С какими идеализациями пересекается контроль
Контроль окружающего мира пересекается практически со всеми известными идеализациями! Можно сказать, что он является как бы их частью, характеризует отдельные их стороны.
В семейной жизни идеализация контроля может проявляться вместе с ревностью и идеализацией отношений между людьми. Честная и добропорядочная жена предъявляет мужу требования, которым он никак не хочет соответствовать (быть примерным семьянином, зарабатывать приличные деньги и заботиться о детях). При этом она недовольна им и пытается контролировать его поведение, чтобы привести в соответствие с её идеалом.
Идеализация собственного несовершенства тесно связана с контролем, направленным на самого себя: я знаю, каким должен быть? и я обязан сделать все, чтобы соответствовать этому образу.
Контроль окружающего мира проявляется в идеализации работы, когда руководитель постоянно тревожится о ходе выполнения заданий, проверяет каждый шаг и действия подчиненных, раздражаясь и нервничая в случаях, когда ситуация выходит из-под его влияния.
В идеализации цели контроль активно проявляется, когда любое отступление от намеченной цели и планов рассматривается как катастрофа.
Случай из жизни
За консультацией обратился Борис, 51 год. Два года назад его единственный сын Роман ушёл из дома, а год назад отказался общаться с родителями. Любые их попытки пойти на контакт Роман пресекает.
Предыстория такова.
Родители Романа много сил положили для его воспитания. Им всегда хотелось, чтобы он вырос достойным (по их представлениям) человеком.
Трудности начались, когда Роман без ведома родителей оставил политехнический институт. В доме был скандал, отец долго пытался образумить сына, но это ему не удалось. Романа забрали в армию. После возвращения он не захотел продолжать учебу и, несмотря на все увещевания родителей, пошёл работать.
Работа сына тоже не вызвала восторга у Бориса. Он мечтал о другой карьере для своего сына. Однако очень скоро молодой человек преподнёс ещё один сюрприз папе и маме: он стал пить, причём в больших количествах и не в самых лучших компаниях. Чего только не предпринимал Борис и его жена, чтобы направить своего ребёнка на путь истинный! Воздействовали на его друзей, сотрудников, вызывали милицию, несколько раз кодировали его от пьянства. Но ничего не помогало.
Несколько раз родители пытались женить Романа в надежде, что он возьмётся за ум. Но не тут-то было! Женщины, которые ему нравились, приводили родителей в ужас, и каждый раз Борис делал всё, чтобы «уберечь сына» от них. Во время очередного скандала Роман ушёл из квартиры родителей, стал снимать жильё в доме напротив. Он не захотел пускать туда ни отца, ни мать. Чтобы знать о том, как живёт сын, Борис купил подзорную трубу и установил её на балконе своей квартиры. Он регулярно дежурит у трубы, наблюдая, какие компании и какие женщины бывают в гостях у Романа. По словам Бориса, «вытащить сына» из ямы стало единственным смыслом его жизни. Он признался, что отношения с женой давно уже потеряли актуальность, их семью объединяет лишь одна цель – сделать так, чтобы у сына сложилась достойная судьба. Последние слова, сказанные Романом родителям, таковы: «Вы мне жизнь исковеркали!». Это уже долгое время ранит Бориса. Он же хотел как лучше! В последнее время он чувствует себя всё более и более несчастным, у него стало портиться здоровье, в жизни он не видит никакого смысла.
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ. Главная идеализация Бориса – контроль окружающего мира (следующая по важности – идеализация образа жизни). Идеализация контроля направлена вовне (на сына) и выражена явно (Борис не только переживает, но и активно пытается перевоспитать Романа). Борис хорошо знает, как должна складываться судьба сына (он знает, какое образование, какая работа и жена ему нужны), и всеми силами пытается реализовать собственное видение жизни Романа. Сын же стал классическим «воспитателем» своего отца, принимающим в штыки любые попытки управлять собой. Контролировать сына стало единственной целью жизни Бориса. Ему кажется, что без его руководства Роман просто пропадёт. При этом сын уже два года живёт без родителей, и ничего страшного с ним не произошло. Но для Бориса это не в счёт. Он уверен, что правильно выражает свою отцовскую любовь к сыну и не понимает, зачем тому нужно поступать «по-своему». Последние годы Борис живёт не своей жизнью, а жизнью своего сына: его мысли круглосуточно занимают одни и те же вопросы – где Роман, что с ним, что он делает?
Борис даже никогда не думал о том, что можно позволить Роману хотя бы чуть-чуть пожить своими интересами, без предварительного согласования и контроля со стороны родителей. Сама мысль о том, что жизнь Романа может быть не такой, как представляет её Борис, для него недопустима. И, конечно же, отец должен всегда знать, что происходит в жизни сына: вдруг понадобится родительское участие?
Как следствие всего этого, Роман начисто лишает родителей возможности контролировать себя, манипулировать собой и уходит из дома, запретив приходить и звонить. Он уже привык к тому, что общение с родителями сводится к переживаниям по поводу того, что он неправильно живёт, и попыткам «сделать из него человека». Своим поведением Роман даёт родителям урок, смысл которого в общем виде можно выразить так: ребенок – не собственность родителей, это в первую очередь самостоятельная личность, имеющая право на собственную жизнь, какой бы она ни была.
Умная мысль
Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас.
Э. Легуве
Примеры заполнения Дневника самонаблюдений
Событие, вызвавшее негативные переживания | Выявленная идеализация | Отработка идеализаций |
Галина Т., домохозяйка Дочь пришла домой глубоко за полночь. Я весь вечер дежурила у окна и не давала никому позвонить по | Самая основная, на мой взгляд, идеализация – это контроль окружающего мира(в данном случае | Я прошу прощения у Жизни и у себя самой за мои негативные эмоции по отношению |
телефону – вдруг Оля объявится? Когда она заявилась, я была готова ее растерзать и даже ударить. Еле сдержалась. Зато дала волю словам. Обвинила ее во всех смертных грехах, не забыла отметить, что ее лучшая подруга уже экстерном сдала экзамены за второй курс, а та девка, с которой она сейчас общается, слова доброго не стоит. В пример был приведен старший сын, который только и знает, что учится. С ним другая проблема – я бы и рада была, чтобы он пошел погулять, с девочками встретился, но он сидит как сыч дома и играет в компьютер. Когда мой пыл был еще в полном разгаре, она ушла в ванную и заперлась там. Еще немного постояв под дверью и поняв, что она скоро не выйдет, я, обессиленная, ушла в свою комнату. Спать не могла и всю ночь «крутила» наш разговор. | дочери). В чем же он выражается? Я должна всегда знать, кто где находится, что там происходит и кто когда придет домой. Получается, что я не доверяю Жизни, не доверяю детям. Да, кстати, я очень хорошо знаю, какими должны быть мои дети, и ни один меня не устраивает по-настоящему. Видимо, весь этот контроль выражен в моей четкой жизненной позиции, согласно которой мои домашние обо всем должны докладывать мне. И даже если они делают не так, как я считаю правильным, я должна быть поставлена в известность, дабы моя рука всегда была на пульсе. | к дочери. Я знаю, что придаю своей идеализации избыточное значение. Впредь я отказываюсь от своих переживаний по этим вопросам, и теперь буду к этому относиться значительно легче. Я полностью беру на себя ответственность за этот эпизод и за все мои эмоции. Я благодарю Жизнь за урок и внимательность ко мне! Я обязуюсь впредь не впадать в длительные переживания, оказавшись в подобной ситуации. | |||
Сергей В., педагог Я проснулся позже обычного и увидел, как моя жена пьет кофе на кухне. При этом у нее было какое-то странно-довольное выражение лица. Захотелось спросить ее, о чем она думает. Я подошел к плите – она меня не заметила! Еще через несколько минут она стала собираться на работу, и я увидел, что она одевает свою парадную блузку. Обычно она спрашивала меня, прохладно ли на улице и что ей стоит одеть. А тут – странная молчаливость. Я попытался заговорить с ней о какой-то ерунде, но она, похоже, думала о своем, и мое вмешательство было явно некстати. Она даже не спросила меня, когда я вернусь с работы! На мой вопрос, когда ждать ее, она рассеянно | Никогда бы не подумал, что в моих отношениях с женой для меня так важно контролировать ее. Я заметил, что в тот момент, когда она пила кофе и молчала, мне захотелось буквально влезть в ее голову и посмотреть: какие у нее там мысли бродят? И потом, я привык держать ее на ниточке внимания, привык, что она спрашивает у меня совета, что смотрит, как я передвигаюсь по квартире. Я привык, что ее голова и душа заняты мною! А тут вдруг я почувствовал, что | Я прошу прощения у Жизни и у себя самой за мои негативные эмоции по отношению к дочери. Я знаю, что придаю своей идеализации избыточное значение. Впредь я отказываюсь от своих переживаний по этим вопросам, и теперь буду к этому относиться значительно легче. Я полностью беру на себя ответственность за этот эпизод и за все мои эмоции. Я благодарю Жизнь за урок и | |||
пожала плечами и пролепетала: «Как получится...». С этого момента я почему-то не мог далеко отойти от нее: старался держать в зоне видимости или хотя бы слышимости. Я ничего не сказал ей в это утро. Но к тому времени, как она захлопнула дверь, я уже успел про себя обозвать ее нехорошим словом, подумать, что она любит другого и что я стал ей не нужен. Неужели мне так мало нужно, чтобы мучиться ревностью? | не знаю, о чем она думает, и это было для меня больно! Выходит, я хочу, чтобы она всегда думала только обо мне. Я хочу хозяйничать в ее мыслях, контролировать их. Открыто сказать о своих чувствах мне было унизительно. Это все равно, что в кабинет войдет бывший начальник и спросит: «Разве я уже не начальник?» | внимательность ко мне! Я обязуюсь впредь не впадать в длительные переживания, оказавшись в подобной ситуации. | |||
Задание 1
Есть ли в вашей жизни такие люди (или дела), которые постоянно крутятся у вас в голове?
Ловите ли вы себя на том, что постоянно ведёте внутренние диалоги, доказываете что-либо, пытаетесь изменить «неправильности»?
Если есть, запишите, кто это (или что это):
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Подумайте, не является ли такое поведение признаком идеализации контроля окружающего мира?
Или это проявления другой идеализации (например, своего несовершенства)?
Задание 2
Если вы нашли у себя признаки идеализации «контроль окружающего мира», сформулируйте её несколькими характерными фразами и запишите ниже – они понадобятся вам для дальнейшей работы. Если ваши мысли совпадают с характерными установками, приведёнными ранее, можете использовать и их.
Мои характерные мысли, относящиеся к идеализации контроля окружающего мира:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Давайте жить дружно!