Порядок сбора и обработки первичной информации
Сбор первичной информации (фактического материала) осуществляется, как правило, в процессе практики и является ответственным этапом подготовки курсовой работы. Ее качество и объективность выводов во многом будут зависеть от того, насколько правильно и полно подобран и проанализирован фактический материал по теме исследования и деятельности объекта.
Только изучение многих (порой противоречивых) фактов, их сопоставление и анализ позволяют выявить закономерности, основные тенденции развития исследуемого явления или объекта, их логические взаимосвязи, а также экономическое и правовое значение динамики развития. Приводимые факты и цифровой материал должны быть достоверны.
В работе студенту необходимо выявить и изложить основные тенденции изучаемых процессов и явлений, подкрепить их наиболее типичными примерами и практическими расчетами, а также обосновать применяемые методы исследования и выбрать наиболее эффективные методики экономического, статистического анализа.
Систематизация, анализ и обработка первичной информации предполагают широкое использование в курсовой работе таблиц, диаграмм, графиков, схем, которые не только способствуют наглядности приводимого на страницах работы материала, но и убедительно раскрывают суть исследуемых явлений и процессов.
Сбор и обработка первичной информации (фактического материала) является самым трудоемким этапом в подготовке курсовых работ, поэтому этот этап должен быть под особым вниманием студента и руководителя.
В целях ускорения обработки и систематизации первичной информации рекомендуется широко использовать экономико-математические методы и современную вычислительную технику.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа должна содержать как общие научные рекомендации по совершенствованию организации и планирования производственной деятельности предприятия, так и конкретные выводы и рекомендации, их отличительные особенности, вытекающие из своеобразной темы работы, объекта изучения, содержания (плана) работы, методических советов руководителя, наличия исходной информации, уровня подготовки студентов, их профессиональных знаний и умений. При этом курсовые работы могут быть построены по общей схеме на основе единых методических указаний и требований действующего стандарта. Содержание каждой работы должно отражать индивидуальный, самостоятельный и творческий характер работы студента над своим плановым заданием.
Курсовая работа должна отвечать следующим методическим рекомендациям и требованиям. Курсовая работа должна включать:
- титульный лист, оформленный в соответствии с установленными требованиями
- содержание;
- введение;
- разделы (главы) и подразделы;
- выводы после каждой главы
- заключение;
- список источников и литературы;
- приложения.
СОДЕРЖАНИЕ включает введение, наименования разделов, подразделов, выводы после каждой главы, заключение, список источников и литературы, приложения с указанием номера их начальной страницы (Приложение 2).
Во ВВЕДЕНИИ:
- обосновывается актуальность избранной темы;
- формулируются цель и задачи курсовой работы;
- формулируется объект и предмет исследования;
- дается характеристика информационной базы;
- аргументируется принятая в работе методика исследования, анализа (проектирования) и обработки материала;
- дается краткая характеристика структуры курсовой работы.
Введение – это визитная карточка, реклама курсовой работы. Объем введения должен составлять примерно 8–10 % от общего объема работы.
Цель исследования ориентирует на конечный результат выполнения курсовой работы.
Задачи формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели исследования. Задачи – средства достижения цели.
Определение цели исследования позволяет упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных и дополнительных задач.
Объект исследования – это та часть научного знания, с которой связано исследование. К объекту относят процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, а также совокупность экономических отношений, механизмов и институтов.
Предмет исследования – это тот аспект проблемы, который исследуется в курсовой работе, и находится в границах объекта. Предмет исследования определяет тему работы.
Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Например:
1.Тема курсовой работы: Роль и функции страхования в современных условиях в РФ.
Цель: исследование особенностей проблем и перспектив развития страхования в современных условиях.
Задачи:
- раскрыть сущность и функции страхования;
- охарактеризовать проблемы развития страхового рынка в России;
- рассмотреть перспективы развития страхования;
- проанализировать финансовые показатели страховой деятельности.
Объект исследования: экономические отношения, возникающие в процессе развития страховой деятельности.
Предмет исследования: страхование и перспективы развития в современных условиях.
2. Тема курсовой работы: «Кредитно-денежная политика Центрального Банка и ее инструменты».
Цель: исследовать кредитную и денежную политику ЦБ, разработать инструменты кредитно-денежной политики ЦБ.
Задачи:
- раскрыть сущность кредитно-денежной политики;
- исследовать специфику формирования составных инструментов кредитно-денежной политики
- обосновать методы управления кредитно-денежной политики;
- проанализировать текущее состояние кредитно-денежной политики ЦБ и его результаты.
Объект исследования: экономические отношения, возникающие по поводу управления кредитно-денежной политикой банка.
Предмет исследования: управления кредитно-денежной политикой и формирование ее инструментов.
СОДЕРЖАНИЕ курсовой работы (главы, подразделы, их количество) определяется ее темой и направлением исследования, соответствует поставленным задачам.
В первом разделе основной части раскрываются теоретические основы соответствующей темы с учетом современных подходов в планировании деятельности банков в условиях рыночных отношений. Здесь необходимо сопоставить различные точки зрения отечественных и зарубежных авторов на существующую проблему, дать их критический анализ и на этой основе определить свой подход к ее решению. Этот раздел служит теоретической базой для последующего исследования практических данных. Завершается раздел выводами, позволяющими перейти к последующему изложению учебного материала. Его примерный объем – до 10-15 страниц.
Во втором разделе практической части дается анализ и оценка объекта исследования на основе собранных материалов с банками, раскрываются методы и направления анализа экономических показателей, выявляются недостатки в работе банков в деле организации и планирования производства, а также и достоинства. Студенты, работающие над сквозной задачей, выполняют в данном разделе расчеты необходимых экономических показателей.
Все предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности банка на рынке должны быть подтверждены в работе соответствующими расчетами экономической эффективности или социального, экологического, технического и других видов эффекта. Выводы и предложения этого раздела должны иметь научное обоснование и возможность практического подтверждения. Объем второго раздела – около 15-20 страниц.
Изложение содержания работы должно быть строго логичным. Особое внимание следует обратить на переход от одной главы к другой.
Каждый раздел (глава) курсовой работы должен заканчиваться выводами.
Текст каждого раздела (главы) следует начинать с нового листа.
Объем содержательной части курсовой работы составляет примерно 70–80 % общего объема работы (примерно 30–40 % – теоретическая часть). Текстовой материал содержательной части работы разбивается равномерно по главам. В каждой главе должно быть не более двух-трех подразделов (параграфов). Объем каждого подраздела (параграфа) должен составлять 8 - 10 страниц.
При цитировании источников и литературы по тексту работы внизу страницы делается подстрочная ссылка (с указанием автора, названия, издательства, года издания и номера страницы цитаты).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ подводит итог решения тех задач, которые были поставлены в курсовой работе. В нем следует сформулировать выводы, сделанные по результатам всей работы. Здесь необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, оценить успешность собственной работы. Объем заключения составляет 1-2 страницы.
Объем заключения составляет примерно 5–10 % от общего объема работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ включает источники и литературу, которыми пользовался автор при изучении темы и написании курсовой работы.
Список имеет следующую структуру с обязательным заголовком для каждого раздела (Приложение 3).
1. Источники
Делятся на два подраздела: опубликованные и неопубликованные.
1.1.Опубликованные источники
В состав опубликованных источников могут быть включены законодательные и нормативные документы российского государства. Эти документы должны систематизироваться по значимости, а внутри каждой выделенной группы документов - по хронологии.
Нормативно-методические документы – стандарты, методические рекомендации, указания, правила, инструкции и т. д. располагаются в пределах каждой группы документов – по хронологии. Публикации документов располагаются по алфавиту их названий. Источники и литература на иностранных языках указываются на языке оригинала и приводятся в каждом разделе (подразделе) списка после кириллического алфавитного ряда. Электронные ресурсы (например, СD-ROMы, статьи из электронных журналов, электронные книги) помещаются в соответствующий раздел списка в едином алфавитном ряду. Названия сайтов с адресами Интернет-ресурсов выделяются в отдельный список. Сведения для описания электронных изданий берутся с домашней страницы сайта или с титульного экрана.
1.2. Неопубликованные источники
В состав неопубликованных источников включаются: устав предприятия, учредительные документы, бухгалтерская отчетность и прочее (по алфавиту названий).
2. Литература
Монографии, статьи, рецензии, авторефераты, электронные ресурсы располагаются в алфавитном порядке их авторов и заглавий. В описании статей обязательно указываются название журнала или сборника, где они опубликованы, год, номер и страница, в других позициях литературы указывается также общее количество страниц в публикации.
3.Справочные и информационные издания – энциклопедии (с указанием статей), словари, путеводители, справочники и т. д. – по алфавиту и со всеми необходимыми реквизитами.
ПРИЛОЖЕНИЯ содержат текстовые документы, графики, диаграммы, схемы, карты, таблицы, а также расчеты, выполненные с применением вычислительной техники. Они служат для иллюстрации отдельных положений исследуемой проблемы или являются результатом предлагаемых рекомендаций автора.
Приложения помещают после списка источников и литературы в порядке их упоминания в тексте. В приложении приводятся материалы по планированию, анализу экономических показателей деятельности предприятия, таблицы сквозной задачи.
Объем курсовой работы не менее 25-30 страниц печатного текста без приложения.
Пример составления плана курсовой работы (Приложение 3)