно выказывать недоверие.

Опрос подозреваемого – выяснение должностного положения, времени и основания назначения на должность, функции, полномочия, относительно события преступления.

Наши рекомендации