Осознайте силу удачно сформулированных вопросов
Тех, кто рассказывает истории, дольше слушают – и дольше обдумывают их слова. Истории обычно провоцируют всплеск эмоций, благодаря чему идеи запоминаются и кажутся убедительными.
Не очень уверенные в себе люди думают, что должны всегда все держать под контролем. Следовательно, часто можно слышать, как они менторским тоном изрекают что-нибудь вроде: «Позвольте, я вам объясню», «Тут суть в том…», «Можно с уверенностью сказать, что…», «Вот что вам следует сделать…» Эти фразы делают вас похожим на «училку» в роли менеджера.
Приветствуя вопросы, смягчая интонации и объективно формулируя оценки, вы позиционируете себя как критически мыслящего наставника, а не как судью. Судьи вызывают страх, а наставники – восхищение и уважение.
Вопросами вы приглашаете людей к дискуссии, даете им советы и наставления, а не критикуете их. Приведу примеры: «Во что, по-вашему, вылился этот проект?», «Что вы будете в следующий раз делать по-другому?», «Есть ли у вас идеи, как снизить издержки на последующие поездки?», «Как вы собираетесь достичь этих целей?», «Что, по вашему мнению, должно стать главным приоритетом компании на текущий месяц в свете всех этих показателей и инициатив, предпринятых компанией за квартал?»
Высокая степень заметности. Нетерпимость к ошибкам. Вероятность того, что ваши слова будут помнить долго. Надеемся, что в следующий раз, когда в подобных обстоятельствах вы почувствуете, как ваш дух отделяется от тела, бестелесный голос над вашей головой скажет: «Отлично сработано».
Приветствуя вопросы, смягчая интонации и объективно формулируя оценки, вы позиционируете себя как критически мыслящего наставника, а не как судью. Судьи вызывают страх, а наставники – восхищение и уважение.
Повторюсь: позитивное впечатление формируется из суждений окружающих о вашем лидерстве.
Часть 4. Как вы действуете
Задействуйте эмоции
Они могут забыть, что вы сказали, но они никогда не забудут, что они при этом почувствовали.
Кэрол Бюхнер
«Мы вас не слышим», – крикнул один из рабочих с развалин Всемирного торгового центра, когда президент Джордж Буш, проводивший осмотр места теракта 11 сентября, начал свое импровизированное выступление с крыши пожарной машины.
«Зато я вас слышу. Весь мир слышит вас. И люди, взорвавшие эти здания, скоро услышат обо всех нас».
Его замечание достигло сердец американцев, которые испытывали те же эмоции. Многие отмечали, что именно в тот день Буш стал их президентом; это была вершина его популярности. Оппоненты продолжали характеризовать его как привлекательную личность, невзирая на рост усталости от войны и проводимую им под конец второго президентского срока политику.
А Джона Керри, наоборот, очень критиковали за ненатуральность приветственной речи на Демократической национальной конвенции, когда он подошел к кафедре, отсалютовал рукой и произнес: «Джон Керри прибыл для несения службы». Неестественно. Неэмоционально. Недушевно.
Президент Барак Обама пережил подобную «кривую обучения» эмоциональной увлеченности. Сразу после инаугурации в 2008 году страна смотрела, как ее первый президент-афроамериканец с женой Мишель прогуливаются по Пенсильвания-авеню, приветствуя сограждан, и эмоциональная связь была сильна. Но по прошествии нескольких первых месяцев, когда Обама стремился поддерживать связь с американским народом, рейтинги его популярности стали падать. Американцы хотят, чтобы их лидеры действительно ими интересовались, а не просто проводили опросы. Работники хотят, чтобы их руководители к ним прислушивались, а не просто раздавали задания и подписывали ведомости на зарплату. Клиенты хотят, чтобы их поставщики старались решить сложности, возникающие в их бизнесе, а не просто продавали товары и услуги.
Люди, умеющие преподнести себя, стараются наладить связь с окружающими не только на физическом, но и на эмоциональном уровне.
Но эмоциональная привлекательность подразумевает, что вам разрешили ее продемонстрировать.
Немногие позволят вам вторгаться в свою жизнь. В действительности в жизни проще всего «включить автопилот» и отключиться от окружающих в прямом и переносном смысле. Так что же побудит людей, так сказать, пригласить вас в свою жизнь?
Две вещи: доверие и симпатия. Окружающие могут доверять вам, спрашивать совета и пользоваться плодами вашего труда – но не общаться с вами без особой надобности. С другой стороны, вы можете быть привлекательным человеком, душой компании, с которым все хотят потусоваться. Но при этом люди не настолько доверяют вам, чтобы в ответственный момент обратиться за важной информацией или попросить грамотно что-то сделать.
Сочетание компетентности и личной привлекательности – отличительная характеристика лидера, способного преподнести себя. Именно поэтому в политических опросах вопросы сформулированы таким образом, чтобы можно было оценить рейтинги личной привлекательности кандидатов, а не только показатели их воспринимаемой компетентности.
Наличие обеих этих черт формирует выгодное впечатление и создает президентов. Может быть, непросто найти определение для личной привлекательности, но мы все чувствуем, у кого она есть. Нам нравятся люди, которые интересуются нами и сами по себе интересны. Нам нравятся те, кто нам знаком, кто на нас похож, достойные доверия, искренние, откровенные, скромные, позитивные и благосклонно к нам относящиеся люди.
Так как же проявить личную привлекательность?